Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 16:24, курсовая работа
Цель исследования: Разработка и апробация программы направленная на коррекцию депрессивных состояний у подростков.
Объект исследования: Эмоциональная сфера подростков.
Предмет исследования: Возможность коррекции депрессивных состояний подростков.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что депрессивных состояний у подростков можно избежать, если своевременно применять психологические подходы к диагностике и коррекции депрессивных состояний у подростков.
Введение
Глава 1. Психолого-педагогические основы проявления депрессивных состояний у подростков и их коррекция
1.1 Депрессия как эмоциональное состояние личности
1.2 Особенности проявления депрессивных состояний у подростков
1.3 Психологические подходы к диагностике и коррекции депрессивных состояний у подростков
1.4 Когнитивные подходы к объяснению и коррекции депрессивных состояний у подростков
1.5 Поведенческий подход к пониманию депрессии
1.6 Психоаналитическая теория депрессии
1.7 Семейная психокоррекция депрессивных состояний
Глава 2. Эмпирическое исследование депрессивных состояний у подростков
2.1 Диагностика депрессивных состояний у подростков
2.2 Использование опросника СПА ("Социально-психологическая адаптированность")
2.3 Программа по коррекционной работе с депрессивными подростками
2.4 Анализ коррекционной работы с депрессивными подростками
Заключение
Библиография
В ходе проведения диагностического исследования на предмет выявления депрессивного состояния у 31 подростка в возрасте 13-15 лет были получены следующие результаты: у 3 человек обнаружено состояние депрессии, 9 испытуемых показали маскированную депрессию. С данными подростками в количестве 12 человек было принято решение о проведение коррекции депрессивных состояний.
2.3 Программа по
коррекционной работе с
При выборе вида коррекции учитывалось, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение, и потому при работе с подростками, обнаружившими депрессию, предпочтение было отдано ее групповому варианту.
В процессе групповой работы на основе принципа взаимодействия и совместной деятельности повышается уровень психической активности - сначала в групповой ситуации, а затем и в реальной жизни. Вырабатываются адекватные способы разрешения личных проблем, новые способы адекватного поведения и выражения чувств, т.е. расширяется диапазон средств и способов саморегуляции поведения, развивается и смысловая структура личности. Одновременно с этим изменяется и сама структура общения. С приобретением ощущения принадлежности к группе, а также идентификации себя с другими подросток получает возможность установления реальных социальных связей и определения своего места в обществе.
В связи с этим принято
решение разработать
Цель: коррекция депрессивных состояний у подростка.
Задачи:
1.Устранить симптомы депрессивного состояния.
2.Сформировать навыки саморегуляции.
3.Развитие уверенности в себе.
4.Расширить знания участников о чувствах и эмоциях, создать условия для развития способности безоценочного их принятия, сформировать умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.
5.Создать условия для личностного роста, создать условия для формирования у подростка стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем.
6.Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.
7.Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, позитивных жизненных целей, путей и способов их адекватного достижения.
Сроки реализации программы.
Работа проводится в мини-группах — 1 раз в неделю по 60—90 минут. Всего 7 недель. Количество детей в группе от 4 до 6 человек.
Структура программы.
Программа включает в себя комплекс из 12 коррекционно-развивающих занятий:
Каждое занятие состоит из трех частей:
1.Вводная часть (разминка).
2.Основная часть (рабочая).
3.Завершение.
Этапы |
Время |
Задачи |
Средства |
Роль ведущего |
Приветствие |
Обозначить начало занятия, создать особую атмосферу подчеркнуть безопасность |
Определенные ритуалы |
Обеспечить для каждого участника максимальное вхождение в группу | |
Начало работы |
5-10 мин |
Самоопределение участников (с чем они пришли на группу, как себя сейчас ощущают). |
Ритуализированная форма |
Предоставить каждому
участнику возможность |
Разминка |
5-10 мин |
Объединение, сплочение группы. Развитие межличностных связей. Включение в совместную деятельность. |
Более или менее подвижные
игры, с четко определенными |
Обозначение правил и границ Обеспечение безопасности участников. |
Работа по теме |
30 мин |
Задачи соответствуют теме занятия |
Самые разнообразные формы активности (игры, рисование, психодрама и т.д.) |
Дать определенную информацию в доступной форме. Предоставить возможность выразить свои чувства. Помочь овладеть новыми навыками, основываясь на полученной информации. |
Разминка |
10-15 мин |
|||
Работа по теме |
25 мин |
|||
Завершение занятия |
10 мин |
Возможность выплеснуть накопившееся напряжение. Завершение работы в позитивном эмоциональном состоянии. |
Подвижные и/или релаксационные игры |
Обеспечение безопасности участников. |
Прощание |
Обозначить конец занятия. |
Определенные ритуалы. |
Эмоциональная поддержка детей. |
Занятие № 1.
Представление программы. Знакомство.
