Проявления тревожности и агрессивности у старшеклассников школы VII вида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 20:10, дипломная работа

Краткое описание

Согласно данным отечественных и зарубежных исследователей в современном мире наблюдается рост количества тревожных людей вне зависимости от половых, возрастных и других характеристик. Более того, тревожность принимает форму глубинной тревоги, т.е. может проявляться в психической неустойчивости, невротических реакциях, в меньшей степени поддается коррекции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………... 2
Глава 1. Отражение проблемы агрессивного поведения и тревожности в современной психологии.………………………………………………….7-25
1.1 Соотношение понятий «агрессия» и «агрессивность»………..……………7
1.2Теории происхождения явления агрессии……..……………...……………12
1.3Особенности агрессивного поведения у подростков………………………16
1.4 Проблема тревожности в зарубежной и отечественной психологии…….20
1.5 Тревожность ,как нарушение эмоциональной сферы подростка………...24
Глава 2. Клинико-психологические характеристики несовершеннолетних со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии……26-39 2.1Задержанное развитие: сущность, классификации, причины возникновения……………………………………………………………………26
2.2 Особенности развития детей и подростков со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии …………...………….....30
Глава 3. Организация, содержание и результаты исследования………………40-

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 170.56 Кб (Скачать файл)

«косвенная агрессия» (64.7%) - это агрессия, которая направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки и т.д.), так и по параметрам «агрессия», которая прямо ни на кого не направлена (проявления ярости в крике, топаньи ногами, ударах кулаками по столу и т.д.). Эти «взрывы ярости» характеризуются направленностью и неупорядоченностью. «Негативизм» (47.1%) - оппозиционная мера поведения против авторитета может нарастать от пассивного действия к активной борьбе против порядков. «Вербальная агрессия» - 70.5%. Остальные показатели в группе относительно равномерны.

В Таблице №3 представлено процентное соотношение

 

Физ.агр

Кос.агр

Раздр.

Негатив

Обида

Подозр.

Вер.агр

Угр сов

1-низ

38.8%

27.7%

38.8%

83.3%

33.3%

22.2%

27.7%

11.1%

П-сред

22.2%

38.8%

22.2%

16.6%

33.3%

44.4%

33.3%

16.6%

Ш-выс

38.8%

33.3%

38.8%

0%

33.3%

33.3%

38.8%

72.2%





показателей подростков с высокой, средней и низкой агрессивностью (контрольная группа).

показателей подростков с высокой, средней и низкой агрессивностью (контрольная группа).

Таблица №3

 

По результатам контрольной группы можно сделать вывод, что высокие показатели по таким параметрам, как «угрызение совести» (72%), что говорит о том, что в результате оскорбления, обиды, возможно, физической агрессии, нацеленной на кого-либо, подростоки контрольной группы в большинстве своем испытывают чувство вины - угрызение совести, что приводит в результате к необходимости извинится (данные беседы), признания того, что он поступил плохо. В целом результаты по средним, низким, и высоким показателям достаточно однородны.

 

Рисунок №1

 

 

Среднегрупповые значения экспериментальной и контрольной группы по результатам диагностики по методике Баса-Дарки

 

 

Сравнительный анализ оценки агрессивности у несовершеннолетних по

 

Агр. Как сосотояние

Агр.как Черта хар

Агр. Как Темпер.

Аутоагрес.

Гетороагр

Уров. Контр.агр

1-низ

41.1%

29.4%

17.6%

29.4%

41.1%

35.2%

П-сред

11.8%

29.4%

35.2%

41.1%

17.7%

29.5%

Ш-выс

47%

41.1%

47%

29.4%

41.1%

35.2%





опроснику Спилбергера

опроснику Спилбергера

Таблица №4 (Экспериментальная группа)

 

 

Агр. Как сосотояние

Агр.как Черта хар

Агр. Как Темпер.

Аутоагрес.

