Процесс воспитания и развития воли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 22:26, реферат

Краткое описание

Цель данной работы: Проанализировать воспитание и развитие воли.
Задачи:
Рассмотреть основные признаки воли как психологического явления.
Изучить значение воли в организации деятельности и общения человека.
Проанализировать воспитание воли.
Сделать выводы.

Содержание

Введение 2
1. Понятие воли 3
1.1 Основные признаки воли как психологического явления 3
1.2 Значение воли в организации деятельности и общения человека 5
2. Воспитание воли 9
Заключение 14
Список литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

процесс воспитание воли.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

Введение

 

В связи со всеобщим возрождением интереса к гуманитарным, специфическим  человеческим проблемам психологии в последние годы наблюдается  повышенное внимание к воле. Когда-то, еще в XVIII-XIX вв., эта проблема была одной из центральных в психологических исследованиях. В начале XX в. в связи с общим кризисным положением в этой науке исследования воли отошли на второй план. Эта проблема оказалась самой трудной из тех, которые необходимо было ставить и решать на новой методологической основе. Но игнорировать ее и полностью не замечать было невозможно, так как воля относится к числу тех психических явлений (наряду с воображением), жизненно важную роль которых нет особой необходимости доказывать.

По этой причине в  начале XX в. и в последующие десятилетия  исследования воли продолжались, правда, не столь широко и активно, как  прежде, но с использованием того же самонаблюдения в качестве основного  метода выявления связанных с ней феноменов.

Цель данной работы: Проанализировать воспитание и развитие воли.

Задачи:

    1. Рассмотреть основные признаки воли как психологического явления.
    2. Изучить значение воли в организации деятельности и общения человека.
    3. Проанализировать воспитание воли.
    4. Сделать выводы.

 

1. Понятие воли

1.1 Основные признаки воли как  психологического явления

 

Еще Аристотель ввел понятие  воли в систему категорий науки  о душе для того, чтобы объяснить, каким образом поведение человека реализуется в соответствии со знанием, которое само по себе лишено побудительной силы. Воля у Аристотеля выступала как фактор, наряду со стремлением способный изменять ход поведения: инициировать его, останавливать, менять направление и темп1.

Один из существенных признаков волевого акта заключается в том, что он всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Воля предполагает борьбу мотивов. По этому существенному признаку волевое действие всегда можно отделить от остальных. Волевое решение обычно принимается в условиях конкурирующих, разнонаправленных влечений, ни одно из которых не в состоянии окончательно победить без принятия волевого решения.

Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы.

Еще один признак волевого характера действия или деятельности, регулируемой волей, - это наличие продуманного плана их осуществления. Действие, не имеющее плана или не выполняемое по заранее намеченному плану, нельзя считать волевым. «Волевое действие - это... сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом»2.

Существенными признаками волевого действия являются усиленное внимание к такому действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения. Имеется в виду, что волевое действие обычно сопровождается отсутствием эмоционального, а не морального удовлетворения. Напротив, с успешным совершением волевого акта обычно связано как раз моральное удовлетворение от того, что его удалось выполнить. У. Джемс по этому поводу писал следующее: «Обширный мир, окружающий нас со всех сторон, задает нам всевозможные вопросы и испытывает нас всеми возможными способами. Некоторые из этих испытаний мы преодолеваем при помощи нетрудных действий и на некоторые вопросы отвечаем отчетливо сформулированными словами. Но на самый глубочайший из всех вопросов, которые когда-либо предлагаются нам миром, не допускается другого ответа, кроме немого сопротивления воли и сжимания фибр нашего сердца, когда мы как бы говорим: «Пусть так, а я все же буду делать вот этак»3.

Нередко усилия воли направляются человеком не столько на то, чтобы победить и овладеть обстоятельствами, сколько на то, чтобы преодолеть самого себя. Это особенно характерно для людей импульсивного типа, неуравновешенных и эмоционально возбудимых, когда им приходится действовать вопреки своим природным или характерологическим данным.

Ни одна более или  менее сложная жизненная проблема человека не решается без участия  воли. Никто на Земле никогда еще  не добился выдающихся успехов, не обладая  выдающейся силой воли. Человек в  первую очередь тем и отличается от всех остальных живых существ, что у него, кроме сознания и интеллекта, есть еще и воля, без которой способности оставались бы пустым звуком.

 

1.2 Значение  воли в организации деятельности  и общения человека

 

Функцией волевой регуляции  является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.

На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как:

  • сила воли;
  • энергичность;
  • настойчивость;
  • выдержка и др.

Их можно рассматривать  как первичные, или базовые, волевые  качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется  всеми или большинством описанных  выше свойств.

Волевого человека отличают:

  • решительность;
  • смелость;
  • самообладание;
  • уверенность в себе.

Такие качества развиваются  обычно в онтогенезе несколько позже, чем названная выше группа свойств. В жизни они проявляются в  единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические. Назовем эти качества вторичными.

Наконец, есть еще третья группа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем  с его морально-ценностными ориентациями:

  • ответственность;
  • дисциплинированность;
  • принципиальность;
  • обязательность.

