Проявления тревожности и агрессивности у старшеклассников школы VII вида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 20:10, дипломная работа

Краткое описание

Согласно данным отечественных и зарубежных исследователей в современном мире наблюдается рост количества тревожных людей вне зависимости от половых, возрастных и других характеристик. Более того, тревожность принимает форму глубинной тревоги, т.е. может проявляться в психической неустойчивости, невротических реакциях, в меньшей степени поддается коррекции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………... 2
Глава 1. Отражение проблемы агрессивного поведения и тревожности в современной психологии.………………………………………………….7-25
1.1 Соотношение понятий «агрессия» и «агрессивность»………..……………7
1.2Теории происхождения явления агрессии……..……………...……………12
1.3Особенности агрессивного поведения у подростков………………………16
1.4 Проблема тревожности в зарубежной и отечественной психологии…….20
1.5 Тревожность ,как нарушение эмоциональной сферы подростка………...24
Глава 2. Клинико-психологические характеристики несовершеннолетних со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии……26-39 2.1Задержанное развитие: сущность, классификации, причины возникновения……………………………………………………………………26
2.2 Особенности развития детей и подростков со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии …………...………….....30
Глава 3. Организация, содержание и результаты исследования………………40-

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 170.56 Кб (Скачать файл)

                        Институт специальной педагогики и психологии.

                                  Кафедра Специальной психологии.

 

                 Проявления тревожности и агрессивности

                    у старшеклассников школы VII вида.

                                     Дипломная работа

 

 

                                                                                                     Выполнил: студент группы 2Дн/ 06

Очного отделения Пантелеев Дмитрий

Алексеевич

 

Научный руководитель:профессор 

                                                                               кафедры превентологии д.м.н.

                                                                               Шпиленя Леонид Семенович

 

 

 

 

 

 

                                                  Санкт-Петербург

                                                             2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………………... 2

Глава 1. Отражение проблемы агрессивного поведения и тревожности в современной психологии.………………………………………………….7-25

1.1 Соотношение понятий «агрессия» и «агрессивность»………..……………7

1.2Теории происхождения явления агрессии……..……………...……………12

1.3Особенности агрессивного поведения у подростков………………………16

1.4 Проблема тревожности в зарубежной и отечественной психологии…….20

1.5 Тревожность ,как нарушение эмоциональной сферы подростка………...24

Глава 2. Клинико-психологические характеристики несовершеннолетних со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии……26-39 2.1Задержанное развитие: сущность, классификации, причины возникновения……………………………………………………………………26

2.2 Особенности развития детей и подростков со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии …………...………….....30

Глава 3. Организация, содержание и результаты исследования………………40-

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современном мире нарушения поведения в форме проявлений агрессивности и тревожности у детей это не только явление действительности, но и серьезная социальная, педагогическая и психологическая проблема, ставшая значимой у несовершеннолетних уже в дошкольном и младшем школьном возрасте. Возникая уже на ранних этапах онтогенеза, тревожность и агрессия негативно сказывается на всем процессе социализации детей в последующих возрастных периодах. А повышенный уровень агрессивности как устойчивая личностная черта выявляется все у большего числа детей.

 

Согласно данным отечественных и зарубежных исследователей в современном мире наблюдается рост количества тревожных людей вне зависимости от половых, возрастных и других характеристик. Более того, тревожность принимает форму глубинной тревоги, т.е. может проявляться в психической неустойчивости, невротических реакциях, в меньшей степени поддается коррекции.

В настоящее время ученые придают большое значение не только разработке новых методов снижения уровня тревожности, но и возможности предупреждения возникновения этой личностной черты. Тревога, как явление ситуативное, достаточно легко поддается коррекции с помощью различных методов релаксации и саморегуляции, а тревожность, как черта личности, рассматривается, как относительно постоянная характеристика. Высокая тревожность оценивается отрицательно, но для эффективной коррекции необходимо знать причины, ее породившие. Если же считать тревожность чертой характера, врожденной, а не сложившейся при жизни, то следует оставить всякие поиски ее психологических причин и надежду на ее изменение.