Гетороагр

Уров. Контр.агр

1-низ

16.6%

16.6%

33.3%

24.8%

27.7%

22.2%

П-сред

27.7%

50%

33.3%

25.2%

50%

16.6%

Ш-выс

55.5%

33.3%

33.3%

55.5%

22.2%

61.1%




 

 

Таблица №5 (Контрольная группа)

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок №2

 

 

 

 

 

Из результатов диагностики агрессии по опроснику Спилбергера видно, что в экспериментальной выборке высокие показатели по таким параметрам, как «агрессия как состояние» (27.7%), «агрессия как черта характера» (50%), «гетероагрессия» (50%). В контрольной группе высокими оказались показатели по таким параметрам, как «агрессия как темперамент» (35.2%), «аутоагрессия» (41.1%), но так же высокий уровень по «контролю агрессии» (29.5%) по сравнению с экспериментальной группой. Не следует упускать из внимания наличие таких показателей по данным параметрам в контрольной группе, иначе они могут принять форму тяжелых агрессивных проявлений, т.к. «аутоагрессия» - агрессия, направленная на самого себя, и «гетероагрессия» - агрессия, направленная на других, крайними проявлениями «аутоагрессии» являются суицид (самоубийство) и самоповреждения, «гетероагрессии» - гомицид (убийство) и нанесение тяжких повреждений другим людям.

Корреляционный анализ данных психодиагностики

Для изучения взаимозависимостей между психодиагностическими показателями использовался метод корреляционного анализа. Корреляционный анализ проводился раздельно в экспериментальной и контрольной выборке. Результаты корреляционного анализ приведены в Таблицах №6 и №7. В Таблицах корреляционные зависимости, значимые на статистическом уровне р=0,05, выделены. Как видно из Рисунка №3, статистически значимые зависимости в экспериментальной группе имеются между следующими показателями: 1-«косвеная агрессия» (агрессия, которая направлена на другое лицо), 2-«угрызение совести», 3-«уровень контроля агрессии», 4-«обида» (зависть и ненависть к окружающим, обусловленная чувством горечи, гнева на весь мир), 5-«вербальная агрессия», 6- «раздражение» (готовность к проявлению негативных чувств, при малейшем возбуждении), 7-«черта характера», 8-«гетороагрессия», 9-«агрессия», 10- «косвенная агрессия», 11-«физическая агрессия».

 

 

 

 

 

Рисунок №3

Как видно из Рисунка №4, статистически значимые зависимости в контрольной группе имеются между следующими показателями:

1-«косвенная агрессия», 2-«физическая  агрессия, »3-«агрессия» (по методике  Баса-Дарки),

4-«вербальная агрессия», 5-«раздражение», 6-«негативизм», 7- «агрессия» (по методике «Несуществующее  животное»).

 

Рисунок №4

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

   Список  литературы

 

1) Бабкина Н.В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР в различных условиях обучения. Дефектология №6, 2003г

2) Бабкина Н.В. Психологические сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе // Дефектология №4.- 2006. с. 38-45

3) Бандура А. Уолтере Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания в семейных отношениях. Пер. с англ. Ю. Брянцевой и Б. Красовского М.: Апрель Пресс, Издательство ЭКСМО - Пресс, 1999. - 512с.

4) Берковиц JI. Агрессия: причины, последствия контроль.- СПб.: прайм- ЕВРОЗНАК, 2001-512с.

5) БеронР., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер2001-352с

6) Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. - СПб.: Речь, 2004. -144с.

7) Борякова Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития № 1, 2004г

8) Брайтфельд В.Н. Формирование мотивации учебной деятельности младших подростков с ЗПР. // Дефектология, №3, 2000. с. 23-31

9) Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей // Дефектология. - 1975.-№ 6.-С. 8-17.

10 ) Ю.Власова Т.А. Певзнер М.С. О детях с отклонением в развитии. М., 1973г.

11)  Дубровина И. В. Школьная психологическая служба. – М., 1997г.

12) П.Дышлевой А. Ю. Агрессия как форма противоправного сексуального поведения // Международный медицинский журнал. — 2002. — Т. 8, № 4. — С. 69-72.

13)  3аостровцева М.Н. Агрессия дошкольников: коррекция поведения.-М.: ТЦ Сфера, 2006-112с.

