Проявления депрессивных состояний у подростков и их коррекция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 16:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Разработка и апробация программы направленная на коррекцию депрессивных состояний у подростков.
Объект исследования: Эмоциональная сфера подростков.
Предмет исследования: Возможность коррекции депрессивных состояний подростков.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что депрессивных состояний у подростков можно избежать, если своевременно применять психологические подходы к диагностике и коррекции депрессивных состояний у подростков.

Содержание

Введение
Глава 1. Психолого-педагогические основы проявления депрессивных состояний у подростков и их коррекция
1.1 Депрессия как эмоциональное состояние личности
1.2 Особенности проявления депрессивных состояний у подростков
1.3 Психологические подходы к диагностике и коррекции депрессивных состояний у подростков
1.4 Когнитивные подходы к объяснению и коррекции депрессивных состояний у подростков
1.5 Поведенческий подход к пониманию депрессии
1.6 Психоаналитическая теория депрессии
1.7 Семейная психокоррекция депрессивных состояний
Глава 2. Эмпирическое исследование депрессивных состояний у подростков
2.1 Диагностика депрессивных состояний у подростков
2.2 Использование опросника СПА ("Социально-психологическая адаптированность")
2.3 Программа по коррекционной работе с депрессивными подростками
2.4 Анализ коррекционной работы с депрессивными подростками
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа..docx

— 142.68 Кб (Скачать файл)

 

 

Занятие 12.

Завершение работы.

Цель: Обсуждение результатов совместной работы, подведение итогов, поддержка  настроя на дальнейшую самостоятельную  работу.

 

Время

Этап

Описание

Задачи

Материалы

Примечания

1

10

Начало роботы

Обмен чувствами

Вхождение в атмосферу  группы

 

Важно поговорить с участниками  о предстоящем завершении работы, чтобы помочь им осознавать процесс  завершения

2

10

Разминка

Любое понравившееся упражнение из использовавшихся ранее.

Разрядка, сплочение

   

3

30

Работа по теме

Общий рисунок

Сплочение, получение позитивных эмоций от совместной деятельности.

Бумага фломастеры.

 

4

10

Разминка

Любое понравившееся упражнение.

Разрядка. Сплочение.

   

5

25

Работа по теме

Чемодан

Опыт получения и выражения  позитивной обратной связи. Возможность  выражения положительных эмоций по отношению друг к другу.

Бланки

 

6

10

Завершение.

Завершающий обмен впечатлениями, что получил на занятиях, подведение итогов.

     

 

  

 

 

 

Используемые  методы: дискуссии, минилекции, тренинговые упражнения.

 

Требования к  проведению занятий .  

Группа должна комплектоваться  на добровольной основе;

Предпочтительно проводить  занятия с разнополой группой, но достаточно допустимы и гомогенные группы;

Желательно включать в  группу участников с небольшой разницей в возрасте.

 

План групповой коррекции  депрессивных состояний у подростков приведен в приложении 5. Описание упражнений находится в Приложениях № 6,7,8.

2.4 Анализ коррекционной  работы с депрессивными подростками

Коррекционная работа проводилась  на базе МОУ СОШ №65 с двенадцатью подростками.

В ходе работы подростки  проявляли активность и заинтересованность.

После всех занятия проводился диагностический замер, с использованием тех же диагностических методик, что и вначале, для того, чтобы  выяснить осуществился ли процесс коррекции  депрессивных состояний.

В таблице 4 представлены результаты трех срезов, осуществленных в процессе коррекционной работы по опроснику CDI, из которой видно, что произошли  изменения, депрессия не обнаруживается. Для подтверждения данных результатов  был использован критерий t-Стьюдента, который основывается на статистической проверке достоверности различия средних  показателей по двум наборам данных. Далее приведена формула, по которой  осуществлены вычисления:

t = |S2ср.1 - S2ср.2| / √ (m2+ m22)

Таблица 4. Результаты трех диагностических  срезов по опроснику CDI

Фамилии

Пол

Возраст

1-ый замер

2-ой замер

3-ий замер

 
 

1

С.Н.

М

14

18

16

12

 

2

Р.К.

М

14

19

18

10

 

3

Я.Б.

Ж

13

19

15

4

 

4

А.Б.

Ж

15

21

18

9

 

5

А. С

М

15

17

15

11

 

6

К.С.

Ж

14

19

16

6

 

7

С.Я.

Ж

14

21

17

4

 

8

Н.И.

Ж

13

18

17

5

 

9

С.В.

Ж

13

18

16

2

 

10

И.Т.

М

14

17

15

9

 

11

С.О.

Ж

14

21

17

9

 

12

Д.Х.

