Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 16:24, курсовая работа
Цель исследования: Разработка и апробация программы направленная на коррекцию депрессивных состояний у подростков.
Объект исследования: Эмоциональная сфера подростков.
Предмет исследования: Возможность коррекции депрессивных состояний подростков.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что депрессивных состояний у подростков можно избежать, если своевременно применять психологические подходы к диагностике и коррекции депрессивных состояний у подростков.
Введение
Глава 1. Психолого-педагогические основы проявления депрессивных состояний у подростков и их коррекция
1.1 Депрессия как эмоциональное состояние личности
1.2 Особенности проявления депрессивных состояний у подростков
1.3 Психологические подходы к диагностике и коррекции депрессивных состояний у подростков
1.4 Когнитивные подходы к объяснению и коррекции депрессивных состояний у подростков
1.5 Поведенческий подход к пониманию депрессии
1.6 Психоаналитическая теория депрессии
1.7 Семейная психокоррекция депрессивных состояний
Глава 2. Эмпирическое исследование депрессивных состояний у подростков
2.1 Диагностика депрессивных состояний у подростков
2.2 Использование опросника СПА ("Социально-психологическая адаптированность")
2.3 Программа по коррекционной работе с депрессивными подростками
2.4 Анализ коррекционной работы с депрессивными подростками
Заключение
Библиография
Занятие 12.
Завершение работы.
Цель: Обсуждение результатов совместной работы, подведение итогов, поддержка настроя на дальнейшую самостоятельную работу.
№ |
Время |
Этап |
Описание |
Задачи |
Материалы |
Примечания |
1 |
10 |
Начало роботы |
Обмен чувствами |
Вхождение в атмосферу группы |
Важно поговорить с участниками о предстоящем завершении работы, чтобы помочь им осознавать процесс завершения | |
2 |
10 |
Разминка |
Любое понравившееся упражнение из использовавшихся ранее. |
Разрядка, сплочение |
||
3 |
30 |
Работа по теме |
Общий рисунок |
Сплочение, получение позитивных эмоций от совместной деятельности. |
Бумага фломастеры. |
|
4 |
10 |
Разминка |
Любое понравившееся упражнение. |
Разрядка. Сплочение. |
||
5 |
25 |
Работа по теме |
Чемодан |
Опыт получения и выражения позитивной обратной связи. Возможность выражения положительных эмоций по отношению друг к другу. |
Бланки |
|
6 |
10 |
Завершение. |
Завершающий обмен впечатлениями, что получил на занятиях, подведение итогов. |
Используемые методы: дискуссии, минилекции, тренинговые упражнения.
Требования к проведению занятий .
Группа должна комплектоваться на добровольной основе;
Предпочтительно проводить занятия с разнополой группой, но достаточно допустимы и гомогенные группы;
Желательно включать в группу участников с небольшой разницей в возрасте.
План групповой коррекции депрессивных состояний у подростков приведен в приложении 5. Описание упражнений находится в Приложениях № 6,7,8.
2.4 Анализ коррекционной
работы с депрессивными
Коррекционная работа проводилась на базе МОУ СОШ №65 с двенадцатью подростками.
В ходе работы подростки проявляли активность и заинтересованность.
После всех занятия проводился диагностический замер, с использованием тех же диагностических методик, что и вначале, для того, чтобы выяснить осуществился ли процесс коррекции депрессивных состояний.
В таблице 4 представлены результаты трех срезов, осуществленных в процессе коррекционной работы по опроснику CDI, из которой видно, что произошли изменения, депрессия не обнаруживается. Для подтверждения данных результатов был использован критерий t-Стьюдента, который основывается на статистической проверке достоверности различия средних показателей по двум наборам данных. Далее приведена формула, по которой осуществлены вычисления:
t = |S2ср.1 - S2ср.2| / √ (m21 + m22)
Таблица 4. Результаты трех диагностических срезов по опроснику CDI
№ |
Фамилии |
Пол |
Возраст |
1-ый замер |
2-ой замер |
3-ий замер |
|
1 |
С.Н. |
М |
14 |
18 |
16 |
12 |
|
2 |
Р.К. |
М |
14 |
19 |
18 |
10 |
|
3 |
Я.Б. |
Ж |
13 |
19 |
15 |
4 |
|
4 |
А.Б. |
Ж |
15 |
21 |
18 |
9 |
|
5 |
А. С |
М |
15 |
17 |
15 |
11 |
|
6 |
К.С. |
Ж |
14 |
19 |
16 |
6 |
|
7 |
С.Я. |
Ж |
14 |
21 |
17 |
4 |
|
8 |
Н.И. |
Ж |
13 |
18 |
17 |
5 |
|
9 |
С.В. |
Ж |
13 |
18 |
16 |
2 |
|
10 |
И.Т. |
М |
14 |
17 |
15 |
9 |
|
11 |
С.О. |
Ж |
14 |
21 |
17 |
9 |
|
12 |
Д.Х. |
М |
13 |
18 |
14 |
1 |
|
Xср.=19 |
Xср.=16 |
Xср. =7 |
Выборочные средние величины, принадлежащие к двум совокупностям данных, статистически достоверно отличаются.