К этой же группе, обозначаемой как третичные качества, можно  отнести те в которых одновременно выступают воля человека и его  отношение к труду: деловитость, инициативность. Такие качества личности обычно формируются только к подростковому возрасту.

По мнению В.А. Иванникова, главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Реальным механизмом порождения дополнительного побуждения к действию является сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком. Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется при определенных, преднамеренных умственных усилиях.

Волевое действие, необходимость  в нем возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Предварительно, однако, необходимо осознать, осмыслить суть возникшей проблемы.

Включение воли в состав деятельности начинается с постановки человеком перед собой вопроса: «Что случилось?» Уже сам по себе характер данного вопроса свидетельствует о том, что воля тесным образом связана с осознанием действия, хода деятельности и ситуации. Первичный акт включения воли в действие фактически заключается в произвольном вовлечении сознания в процесс осуществления деятельности.

Волевая регуляция необходима для  того, чтобы в течение длительного  времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

Волевое действие всегда связано с  сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых  действий. Иногда возникает необходимость  придать какой-либо цели особый смысл, и в этом случае участие воли в  регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности. В ином случае необходимо бывает найти дополнительные стимулы для выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается с процессом выполнения деятельности. В третьем случае целью может явиться научение чему-либо и волевой характер приобретают действия, связанные с учением.

Энергия и источник волевых действий всегда так или иначе связаны  с актуальными потребностями человека. Опираясь на них, человек придает сознательный смысл своим произвольным поступкам. В этом плане волевые действия не менее детерминированы, чем любые другие, только они связаны с сознанием, напряженной работой мышления и преодолением трудностей.

Волевая регуляция может включиться в деятельность на любом из этапов ее осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следования намеченному плану или  отклонения от него, контроля исполнения. Особенность включения волевой регуляции в начальный момент осуществления деятельности состоит в том, что человек, сознательно отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие и реализует их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям. Воля в выборе действия проявляется в том, что, сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный, и старается не отступать от него. Наконец, волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себя тщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил и желания делать это уже почти не осталось. Особые трудности в плане волевой регуляции представляет для человека такая деятельность, где проблемы волевого контроля возникают на всем пути осуществления деятельности, с самого начала и до конца.

Типичным случаем включения  воли в управление деятельностью  является ситуация, связанная с борьбой  трудносовместимых мотивов, каждый из которых требует в один и  тот же момент времени выполнения различных действий. Тогда сознание и мышление человека, включаясь в волевую регуляцию его поведения, ищут дополнительные стимулы для того, чтобы сделать одно из влечений более сильным, придать ему в сложившейся обстановке больший смысл. Психологически это означает активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека, сознательное придание им гораздо большего значения, чем они имели вначале.

При волевой регуляции поведения, порожденной актуальными потребностями, между этими потребностями и сознанием человека складываются особые отношения. С.Л. Рубинштейн охарактеризовал их так: «Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним. Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя как субъекта который возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними»4.

 

2. Воспитание воли

 

Воля развивается и формируется в процессе жизни, в результате воспитания и обучения. Так, уже на первом году жизни у ребенка в коре головного мозга образуются нервные связи, обеспечивающие целенаправленные движения в ответ на раздражения, идущие из внешнего мира. С конца первого года сигналом выполнения движений выступает слово. С возрастом слово приобретает решающее значение как «сигнал сигналов».

В конце первого и  в начале второго годов жизни  слово связывается с простейшими движениями головы, рук, поисковыми движениями глаз и т.д. Например, реагируя на слова «на», «дай», «иди ко мне», ребенок протягивает руки, тянется к взрослому. В трехлетнем возрасте ребенок совершает довольно сложные целенаправленные действия. Это оказывается возможным благодаря, во-первых, уже достаточному умению самостоятельно передвигаться, и во-вторых, относительно удовлетворительному владению речью. При выполнении ряда действий (взбираться на стул, снимать с себя одежду перед сном, идти на кухню и брать со стола чашку и т.п.) в силу их привычности ребенок не испытывает трудностей, поэтому он легко их выполняет. Если встречаются трудности, препятствия, трехлетний ребенок или прекращает действие, или просит помощи у взрослых.

К 7 годам воля дошкольника претерпевает в своем развитии существенные изменения. Дошкольники 6—7 лет могут уже самостоятельно поставить задачу, запланировать ход ее выполнения и в соответствии с планом решить (выполнить довольно сложные целенаправленные действия). Например, мальчик 7 лет под впечатлением увиденного у товарища рисунка решил сам нарисовать девочку — «Красную шапочку». Он приходит домой, достает альбом, карандаш, краски, наливает в стакан воду и приступает к рисованию. В процессе рисования он видит, что рисунок волка не получается — юный рисовальщик стирает резинкой линии, изображающие волка, и снова рисует волка и так до конца выполнения рисунка. Закончив через 30—40 минут рисунок, мальчик радостно бежит к товарищу, чтобы показать свой рисунок.

К концу дошкольного возраста у ребенка в основном сформировано умение контролировать свое поведение в соответствии с общепринятыми правилами и нормами. Однако в этом возрасте можно встретить и яркое проявление недостатков, слабости воли, выраженных в упрямстве, негативизме.

Информация о работе Процесс воспитания и развития воли