Проявления депрессивных состояний у подростков и их коррекция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 16:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Разработка и апробация программы направленная на коррекцию депрессивных состояний у подростков.
Объект исследования: Эмоциональная сфера подростков.
Предмет исследования: Возможность коррекции депрессивных состояний подростков.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что депрессивных состояний у подростков можно избежать, если своевременно применять психологические подходы к диагностике и коррекции депрессивных состояний у подростков.

Содержание

Введение
Глава 1. Психолого-педагогические основы проявления депрессивных состояний у подростков и их коррекция
1.1 Депрессия как эмоциональное состояние личности
1.2 Особенности проявления депрессивных состояний у подростков
1.3 Психологические подходы к диагностике и коррекции депрессивных состояний у подростков
1.4 Когнитивные подходы к объяснению и коррекции депрессивных состояний у подростков
1.5 Поведенческий подход к пониманию депрессии
1.6 Психоаналитическая теория депрессии
1.7 Семейная психокоррекция депрессивных состояний
Глава 2. Эмпирическое исследование депрессивных состояний у подростков
2.1 Диагностика депрессивных состояний у подростков
2.2 Использование опросника СПА ("Социально-психологическая адаптированность")
2.3 Программа по коррекционной работе с депрессивными подростками
2.4 Анализ коррекционной работы с депрессивными подростками
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа..docx

— 142.68 Кб (Скачать файл)

 

Глава 2. Эмпирическое исследование депрессивных состояний  у подростков

2.1 Диагностика  депрессивных состояний у подростков

Исследование наличия  депрессивных состояний у подростков проводилось в МОУ СОШ №65 города Пензы. Испытуемыми были учащиеся 8-9 классов, в количестве 31 человека, в возрасте 13-15 лет.

Этапы исследования:

1. Изучение депрессивных  состояний у подростков с применением  опросников CDI и СПА.

2. Проведение индивидуальной  стандартизированной беседы среди  подростков с высокими показателями  депрессии и дезадаптации.

3. Опросник CDI ("Описание детской депрессии") в изучении депрессивных состояний у подростков.

Данная методика была выбрана, поскольку позволяет выявить  состояние депрессии у подростков.

Цель: выявить депрессию  у подростков и детей в возрасте от 13 до 15 лет.

Данный опросник специально разработан М. Ковач для диагностики  депрессии у детей и подростков. Охватывает основные характеристики депрессии  и учитывает психологические  особенности данной возрастной группы. Опросник CDI предназначен для самостоятельного заполнения подростками и детьми, его использование не требует  медицинской квалификации, т.к выявляет функциональное состояние депрессии у здоровых людей в рамках нормального психического функционирования.

Данный опросник состоит из 27 триад высказываний. Испытуемому предлагается выбрать одно высказывание в каждой группе, в зависимости от того, как он себя чувствует себя в последнее время.

При обработке данных по каждому пункту в зависимости  от пометки, сделанной испытуемым, выставляется балл от 0 до 2.

Ключ:

выбор

балл

1,3,4,6,9,12,14,17, 19, 20,22,23,26,27

1

0

2

1

3

2

2,5,7,8,10,11,13,15,16,18,21,24,25

1

2

2

1

3

0


Интерпретация:

0-10 - состояние без депрессии;

11-16 - легкое снижение настроения;

17-19 - субдепрессия, или маскированная депрессия;

20 - критическое число,  рассматривается в качестве показателя  для углубленного изучения ребенка  или подростка на предмет идентификации  депрессивного заболевания.

В таблице №1 представлены результаты по методике CDI М. Ковач. Данные свидетельствуют о том, что депрессивное состояние присутствует у трех испытуемых, что соответствует пяти процентам  от общей группы испытуемых. Это  подтверждает данные ученых о том, что  в подростковом возрасте встречаемость  депрессивных состояний составляет пять-семь процентов.

На диаграмме № 1 в процентном соотношении представлены результаты данного диагностического исследования. Это свидетельствует о том, что  почти половине подростков не свойственно  состояние депрессии, она выражена лишь у 5% испытуемых, но при этом 15% маскируют  свое истинное состояние или не желают признавать у себя его наличие. Легкое снижение настроения у трети подростков свидетельствует о начинающемся неблагополучии.

Таким образом, неблагополучие эмоциональной сферы, маскированная  депрессия и наличие депрессии  у некоторых подростков, что в  совокупности составляет более 50% испытуемых, требует со стороны психолога  пристального внимания.

Поэтому автором исследования была предпринята попытка разработки и проведения программы коррекции  депрессивных состояний у подростков.

Таблица 1. Данные по опроснику CDI

 

возраст

пол

CDI

       

балл

1

Н.С.

14

М

18

2

Ж.Д.

14

М

14

3

А.Д.

14

М

10

4

А.Н.

14

М

10

5

А.Я.

14

Ж

9

6

Х.Д.

13

М

18

7

М.Н.

14

Ж

10

8

З.С.

13

М

14

9

К.Р.

14

М

19

10

А.К.

13

М

15

11

Б.Я.

13

Ж

19

12

О.М.

14

Ж

12

13

А.К.

