Профилактика наркозависимости у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 06:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является рассмотрение возможных вариантов профилактической работы по предупреждению наркозависимости у младших школьников.
Задачи исследования является ранняя диагностика и выявление наркозависимости у детей. Предупредить возникновение установки на наркотизацию – желания попробовать дурман.

Содержание

Введение.
1. Теоретические основы профилактики наркозависимости в младшем школьном возрасте.
1.2. Учет особенностей детей младшего школьного возраста в профилактике наркозависимости.
1.3. Организация профилактики наркозависимости детей младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения.
2. Экспериментальные исследования по профилактике наркозависимости у младших школьников.
2.1. Организация и методы исследования.
2.2. Результаты исследования.
Заключение.
Глоссарий.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Профилактика наркозависимости.doc

— 272.00 Кб (Скачать файл)

     Позитивная  профилактика наркозависимости, ориентированная  на  младших школьников

     Как уже отмечалось ранее, Концепция  профилактики злоупотребления ПАВ  в образовательной среде предполагает в качестве цели первичной профилактики наркозависимости воспитание гармоничной, успешно социализированной личности, способной удовлетворять свои основные потребности, не прибегая к употреблению ПАВ.

     Реализация  этой цели на практике означает проведение работы по развитию личности ребенка, понимаемой как динамического единства трех ее взаимосвязанных компонентов: эмоционального, когнитивного, поведенческого.

     Рассмотрим  особенности работы с каждым из этих компонентов в связи с возрастными особенностями детей. Безусловно, выделение этих компонентов является искусственным и применяется исключительно для удобства описания 

     Эмоциональный аспект развития личности

     В работе с детьми младшего школьного  возраста развитие личности возможно (и наиболее эффективно) через обращение к эмоциональной сфере детей. Почему? Это связано в первую очередь с возрастными особенностями детей.

     Известно, что возраст 6-12 лет относится  к аффективному этапу развития личности [5]. В это время возрастает подвижность нервных процессов, причем процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Это определяет такие характерные особенности детей этого возраста, как непоседливость, сложности в управлении собственным поведением и эмоциональная возбудимость. Основным уровнем реагирования на «вредности» является аффективный (эмоциональный). Если в этом возрасте ребенок перенесет психическую травму, тяжелую болезнь или будет находиться в хронической ситуации нервно-психического напряжения в школе или дома по самым разным причинам (например, из-за сложностей адаптации к условиям школьного обучения, что встречается по разным данным у 20 – 80% младших школьников [13]) – у него может произойти задержка развития на этапе аффективного формирования, и в дальнейшем в структуре личности сохранятся, и будут проявляться такие черты, как недостаточный самоконтроль (непосредственность реагирования на внешние события), сниженная способность к адекватной оценке ситуации, эмоциональная неустойчивость, неуверенность в себе, тревожность, робость, пассивность или агрессивность, и другие заострения эмоциональных черт и отклонения поведения. Эти негативные последствия не только могут затруднить социализацию ребенка, но и, в неблагоприятных условиях (см. факторы риска, относящиеся к микросоциальному окружению ребенка), выступить в качестве факторов риска приобщения к ПАВ.

     С другой стороны, именно в возрасте 5-7 лет, в связи с возрастанием роли второй сигнальной системы, у ребенка  формируется способность дифференцировать свои эмоции посредством речи, и эти дифференцированные эмоции становятся важным регулятором поведения [6]. Исходя из этого, эмоциональное развитие детей, основанное на обучении детей пониманию своих эмоциональных свойств и способов эмоционального реагирования, и предполагающее профилактику (или коррекцию) эмоциональных нарушений, является значимым защитным фактором по отношению к возможной наркотизации.