14) 3ащиринская О.В. Хрестоматия. Психология детей с задержкой психического развития. СПб.: Речь, 2003г

15 )Имедадзе И. В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте // психологическое исследование, Тбилиси, 1966г.

16) Казанская В.Г. Трудности взросления. - СПб.: Питер, 2006.-240с

17)Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста.— М.: Медицина, 1979.— 607 с.

18)Крейхи Б. Социальная психология агрессии.-СПб.: Питер, 2003-336с

19) Крэйг Г. Психология развития. - СПб.: Изд-во " Питер". 2000.-992с.: ил.- /Серия "Мастера психологии"/

20) Лебединская К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. М: Педагогика, 1982г. - 127с.

21)Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития // Дефектология №3 2006. 27-39 с

22)Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: Клинико-психологическая характеристика "трудных" подростков/ Науч. - исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1988. - 168 с.

23).Лебединский В.В. Нарушение психологического развития в детском возрасте. М., 2003

24)Лебединский В. В Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. /. -М., 1990г

25)Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М.: Просвешение,1982г

26) Лоренц К. Агрессия. М.:Прогресс: Универс 1994. - 272с

27) Лубовского В.И. Обучение детей с задержкой психического развития. Под редакцией, Смоленск 1994г

28)Майерс Д. Социальная психология/Пер. с англ. СПб., 1999 794с.

29)Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. - СПб.: Речь, 2004г. - 352с.

30) Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2004. - 400с.

31) Можгинский Б.Ю. Агрессивность детей и подростков: Распознание, лечение, профилактика. - М.: «Когото-Центр», 2006. - 181с.

32)Прихожан А. Н. Причины и профилактика и преодоление тревожности. // Психологическая наука и образования, 1998г., №2.

33)Румянцева Т. Г. Агрессия: проблемы и поиск в западной философии и науке. М., 1991.-150с

34)Ремшмидт. X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М. 1994г

35).Стрекалова Т.А. Особенности логического мышления у дошкольников с ЗПР. Дефектология № 4,1982г

36)Суворова В. В. Психофизиология стресса. – М., 1975г.

37)Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста (клиника олигофрении). -М.: Медицина, 1965. -337с

38)Усанова О.И. Дети с проблемами психического развития. М.,1995г

39)Фельдштейн Д.И. "Психолого-педагогические проблемы соотношения биологического и социального", журнал "Советская педагогика", 1984, № 5, стр.52-55

40)Фрейд З. Психоанализ и детские неврозы. – С-Пб.., 1997г.

41)Хекхаузен X. Агрессия. // Мотивация и деятельность. М., 1986, т. 1, 408с

42)Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности: Пер. С англ. — М., 1994г. —447 с.

43)льконин Д. Психология игры. - М.: Владос, 1999г. - 360 с.

44)Юркова И.А. О некоторых клинических особенностях психического

инфантилизма // Дети с временными задержками развития / Под ред. 

Т.А.Власовой, М.С.Певзнер. - М.: Педагогика, 1971г. - с 25-31

45)Психологический словарь http://psi.webzone.ru/st/081500.htm

46)http://www.pedlib.ni/Books/3/0018/3_0018-89.shtml

 

47)http://flogiston.ru/library/agr_hek6

 

 

 

приложения

Вопросы беседы

  1. Как тебя зовут?

  1. Сколько тебе лет?

  1. В каком классе ты учишься?

  1. Нравится ли тебе учиться, какой предмет нравится, какой нет, почему?

  1. Чем ты любишь заниматься в свободное время, какие фильмы нравятся, музыка?

  1. С кем тебе нравится общаться? Со сверстниками, подростками старше тебя или младше тебя, почему?

  1. Если тебя толкнули, как ты себя поведешь?

  1. Если учитель ругает тебя за что-то, как ты себя поведешь в такой ситуации?

  1. Слушаешься ли ты своих родителей?

Ю.Если тебя сильно разозлили, ты можешь ударить?

    1. В какой ситуации ты можешь разозлиться?

    1. Ее ли кто-то взял без спросу твою вещь, как ты поступишь в такой ситуации?

Кем бы ты хотел быть (профессия)?

 

 

 

 


Информация о работе Проявления тревожности и агрессивности у старшеклассников школы VII вида