Выборочные средние величины, принадлежащие к двум совокупностям данных, статистически достоверно не отличаются.
Замер 1 и замер 2.
S2ср.1 = 1/12 ∑ (xк1 - xср.1) 2 = 1/12 * 34 ≈ 2.8
S2ср.2 = 1/12 * 18 = 1.5
m21 = S2ср.1/n1 = 2.8/12 ≈ 0.2
m22 = S2ср.2/n2 = 1.5/12 ≈ 0.125
t = |2.8 - 1.5 | / √0.2 +0.125 = 1.3/0.6 ≈ 0.7
2. Замер 1 и замер 3.
S2ср.1 = 2.8
S2ср.3 = 1/12 * 146 ≈ 12
m21 = 0.2
m23 = 1
t = |2.8 - 12 | / √0.2 +1 = 9.2/1.09 ≈ 8.44
3. Замер 2 и замер 3.
S2ср.2 = 1.5
S2ср.3 = 1/12 * 146 ≈ 12
m22 = 0.125
m23 = 1
t = |1.5 - 12 | / √0.125 +1 = 10.5/0.6 ≈ 9.9
Из таблицы критических значений для критерия t-Стьюдента выяснили, что tкр. (0.05) ≥ 2.07, вследствие чего, выборочные средние величины по первому и по второму замерам статистически достоверно не отличаются, а вот средние величины по второму и третьему замерам, а также по первому и третьему замерам статистически достоверно отличаются.
Следовательно, процесс коррекции был осуществлен, и поставленная цель была достигнута.
СПА шкала адаптивность
В таблице 5 представлены результаты трех срезов, осуществленных в процессе коррекционной работы по опроснику СПА, по его шкале адаптивности, из которой видно, что произошли изменения, уровень адаптивности повысился. Для подтверждения данных результатов был использован критерий t-Стьюдента, который основывается на статистической проверке достоверности различия средних показателей по двум наборам данных. Далее приведена формула, по которой осуществлены вычисления:
t = |S2ср.1 - S2ср.2| / √ (m21 + m22)
Гипотезы:
Hо: Выборочные средние величины, принадлежащие к двум совокупностям данных, статистически достоверно отличаются.
H1: Выборочные средние величины, принадлежащие к двум совокупностям данных, статистически достоверно не отличаются.
Таблица 5. Результаты трех диагностических срезов по опроснику СПА.
№ |
Фамилии |
Пол |
Возраст |
1-ый замер |
2-ой замер |
3-ий замер | ||||||
а |
б |
и |
а |
б |
и |
а |
б |
и | ||||
1 |
С.Н. |
М |
14 |
90 |
119 |
43 |
100 |
109 |
48 |
120 |
86 |
58 |
2 |
Р.К. |
М |
14 |
96 |
125 |
43 |
105 |
104 |
50 |
115 |
90 |
56 |
3 |
Я.Б. |
Ж |
13 |
100 |
130 |
43 |
110 |
119 |
48 |
124 |
100 |
55 |
4 |
А.Б. |
Ж |
15 |
81 |
150 |
35 |
115 |
120 |
49 |
118 |
101 |
54 |
5 |
А.С. |
М |
15 |
92 |
110 |
46 |
108 |
111 |
49 |
124 |
96 |
56 |
6 |
К.С. |
Ж |
14 |
90 |
129 |
41 |
124 |
123 |
50 |
128 |
112 |
53 |
7 |
С.Я. |
Ж |
14 |
91 |
148 |
38 |
112 |
122 |
48 |
118 |
98 |
55 |
8 |
Н.И. |
Ж |
13 |
86 |
130 |
40 |
99 |
109 |
48 |
110 |
87 |
56 |
9 |
С.В. |
Ж |
13 |
114 |
100 |
53 |
112 |
100 |
53 |
114 |
80 |
59 |
10 |
И.Т. |
М |
14 |
61 |
70 |
47 |
98 |
72 |
58 |
116 |
72 |
62 |
11 |
С.О. |
Ж |
14 |
101 |
130 |
44 |
116 |
123 |
49 |
116 |
109 |
52 |
12 |
Д.Х. |
М |
15 |
62 |
145 |
30 |
100 |
118 |
46 |
120 |
100 |
60 |
Xср. =42 |
Xср. =50 |
Xср. =56 |
1. Замер 1 и замер 2.