     Остановимся на содержании профилактики эмоциональных  нарушений подробнее: Дело в том, что эмоциональные нарушения, несмотря на разнообразие их проявлений (тревожность, агрессивность, подавленность, эмоциональная лабильность и т.д.), чаще всего имеют единую основу – слабость Я, бессознательное ощущение внутреннего хаоса. Переведем это положение на символический язык (вернемся к упомянутой уже нами метафоре [8, c. 11]). Представим, что наш внутренний мир – Волшебная страна, в которой есть правитель (Король), есть множество придворных, слуг и простые граждане. Если Король слаб, или изгнан, его место занимают слуги, которые не обладают мудростью короля, и потому совершают ошибки. Теперь становится понятной истинная причина эмоциональных и поведенческих нарушений: всему виной слуги, неправильно занявшие свои места. И, конечно, Король, забывший о своих обязанностях. Цель работы по эмоциональному развитию детей тогда заключается в усилении Короля и расстановке придворных по местам, соответствующим их назначению. И программы первичной профилактики, ориентированные на работу в первую очередь с эмоциональной составляющей личности предполагают реализацию этой цели. Особое внимание при этом необходимо уделить формированию способности управлять своими эмоциями (введение понятия Меры, обучение навыкам экологичного снижения силы проявления т.н. негативных эмоций) 

     Когнитивный аспект развития личности

     Под интеллектуальной сферой психической  организации ребенка понимаются существующие в его сознании разнообразные  суждения, умозаключения, наблюдения, знания о себе, других людях, окружающей действительности. Когнитивный компонент  предполагает наличие как «чистых» мыслей о каких-либо предметах и явлениях, так и оценочных суждений об этих явлениях и предметах.

     Основным  фактором, влияющим на становление  активности, развитие самосознания и  уверенности в себе, в начале младшего школьного возраста, выступает общение со взрослым. Именно взрослый стимулирует зарождение и становление у ребенка оценочной деятельности, когда:

     выражает  свое отношение и оценочный подход к окружающему;

     организует  деятельность ребенка, обеспечивая  накопление опыта индивидуальной деятельности, ставя задачу, показывая способы ее решения и оценивая ее исполнение;

     представляет  образцы деятельности и тем самым  дает  критерии правильности ее выполнения;

     организует  совместную деятельность детей, которая  помогает ребенку видеть в ровеснике  личность, учитывать его желания, считаться с его интересами, а также переносить в ситуации общения со сверстниками образцы деятельности и поведения взрослых.

     Как уже отмечалось ранее, в формировании представлений ребенка о себе, его самооценки значительная роль принадлежит оценкам взрослых. Повышенная восприимчивость ребенка младшего возраста к оценкам взрослого содержит в себе значительный потенциал для работы по профилактике наркозависимости. Так как позволяет педагогу через реализацию в своей оценочной деятельности, а также систему рекомендаций для родителей и других членов семьи ребенка, способствовать формированию положительной Я-концепции ребенка, внутренних установок на поведение в соответствии с социальными нормами и ценностями здорового образа жизни.

     Наряду с развитием способности к рефлексии в профилактической работе с детьми, опираясь на интеллектуальную сферу, особое внимание следует уделить развитию критичности мышления. Наряду с уверенностью в себе, это свойство является основой способности противостоять наркогенному социальному давлению (в том числе и скрытой пронаркотической рекламе в СМИ).

     Поскольку неуспешность в учебной деятельности является значимым фактором риска наркотизации, особое значение приобретает работа по формированию и развитию умений и навыков приобретения и усвоения знаний.

     В этом направлении перед педагогом  стоят следующие задачи:

     1. Зафиксировать и помочь детям осознать ту информацию, которая используется ими импульсивно в качестве материала их интеллектуальной деятельности. Для решения этой задачи могут быть использованы такие методы и техники, как групповая дискуссия, анализ проективного рисунка и другие.

     2. Проследить и с помощью различных упражнений интенсифицировать степень использования детьми самых разных операций и техник мышления.

     В частности, следует активизировать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, способствовать усвоению детьми техник проблематизации, позиционной  обратной связи. Для решения этой задачи могут использоваться групповые  дискуссии, мозговые штурмы, проектирование, взаимоэкспертиза и других

     3. Сориентировать и мотивировать детей на деятельность, содержанием которой является понимание, осмысление, формирование новых понятий, поиск и развитие способов работы с информацией.

