Проявления депрессивных состояний у подростков и их коррекция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 16:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Разработка и апробация программы направленная на коррекцию депрессивных состояний у подростков.
Объект исследования: Эмоциональная сфера подростков.
Предмет исследования: Возможность коррекции депрессивных состояний подростков.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что депрессивных состояний у подростков можно избежать, если своевременно применять психологические подходы к диагностике и коррекции депрессивных состояний у подростков.

Содержание

Введение
Глава 1. Психолого-педагогические основы проявления депрессивных состояний у подростков и их коррекция
1.1 Депрессия как эмоциональное состояние личности
1.2 Особенности проявления депрессивных состояний у подростков
1.3 Психологические подходы к диагностике и коррекции депрессивных состояний у подростков
1.4 Когнитивные подходы к объяснению и коррекции депрессивных состояний у подростков
1.5 Поведенческий подход к пониманию депрессии
1.6 Психоаналитическая теория депрессии
1.7 Семейная психокоррекция депрессивных состояний
Глава 2. Эмпирическое исследование депрессивных состояний у подростков
2.1 Диагностика депрессивных состояний у подростков
2.2 Использование опросника СПА ("Социально-психологическая адаптированность")
2.3 Программа по коррекционной работе с депрессивными подростками
2.4 Анализ коррекционной работы с депрессивными подростками
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа..docx

— 142.68 Кб (Скачать файл)

Чрезмерная тревога и  ужас перед настоящими событиями  также могут сопровождать депрессию: согласно исследованиям, более 60 процентов  людей, страдающих депрессией, чувствуют  сильную тревогу; у них может  нарушиться обычный аппетит и  сон. Большинство теряет вес, но некоторые  в результате своей болезни начинают есть еще больше, а бывает, то объедаются, то вообще ничего не едят. Сон и усталость также являются основными проблемами. Люди, страдающие депрессией, могут рано просыпаться, иногда не могут заснуть вообще или спят намного больше, чем обычно. Даже если они спят, то сон их, как правило, беспокойный, без сновидений, им трудно заснуть или их мучают кошмары, наполненные образами смерти, разрушения и тьмы. Следовательно, сон мало облегчает их всепоглощающее чувство усталости и у них наступает истощение.

Кроме того, депрессию может  сопровождать потеря интереса к сексу. Для некоторых людей, страдающих депрессией, необходимость половой  близости переходит в ненасытный голод, который приводит к постоянной тревоге, что их оставят или отвергнут. Отвращение к себе и обесценивание  себя, особенно если оно касается чувства  неполноценности по поводу своего тела, может стать средоточием депрессии [11, с.114].

Апатичность и неспособность  закончить работу, а также трудности, возникающие при чтении и изучении, - все это симптомы депрессии. М. Голант отмечает, что при депрессии "…каждый вздох может сопровождаться глубокими стонами. Некоторые люди постоянно заливаются слезами или просто находятся на грани потери самообладания, плача по каждому малейшему поводу. Одни сутулятся и еле волочат ноги, другие, наоборот, возбуждены и нервозны. Некоторые, страдающие депрессией, способны функционировать, несмотря на свой недуг, тогда как другие не способны даже выполнять простые повседневные дела, например, одеться, приготовить еду или поесть, помыться или пойти на работу". Все эти симптомы взаимодействуют друг с другом и накладываются друг на друга, а не действуют в одиночку. Один симптом может приводить к другому, и в итоге человек начинает "скатываться вниз". Справиться с этим в одиночку сложно, помощь специалиста способна помочь человеку в этой ситуации.

Специалистов интересовали не только проявления депрессии, но и  ее причины, среди которых А. Лоуэн выделяет такую как преследование нереальных целей. Основными человеческими потребностями, кроме физиологических, являются любовь, самовыражение и свобода [20, с.95].

Преследуя наши иллюзии, мы ставим перед собой нереальные цели, то есть те цеди, достижение которых, по нашему убеждению, сделает нас свободными, и восстановит наше право на самовыражение. и даст нам способность любить. Причем нереальными являются не сами цели, а вознаграждения, которые должны последовать после их достижения. Среди целей, которые многие преследуют, можно выделить следующие: богатство, успех и слава. Никакое количество денег не может обеспечить внутреннего удовлетворения, которое само по себе делает жизнь радостной и ценной. В большинстве случаев стремление приобрести богатство отклоняет энергию от деятельности более творческой, более самовыразительной и ведет к обнищанию духа.

Депрессия стала таким  распространенным явлением в наши дни, потому что мы живем в нереальности, и большая часть энергии уходит на преследование нереальных целей. Человек будет до тех пор подвержен  депрессии, пока будет искать источники  для самореализации вне себя. Если он будет думать, что, имея все материальные преимущества, которыми обладают его  соседи, станет более важным, будет  в большей степени человеком, будет жить в мире с собой, то может  горько разочароваться. А с разочарованием придет и депрессия.