Высокая тревожность является негативной личностной чертой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека, снижает уровень умственной работоспособности, вызывает неуверенность в своих силах, является условием формирования отрицательного статуса личности и конфликтных отношений, создает предпосылки для агрессивного поведения. Тревожность может повышать активность, способствовать предвидению возможной опасности, а может порождать ощущение беспомощности и неуверенности [32]. Тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека, актуальных при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному типу при постоянной тревожности.

Разработанность проблемы

 

Проблема тревожности подробно рассмотрена в исследованиях отечественных и зарубежных исследователей: В.Н. Мясищев, Н.В. Имедадзе, Н.Д. Левитова, Р. Лазаруса, Ю.М. Ханиным, Т.А. Немчином, А.С. Спиваковская, Ж. Тейлором, Ч. Спилбергом, В. Франклом, С. Кьеркегор-С., Ж.-П. Сартр, К. Хорни и др.

 

Тревожность как состояние в отечественной и зарубежной литературе изучалась, прежде всего, с точки зрения развития навыков саморегуляции у спортсменов: К. Эликсон, У. Морган, Ю.В. Пахомов. Тревожность как состояние и как черту, которая возникает в процессе адаптации к среде и при выполнении различных видов деятельности изучал. Ю. Ханин. В некоторых работах тревожность рассматривается как реакция на социальное влияние при определенных индивидуальных психофизических свойствах (Г. Айзенк, Б. Вяткин, Ч. Спилбергер, Н. Махони), а так же как состояние, которое может возникнуть вовремя различных психосоматических заболеваниях (Е Соколов).

 

Рост агрессивных тенденций среди несовершеннолетних отражает одну из острейших социальных проблем современного общества, где за последние годы резко возрос уровень молодежной преступности, расширился спектр форм асоциального поведения и т.д. Повышенный уровень агрессивности у детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом.

 

Агрессия - достаточно сложное и противоречивое явление. Оно предстает во множестве форм, видов и имеет различные проявления. По одним из теорий в основе агрессивного поведения лежат инстинктивные составляющие, однако, способы их реализации определяются социальными факторами. Фрустрация значимых потребностей также может служить источником агрессивных побуждений, но далеко не всегда приводит к агрессивному поведению. Исследователи отмечают, что агрессия может быть не только проявлением жестокости «в чистом виде», но и «нормальной» реакцией индивида в ходе борьбы за выживание. Многие формы агрессивного поведения осваиваются людьми в процессе социального научения, когда агрессивные действия могут быть ослаблены или перенаправлены в социально приемлемое русло с помощью положительного подкрепления неагрессивного поведения, ориентации человека на позитивную модель поведения, а также изменение условий, способствующих проявлению агрессии.

Проблемами агрессии занимались такие авторы, как А.А.Реан, Р.Бэрон, Д.Ричардсон, А.Басс, Л.Берковиц, Л.М.Семенюк, А.Бандура, К.Лоренц и многие другие.

 

Для эффективной и корректной работы с проблемой тревожности и агрессивного поведения очень важна своевременная диагностика этих явлений\состояний и изучение их особенностей у подростков школы VII вида,в связи с чем были поставлены цели и задачи исследования.

 

Цель исследования:

изучение проявлений тревожности и агрессивного поведения у старшеклассников школы VII вида;

Задачи исследования:

-анализ специальной психологической литературы по проблеме агрессивного поведения ,тревожности, а также по вопросам особенностей протекания задержанного онтогенеза;

-подбор адекватного диагностического инструментария в соответствии с целью работы;

-организация и проведение исследования;

-анализ полученных результатов.

Предмет исследования: проявления агрессивного поведения и тревожности у подростков с задержкой психического развития (ЗПР) и их нормально развивающиеся сверстников.

Объект исследования: подростки 12-14 лет, имеющие ЗПР и их нормально развивающиеся сверстники.

Гипотеза исследования: у детей с повышенным уровнем тревожности будет выявлена повышенная агрессивность как при задержке психического развития так и при нормальном развитии.

