Проявления депрессивных состояний у подростков и их коррекция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 16:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Разработка и апробация программы направленная на коррекцию депрессивных состояний у подростков.
Объект исследования: Эмоциональная сфера подростков.
Предмет исследования: Возможность коррекции депрессивных состояний подростков.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что депрессивных состояний у подростков можно избежать, если своевременно применять психологические подходы к диагностике и коррекции депрессивных состояний у подростков.

Содержание

Введение
Глава 1. Психолого-педагогические основы проявления депрессивных состояний у подростков и их коррекция
1.1 Депрессия как эмоциональное состояние личности
1.2 Особенности проявления депрессивных состояний у подростков
1.3 Психологические подходы к диагностике и коррекции депрессивных состояний у подростков
1.4 Когнитивные подходы к объяснению и коррекции депрессивных состояний у подростков
1.5 Поведенческий подход к пониманию депрессии
1.6 Психоаналитическая теория депрессии
1.7 Семейная психокоррекция депрессивных состояний
Глава 2. Эмпирическое исследование депрессивных состояний у подростков
2.1 Диагностика депрессивных состояний у подростков
2.2 Использование опросника СПА ("Социально-психологическая адаптированность")
2.3 Программа по коррекционной работе с депрессивными подростками
2.4 Анализ коррекционной работы с депрессивными подростками
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа..docx

— 142.68 Кб (Скачать файл)

 

Время

Этап

Описание

Задача

Материал

Примечания

1

10

Начало работы

Обмен чувствами

Вхождение в атмосферу  группы

   

2

10

Разминка

«Путаница»

Сплочение группы, мобилизация

 

Упражнение может затянуться.

3

25

Работа по теме

«Выражение чувств» обсуждение

Тренировка невербального выражения чувств, умение определять чувства другого человека.

 

Участникам может быть трудно, отгадать чувства небольшой интенсивности (удовольствие, растерянность, огорчение.)

4

10

Разминка

«Назови число»

Мобилизация внимания, разрядка, сплочение группы.

   

5

20

Работа по теме

«Нарисуй чувство»

Обучение выражению чувств через изобразительную деятельность.

Музыка, краски, бумага.

 

6

10

Завершение

Обсуждение занятия, обмен  чувствами

Формирование навыка рефлексии.

   

 

  

 

 

                                                           

Занятие №5

Понятие агрессии. Конструктивная и неконструктивная агрессия. Отличие  агрессии от уверенного поведения. Способы  выражения агрессии.

Цель: Сформировать установку на неагрессивное  общение. Обучить распознаванию  собственной агрессии и агрессии других людей. Обучить способам разрядки чувств, провоцирующих агрессивное  поведение 

время

Этап

Описание

Задача

Материалы

Примечания

1

10

Начало занятия

«Здравствуйте» Обсуждение чувств

Вхождение в атмосферу  группы

   

2

10

Разминка

«Выбрасывание пальцев»

Сплочение группы, повышение  настроения, снижение напряженности  и скованности

   

3

25

Работа по теме

10 плюсов и 10 минусов  агрессивного поведения. дискуссия.

Осознание того, какие функции  выполняет агрессивное поведение, для чего оно необходимо, и какие опасности оно влечет. Мотивирование на неагрессивные способы взаимодействия.

 

Ведущему необходим опыт ведения дискуссий. Важно окончание дискуссии. Минусы агрессии должны перевесить.

4

10

Разминка

«Ужасно-прекрасный рисунок»

Разрядка, выражение агрессии, стимулирование группового процесса.

Бумага маркер

После выполнения упражнения необходимо обязательно отследить  чувства.

5

25

Работа по теме

Уверенное, неуверенное поведение, агрессивное поведение. Ролевые  игры

Различение уверенного и  агрессивного поведения. Осознание  участниками привычных поведенческих  реакций в трудных ситуациях.

Карточки с ситуациями

Ролевые игры могут занять гораздо больше времени.

6

10

Завершение

Обмен чувствами

Формирование навыка рефлексии

   

 

  

 

 

 

Занятие 6.

Отношение к себе. Самооценка. Мои сильные стороны.

Цель: привлечь внимание к своему Я. Сформировать установку на положительное  отношение к своему Я. Найти в  себе ресурсы (сильные стороны).

 

Время

Этап

Описание

Задача

Материалы

Примечания

1

10

Начало работы

«Повтори движение.» Обмен чувствами

Вхождение в атмосферу  группы. Сплочение.

   

2

10

Разминка

«Построиться по…»

Улучшение настроения, сокращение дистанции в общении, создание доверительной атмосферы.

 

В качестве признаков можно  выбирать черты характера (общительность, активность)

3

30

Работа по теме

«Мои сильные стороны»

Определение собственных  сильных сторон, формирование привычки думать о себе положительно.

Бумага маркер

Можно использовать списки различных черт личности, из которых  участники выбирают те, которые есть у них.

4

10

Разминка

«Поросята и котята»

Разрядка, сплочение.

 

Упражнение может вызывать сильные эмоции, когда человек  долго не может найти свою группу.

5

25

Работа по теме

«Карта моей души»

Формирование Я-концепции, возможность побыть с самим собой, формирование более глубокого отношения друг к другу.

Бумага маркер краски музыка

Упражнение может быть трудным для подростков с недостаточным  уровнем развития творческих способностей.

6

10

Завершение

«Какого вы цвета»

Рефлексия через цветовое восприятие.

   

 

 

Занятие 7.

