Проявления депрессивных состояний у подростков и их коррекция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 16:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Разработка и апробация программы направленная на коррекцию депрессивных состояний у подростков.
Объект исследования: Эмоциональная сфера подростков.
Предмет исследования: Возможность коррекции депрессивных состояний подростков.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что депрессивных состояний у подростков можно избежать, если своевременно применять психологические подходы к диагностике и коррекции депрессивных состояний у подростков.

Содержание

Введение
Глава 1. Психолого-педагогические основы проявления депрессивных состояний у подростков и их коррекция
1.1 Депрессия как эмоциональное состояние личности
1.2 Особенности проявления депрессивных состояний у подростков
1.3 Психологические подходы к диагностике и коррекции депрессивных состояний у подростков
1.4 Когнитивные подходы к объяснению и коррекции депрессивных состояний у подростков
1.5 Поведенческий подход к пониманию депрессии
1.6 Психоаналитическая теория депрессии
1.7 Семейная психокоррекция депрессивных состояний
Глава 2. Эмпирическое исследование депрессивных состояний у подростков
2.1 Диагностика депрессивных состояний у подростков
2.2 Использование опросника СПА ("Социально-психологическая адаптированность")
2.3 Программа по коррекционной работе с депрессивными подростками
2.4 Анализ коррекционной работы с депрессивными подростками
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа..docx

— 142.68 Кб (Скачать файл)

В ходе проведения диагностического исследования на предмет выявления депрессивного состояния у 31 подростка в возрасте 13-15 лет были получены следующие результаты: у 3 человек обнаружено состояние депрессии, 9 испытуемых показали маскированную депрессию. С данными подростками в количестве 12 человек было принято решение о проведение коррекции депрессивных состояний.

2.3 Программа по  коррекционной работе с депрессивными  подростками

При выборе вида коррекции  учитывалось, что ведущей деятельностью  в подростковом возрасте является общение, и потому при работе с подростками, обнаружившими депрессию, предпочтение было отдано ее групповому варианту.

В процессе групповой работы на основе принципа взаимодействия и  совместной деятельности повышается уровень  психической активности - сначала  в групповой ситуации, а затем  и в реальной жизни. Вырабатываются адекватные способы разрешения личных проблем, новые способы адекватного  поведения и выражения чувств, т.е. расширяется диапазон средств  и способов саморегуляции поведения, развивается и смысловая структура личности. Одновременно с этим изменяется и сама структура общения. С приобретением ощущения принадлежности к группе, а также идентификации себя с другими подросток получает возможность установления реальных социальных связей и определения своего места в обществе.

В связи с этим принято  решение разработать коррекционную  программу на основе социально-психологического тренинга и тренинга личностного  роста.

Цель: коррекция депрессивных состояний у подростка.

 

Задачи:

1.Устранить симптомы депрессивного состояния.

2.Сформировать навыки саморегуляции.

3.Развитие уверенности в себе.

4.Расширить знания участников о чувствах и эмоциях, создать условия для развития способности безоценочного их принятия, сформировать умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций. 

5.Создать условия для личностного роста, создать условия для формирования у подростка стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем.

6.Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

7.Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, позитивных жизненных целей, путей и способов их адекватного  достижения.

 Сроки реализации  программы.

Работа проводится в мини-группах   — 1 раз в неделю по 60—90 минут. Всего 7 недель. Количество детей в группе от 4 до 6 человек.

Структура программы.

Программа включает в себя комплекс из 12 коррекционно-развивающих занятий:

Каждое занятие состоит  из трех частей:

1.Вводная часть (разминка).

2.Основная часть (рабочая).

3.Завершение.

 

 

 

 

 

Этапы

Время

Задачи

Средства

Роль ведущего

Приветствие

 

Обозначить начало занятия, создать особую атмосферу подчеркнуть безопасность

Определенные ритуалы

Обеспечить для каждого участника максимальное вхождение в группу

Начало работы

5-10 мин

Самоопределение участников (с чем они пришли на группу, как  себя сейчас ощущают).

Ритуализированная форма

Предоставить каждому  участнику возможность поделиться своими переживаниями, помочь осознать и принять свои чувства

Разминка

5-10 мин

Объединение, сплочение группы.

Развитие межличностных  связей.

Включение в совместную деятельность.

Более или менее подвижные  игры, с четко определенными правилами.

Обозначение правил и границ

Обеспечение безопасности участников.  

Работа по теме

30 мин

Задачи соответствуют  теме занятия

Самые разнообразные формы  активности (игры, рисование, психодрама и т.д.)

Дать определенную информацию в доступной форме.

Предоставить возможность  выразить свои чувства.

Помочь овладеть новыми навыками, основываясь на полученной информации.

Разминка

10-15 мин

     

Работа по теме

25 мин

     

Завершение занятия

10 мин

Возможность выплеснуть накопившееся напряжение.

Завершение работы в позитивном эмоциональном состоянии.

Подвижные и/или релаксационные игры

Обеспечение безопасности участников.

