Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 16:24, курсовая работа
Цель исследования: Разработка и апробация программы направленная на коррекцию депрессивных состояний у подростков.
Объект исследования: Эмоциональная сфера подростков.
Предмет исследования: Возможность коррекции депрессивных состояний подростков.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что депрессивных состояний у подростков можно избежать, если своевременно применять психологические подходы к диагностике и коррекции депрессивных состояний у подростков.
Введение
Глава 1. Психолого-педагогические основы проявления депрессивных состояний у подростков и их коррекция
1.1 Депрессия как эмоциональное состояние личности
1.2 Особенности проявления депрессивных состояний у подростков
1.3 Психологические подходы к диагностике и коррекции депрессивных состояний у подростков
1.4 Когнитивные подходы к объяснению и коррекции депрессивных состояний у подростков
1.5 Поведенческий подход к пониманию депрессии
1.6 Психоаналитическая теория депрессии
1.7 Семейная психокоррекция депрессивных состояний
Глава 2. Эмпирическое исследование депрессивных состояний у подростков
2.1 Диагностика депрессивных состояний у подростков
2.2 Использование опросника СПА ("Социально-психологическая адаптированность")
2.3 Программа по коррекционной работе с депрессивными подростками
2.4 Анализ коррекционной работы с депрессивными подростками
Заключение
Библиография
Глава 2. Эмпирическое исследование депрессивных состояний у подростков
2.1 Диагностика
депрессивных состояний у
Исследование наличия депрессивных состояний у подростков проводилось в МОУ СОШ №65 города Пензы. Испытуемыми были учащиеся 8-9 классов, в количестве 31 человека, в возрасте 13-15 лет.
Этапы исследования:
1. Изучение депрессивных
состояний у подростков с
2. Проведение индивидуальной
стандартизированной беседы
3. Опросник CDI ("Описание детской депрессии") в изучении депрессивных состояний у подростков.
Данная методика была выбрана,
поскольку позволяет выявить
состояние депрессии у
Цель: выявить депрессию у подростков и детей в возрасте от 13 до 15 лет.
Данный опросник специально
разработан М. Ковач для диагностики
депрессии у детей и
Данный опросник состоит из 27 триад высказываний. Испытуемому предлагается выбрать одно высказывание в каждой группе, в зависимости от того, как он себя чувствует себя в последнее время.
При обработке данных по каждому пункту в зависимости от пометки, сделанной испытуемым, выставляется балл от 0 до 2.
Ключ:
№ |
выбор |
балл |
1,3,4,6,9,12,14,17, 19, 20,22,23,26,27 |
1 |
0 |
2 |
1 | |
3 |
2 | |
2,5,7,8,10,11,13,15,16,18,21, |
1 |
2 |
2 |
1 | |
3 |
0 |
Интерпретация:
0-10 - состояние без депрессии;
11-16 - легкое снижение настроения;
17-19 - субдепрессия, или маскированная депрессия;
20 - критическое число,
рассматривается в качестве
В таблице №1 представлены результаты по методике CDI М. Ковач. Данные свидетельствуют о том, что депрессивное состояние присутствует у трех испытуемых, что соответствует пяти процентам от общей группы испытуемых. Это подтверждает данные ученых о том, что в подростковом возрасте встречаемость депрессивных состояний составляет пять-семь процентов.
На диаграмме № 1 в процентном соотношении представлены результаты данного диагностического исследования. Это свидетельствует о том, что почти половине подростков не свойственно состояние депрессии, она выражена лишь у 5% испытуемых, но при этом 15% маскируют свое истинное состояние или не желают признавать у себя его наличие. Легкое снижение настроения у трети подростков свидетельствует о начинающемся неблагополучии.
Таким образом, неблагополучие эмоциональной сферы, маскированная депрессия и наличие депрессии у некоторых подростков, что в совокупности составляет более 50% испытуемых, требует со стороны психолога пристального внимания.
Поэтому автором исследования была предпринята попытка разработки и проведения программы коррекции депрессивных состояний у подростков.