М

13

18

14

1

 
       

Xср.=19

Xср.=16

Xср. =7

 

Выборочные средние величины, принадлежащие к двум совокупностям  данных, статистически достоверно отличаются.

Выборочные средние величины, принадлежащие к двум совокупностям  данных, статистически достоверно не отличаются.

Замер 1 и замер 2.

S2ср.1 = 1/12 ∑ (xк1 - xср.1= 1/12 * 34 ≈ 2.8

S2ср.2 = 1/12 * 18 = 1.5

m2= S2ср.1/n= 2.8/12 ≈ 0.2

m2= S2ср.2/n= 1.5/12 ≈ 0.125

t = |2.8 - 1.5 | / √0.2 +0.125 = 1.3/0.6 ≈ 0.7

2. Замер 1 и замер 3.

S2ср.1 = 2.8

S2ср.3 = 1/12 * 146 ≈ 12

m2= 0.2

m2= 1

t = |2.8 - 12 | / √0.2 +1 = 9.2/1.09 ≈ 8.44

3. Замер 2 и замер 3.

S2ср.2 = 1.5

S2ср.3 = 1/12 * 146 ≈ 12

m2= 0.125

m2= 1

t = |1.5 - 12 | / √0.125 +1 = 10.5/0.6 ≈ 9.9

Из таблицы критических  значений для критерия t-Стьюдента  выяснили, что tкр. (0.05) ≥ 2.07, вследствие чего, выборочные средние величины по первому и по второму замерам статистически достоверно не отличаются, а вот средние величины по второму и третьему замерам, а также по первому и третьему замерам статистически достоверно отличаются.

Следовательно, процесс коррекции  был осуществлен, и поставленная цель была достигнута.

СПА шкала адаптивность

В таблице 5 представлены результаты трех срезов, осуществленных в процессе коррекционной работы по опроснику  СПА, по его шкале адаптивности, из которой видно, что произошли  изменения, уровень адаптивности повысился. Для подтверждения данных результатов  был использован критерий t-Стьюдента, который основывается на статистической проверке достоверности различия средних  показателей по двум наборам данных. Далее приведена формула, по которой  осуществлены вычисления:

t = |S2ср.1 - S2ср.2| / √ (m2+ m22)

Гипотезы:

Hо: Выборочные средние величины, принадлежащие к двум совокупностям данных, статистически достоверно отличаются.

H1: Выборочные средние  величины, принадлежащие к двум  совокупностям данных, статистически  достоверно не отличаются.

 

Таблица 5. Результаты трех диагностических  срезов по опроснику СПА.

Фамилии

Пол

Возраст

1-ый замер

2-ой замер

3-ий замер

а

б

и

а

б

и

а

б

и

1

С.Н.

М

14

90

119

43

100

109

48

120

86

58

2

Р.К.

М

14

96

125

43

105

104

50

115

90

56

3

Я.Б.

Ж

13

100

130

43

110

119

48

124

100

55

4

А.Б.

Ж

15

81

150

35

115

120

49

118

101

54

5

А.С.

М

15

92

110

46

108

111

49

124

96

56

6

К.С.

Ж

14

90

129

41

124

123

50

128

112

53

7

С.Я.

Ж

14

91

148

38

112

122

48

118

98

55

8

Н.И.

Ж

13

86

130

40

99

109

48

110

87

56

9

С.В.

Ж

13

114

100

53

112

100

53

114

80

59

10

И.Т.

М

14

61

70

47

98

72

58

116

72

62

11

С.О.

Ж

14

101

130

44

116

123

49

116

109

52

12

Д.Х.

М

15

62

145

30

100

118

46

120

100

60

       

Xср. =42

Xср. =50

Xср. =56


1. Замер 1 и замер 2.

S2ср.1 = 32

S2ср.2 = 9

m2= 2.7

m2= 0.75

t = |32 - 9 | / √2.7 + 0.75 = 23/1.86 ≈ 12.36

2. Замер 2 и замер 3.

S2ср.2 = 9

S2ср.3 = 8

m2= 0.75

m2= 0.66

t = |9 - 8 | / √0.75 + 0.66 = 1/1.187 ≈ 0.84

3. Замер 1 и замер 3.

S2ср.1 = 32

S2ср.3 = 8

m2= 2.7

m2= 0.66

t = |32 - 8 | / √2.7 + 0.66 = 24/1.83 ≈ 13

Из таблицы критических  значений для критерия t-Стьюдента  выяснили, что tкр. (0.05) ≥ 2.07, вследствие чего, выборочные средние величины по третьему и по второму замерам статистически достоверно не отличаются, а вот средние величины по второму и первому замерам, а также по первому и третьему замерам статистически достоверно отличаются.

Следовательно, процесс коррекции  был осуществлен, и поставленная цель была достигнута.