Людей можно разделить  на две категории: сосредоточенных  на внешнем мире и его ценностях  и живущих своим внутренним миром. В широком смысле внутренне-ориентированный  человек обладает сильным и глубоким чувством самости. В отличии от человека внешнего мира его поведение и взгляды мало подвержены влиянию постоянно меняющихся условий внешнего окружения. Его личность имеет внутреннюю стабильность и порядок, находится на твердом фундаменте самоосознания и самопринятия. Он крепко держится на ногах и знает, на чем он стоит. Все эти качества отсутствуют у человека внешне-ориентированного, который в сильной зависимости от окружающих, особенно в своей эмоциональной сфере. Лишенный поддержки других он впадает в депрессию. Еще одним различием между человеком внутреннего и внешнего мира является то, во что они верят. Человек, сосредоточенный на своем внутреннем мире, верит в себя. Человек, сосредоточенный на внешнем мире, верит в других людей, поэтому он всегда рискует столкнуться с разочарованием [23, с.256].

Итак, при депрессии страдают практически все сферы - эмоциональная, интеллектуальная, волевая и обязательно  мотивационная, что проявляется  как субъективно в жалобах  клиента, так и объективно - в изменении  поведения. Стойкое снижение настроения при депрессии сочетается с утратой  интереса к тому, что раньше воспринималось как привлекательное, приносящее удовлетворение или радость - различные формы  досуга, общения, чтение книг, хобби  и пр.

Пропадет не только чувство  удовлетворения в результате такой  деятельности, у страдающего депрессией нет мотивации, не возникает желание  приступить к этой деятельности, а  интерес к самой деятельности сменяется равнодушием и раздражением, эти нарушения составляют один из главных диагностических признаков  депрессии, который обозначается как "утрата интереса и удовольствия".

Таким образом, депрессия - это  психическое расстройство, характеризующееся  депрессивной триадой: снижением настроения, утратой способности переживать радость (ангедония), нарушениями мышления.

В следующем параграфе  мы рассмотрим особенности проявления депрессивных состояний у подростков.

1.2 Особенности  проявления депрессивных состояний  у подростков

Подростковый период - такой  период в жизни человека, во время  которого происходит превращение ребенка  во взрослого человека. На протяжении относительно короткого периода  времени происходят радикальные  физические и психические изменения, которые делают возможным выполнение задач, стоящих перед взрослым человеком - выполнение его социально-профессиональной функции и функции образования  семьи.

Подростковый возраст  характеризуется ярким протеканием  эмоций, экзальтацией, демонстративностивным поведением, резкой сменой различных состояний (Прихожан А.М., Толстых Н. Н, Фельдштейн Д.И., Кондратьев М.Ю. и др.). Причиной тому могут быть акцентуации характера (Личко А.Е.), среди которых у подростков часто проявляются демонстративная, гипертимная, циклотимная, лабильная. Так, циклотимная и лабильная могут приводить к депрессии, чувству одиночества, незначимости, мыслям о смерти.

Классический депрессивный синдром характеризуется тоской, выступающей в сочетании с  идеаторной и моторной заторможенностью, снижением жизненного тонуса, идеями самоуничижения или самообвинения, а также разнообразными неприятными телесными ощущениями и соматовегетативными расстройствами. Депрессия у детей и подростков распознаются порой с трудом. Это обусловлено, во-первых, тем, что депрессивная симптоматика наслаивается на психологические особенности возраста и, во-вторых, нередко имеет маскированные формы проявления [29, с.107].

Учитывая, что подростковый возраст характеризуется как  период повышенной эмоциональности, что  проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, сочетании  полярных качеств, выступающих попеременно, а также не забывая о том, что некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах, можно ожидать отображения специфики социальной ситуации развития и в специфике эмоционального развития, в возникновении повышенной тревожности, агрессивности, депрессивности как реакции на невозможность реализовать себя, свое понимание отношений с людьми в динамической, сложной и быстро меняющейся ситуации.

Ученые обращают внимание на проблему диагностики депрессии  у подростков: подходит ли использование  критериев, свойственных взрослым, для  диагностики депрессии у подростков.

Проблема, с которой сталкиваются при изучении подростковой депрессии, состоит в следующем: подходит ли использование критериев, свойственных взрослым, для диагностики подростков.

Критика применения критериев  для взрослых при оценке депрессии  у подростков имеет следующее  обоснование. Во-первых, мало известно о валидности и надежности применения данных критериев по отношению к подросткам. Во-вторых, эти критерии уделяют мало внимания изменениям детских симптомов в процессе развития индивида [30, с.69].

Не разрешен также вопрос о том, различаются ли специфические  подгруппы симптомов депрессии  и связанные с ней особенности  в зависимости от возрастных групп. Результаты некоторых исследований показали, например, наличие определенных симптомов, тесно связанных с  возрастом. Частота проявления ощущения безнадежности, психомоторных реакций  и иллюзий с возрастом увеличивается, тогда как низкая самооценка, соматические жалобы и галлюцинации проявляются  реже. По контрасту депрессивное настроение, низкая концентрация внимания и суицидальное поведение не имеют значимой связи  с возрастом.