Методы исследования:

-беседа;

-наблюдение;

-опрос;

-эксперимент.

Психодиагностические методики:

методика Hand-test (тест руки);

методика Басса-Дарки;

-           опросник Спилбергера.

-          Тест школьной тревожности Филипса.

 

-          проективная методика “Несуществующее животное”

 

Исследование проводилось на базах следующих образовательных учреждений:

Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья                                                                          VII вида

Государственной общеобразовательной школы

Дипломная работа имеет следующую структуру: введение, 3 главы, заключение, библиография и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 1. Отражение проблемы агрессивного поведения в                            современной психологической науке

1.1 Соотношение  понятий «агрессия» и «агрессивность»

Агрессия, какие бы форме она не принимала, порой оказывается главным источником трудностей во взаимоотношениях между людьми, зачастую приводит к социально значимым последствиям. Как показывает опыт психолого-педагогической работы большинства специалистов, занимающихся данной проблематикой, проявление агрессивности одно из распространенных явлений среди современных детей и подростков [13].

На данном этапе изучения термин "агрессия" имеет много различных определений как в научных трудах, так и в обыденной речи [4].

Само слово "агрессия" происходит от латинского "aggredi", что значит "нападать". Оно издавна существовало в европейских языках, однако ему не всегда придавалось одинаковое значение. До начала XIX в. агрессивным считалось любое активное поведение как доброжелательное, так и враждебное. Позднее значение этого слова изменилось, оно стало более узким. Под агрессией стали понимать именно враждебное поведение в отношении окружающих людей [13].

А.Бандура отмечал, что поведение иногда обозначается как "агрессивное", когда оно противоречит социально одобряемой роли. Современное понимание явления агрессии можно определить как нарушение социальных норм [4].

В процессе научного изучения явлений агрессии сформировались различные теоретические направления, представители которых каждый по- своему интерпретируют её сущность и истоки. Так, последователи теории инстинкта рассматривают агрессивное поведение как врождённое. З.Фрейд усматривал истоки во врождённом инстинкте смерти, направленном на собственного носителя, т.е. по своей сути агрессия — это тот же инстинкт, только спроецированный вовне и направленный на внешние объекты.

По мысли же теоретиков-эволюционистов, источником агрессивного поведения является другой врождённый инстинкт — инстинкт борьбы за выживание, присущий всем животным, включая человека [12].

Согласно теориям социального научения для того, чтобы понять источники и сущность агрессии, необходимо знать, во-первых, тот путь, которым была усвоена агрессивная модель поведения; во-вторых, факторы, провоцирующие её проявление; в-третьих — условия, способствующие закреплению данной модели поведения. Агрессивные реакции, по мнению приверженцев данного направления, усваиваются и поддерживаются путём непосредственного участия в ситуациях проявления агрессии и в результате пассивного наблюдения этих проявлений [12].

Х.Хекхаузен отмечает, что слово «агрессия» означает множество разнообразных действий, которые нарушают физическую или психическую целостность другого человека, наносят ему материальный ущерб, препятствуют осуществлению его намерений, противодействуют его интересам или же ведут к его уничтожению. Такое определение, по его мнению, может объединять в себе столь различные явления как детская ссора и даже война и убийство [41].

Еще одно определение было сформулировано А.Басом, который охарактеризовал агрессию как «реакцию наносящую вред другому живому организму» [18].

Р.Бэроном и Д.Ричардсон, изучая явления агрессии, предлагают следующее определение: агрессия - это любая форма поведения, направленная на оскорбление или причинение вреда другому существу, не желающего подобного обращения [5].

Л.М.Семенюк и др. выделяли в структуре агрессии стремление к подчинению себе других людей или обладанию другими объектами, а так же действия, которые вредят другому лицу или объекту [13,6].

В психологическом словаре под редакцией А.П.Петровского предлагается такое определение: "Агрессия - мотивированное деструктивное

поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха подавленности и т.д.)" [13].

Информация о работе Проявления тревожности и агрессивности у старшеклассников школы VII вида