Отношение к себе. Самооценка. Мои слабые стороны.

Цель: сформировать адекватное отношение  к своим недостаткам. Донести  до участников идею о том, что недостатки не являются исключительно негативным явлением, они относительны.

 

Время

Этап

Описание

Задачи

Материалы

Примечания

1

10

Начало работы

Обмен чувствами «Никто из вас не знает, что я…»

Вхождение в атмосферу  группы самораскрытие

   

2

10

Разминка

«Найди животное»

Повышение настроения, активизация  участников.

   

3

30

Работа по теме

Мини лекция о том, что такое слабые стороны. Упражнение «Мои слабые стороны»

Внимательное отношение к своим слабым сторонам, относительность слабых сторон в разных ситуациях.

Бумага ручка карандаш

Можно использовать таблички с чертами характера и личности.

4

10

Разминка

«Печатная машинка»

Разрядка, активизация внимания

 

Напечатанная таким образом  фраза надолго запоминается. Есть возможность, передать участникам какую  то важную мысль. Можно использовать как продолжение предыдущего  упражнения

5

25

Работа по теме

Мозговой штурм «для чего мне нужны слабые стороны»

Формирование установки  на адекватное восприятие своих слабых сторон.

   

6

10

Завершение

Обсуждение, обмен чувствами. Можно использовать анкеты. Рисунки, использовавшиеся в предыдущих занятиях.

 

Анкеты бумага

В ходе этого занятия чувства  могут быть интенсивными, поэтому  важно очень внимательно отнестись  к последнему этапу


 

 

Занятие 8.

Человек как социальное существо. Общение.

Цель: осознание роли общения в  жизни человека. Осознание собственной  потребности и способности к  общению.

 

Время

Этап

Задачи

Описание

Материалы

Примечания

1

10

Начало работы

Обмен чувствами

Вхождение в атмосферу  группы.

   

2

10

Разминка

«Пожелания на день»

Повышение настроения, обмен позитивными эмоциями.

   

3

30

Работа по теме

Мозговой штурм на тему «Что такое общение»

Осознание роли общения в  жизни человека, понятия общения.

   

4

10

Разминка

«Бурундуки»

Разрядка, сплочение.

   

5

25

Работа по теме

Анкета «Общительный ли я?»

Осознание роли общения в  своей жизни, получение обратной связи от группы.

Анкеты

 

6

10

Завершение

Обмен чувствами, подведение итогов.

Формирование навыка рефлексии. Отреагирование негативных чувств.

   

 

  

 

 

  

 

Занятие 9.

Формирование навыков  эмпатии. Развитие наблюдательности к невербальным аспектам общения.

Цель: Повышение самопонимания и понимания других. Развитие эмпатии.

 

Время

Этапы

Описание

Задачи

Материалы

Примечание

1

10

Начало работы

«Глаза в глаза»

Вхождение в атмосферу  группы, установление тесного контакта с участниками

   

2

10

Разминка

«Таможня»

Создание непринужденной атмосферы, формирование навыков тонкого  анализа невербальных проявлений.

   

3

30

Работа по теме

«Разговор по телефону»

Понимание невербального  общения.

   

4

10

Разминка

«Запомни место»

Разрядка, сплочение, развитие наблюдательности.

   

5

25

Работа по теме

«Благодарность без слов»

Выражение положительных  чувств без слов.

   

6

10

Завершение

Рефлексия. Обмен чувствами.

Самоанализ, отреагирование отрицательных эмоций.

   

 

 

Занятие 10.

Я глазами других.

Цель: Формирование адекватного представления  о себе в общении через обратную связь.

 

Время

Этап

Описание

Задачи

Материалы

Примечания

1

10

Начало работы

Обмен чувствами, ближайшие  цели.

Вхождение в атмосферу  группы

   

2

10

Разминка

«Повернуться вместе»

Сплочение, Повышение настроения.

   

3

30

Работа по теме

Список качеств важных для общения.

 

Бумага ручка

 

4

10

Разминка

«Я вижу»

Осознание различия между  тем, что вижу и тем, что представляется.

   

5

25

Работа по теме

«Горячий стул»

Получение обратной связи, коррекция  Я образа через представления  других людей.

 

Возможно использование  другого упражнения «Надписи на спине»

6

10

Завершение

Рефлексия, обмен чувствами

Развитие навыка самоанализа. Отреагирование чувств.

   

 

  

 

Занятие 11.

Конфликт. Решение конфликтов конструктивным способом.

Цель: Формирование навыка разрешения конфликтных ситуаций.

 

Время

Этапы

Описание

Задачи

Материалы

Примечания

1

10

Начало работы

Обмен чувствами

Вхождение в атмосферу  группы.

 

Напоминается, что следующее  занятие будет последним.

2

10

Разминка

«Доверяющее падание»

Сплочение, доверие.

   

3

30

Работа по теме

Мини-лекция «Конфликт. Дискуссия.

Формирование представлений  о конфликте и способах его  разрешения. Выработка установки  на конструктивное разрешение конфликта.

   

4

10

Разминка

«Совместные приседания»

Возможность установить контакт  невербально, сплочение.

   

5

25

Работа по теме

Я-высказывания. Ролевые игры

Обучение способу разрешения конфликтов. Закрепление через проигрывание жизненных ситуаций.

   

6

10

Завершение

Рефлексия, обмен чувствами.

Развитие самосознания, отреагирование эмоций.

   

Информация о работе Проявления депрессивных состояний у подростков и их коррекция