Таким образом, измерение  на всех этапах исследования показали, что процесс психологической  коррекции депрессивных состояний  у подростков осуществлялся в  полной мере. Показатели депрессии  уменьшались. Следовательно, программа, разработанная нами для исследования, оказалась эффективной для коррекции  депрессивных состояний у подростков и может быть рекомендована для  использования в работе с подростками, в соответствии с ее целями и назначением.

 

Заключение

Психическое неблагополучие подростков, касающееся эмоциональной  сферы, имеет далеко идущие последствия. Написание данной работы было определено следующей гипотезой: депрессивные состояния подростка имеют определенные психологические особенности, своевременная  коррекция которых позволяет  повысить адаптивность подростков, и  способствует профилактике возможной  дезадаптации.

Проведенный в первой главе  данной работы анализ современного состояния  проблемы позволил прийти к заключению, что, несмотря на большое внимание психологов и представителей смежных специальностей к проблеме депрессивности, используемый понятийный аппарат еще недостаточно совершенен. Так, само понятие "депрессия" до настоящего времени остается спорным  и неоднозначным. Оно используется как характеристика настроения, как  название синдрома и как название отдельного заболевания. Тем самым  именно взаимодействие медицинского и  психологического знания становится необходимым  для практического решения проблемы диагностики и коррекции эмоционального неблагополучия у подростков. При этом на первое место среди трех основных групп депрессивных явлений выступает психологическое исследование депрессивных состояний, поскольку депрессия как заболевание в преобладающей степени относится к юрисдикции медицины, а депрессивное настроение, как правило, - проявление различных психологических механизмов, связанных как со спецификой подросткового возраста, так и с индивидуально-типическими психологическими и психофизиологическими характеристиками подростков.

Именно депрессивные состояния  как тревожный сигнал эмоционального неблагополучия подростка, не всегда вызывая  к себе достаточно внимательного  отношения специалистов и родителей, и стали объектом нашего исследования.

На основании имеющихся  в литературе данных мы выделили ряд  направлений и подходов к исследованию психологического содержания депрессии, механизмов ее возникновения и коррекции, в связи с тем, что процесс  коррекции депрессивных состояний  явился предметом данной работы.

Проведенный анализ литературы показал, что депрессивные состояния  обнаруживают связь с теми характеристиками жизнедеятельности подростка, которые  являются для него наиболее значимыми. Это относится к межличностным  отношениям в семье и детско-родительским отношениям, комплексу отношений, в  которые вступает подросток в  процессе школьного обучения, к стрессогенным жизненным событиям. Рассмотрели пути и методы психологической коррекции депрессивных состояний в различных психологических подходах.

В практической части данной работы отражены результаты диагностического исследования и проведенной коррекционной  работы.

Диагностика показала, что  почти половине подростков не свойственно  состояние депрессии, она выражена лишь у 5% испытуемых, но при этом 15% маскируют  свое истинное состояние или не желают признавать у себя его наличие. Легкое снижение настроения у трети подростков свидетельствует о начинающемся неблагополучии.

Таким образом, неблагополучие эмоциональной сферы, маскированная  депрессия и наличие депрессии  у некоторых подростков, что в  совокупности составляет более 50% испытуемых, требует со стороны психолога  пристального внимания. В ходе диагностики  было выяснено, что подростки, показавшие высокие баллы по опроснику, направленному на выявление депрессии, проявляют тенденцию к дезадаптации, что было выяснено с помощью опросника социально-психологической адаптивности. Для подтверждения проявившейся зависимости между уровнем депрессии и уровнем адаптивности была проведена ранговая корреляция, с использованием коэффициента ранговой корреляции по Спирмену. Зависимость оказалась статистически достоверной. Для проведения более качественной диагностики была использована специально разработанная стандартизированная беседа, а также тест Люшера, результаты по которым подтвердили ранее полученные данные.

При выборе вида коррекции  учитывалось, что ведущей деятельностью  в подростковом возрасте является общение, и потому при работе с подростками, обнаружившими депрессию, предпочтение было отдано ее групповому варианту. В  процессе групповой работы на основе принципа взаимодействия и совместной деятельности повышается уровень психической  активности - сначала в групповой  ситуации, а затем и в реальной жизни. Вырабатываются адекватные способы  разрешения личных проблем, новые способы  адекватного поведения и выражения  чувств, т.е. расширяется диапазон средств  и способов саморегуляции поведения, развивается и смысловая структура личности. Одновременно с этим изменяется и сама структура общения. С приобретением ощущения принадлежности к группе, а также идентификации себя с другими подросток получает возможность установления реальных социальных связей и определения своего места в обществе.

Информация о работе Проявления депрессивных состояний у подростков и их коррекция