Проявления депрессивных состояний у подростков и их коррекция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 16:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Разработка и апробация программы направленная на коррекцию депрессивных состояний у подростков.
Объект исследования: Эмоциональная сфера подростков.
Предмет исследования: Возможность коррекции депрессивных состояний подростков.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что депрессивных состояний у подростков можно избежать, если своевременно применять психологические подходы к диагностике и коррекции депрессивных состояний у подростков.

Содержание

Введение
Глава 1. Психолого-педагогические основы проявления депрессивных состояний у подростков и их коррекция
1.1 Депрессия как эмоциональное состояние личности
1.2 Особенности проявления депрессивных состояний у подростков
1.3 Психологические подходы к диагностике и коррекции депрессивных состояний у подростков
1.4 Когнитивные подходы к объяснению и коррекции депрессивных состояний у подростков
1.5 Поведенческий подход к пониманию депрессии
1.6 Психоаналитическая теория депрессии
1.7 Семейная психокоррекция депрессивных состояний
Глава 2. Эмпирическое исследование депрессивных состояний у подростков
2.1 Диагностика депрессивных состояний у подростков
2.2 Использование опросника СПА ("Социально-психологическая адаптированность")
2.3 Программа по коррекционной работе с депрессивными подростками
2.4 Анализ коррекционной работы с депрессивными подростками
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа..docx

— 142.68 Кб (Скачать файл)

Подольский А. отмечает, что  депрессия и тревожные состояния, депрессия и поведенческие нарушения, включая импульсивное поведение, часто  появляются вместе. Значительная доля тех, кто покушается на самоубийство, переживают депрессию, по меньшей мере после своей попытки. Депрессия, мысли о самоубийстве, и употребление наркотиков также связаны между собой. У девушек недовольство своим телом может привести к расстройствам пищевого поведения, а затем и к депрессии. Особую опасность депрессии всегда связывали с нездоровьем, - исходя из предположения, что депрессия делает человека уязвимым к болезни. Депрессия может вызвать и другие проблемы, вследствие ее влияния на межличностные отношения. Вызываемое депрессией обеднение общения может ухудшать отношения "родитель - ребенок" в отрочестве и влиять на романтические отношения [18, с.180].

Депрессия у подростков часто  совмещается с булимией и анорексией. Анорексия и истощение настолько  часто сопровождают депрессию, что  считаются одним из облигатных ее признаков и включаются в качестве критериев диагностики депрессии  практически во все известные  опросники.

Сами подростки на снижение массы тела и утомляемость внимания не обращают.

Повышение аппетита, или  булимия, у подростков также могут  сопровождать депрессивные состояния, хотя это наблюдается несколько  реже.

Таким образом, депрессивные состояния у подростков накладывают  отпечаток на все стороны личности, приводят к отчуждению и одиночеству, что еще более усиливает состояние  депрессии. Депрессивные состояния  приводят подростка к дезадаптации и своевременная коррекция данного эмоционального неблагополучия позволит бескризисно преодолеть трудности, сопутствующие подростковому возрасту.

О психологических подходах к диагностике и коррекции  депрессивных состояний у подростков пойдет речь в следующем параграфе.

1.3 Психологические  подходы к диагностике и коррекции  депрессивных состояний у подростков

Трудности диагностики депрессивных явлений привели к осознанию  специалистами необходимости учета  психологических аспектов возникновения  и развития данных явлений у подростков. На основании имеющихся в литературе данных можно выделить ряд направлений  и подходов к исследованию психологического содержания депрессии, механизмов ее возникновения, путей ее коррекции и стабилизации. Это - психоаналитический, когнитивно-поведенческий, поведенческий, а также семейная и групповая психокоррекция. Целью видов помощи, основанных на этих подходах, является снятие психологических симптомов и улучшения состояния пациента. Методы включают психологические вмешательства, целью которых является изменение поведения, мыслей или отношения пациентов, которые, предположительно, являются основными причинами проблем. Краткосрочной целью является облегчение страданий подростка. Долгосрочной целью коррекции является ограничение функционального ухудшения, произошедшего из-за проявления симптомов (например, слабых межличностных отношений, семейного конфликта, отказа ходить в школу), и предотвращение хронического характера и возвратности депрессивных эпизодов [13, с.220].