     Особое  значение приобретает работа над формирование позитивной мотивации – т.е. мотивации достижения успеха. Для этого могут использоваться обсуждения, дидактические и ролевые игры.

     4. Интеллектуальная рефлексия детьми методов, способов и приемов собственной интеллектуальной деятельности. При этом под интеллектуальной рефлексией понимается такой тип мыслительной деятельности, в результате которого появляется возможность увидеть свое мышление «со стороны», за счет расширения поля осознаваемых элементов мышления и деятельности, а также помех и затруднений в конкретной ситуации, нахождения способов их преодоления. 

    Поведенческий аспект развития личности.

     Переход от внешней регуляции поведения  к внутренней его регуляции является одной из основных характеристик  перехода к младшему школьному возрасту. В дальнейшем развивается произвольность поведения, расширяются возможности выбора собственного поведения в соответствии с ведущей мотивацией.

     Развитый  самоконтроль и саморегуляция поведения  являются значимыми защитными факторами  по отношению к возможной наркотизации.

     Рассматривая  вопрос о специализированной работе по развитию произвольности поведения, необходимо отметить две закономерности его формирования в условиях «естественного»  развития ребенка:

     Формирование  произвольности первоначально происходит в сфере движений. И в дальнейшем дети младшего школьного возраста осуществляют управление своим поведением под контролем двигательных ощущений.

     Формирование  произвольного управления действиями появляется и легче всего осуществляется в игре. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что «ребенок с трудом контролирует свои собственные действия, но эти же действия, как бы вынесенные вовне и данные в форме действия другого человека, он контролирует относительно легче. Поэтому роль, выполняемая ребенком, имеет исключительное значение в осознании его действий... и ... управлении ими» [5, с. 6]. Это положение имеет особое значение для проведения работы по формированию произвольности поведения и навыков саморегуляции детей. Так, в работе по формированию навыков управления собственным поведением, особенно на начальных этапах такой работы, эффективно использование «предметно-ролевых» задач на развитие произвольно-двигательной сферы. Например, таких, как: «походи как Мишка», «Полежи расслабленно как распластанная на песке морская звезда».

     Также следует отметить, что в работе над развитием целенаправленного  поведения детей особое значение имеет формирование навыка ответственного принятия решений. Большая часть  профилактических программ, разработанных  в рамках модели «формирования жизненных навыков» подчеркивают приоритетное значение формирования этого навыка в становлении устойчивости личности по отношению к возможной наркотизации.

     1.3. Организация профилактики наркозависимости детей младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения.

     Современный государственный подход к профилактике наркозависимости предполагает ведение  профилактической работы в следующих  направлениях, которые выделяются в  зависимости от основных объектов профилактического  воздействия:

     превентивное  обучение детей

     работа  с семьей

     создание  антинаркотической  среды в образовательном  учреждении

     Рассмотрим  основные аспекты профилактической работы в перечисленных направлениях и роль педагога образовательного учреждения в ее проведении. 

     Превентивное  обучение детей младшего школьного возраста.

     Превентивное  обучение представляет собой новую область педагогической деятельности, в которой тесно переплелись современная педагогика, практическая психология и идеи медицинской профилактики, и предполагает сочетание овладения детьми знаниями с формированием у них здоровых установок и навыков ответственного поведения. Превентивное обучение направлено на развитие личности ребенка в единстве трех ее взаимосвязанных компонентов (когнитивного, эмоционального и поведенческого). При этом общая целевая направленность на гармоничное развитие ребенка конкретизируется в таких задачах обучения как формирование положительного образа Я ребенка, способности к саморегуляции, навыков принятия ответственных решений и эффективного общения, сопротивления наркогенному давлению со стороны рекламных компаний в СМИ и давлению сверстников, и некоторых других навыков личностной и социальной компетенции.

     Профилактическая  работа по предупреждению приобщения детей к ПАВ опирается на следующие  принципы. 

      Принципы превентивного обучения

Информация о работе Профилактика наркозависимости у детей младшего школьного возраста