Симптомы депрессивных подростков в значительно большей степени, чем у взрослых, зависят от возраста и стадии развития, пола, семейного  окружения и когнитивных возможностей. В связи с этим очень важным для диагностики является выделение  симптомов, типичных для возраста и  стадии развития. В подростковом периоде  отчетливее проявляется дисгармоничность, замкнутость, мудрствование и резонерство. Но в то же время, депрессивные симптомы в подростковом возрасте и юности в большинстве случаев сходны с симптомами депрессии у взрослых. Отчаяние и чувство, что в создавшейся  ситуации ничего не может измениться, ведут в этот период жизни к  повышенному риску суицида.

Исследователи, которые сравнивали депрессию среди подростков и  взрослых, пришли к выводу, что, несмотря на небольшие различия в стадиях  развития, симптомы остаются теми же. К  этим различиям относятся жалобы подростков на повышенную сонливость, временную бессонницу и булимию. Подростки обнаруживают более неустойчивое протекание депрессии, характеризующееся  серьезными межличностными проблемами, а также совершают больше суицидальных попыток, чем взрослые в депрессии [20, с.95].

Подростковую депрессию  отличает отсутствие равнодушия к радостям жизни, повышенная реакция на внешние  ситуации или источники стресса, раздражительность или отсутствие наркотической реакции на трехфазные антидепрессанты.

Большинство ученых, которые  занимаются исследованиями в области  подростковой депрессии (Подольский А., Идобаева О., Ковач М.) сходятся во мнении, что протекание депрессии у подростков более выражено, определенно, сложно.

Подростки предъявляют жалобы нередко спонтанно на грусть, уныние, чувство скуки, нежелание ничего делать, что с их точки зрения "не совсем правильно". Снижение активности они прямо связывают с понижением настроения, при этом относят к  плохому настроению и "никакое  настроение". Если до возникновения  депрессии подростки хорошо успевали в школе, то они нередко отмечают связь между затруднениями в  осмыслении материала и понижением настроения, особенно когда имеются  ограничения во времени, подчеркивает ухудшение состояния к вечеру, при подготовке домашних заданий.

Попытки развеять грусть, уныние, избавиться от скуки, заставляя себя делать что-нибудь полезное, чаще терпят неудачу. Сон, как правило, нарушен  за счет засыпания и недостаточной  глубины, утренние подъемы затруднены, также как и посещение занятий [16, с.86].

Тревожный компонент расстройства не редко определяет активный поиск  выхода из депрессивного состояния  обычно за счет усиления активности по поиску помощи со стороны и не всегда родителей и родственников. Повышенное самомнение "я сам могу" часто  определяет направление деятельности с выходом на сверхценные увлечения  или группирования с подростками, отличающимися отклонениями в поведении, поэтому нередки алкогольные  эксцессы компании делинквентных подростков.

Усиление тревоги, особенно к вечеру, часто сопровождается появлением страха за будущее, чувства бесперспективности жизни, возникновением суицидальных мыслей с попытками их реализации. Утомляемость подростков заметна особенно во второй половине дня, они часто нуждаются  в послеобеденном отдыхе, и, если пользуются им, чувствуют себя значительно лучше. Согласно данным подростковой психиатрии средняя и тяжелая формы депрессии  в возрасте от 13-16 лет встречаются  довольно редко, но ее симптомы могут  представлять угрозу для жизни тех, кто оказался в таком состоянии. Исследование подростковой депрессивности Коннелли в 1993 г. показали, что легкая депрессия встречается в среднем в 90% случаев, а средняя и тяжелая форма депрессии встречается значительно реже, только в 10% случаев [22, с.72].

Различия в симптомах  у испытывающих проблемы подростков имеют связь с полом. Среди  тех, кто испытывал депрессию, девочек-подростков больше в два раза, чем представителей мужского пола. Подростки-девочки, скорее загоняют свои проблемы внутрь и развивают депрессию. Хотя причины этого полового различия не ясны, психологи полагают, что они могут быть связаны со значительным снижением самоуважения. Это влияние полоролевой социализации, которая сопровождает половое созревание. Давление со стороны сверстников и средств массовой информации побуждает девушек стремиться быть более привлекательными и ценить отношения выше достижений. У девушек депрессия часто сопровождается нарушениями пищевого поведения, такими как анорексия и булимия. Сочетание менее эффективных стилей совпадающего поведения с более сложными проблемами, вызванными этим давлением, может увеличить эту вероятность депрессий у девочек на пути от отрочества к юности и взрослости.

Подростки-мальчики, вероятнее  всего, втягиваются в антиобщественные формы поведения, такие как деликвентность или употребление наркотиков. У мальчиков-подростков депрессия нередко сопровождается срывами. Депрессия в подростковом возрасте появляется одновременно с другими расстройствами в ответ на внутреннее и внешнее напряжение.

Информация о работе Проявления депрессивных состояний у подростков и их коррекция