Таблица 1. Данные по опроснику CDI
№ |
возраст |
пол |
CDI | |
балл | ||||
1 |
Н.С. |
14 |
М |
18 |
2 |
Ж.Д. |
14 |
М |
14 |
3 |
А.Д. |
14 |
М |
10 |
4 |
А.Н. |
14 |
М |
10 |
5 |
А.Я. |
14 |
Ж |
9 |
6 |
Х.Д. |
13 |
М |
18 |
7 |
М.Н. |
14 |
Ж |
10 |
8 |
З.С. |
13 |
М |
14 |
9 |
К.Р. |
14 |
М |
19 |
10 |
А.К. |
13 |
М |
15 |
11 |
Б.Я. |
13 |
Ж |
19 |
12 |
О.М. |
14 |
Ж |
12 |
13 |
А.К. |
13 |
Ж |
13 |
14 |
М.Е. |
14 |
Ж |
13 |
15 |
С.А. |
13 |
Ж |
4 |
16 |
Б.А. |
14 |
Ж |
4 |
17 |
С.Ю. |
13 |
Ж |
10 |
18 |
Б.А. |
15 |
Ж |
21 |
19 |
Р.С. |
14 |
Ж |
11 |
20 |
М.Д. |
14 |
Ж |
14 |
21 |
К.М. |
14 |
М |
15 |
22 |
С.А. |
15 |
М |
17 |
23 |
К.М. |
14 |
Ж |
11 |
24 |
С.К. |
14 |
Ж |
19 |
25 |
М.С. |
14 |
М |
10 |
26 |
С.К. |
13 |
Ж |
12 |
27 |
Г.М. |
14 |
М |
4 |
28 |
С.И. |
14 |
М |
6 |
29 |
Г.А. |
13 |
Ж |
8 |
30 |
И.А. |
14 |
М |
10 |
31 |
Я.Ю. |
14 |
Ж |
21 |
Рис.1 Данные опросника CDI
2.2 Использование
опросника СПА ("Социально-
В данном психологическом исследовании был использован опросник СПА (К. Роджерс и Р. Даимонд, 1954г., адаптирован Осницким А.К., 1998г), в целях подтверждения гипотезы о том, что испытуемым, показавшим высокий балл по опроснику CDI свойственен низкий уровень адаптивности.
Цель: выявить уровень адаптированности\ дезадаптированности в системе межличностных отношений и в качестве оснований для дезадаптации предполагается ряд разнообразных обстоятельств: низкий уровень самоприятия, низкий уровень приятия других, эмоциональный дискомфорт. Опросник состоит из 101 утверждения, в которых содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях привычках, стиле поведения. Испытуемый должен соотнести каждое утверждение со своими привычками, со своим образом жизни и оценить его по 7-балльной шкале:
0 - это ко мне совершенно не относится;
1 - это на меня похоже;
2 - сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;
3 - не решаюсь отнести это к себе;
4 - это на меня похоже, но нет уверенности;
5 - это на меня похоже;
6 - это точно про меня.
Данный опросник состоит из 8 шкал, семь из которых включают по 2 подшкалы.
№ |
№ |
Показатели |
Номера высказываний |
нормы |
1 |
а |
Адаптивность |
4,5,9,12,15, 19,22,23,26,27,29,33, |
68 - 170 |
35,37,41,44,47,51,53,55,61,63, | ||||
72,74,75,78,80,88,91,94,96,97, | ||||
б |
Дезадаптивность |
2,6,7,13,16,18,25,28,32,36,38, |
68 - 170 | |
42,43,49,50,54,56,59,60,62,64, | ||||
71,73,76,77,83,84,86,90,95,99, | ||||
2 |
а |
Лживость |
34,45,48,81,89, |
18 - 45 |
б |
8,82,92,101 | |||
3 |
а |
Приятие себя |
33,35,55,67,72,74,75,80,88,94, |
22 - 52 |
б |
Неприятие себя |
7,59,62,65.90,95,99 |
14 - 35 | |
4 |
а |
Приятие других |
9,14,22,26,53,97 |
|
б |
Неприятие других |
2,10,21,28,40,60,76 |
14-35 | |
5 |
а |
Эмоциональный |
23,29,30,41,44,47,78 |
14 - 35 |
Комфорт | ||||
б |
Эмоциональный |
6,42,43,49,50,83,85 |
14 - 35 | |
дискомфорт | ||||
6 |
а |
Внутренний |
4,5,11,12,13, 19,27,37,51,63,68,79 |
26 - 65 |
контроль |
91,98 | |||
б |
Внешний |
25,36,52,57,70,71,73,77 |
18 - 45 | |
контроль | ||||
7 |
а |
Доминирование |
58,61,66 |
|
б |
Ведомость |
16,32,38,69,84,87 |
||
8 |
Эскапизм |
17,18,54,64,86 |
Показатели и ключи к интерпретации.
Зона неопределенности в интерпретации результатов по каждой шкале для подростков приводится в графе норма. Результаты "до" зоны неопределенности интерпретируются как чрезвычайно низкие, а "после" самого высокого показателя в зоне неопределенности - как высокие.