S2ср.1 = 32
S2ср.2 = 9
m21 = 2.7
m22 = 0.75
t = |32 - 9 | / √2.7 + 0.75 = 23/1.86 ≈ 12.36
2. Замер 2 и замер 3.
S2ср.2 = 9
S2ср.3 = 8
m22 = 0.75
m23 = 0.66
t = |9 - 8 | / √0.75 + 0.66 = 1/1.187 ≈ 0.84
3. Замер 1 и замер 3.
S2ср.1 = 32
S2ср.3 = 8
m21 = 2.7
m23 = 0.66
t = |32 - 8 | / √2.7 + 0.66 = 24/1.83 ≈ 13
Из таблицы критических значений для критерия t-Стьюдента выяснили, что tкр. (0.05) ≥ 2.07, вследствие чего, выборочные средние величины по третьему и по второму замерам статистически достоверно не отличаются, а вот средние величины по второму и первому замерам, а также по первому и третьему замерам статистически достоверно отличаются.
Следовательно, процесс коррекции был осуществлен, и поставленная цель была достигнута.
Таким образом, измерение
на всех этапах исследования показали,
что процесс психологической
коррекции депрессивных состояний
у подростков осуществлялся в
полной мере. Показатели депрессии
уменьшались. Следовательно, программа,
разработанная нами для исследования,
оказалась эффективной для
Заключение
Психическое неблагополучие
подростков, касающееся эмоциональной
сферы, имеет далеко идущие последствия.
Написание данной работы было определено
следующей гипотезой: депрессивные
состояния подростка имеют
Проведенный в первой главе
данной работы анализ современного состояния
проблемы позволил прийти к заключению,
что, несмотря на большое внимание психологов
и представителей смежных специальностей
к проблеме депрессивности, используемый
понятийный аппарат еще недостаточно
совершенен. Так, само понятие "депрессия"
до настоящего времени остается спорным
и неоднозначным. Оно используется
как характеристика настроения, как
название синдрома и как название
отдельного заболевания. Тем самым
именно взаимодействие медицинского и
психологического знания становится необходимым
для практического решения
Именно депрессивные состояния как тревожный сигнал эмоционального неблагополучия подростка, не всегда вызывая к себе достаточно внимательного отношения специалистов и родителей, и стали объектом нашего исследования.
На основании имеющихся в литературе данных мы выделили ряд направлений и подходов к исследованию психологического содержания депрессии, механизмов ее возникновения и коррекции, в связи с тем, что процесс коррекции депрессивных состояний явился предметом данной работы.
Проведенный анализ литературы показал, что депрессивные состояния обнаруживают связь с теми характеристиками жизнедеятельности подростка, которые являются для него наиболее значимыми. Это относится к межличностным отношениям в семье и детско-родительским отношениям, комплексу отношений, в которые вступает подросток в процессе школьного обучения, к стрессогенным жизненным событиям. Рассмотрели пути и методы психологической коррекции депрессивных состояний в различных психологических подходах.
В практической части данной работы отражены результаты диагностического исследования и проведенной коррекционной работы.
Диагностика показала, что почти половине подростков не свойственно состояние депрессии, она выражена лишь у 5% испытуемых, но при этом 15% маскируют свое истинное состояние или не желают признавать у себя его наличие. Легкое снижение настроения у трети подростков свидетельствует о начинающемся неблагополучии.
Таким образом, неблагополучие эмоциональной сферы, маскированная депрессия и наличие депрессии у некоторых подростков, что в совокупности составляет более 50% испытуемых, требует со стороны психолога пристального внимания. В ходе диагностики было выяснено, что подростки, показавшие высокие баллы по опроснику, направленному на выявление депрессии, проявляют тенденцию к дезадаптации, что было выяснено с помощью опросника социально-психологической адаптивности. Для подтверждения проявившейся зависимости между уровнем депрессии и уровнем адаптивности была проведена ранговая корреляция, с использованием коэффициента ранговой корреляции по Спирмену. Зависимость оказалась статистически достоверной. Для проведения более качественной диагностики была использована специально разработанная стандартизированная беседа, а также тест Люшера, результаты по которым подтвердили ранее полученные данные.
При выборе вида коррекции
учитывалось, что ведущей деятельностью
в подростковом возрасте является общение,
и потому при работе с подростками,
обнаружившими депрессию, предпочтение
было отдано ее групповому варианту. В
процессе групповой работы на основе
принципа взаимодействия и совместной
деятельности повышается уровень психической
активности - сначала в групповой
ситуации, а затем и в реальной
жизни. Вырабатываются адекватные способы
разрешения личных проблем, новые способы
адекватного поведения и
Информация о работе Проявления депрессивных состояний у подростков и их коррекция