Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 16:24, курсовая работа
Цель исследования: Разработка и апробация программы направленная на коррекцию депрессивных состояний у подростков.
Объект исследования: Эмоциональная сфера подростков.
Предмет исследования: Возможность коррекции депрессивных состояний подростков.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что депрессивных состояний у подростков можно избежать, если своевременно применять психологические подходы к диагностике и коррекции депрессивных состояний у подростков.
Введение
Глава 1. Психолого-педагогические основы проявления депрессивных состояний у подростков и их коррекция
1.1 Депрессия как эмоциональное состояние личности
1.2 Особенности проявления депрессивных состояний у подростков
1.3 Психологические подходы к диагностике и коррекции депрессивных состояний у подростков
1.4 Когнитивные подходы к объяснению и коррекции депрессивных состояний у подростков
1.5 Поведенческий подход к пониманию депрессии
1.6 Психоаналитическая теория депрессии
1.7 Семейная психокоррекция депрессивных состояний
Глава 2. Эмпирическое исследование депрессивных состояний у подростков
2.1 Диагностика депрессивных состояний у подростков
2.2 Использование опросника СПА ("Социально-психологическая адаптированность")
2.3 Программа по коррекционной работе с депрессивными подростками
2.4 Анализ коррекционной работы с депрессивными подростками
Заключение
Библиография
№ |
Время |
Этап |
Описание |
Задача |
Материал |
Примечания |
1 |
10 |
Начало работы |
Обмен чувствами |
Вхождение в атмосферу группы |
||
2 |
10 |
Разминка |
«Путаница» |
Сплочение группы, мобилизация |
Упражнение может затянуться. | |
3 |
25 |
Работа по теме |
«Выражение чувств» обсуждение |
Тренировка невербального выражения чувств, умение определять чувства другого человека. |
Участникам может быть трудно, отгадать чувства небольшой интенсивности (удовольствие, растерянность, огорчение.) | |
4 |
10 |
Разминка |
«Назови число» |
Мобилизация внимания, разрядка, сплочение группы. |
||
5 |
20 |
Работа по теме |
«Нарисуй чувство» |
Обучение выражению чувств
через изобразительную |
Музыка, краски, бумага. |
|
6 |
10 |
Завершение |
Обсуждение занятия, обмен чувствами |
Формирование навыка рефлексии. |
Занятие №5
Понятие агрессии. Конструктивная и неконструктивная агрессия. Отличие агрессии от уверенного поведения. Способы выражения агрессии.
Цель: Сформировать установку на неагрессивное общение. Обучить распознаванию собственной агрессии и агрессии других людей. Обучить способам разрядки чувств, провоцирующих агрессивное поведение
№ |
время |
Этап |
Описание |
Задача |
Материалы |
Примечания |
1 |
10 |
Начало занятия |
«Здравствуйте» Обсуждение чувств |
Вхождение в атмосферу группы |
||
2 |
10 |
Разминка |
«Выбрасывание пальцев» |
Сплочение группы, повышение настроения, снижение напряженности и скованности |
||
3 |
25 |
Работа по теме |
10 плюсов и 10 минусов агрессивного поведения. дискуссия. |
Осознание того, какие функции
выполняет агрессивное |
Ведущему необходим опыт ведения дискуссий. Важно окончание дискуссии. Минусы агрессии должны перевесить. | |
4 |
10 |
Разминка |
«Ужасно-прекрасный рисунок» |
Разрядка, выражение агрессии, стимулирование группового процесса. |
Бумага маркер |
После выполнения упражнения необходимо обязательно отследить чувства. |
5 |
25 |
Работа по теме |
Уверенное, неуверенное поведение, агрессивное поведение. Ролевые игры |
Различение уверенного и
агрессивного поведения. Осознание
участниками привычных |
Карточки с ситуациями |
Ролевые игры могут занять гораздо больше времени. |
6 |
10 |
Завершение |
Обмен чувствами |
Формирование навыка рефлексии |
Занятие 6.
Отношение к себе. Самооценка. Мои сильные стороны.
Цель: привлечь внимание к своему Я. Сформировать установку на положительное отношение к своему Я. Найти в себе ресурсы (сильные стороны).
№ |
Время |
Этап |
Описание |
Задача |
Материалы |
Примечания |
1 |
10 |
Начало работы |
«Повтори движение.» Обмен чувствами |
Вхождение в атмосферу группы. Сплочение. |
||
2 |
10 |
Разминка |
«Построиться по…» |
Улучшение настроения, сокращение дистанции в общении, создание доверительной атмосферы. |
В качестве признаков можно
выбирать черты характера ( | |
3 |
30 |
Работа по теме |
«Мои сильные стороны» |
Определение собственных сильных сторон, формирование привычки думать о себе положительно. |
Бумага маркер |
Можно использовать списки различных черт личности, из которых участники выбирают те, которые есть у них. |
4 |
10 |
Разминка |
«Поросята и котята» |
Разрядка, сплочение. |
Упражнение может вызывать сильные эмоции, когда человек долго не может найти свою группу. | |
5 |
25 |
Работа по теме |
«Карта моей души» |
Формирование Я-концепции, возможность побыть с самим собой, формирование более глубокого отношения друг к другу. |
Бумага маркер краски музыка |
Упражнение может быть трудным для подростков с недостаточным уровнем развития творческих способностей. |
6 |
10 |
Завершение |
«Какого вы цвета» |
Рефлексия через цветовое восприятие. |
Занятие 7.
Отношение к себе. Самооценка. Мои слабые стороны.
Цель: сформировать адекватное отношение к своим недостаткам. Донести до участников идею о том, что недостатки не являются исключительно негативным явлением, они относительны.