В таблице № 2 отражены результаты опросника СПА, которые свидетельствуют о том, что испытуемые, имеющие балл по опроснику CDI от 17 до 21, имеют низкий уровень адаптивности, т.к средний балл адаптивности по данным 12 испытуемым составляет 41.
В соответствии, с чем можно сделать вывод о том, что уровень депрессии обратно пропорционален уровню адаптивности.
Таблица 2. Результаты опросника СПА ("Социально-психологическая адаптивность")
№ |
Ф.И. |
В. |
Шкала I |
Шкала II |
Шкала III |
Шкала IV |
Шкала V |
Шкала VI | ||||||
А |
Б |
А |
Б |
А |
Б |
А |
Б |
А |
Б |
А |
Б | |||
1 |
Н.С. |
14 |
90 |
119 |
17 |
26 |
18 |
24 |
21 |
35 |
26 |
40 |
18 |
24 |
2 |
Ж.Д. |
14 |
110 |
69 |
20 |
7 |
19 |
5 |
26 |
15 |
28 |
19 |
35 |
28 |
3 |
А.Д. |
14 |
115 |
50 |
26 |
4 |
16 |
11 |
31 |
14 |
30 |
12 |
31 |
17 |
4 |
А.Н. |
14 |
109 |
44 |
27 |
4 |
20 |
6 |
25 |
6 |
37 |
7 |
34 |
19 |
5 |
А.Я. |
14 |
120 |
52 |
30 |
7 |
25 |
5 |
24 |
9 |
31 |
17 |
34 |
16 |
6 |
Х.Д. |
13 |
62 |
145 |
19 |
30 |
10 |
35 |
16 |
37 |
19 |
33 |
12 |
29 |
7 |
М.Н. |
14 |
124 |
51 |
19 |
7 |
21 |
13 |
22 |
8 |
28 |
14 |
37 |
17 |
8 |
З.С. |
13 |
121 |
40 |
21 |
7 |
22 |
3 |
25 |
6 |
27 |
13 |
34 |
18 |
9 |
К.Р. |
14 |
96 |
125 |
19 |
1 |
10 |
10 |
26 |
4 |
24 |
12 |
33 |
12 |
10 |
А.К. |
13 |
110 |
90 |
19 |
21 |
21 |
12 |
29 |
13 |
27 |
23 |
29 |
24 |
11 |
Б.Я. |
13 |
100 |
130 |
20 |
32 |
15 |
29 |
18 |
30 |
11 |
32 |
11 |
29 |
12 |
О.М. |
14 |
132 |
147 |
16 |
10 |
24 |
9 |
26 |
5 |
28 |
4 |
21 |
14 |
13 |
А.К. |
13 |
130 |
82 |
21 |
11 |
26 |
18 |
34 |
19 |
29 |
15 |
28 |
18 |
14 |
М.Е. |
14 |
121 |
89 |
27 |
13 |
27 |
18 |
31 |
8 |
35 |
30 |
31 |
22 |
15 |
С.А. |
13 |
129 |
7 |
24 |
16 |
22 |
2 |
28 |
0 |
21 |
1 |
24 |
6 |
16 |
Б.А. |
14 |
119 |
30 |
30 |
1 |
16 |
8 |
24 |
0 |
29 |
10 |
31 |
11 |
17 |
С.Ю. |
13 |
105 |
38 |
36 |
3 |
24 |
9 |
26 |
2 |
27 |
17 |
35 |
16 |
18 |
Б.А. |
15 |
81 |
150 |
21 |
40 |
21 |
34 |
14 |
38 |
16 |
43 |
25 |
24 |
19 |
Р.С. |
14 |
100 |
50 |
41 |
6 |
27 |
10 |
25 |
11 |
27 |
9 |
26 |
13 |
20 |
М.Д. |
14 |
118 |
87 |
18 |
17 |
26 |
24 |
31 |
17 |
37 |
20 |
17 |
9 |
21 |
К.М. |
14 |
124 |
92 |
19 |
20 |
18 |
12 |
34 |
17 |
35 |
17 |
8 |
18 |
22 |
С.А. |
15 |
92 |
110 |
20 |
15 |
19 |
28 |
21 |
23 |
12 |
23 |
19 |
24 |
23 |
К.М. |
14 |
115 |
49 |
16 |
25 |
24 |
12 |
26 |
12 |
17 |
14 |
28 |
16 |
24 |
С.К. |
14 |
90 |
129 |
18 |
7 |
14 |
19 |
13 |
29 |
9 |
29 |
24 |
24 |
25 |
М.С. |
14 |
128 |
51 |
18 |
17 |
24 |
10 |
36 |
20 |
19 |
16 |
27 |
17 |
26 |
С.К. |
13 |
135 |
43 |
27 |
18 |
26 |
12 |
24 |
16 |
28 |
14 |
26 |
6 |
27 |
Г.М. |
14 |
131 |
30 |
31 |
6 |
28 |
5 |
29 |
10 |
25 |
10 |
28 |
12 |
28 |
С.И. |
14 |
134 |
40 |
32 |
7 |
30 |
7 |
38 |
7 |
16 |
9 |
30 |
4 |
29 |
Г.А. |
13 |
134 |
38 |
24 |
18 |
34 |
9 |
32 |
3 |
27 |
4 |
31 |
6 |
30 |
И.А. |
14 |
144 |
53 |
25 |
20 |
26 |
15 |
30 |
11 |
30 |
11 |
30 |
11 |
31 |
Я.Ю. |
14 |
91 |
148 |
26 |
37 |
13 |
37 |