Прощание

 

Обозначить конец занятия.

Определенные ритуалы.

Эмоциональная поддержка  детей.


 

                                                          

Занятие № 1.     

Представление программы. Знакомство.          

Ознакомление с правилами группы.  

 

Цель: установление контакта с учениками. Создание доверительной атмосферы. Достижение взаимопонимания в целях  работы программы.

 

время

Этап

Содержание 

работы

Задача

Материал

Примечание

1

10

Начало работы

Представление ведущего. Информация о себе и о программе, о своих  личных целях и целях программы.

Создать дружелюбный и  безопасный настрой, продемонстрировать открытый стиль общения

 

Ведущий говорит о своих  реальных чувствах по поводу создания группы.

2

15

Разминка

«Представление участников по парам»*

Знакомство и сплочение  группы

 

Ведущий тоже принимает участие.

3

25

Работа по теме

Выработка правил (мозговой штурм)

Демонстрация демократического и безопасного стиля общения

Ватман, маркеры

Возможен вариант, – ведущий  сам предлагает правила.

4

10

Разминка                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

«Пересаживания»

Первые попытки совместного  активного отдыха, разрядка, повышение  настроения.

 

Подростки могут стесняться играть.

5

20

Работа по теме.

Общий рисунок (или «нарисуй себя»)

Общая деятельность, выявление  лидеров в группе, оформление группового пространства.

Ватман, фломастеры, музыка

Дать всем участникам рисовать.

6

10

Завершение

Завершающий обмен впечатлениями  от занятия

Демонстрация и овладение  навыками открытого стиля общения, навыки разговора о чувствах

 

Ведущий может начать и  показать как говорить о чувствах. Подростки могут не доверять друг другу, в таком случае можно использовать письменную анкету.


 

  

 

 

 

Занятие № 2.

Понятие личности. Кто Я? Кто Ты? Понятие границ личности. Развитие личности.

Цель: сфокусировать внимание участников на собственном мироощущении. Выработать установку на ценность каждой отдельной  личности. Ощутить похожесть и  индивидуальность отдельных людей.

 

 

 

Время

Этап

Описание

Задача

Материал

Примечания

1        

15

Начало работы

Обмен чувствами

10 определений «Кто Я?»,  обсуждение. Повторение правил.

Обозначение перехода к особой атмосфере в группе, введение в  тему занятия.

Бумага и ручки

 

2

10

Разминка

«Я никогда не…»

Разрядка сплочение

   

3

25

Работа по теме

Мозговой штурм на тему «Из чего состоит личность»

Осознавание себя как ценной личности

Ватман, маркеры.

Важно учитывать правила  мозгового штурма – любое мнение ценно.

4

10

Разминка

«Поиск общего»

Нахождение качеств, которые  объединяют с другими.

   

5

20

Работа по теме

Игра в границы «Скажи стоп»

Проблема перехода границ, чувства, которые возникают когда  переходят границы.

Внимательное отношение  к границам, ощущение своих физических границ, осознавание эмоций возникающих при нарушении границ.

 

Ведущий может не участвовать  в тройках

6

10

Завершение

«Снежинка»

Осознание себя как личности не похожей на других.

   

 

                                                                  

 

 

 

Занятие № 3

Чувства. Сложности идентификации  чувств.

Цель: Научиться идентифицировать собственные эмоциональные переживания. Научиться отделять чувства от поведения  и мыслей

 

время

Этап

Описание

Задача

Материал

Примечание

1

5

Начало работы

Обмен чувствами. Повторение правил

Вхождение в атмосферу  группы, создание специфического климата.

 

Детям может быть трудно, проговаривать свои чувства

2

10

Разминка

Мячик – ассоциации. Какие  вы знаете чувства.

Навык спонтанного реагирования.

 

Ведущий получает для себя информацию о том, какие чувства детям известны. Исходя из этого, строит работу по теме.

3

35

Работа по теме.

Мини лекция «Что такое  чувства. Какие бывают чувства»

Закрашивание человечков чувств

Осознавание чувств, знакомство с диапазоном чувств. Ощущение чувств собственным телом.

Мяч, пустые человечки, ватман маркер

Может затрагивать глубокие личностные процессы.

4

10

Разминка

«Переманивания»

Разрядка, сплочение группы. «Размораживание»

   

5

25

Работа по теме.

Мысли чувства и поведение.  Игра « Обозначь ситуацию»

Выработка навыка различать  мысли чувства и поведение.

 

На этом этапе участникам можно раздать таблички чувств, которые  облегчат им работу в дальнейшем.

6

10

Завершение

«Повтори упражнение»  Обмен чувствами.

Сплочение, навык невербальной рефлексии.

   

 

  

 

 

 

Занятие № 4

Выражение чувств. Понимание  чувств других людей. Невербальные выражения чувств.

Цель: обучение выражению чувств и  пониманию эмоционального состояния  других людей по невербальным признакам. Развитие наблюдательности. 

Информация о работе Проявления депрессивных состояний у подростков и их коррекция