13

Ж

13

14

М.Е.

14

Ж

13

15

С.А.

13

Ж

4

16

Б.А.

14

Ж

4

17

С.Ю.

13

Ж

10

18

Б.А.

15

Ж

21

19

Р.С.

14

Ж

11

20

М.Д.

14

Ж

14

21

К.М.

14

М

15

22

С.А.

15

М

17

23

К.М.

14

Ж

11

24

С.К.

14

Ж

19

25

М.С.

14

М

10

26

С.К.

13

Ж

12

27

Г.М.

14

М

4

28

С.И.

14

М

6

29

Г.А.

13

Ж

8

30

И.А.

14

М

10

31

Я.Ю.

14

Ж

21


 

 

 

 

 

 

 

Рис.1 Данные опросника CDI

2.2 Использование  опросника СПА ("Социально-психологическая адаптированность")

В данном психологическом  исследовании был использован опросник СПА (К. Роджерс и Р. Даимонд, 1954г., адаптирован Осницким А.К., 1998г), в целях подтверждения гипотезы о том, что испытуемым, показавшим высокий балл по опроснику CDI свойственен низкий уровень адаптивности.

Цель: выявить уровень  адаптированности\ дезадаптированности в системе межличностных отношений и в качестве оснований для дезадаптации предполагается ряд разнообразных обстоятельств: низкий уровень самоприятия, низкий уровень приятия других, эмоциональный дискомфорт. Опросник состоит из 101 утверждения, в которых содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях привычках, стиле поведения. Испытуемый должен соотнести каждое утверждение со своими привычками, со своим образом жизни и оценить его по 7-балльной шкале:

0 - это ко мне совершенно  не относится;

1 - это на меня похоже;

2 - сомневаюсь, что это  можно отнести ко мне;

3 - не решаюсь отнести  это к себе;

4 - это на меня похоже, но нет уверенности;

5 - это на меня похоже;

6 - это точно про меня.

Данный опросник состоит из 8 шкал, семь из которых включают по 2 подшкалы.

Показатели

Номера высказываний

нормы

1

а

Адаптивность

4,5,9,12,15, 19,22,23,26,27,29,33,

68 - 170

35,37,41,44,47,51,53,55,61,63,67,

72,74,75,78,80,88,91,94,96,97,98

б

Дезадаптивность

2,6,7,13,16,18,25,28,32,36,38,40,

68 - 170

42,43,49,50,54,56,59,60,62,64,69,

71,73,76,77,83,84,86,90,95,99,100

2

а

Лживость

34,45,48,81,89,

18 - 45

б

 

8,82,92,101

3

а

Приятие себя

33,35,55,67,72,74,75,80,88,94,96

22 - 52

б

Неприятие себя

7,59,62,65.90,95,99

14 - 35

4

а

Приятие других

9,14,22,26,53,97

 

б

Неприятие других

2,10,21,28,40,60,76

14-35

5

а

Эмоциональный

23,29,30,41,44,47,78

14 - 35

Комфорт

б

Эмоциональный

6,42,43,49,50,83,85

14 - 35

дискомфорт

6

а

Внутренний

4,5,11,12,13, 19,27,37,51,63,68,79

26 - 65

контроль

91,98

б

Внешний

25,36,52,57,70,71,73,77

18 - 45

контроль

7

а

Доминирование

58,61,66

 

б

Ведомость

16,32,38,69,84,87

 

8

 

Эскапизм

17,18,54,64,86

 

Показатели и ключи  к интерпретации.

Зона неопределенности в  интерпретации результатов по каждой шкале для подростков приводится в графе норма. Результаты "до" зоны неопределенности интерпретируются как чрезвычайно низкие, а "после" самого высокого показателя в зоне неопределенности - как высокие.

В таблице № 2 отражены результаты опросника СПА, которые свидетельствуют  о том, что испытуемые, имеющие  балл по опроснику CDI от 17 до 21, имеют  низкий уровень адаптивности, т.к средний балл адаптивности по данным 12 испытуемым составляет 41.

В соответствии, с чем  можно сделать вывод о том, что уровень депрессии обратно  пропорционален уровню адаптивности.

Таблица 2. Результаты опросника  СПА ("Социально-психологическая  адаптивность")

Ф.И.

В.

Шкала I

Шкала II

Шкала III

Шкала IV

Шкала V

Шкала VI

     

А

Б

А

Б

А

Б

А

Б

А

Б

А

Б

1

Н.С.

14

90

119

17

26

18

24

21

35

26

40

18

24

2

Ж.Д.

14

110

69

20

7

19

5

26

15

28

19

35

28

3

А.Д.

14

115

50

26

4

16

11

31

14

30

12

31

17

4

А.Н.

14

109

44

27

4

20

6

25

6

37

7

34

19

5

А.Я.

14

120

52

30

7

25

5

24

9

31

17

34

16

6

Х.Д.

13

62

145

19

30

10

35

16

37

19

33

12

29

7

М.Н.

14

124

51

19

7

21

13

22

8

28

14

37

17

8

З.С.

13

121

40

21

7

22

3

25

6

27

13

34

18

9

К.Р.