1.4 Когнитивные  подходы к объяснению и коррекции  депрессивных состояний у подростков

Когнитивная модель депрессии  основывается на том положении, что  ведущие симптомы депрессии, такие  как печаль, слабость или полная утрата мотивации, суицидальные желания, находятся в зависимости от нарушения  познавательных процессов. Выделяется комплекс когнитивных нарушений, ставший классическим: негативное видение окружающего мира и жизненных событий, отрицательное представление о себе и негативная оценка будущего, так называемая когнитивная депрессивная триада. По данным А. Бек, когнитивные искажения при депрессии оказывают влияние на переработку информации. При этом отмечается, что депрессивные подростки делают необоснованные выводы, игнорируют прошлый опыт, преувеличивая свою вину и преуменьшая свои силы и достижения, что способствует созданию и закреплению негативных образов своего "Я". Основным в когнитивной теории депрессии считается положение о том, что самоотчеты пациентов представляют скорее отражение их негативных установок, чем действительное положение вещей, т.е. реалистичность самокритики депрессивных пациентов, оказывается обманчивой, а проблемы человека в значительной степени проистекают из определенных искаженных представлений о реальности, базирующихся на ошибочных предпосылках [12, с.532].

Определяющая характеристика когнитивной коррекции в том, что она является прямым, структурированным, часто краткосрочным видом коррекции  и делает акцент на развитии познавательных способностей, что связано с поведенческими событиями и навыками решения  проблем. Основная мыслительная конструкция  такова - познавательные способности  человека обуславливают его чувства.

На занятиях психолог помогает подростку выявлять у себя негативные мысли и давать реальную оценку положению  вещей, психолог руководит подростком в прокладывании новых путей  мышления, в отработке и закреплении  новых форм реагирования на факты  и события. Такое обучение своего клиента большинство когнитивных  психологов и рассматривают как  коррекционную программу, на которой  психолог и клиент работают вместе - вместе составляют список проблем  и задач, вместе стремятся достичь  намеченных целей.

Курс когнитивной коррекции  длится, как правило, не долго, он состоит  всего из 12 - 16 занятий. Однако в случае длительно протекающих форм депрессии  лечение может растянутся от 6 месяцев до 2 лет.

По исследованиям ученых, когнитивная психотерапия помогает примерно 50 процентам подростков.

 

1.5 Поведенческий  подход к пониманию депрессии

Бихевиористы, обращаясь к проблеме депрессии, больше внимания уделяли терапевтическим процедурам, нежели построению теоретической модели депрессии.

Форстер, рассматривая депрессию  на поведенческом уровне, считает, что  она характеризуется утратой  некоторых навыков адаптивного  поведения и замещением их реакциями  избегания, такими как жалобы, просьбы, плач и раздражительность. Депрессивный человек пытается устранить неблагоприятную  ситуацию при помощи жалоб и просьб [21, с.83].

Задача поведенческой  психокоррекции, которую еще называют психологическим усовершенствованием поведения, - помогать клиентам видоизменять те действия и поступки, которые обостряют тяжесть течения депрессивных переживаний. По мнению поведенческих психологов, психотерапевтов, депрессивное состояние возникает тогда, когда от клиента требуется слишком много, а вознаграждение за это - несоразмерно мало. В работе с подростками психолог для подкрепления положительных эмоций будет использовать принцип адекватного вознаграждения. Например, клиент - честолюбивый ученик, но в учебе идет позади тех, кто способнее его, и это служит основой его переживаний, приводящих к депрессии. Задача поведенческого психолога - научить его держаться уверенно и быть довольным своими результатами.

При некоторых методах  психокоррекционной работы психолог на занятиях с клиентом в основном слушает, а не говорит. В отличие от этого, поведенческий психолог выполняет более активную роль. Он строит для клиента индивидуальный коррекционный план и работает по нему с учетом конкретного депрессивного состояния и того, чем оно вызвано.

 

1.6 Психоаналитическая  теория депрессии

Психоаналитическая коррекция  основывается на концепции, что на чувства  и поведение человека сильное  влияние оказывают прошлый опыт и подсознательные желания и  страхи. Согласно этой теории, многие психические  заболевания могут быть излечены путем изменения взглядов больного на самого себя и на работу своего собственного сознания и эмоций. Этот вид работы очень привлекает пациентов, хотя и  требует большего времени, чем другие. Психоаналитическая коррекция не просто снимает симптомы расстройства, она  ставит своей задачей изменить личность, характер человека, помочь ему научиться  доверять другим, строить близкие  отношения с людьми, лучше справляться с трудностями, потерями и не лишать себя при этом широкого спектра эмоций.

Согласно психоаналитической теории, причиной депрессии может  стать конфликт между подсознательными и сознательными мыслями, убеждениями  и желаниями человека. Беспокоящие  подростков конфликт они стараются  подавить и инстинктивно перемещают их из сознания в подсознание. Задача психоаналитической коррекции - поднять  из глубин подсознания эти подавленные  и нерешенные конфликты и перенести  их в наше сознание с тем, чтобы  встретить их лицом к лицу и  избавиться от них.

Чтобы извлечь на свет подавленные  конфликты подростка, психоаналитик  может воспользоваться одним  из методов психоанализа: свободные  ассоциации, перенос, анализ сновидений и т.д. [26, с.286].