№ |
Время |
Этап |
Описание |
Задачи |
Материалы |
Примечания |
1 |
10 |
Начало работы |
Обмен чувствами «Никто из вас не знает, что я…» |
Вхождение в атмосферу группы самораскрытие |
||
2 |
10 |
Разминка |
«Найди животное» |
Повышение настроения, активизация участников. |
||
3 |
30 |
Работа по теме |
Мини лекция о том, что такое слабые стороны. Упражнение «Мои слабые стороны» |
Внимательное отношение к своим слабым сторонам, относительность слабых сторон в разных ситуациях. |
Бумага ручка карандаш |
Можно использовать таблички с чертами характера и личности. |
4 |
10 |
Разминка |
«Печатная машинка» |
Разрядка, активизация внимания |
Напечатанная таким образом фраза надолго запоминается. Есть возможность, передать участникам какую то важную мысль. Можно использовать как продолжение предыдущего упражнения | |
5 |
25 |
Работа по теме |
Мозговой штурм «для чего мне нужны слабые стороны» |
Формирование установки на адекватное восприятие своих слабых сторон. |
||
6 |
10 |
Завершение |
Обсуждение, обмен чувствами. Можно использовать анкеты. Рисунки, использовавшиеся в предыдущих занятиях. |
Анкеты бумага |
В ходе этого занятия чувства
могут быть интенсивными, поэтому
важно очень внимательно |
Занятие 8.
Человек как социальное существо. Общение.
Цель: осознание роли общения в жизни человека. Осознание собственной потребности и способности к общению.
№ |
Время |
Этап |
Задачи |
Описание |
Материалы |
Примечания |
1 |
10 |
Начало работы |
Обмен чувствами |
Вхождение в атмосферу группы. |
||
2 |
10 |
Разминка |
«Пожелания на день» |
Повышение настроения, обмен позитивными эмоциями. |
||
3 |
30 |
Работа по теме |
Мозговой штурм на тему «Что такое общение» |
Осознание роли общения в жизни человека, понятия общения. |
||
4 |
10 |
Разминка |
«Бурундуки» |
Разрядка, сплочение. |
||
5 |
25 |
Работа по теме |
Анкета «Общительный ли я?» |
Осознание роли общения в своей жизни, получение обратной связи от группы. |
Анкеты |
|
6 |
10 |
Завершение |
Обмен чувствами, подведение итогов. |
Формирование навыка рефлексии. Отреагирование негативных чувств. |
Занятие 9.
Формирование навыков эмпатии. Развитие наблюдательности к невербальным аспектам общения.
Цель: Повышение самопонимания и понимания других. Развитие эмпатии.
№ |
Время |
Этапы |
Описание |
Задачи |
Материалы |
Примечание |
1 |
10 |
Начало работы |
«Глаза в глаза» |
Вхождение в атмосферу группы, установление тесного контакта с участниками |
||
2 |
10 |
Разминка |
«Таможня» |
Создание непринужденной атмосферы, формирование навыков тонкого анализа невербальных проявлений. |
||
3 |
30 |
Работа по теме |
«Разговор по телефону» |
Понимание невербального общения. |
||
4 |
10 |
Разминка |
«Запомни место» |
Разрядка, сплочение, развитие наблюдательности. |
||
5 |
25 |
Работа по теме |
«Благодарность без слов» |
Выражение положительных чувств без слов. |
||
6 |
10 |
Завершение |
Рефлексия. Обмен чувствами. |
Самоанализ, отреагирование отрицательных эмоций. |
Занятие 10.
Я глазами других.
Цель: Формирование адекватного представления о себе в общении через обратную связь.
№ |
Время |
Этап |
Описание |
Задачи |
Материалы |
Примечания |
1 |
10 |
Начало работы |
Обмен чувствами, ближайшие цели. |
Вхождение в атмосферу группы |
||
2 |
10 |
Разминка |
«Повернуться вместе» |
Сплочение, Повышение настроения. |
||
3 |
30 |
Работа по теме |
Список качеств важных для общения. |
Бумага ручка |
||
4 |
10 |
Разминка |
«Я вижу» |
Осознание различия между тем, что вижу и тем, что представляется. |
||
5 |
25 |
Работа по теме |
«Горячий стул» |
Получение обратной связи, коррекция Я образа через представления других людей. |
Возможно использование другого упражнения «Надписи на спине» | |
6 |
10 |
Завершение |
Рефлексия, обмен чувствами |
Развитие навыка самоанализа. Отреагирование чувств. |
Занятие 11.
Конфликт. Решение конфликтов конструктивным способом.
Цель: Формирование навыка разрешения конфликтных ситуаций.
№ |
Время |
Этапы |
Описание |
Задачи |
Материалы |
Примечания |
1 |
10 |
Начало работы |
Обмен чувствами |
Вхождение в атмосферу группы. |
Напоминается, что следующее занятие будет последним. | |
2 |
10 |
Разминка |
«Доверяющее падание» |
Сплочение, доверие. |
||
3 |
30 |
Работа по теме |
Мини-лекция «Конфликт. Дискуссия. |
Формирование представлений о конфликте и способах его разрешения. Выработка установки на конструктивное разрешение конфликта. |
||
4 |
10 |
Разминка |
«Совместные приседания» |
Возможность установить контакт невербально, сплочение. |
||
5 |
25 |
Работа по теме |
Я-высказывания. Ролевые игры |
Обучение способу разрешения конфликтов. Закрепление через проигрывание жизненных ситуаций. |
||
6 |
10 |
Завершение |
Рефлексия, обмен чувствами. |
Развитие самосознания, отреагирование эмоций. |
Информация о работе Проявления депрессивных состояний у подростков и их коррекция