14

96

125

19

1

10

10

26

4

24

12

33

12

10

А.К.

13

110

90

19

21

21

12

29

13

27

23

29

24

11

Б.Я.

13

100

130

20

32

15

29

18

30

11

32

11

29

12

О.М.

14

132

147

16

10

24

9

26

5

28

4

21

14

13

А.К.

13

130

82

21

11

26

18

34

19

29

15

28

18

14

М.Е.

14

121

89

27

13

27

18

31

8

35

30

31

22

15

С.А.

13

129

7

24

16

22

2

28

0

21

1

24

6

16

Б.А.

14

119

30

30

1

16

8

24

0

29

10

31

11

17

С.Ю.

13

105

38

36

3

24

9

26

2

27

17

35

16

18

Б.А.

15

81

150

21

40

21

34

14

38

16

43

25

24

19

Р.С.

14

100

50

41

6

27

10

25

11

27

9

26

13

20

М.Д.

14

118

87

18

17

26

24

31

17

37

20

17

9

21

К.М.

14

124

92

19

20

18

12

34

17

35

17

8

18

22

С.А.

15

92

110

20

15

19

28

21

23

12

23

19

24

23

К.М.

14

115

49

16

25

24

12

26

12

17

14

28

16

24

С.К.

14

90

129

18

7

14

19

13

29

9

29

24

24

25

М.С.

14

128

51

18

17

24

10

36

20

19

16

27

17

26

С.К.

13

135

43

27

18

26

12

24

16

28

14

26

6

27

Г.М.

14

131

30

31

6

28

5

29

10

25

10

28

12

28

С.И.

14

134

40

32

7

30

7

38

7

16

9

30

4

29

Г.А.

13

134

38

24

18

34

9

32

3

27

4

31

6

30

И.А.

14

144

53

25

20

26

15

30

11

30

11

30

11

31

Я.Ю.

14

91

148

26

37

13

37

20

35

16

40

11

35


Для подтверждения данной зависимости, была проведена ранговая корреляция, с применением коэффициента ранговой корреляции по Спирмену. В приложении 3 приведена таблица, которая была использована при данной статистической проверке данных. Гипотеза о том, что между двумя наборами данных присутствует статистически достоверная зависимость, подтвердилась, т.к коэффициент корреляции отличен от нуля, и составляет - 0,532. Минус перед коэффициентом означает, что между двумя наборами данных существует обратная зависимость: при увеличении одного, повышается, соответственно, второй.

Вычисления производились  по следующей формуле:

rsэмп = 1 - 6∑ (d2) /N (N2-1),

где d - разность между рангами  двух наборов данных, N - количество испытуемых.

rsэмп = 1 - 6*60847/238266=-0,532

Так как остальные шкалы  опросника СПА: самоприятие, приятие других, доминирование, эмоциональный комфорт, внутренний контроль выделены на основе факторного анализа, то проведение корреляционного анализа на выявление зависимости между CDI и данными шкалами, не столь важно.

Но из таблицы 2 видно, что  у испытуемых с низким показателем  адаптивности (12 чел) присутствует тенденция  к низкому уровню самоприятия, приятия других; им свойственна ведомость, внешний контроль. Это свидетельствует о дезадаптации, возможно в результате депрессии.

На беседу были приглашены 12 подростков, показавших высокие баллы  по депрессии (17-21).

Для проведения беседы была разработана анкета с бланком  фиксации полученных результатов.

Анализ беседы с двенадцатью  подростками представлен ниже, где  видно, что 50% испытуемых имеют депрессию, а остальные имеют тенденцию  к ее обнаружению.

Вопросы

Ответы

1. Часто ли ты испытываешь  грусть?

Часто 50%

Редко 50%

Никогда 0%

2. Часто ли тебе хочется  плакать?

Часто 42%

Редко 50%

Никогда 8%

3. Чувствуешь ли ты  себя несчастным?

Да 100%

Нет 0%

4. Как долго это длится?

Редко 58%

Никогда 42%

5. Чувствуешь ли ты  себя, что просто не можешь  так веселиться, как обычно?

Часто 42%

Редко 34%

Никогда 26%

6. Возможно, недавно ушел из жизни или уехал кто-то, кто был очень близок тебе?

Да 16%

Нет 84%

7. Если тебе грустно,  и вдруг происходит что-то хорошее,  тебе становиться лучше?

Часто 8%

Редко 84%

Никогда 8%

8. Трудно ли тебе засыпать?

Да 42%

Нет 58%

9. Ты спишь больше, чем  обычно?

Да 58%

Нет 42%

10. Чувствуешь ли ты  иногда, словно находишься вне  самого себя, наблюдаешь за тем,  как ты что-то делаешь или говоришь, но не являешься частью этого?

Часто  64%

Редко 24%

Никогда 8%

11. Часто ли ты чувствуешь  вину?

Часто 60%

Редко 32%

Никогда 8%

12. Часто ли ты думаешь  о том, что тебе следует быть  наказанным?

Часто 34%

Редко 42%

Никогда 24%

Информация о работе Проявления депрессивных состояний у подростков и их коррекция