Недостатки психоаналитической коррекции заключаются в том, что она дорогостоящая и может  занимать несколько лет. Процесс  обследования затрагивает нередко  болезненные и глубоко личные переживания клиента. Это на какое-то время делает пациента тревожным  и расстроенным.

Межличностный подход к психотерапии и психокоррекции депрессивных состояний.

Межличностная психокоррекция - это метод, который ставит своей задачей изменить человеческие взаимоотношения, вносящие свою долю в причины депрессивных переживаний подростков. Согласно теории, разработанной психиатром Джеральдом Клеманом и психологом Мирной Вейсман, такие болезненные переживания вытекают из трудностей в личных взаимоотношениях людей.

Межличностный психолог пытается улучшить представления больного о  себе самом и его способностях к общению, что в свою очередь  должно оздоровить его отношения  с людьми. На занятиях клиент узнает свои возможности строить и поддерживать здоровые отношения с другими  людьми, справляться с новыми задачами, бедой и горем, требующими длительного  напряжения. С помощью специальных  приемов подросток определяет вместе с психологом круг его проблем  во взаимоотношениях с людьми и старается  улучшить соответствующие способности.

1.7 Семейная психокоррекция депрессивных состояний

Задача семейной психокоррекции - ознакомить членов семьи подростка с его проблемой и показать им, как они могут помочь. Семья служит мощным источником сил для подростка с депрессивным расстройством. Разногласия членов семьи, сложности в родственных отношениях или в общении приводят к появлению определенного типа пациентов, у которых семейные проблемы выливаются в депрессию. Таким образом, терапевт рассматривает подростковую депрессию, обращаясь к патологии в семейной системе. Семейная коррекция обычно является кратким, ориентированным на действия подходом, цель которого состоит в снятии симптомов через изменение поведения членов семьи.

Групповая психокоррекция депрессивных состояний.

Одной из основных целей  групповой психокоррекции для решения почти любой психической проблемы является создание подростком условий для установления контакта с ровесниками, у которых возникают такие же трудности и которые могут поддержать друг друга и вместе практиковаться в новых навыках в установлении межличностных отношений.

Цели групповой психокоррекции могут включать [30, с.69]:

предоставление человеку возможности осознать, что его  потребности похожи на потребности  других людей,

выработку альтернативных решений  определенных конфликтов,

обучение более эффективным  социальным навыкам,

повышение осведомленности  о потребностях и чувствах других людей.

Многие группы, созданные  для подростков, страдающих депрессией, представляют собой группы тренинга социальных навыков. Лечение здесь  сосредоточено на установлении и  практике социальных навыков, способных  помочь в разрешении конфликта в  отношениях с семьей и друзьями. Внутри групповых занятий присутствующие часто проигрывают по ролям различные  ситуации общения, такие как прояснения проблемы, понимание точки зрения другого человека и выражения  своих чувств. Другие группы могут  быть менее структурированы. Подростки  в этих группах могут использовать занятия для обсуждения проблем, которые они испытывают с семьей и друзьями. Другой отличительной  чертой этих групп является то, что  занятия во многих из них ограничены во времени, имеют четкие цели и программы рассчитанные на определенный период времени.

Таким образом, рассмотрев психолого-педагогические основы проявления депрессивных состояний  у подростков и их коррекцию, мы пришли к выводам:

1. Депрессивные состояния  в подростковом возрасте встречаются  относительно редко, но эти  состояния опасны по своим  последствиям и часто сочетаются  с другими проблемами, такими  как нарушение пищевого поведения,  суицидальное поведение, нервно-психическое  напряжение. Подольский А. отмечает, что депрессия и тревожные  состояния, депрессия и поведенческие  нарушения, включая импульсивное  поведение, часто появляются вместе.

Депрессия накладывает отпечаток  на все стороны личности: познавательную, поведенческую, эмоционально-волевую  и т.п.

Депрессия в подростковом возрасте не является нормальным кризисным  проявлением и требует особого  рассмотрения, для избежания ее дальнейшего развития и перехода в область психопатологии.

2. Причины возникновения депрессивных состояния могут быть самыми различными: от генетической предрасположенности до проявлений возрастных кризисов, среди которых наиболее остро протекает подростковый. Проблемы в ролевом переходе приводят к депрессии, а также депрессия способствует возникновению проблем в ролевом переходе подростка.

Депрессия обнаруживается чаще у девочек-подростков, чем у мальчиков.

3. Среди подходов к  коррекции депрессии выделяют  следующие: психоаналитический, когнитивно-поведенческий, поведенческий, а также семейная и групповая психокоррекция. Наиболее эффективным, с нашей точки зрения, является комплексный подход, который и будет использоваться в практической работе, описание которой будет представлено далее.

Информация о работе Проявления депрессивных состояний у подростков и их коррекция