20 |
35 |
16 |
40 |
11 |
35 |
Для подтверждения данной зависимости, была проведена ранговая корреляция, с применением коэффициента ранговой корреляции по Спирмену. В приложении 3 приведена таблица, которая была использована при данной статистической проверке данных. Гипотеза о том, что между двумя наборами данных присутствует статистически достоверная зависимость, подтвердилась, т.к коэффициент корреляции отличен от нуля, и составляет - 0,532. Минус перед коэффициентом означает, что между двумя наборами данных существует обратная зависимость: при увеличении одного, повышается, соответственно, второй.
Вычисления производились по следующей формуле:
rsэмп = 1 - 6∑ (d2) /N (N2-1),
где d - разность между рангами двух наборов данных, N - количество испытуемых.
rsэмп = 1 - 6*60847/238266=-0,532
Так как остальные шкалы опросника СПА: самоприятие, приятие других, доминирование, эмоциональный комфорт, внутренний контроль выделены на основе факторного анализа, то проведение корреляционного анализа на выявление зависимости между CDI и данными шкалами, не столь важно.
Но из таблицы 2 видно, что у испытуемых с низким показателем адаптивности (12 чел) присутствует тенденция к низкому уровню самоприятия, приятия других; им свойственна ведомость, внешний контроль. Это свидетельствует о дезадаптации, возможно в результате депрессии.
На беседу были приглашены 12 подростков, показавших высокие баллы по депрессии (17-21).
Для проведения беседы была разработана анкета с бланком фиксации полученных результатов.
Анализ беседы с двенадцатью подростками представлен ниже, где видно, что 50% испытуемых имеют депрессию, а остальные имеют тенденцию к ее обнаружению.
Вопросы |
Ответы | ||||||||||
1. Часто ли ты испытываешь грусть? |
Часто 50% |
Редко 50% |
Никогда 0% | ||||||||
2. Часто ли тебе хочется плакать? |
Часто 42% |
Редко 50% |
Никогда 8% | ||||||||
3. Чувствуешь ли ты себя несчастным? |
Да 100% |
Нет 0% | |||||||||
4. Как долго это длится? |
Редко 58% |
Никогда 42% | |||||||||
5. Чувствуешь ли ты себя, что просто не можешь так веселиться, как обычно? |
Часто 42% |
Редко 34% |
Никогда 26% | ||||||||
6. Возможно, недавно ушел из жизни или уехал кто-то, кто был очень близок тебе? |
Да 16% |
Нет 84% | |||||||||
7. Если тебе грустно,
и вдруг происходит что-то |
Часто 8% |
Редко 84% |
Никогда 8% | ||||||||
8. Трудно ли тебе засыпать? |
Да 42% |
Нет 58% | |||||||||
9. Ты спишь больше, чем обычно? |
Да 58% |
Нет 42% | |||||||||
10. Чувствуешь ли ты иногда, словно находишься вне самого себя, наблюдаешь за тем, как ты что-то делаешь или говоришь, но не являешься частью этого? |
Часто 64% |
Редко 24% |
Никогда 8% | ||||||||
11. Часто ли ты чувствуешь вину? |
Часто 60% |
Редко 32% |
Никогда 8% | ||||||||
12. Часто ли ты думаешь о том, что тебе следует быть наказанным? |
Часто 34% |
Редко 42% |
Никогда 24% |
Информация о работе Проявления депрессивных состояний у подростков и их коррекция