Ознакомление с правилами
Цель: установление контакта с учениками. Создание доверительной атмосферы. Достижение взаимопонимания в целях работы программы.
№ |
время |
Этап |
Содержание работы |
Задача |
Материал |
Примечание |
1 |
10 |
Начало работы |
Представление ведущего. Информация о себе и о программе, о своих личных целях и целях программы. |
Создать дружелюбный и безопасный настрой, продемонстрировать открытый стиль общения |
Ведущий говорит о своих реальных чувствах по поводу создания группы. | |
2 |
15 |
Разминка |
«Представление участников по парам»* |
Знакомство и сплочение группы |
Ведущий тоже принимает участие. | |
3 |
25 |
Работа по теме |
Выработка правил (мозговой штурм) |
Демонстрация демократического и безопасного стиля общения |
Ватман, маркеры |
Возможен вариант, – ведущий сам предлагает правила. |
4 |
10 |
Разминка |
«Пересаживания» |
Первые попытки совместного активного отдыха, разрядка, повышение настроения. |
Подростки могут стесняться играть. | |
5 |
20 |
Работа по теме. |
Общий рисунок (или «нарисуй себя») |
Общая деятельность, выявление лидеров в группе, оформление группового пространства. |
Ватман, фломастеры, музыка |
Дать всем участникам рисовать. |
6 |
10 |
Завершение |
Завершающий обмен впечатлениями от занятия |
Демонстрация и овладение навыками открытого стиля общения, навыки разговора о чувствах |
Ведущий может начать и показать как говорить о чувствах. Подростки могут не доверять друг другу, в таком случае можно использовать письменную анкету. |
Занятие № 2.
Понятие личности. Кто Я? Кто Ты? Понятие границ личности. Развитие личности.
Цель: сфокусировать внимание участников на собственном мироощущении. Выработать установку на ценность каждой отдельной личности. Ощутить похожесть и индивидуальность отдельных людей.
№ |
Время |
Этап |
Описание |
Задача |
Материал |
Примечания |
1 |
15 |
Начало работы |
Обмен чувствами 10 определений «Кто Я?», обсуждение. Повторение правил. |
Обозначение перехода к особой атмосфере в группе, введение в тему занятия. |
Бумага и ручки |
|
2 |
10 |
Разминка |
«Я никогда не…» |
Разрядка сплочение |
||
3 |
25 |
Работа по теме |
Мозговой штурм на тему «Из чего состоит личность» |
Осознавание себя как ценной личности |
Ватман, маркеры. |
Важно учитывать правила мозгового штурма – любое мнение ценно. |
4 |
10 |
Разминка |
«Поиск общего» |
Нахождение качеств, которые объединяют с другими. |
||
5 |
20 |
Работа по теме |
Игра в границы «Скажи стоп» Проблема перехода границ, чувства, которые возникают когда переходят границы. |
Внимательное отношение к границам, ощущение своих физических границ, осознавание эмоций возникающих при нарушении границ. |
Ведущий может не участвовать в тройках | |
6 |
10 |
Завершение |
«Снежинка» |
Осознание себя как личности не похожей на других. |
Занятие № 3
Чувства. Сложности идентификации чувств.
Цель: Научиться идентифицировать
собственные эмоциональные
№ |
время |
Этап |
Описание |
Задача |
Материал |
Примечание |
1 |
5 |
Начало работы |
Обмен чувствами. Повторение правил |
Вхождение в атмосферу группы, создание специфического климата. |
Детям может быть трудно, проговаривать свои чувства | |
2 |
10 |
Разминка |
Мячик – ассоциации. Какие вы знаете чувства. |
Навык спонтанного реагирования. |
Ведущий получает для себя информацию о том, какие чувства детям известны. Исходя из этого, строит работу по теме. | |
3 |
35 |
Работа по теме. |
Мини лекция «Что такое чувства. Какие бывают чувства» Закрашивание человечков чувств |
Осознавание чувств, знакомство с диапазоном чувств. Ощущение чувств собственным телом. |
Мяч, пустые человечки, ватман маркер |
Может затрагивать глубокие личностные процессы. |
4 |
10 |
Разминка |
«Переманивания» |
Разрядка, сплочение группы. «Размораживание» |
||
5 |
25 |
Работа по теме. |
Мысли чувства и поведение. Игра « Обозначь ситуацию» |
Выработка навыка различать мысли чувства и поведение. |
На этом этапе участникам можно раздать таблички чувств, которые облегчат им работу в дальнейшем. | |
6 |
10 |
Завершение |
«Повтори упражнение» Обмен чувствами. |
Сплочение, навык невербальной рефлексии. |
Занятие № 4
Выражение чувств. Понимание чувств других людей. Невербальные выражения чувств.
Цель: обучение выражению чувств и пониманию эмоционального состояния других людей по невербальным признакам. Развитие наблюдательности.
Информация о работе Проявления депрессивных состояний у подростков и их коррекция