Проявления тревожности и агрессивности у старшеклассников школы VII вида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 20:10, дипломная работа

Краткое описание

Согласно данным отечественных и зарубежных исследователей в современном мире наблюдается рост количества тревожных людей вне зависимости от половых, возрастных и других характеристик. Более того, тревожность принимает форму глубинной тревоги, т.е. может проявляться в психической неустойчивости, невротических реакциях, в меньшей степени поддается коррекции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………... 2
Глава 1. Отражение проблемы агрессивного поведения и тревожности в современной психологии.………………………………………………….7-25
1.1 Соотношение понятий «агрессия» и «агрессивность»………..……………7
1.2Теории происхождения явления агрессии……..……………...……………12
1.3Особенности агрессивного поведения у подростков………………………16
1.4 Проблема тревожности в зарубежной и отечественной психологии…….20
1.5 Тревожность ,как нарушение эмоциональной сферы подростка………...24
Глава 2. Клинико-психологические характеристики несовершеннолетних со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии……26-39 2.1Задержанное развитие: сущность, классификации, причины возникновения……………………………………………………………………26
2.2 Особенности развития детей и подростков со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии …………...………….....30
Глава 3. Организация, содержание и результаты исследования………………40-

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 170.56 Кб (Скачать файл)

Современный подросток живёт в мире, объективно сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Агрессия в подростковом возрасте может быть обусловлена различными факторами:

макросоциальными, характеризующими состояние общества в целом;

микросоциальными, характеризующими ближайшее окружение ребенка или подростка (семья, сверстники, учителя);

психологическими или индивидуально-личностными, характеризующими особенности самой личности несовершеннолетнего (эмоциональность, фон настроения, импульсивность, повышенная общая двигательная активность, низкий уровень адаптивных возможностей, ригидность, склонность к быстрому формированию стойкий поведенческих стереотипов и т.д.);

- биологическими, характеризующими ту «природную почву», с которой взаимодействуют все другие факторы (наследственность, различные травмы, перенесенные заболевания и т.д.).

Темп и ритм технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования, насыщенность информацией, глубинно воздействующей на подростка, у которого ещё не выработано чёткой жизненной позиции, экологические и экономические кризисы, поражающие современное общество и т.д., - все это является характеристиками макроуровня и неспецифическими причинами возникновения нарушений поведения, в частности, агрессии, у не готового еще принять эту реальность подростка.

В подростковом возрасте обостряются внутренние и внешние конфликты. Повышенная мнительность, тревожность, подверженность различным страхам на поведенческом уровне проявляется в таких особенностях, как жестокость, агрессивность и цинизм. Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять и природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких свойств, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя и т.д. [12].

Жестокое отношение может проявляться по отношению к родителям, младшим братьям и сестрам, т.е. ограничиваться ближним кругом. Оно может выходить за пределы семьи, проявляться в школе, в конфликтах со

сверстниками, учителями. Подростки стараются избавиться от зависимости родителей и вести себя максимально самостоятельно. В своем поведении они идентифицируются не столько с отцом и матерью, сколько с другими значимыми для них людьми - старшими друзьями, авторитетными педагогами и др.

Исследования, проведенные отечественными психологами, подтверждают, что те или иные формы агрессивного поведения наблюдаются у большинства подростков. В тоже время некоторые подростки проявляют значительно более выраженную склонность к агрессивности, которая проявляется в:

высокой частоте агрессивных действий - в течение короткого промежутка времени они демонстрируют более одного акта направленного на причинение вреда;

преобладание прямой физической агрессии;

наличие враждебных агрессивных действий, направленных не на достижение какой-либо цели, а на причинение физической боли другим лицам .

Таким образом, агрессия в подростковом возрасте - это, с одной стороны в какой-то степени свойственное возрасту явление, а с другой - оно может перерасти в устойчивую черту личности, которая приводит к формированию и закреплению у личности не только агрессивного, но и иных форм нарушенного поведения таких, как зависимость от ПАВ (психоактивных веществ), делинквентное и криминальное поведение. Наличие этих форм девиантного поведения у современных подростков свидетельствует о том, что необходима ранняя социально-психолого- педагогическая диагностика, коррекция и профилактика всех отклоняющихся поведений в среде несовершеннолетних.

 

 

 

1.4 Проблема тревожности  в зарубежной и отечественной  психологии.

 

Словарь практического психолога определяет тревожность, как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных реакций.

В. В. Суворова [36], в своей книге “Психофизиология стресса” определяет тревожность, как психическое состояние внутреннего беспокойства, неуравновешенности и в отличие от страха может быть беспредметной и зависеть от чисто субъективных факторов, приобретающих значение в контексте индивидуального опыта. И относит тревожность к отрицательному комплексу эмоций, в которых доминирует физиологический аспект.

А. М. Прихожан [32], определяет тревожность, как устойчивое личностное образование, сохраняющегося на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет свою побудительную силу, отмечает А. М. Прихожан [32], и константные формы реализации поведение с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлениях.

Как и любое комплексное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный, и операционный аспекты, при доминировании эмоционального.

 

В целом, тревожность – это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации. Тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности, является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека, актуальность при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному телу при постоянной тревожности.

 

Следовательно, тревожность – это черта личности, готовность к страху. Это состояние целесообразного подготовленного повышения внимания сенсорного и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответствующую реакцию на страх.

Согласно З. Фрейду: “страх – это состояние аффекта, т.е. объединение определенных ощущений ряда “удовольствие – неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятия, а также, вероятно и отражение определенного значимого события” [40]. Страх возникает из либидо, согласно З. Фрейду, и служит самосохранению, является сигналом новой, обычно внешней опасности.

 

З. Фрейд выделил 3 типа тревоги: реалистическую, невротическую и моральную. Он полагал. Что тревога играет роль сигнала, предупреждающего “Эго” о надвигающейся опасности, исходящей от интенсивных импульсов. В ответ “Эго” использует ряд защитных механизмов, включая: вытеснение, проекцию, замещение, рационализацию и др. Защитные механизмы действуют несознательно и искажают восприятие реальности индивидом.

 

Представительница того – же направления, К. Хорни, утверждает, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и взрослым. В социальной теории личности К. Хорни выделяет две потребности, которые характерны для детства: потребность в удовольствии (в этом она согласна с З. Фрейдом) и потребность в безопасности, которую она считает главной потребностью, мотив которой быть мобильным, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. И в этом ребенок полностью зависит от своих родителей. Возможны 2 пути развития такой личности: если родители обеспечивают эту потребность, результат которой здоровая личность и второй путь, если защиты нет, то формирование личности идет патологическим путем. Однако основным результатом подобного дурного обращения со стороны родителей является развитие у ребенка установки базальной враждебности. Ребенок, с одной стороны, зависит от родителей, а с другой, испытывает по отношению к ним чувство обиды, негодования, что естественно приводит к защитным механизмам. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасность в родительской семье, направляется чувствами безопасности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой подавление враждебных чувств по отношению к родителю, чтобы выжить, все это ведет к базальной тревоге. Базальная тревога это “интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности – является одной из основополагающих ощущений К. Хорни”

Согласно К. Хорни, чтобы преодолеть базальную тревогу, ребенок вынужден прибегать к защитным стратегиям, которые К. Хорни, назвала “невротическими потребностями”. Всего выделила 10 таких стратегий. Все эти стратегии она подразделила на 3 основных категории: ориентация на людей, от людей и против людей. Иначе говоря, каждая из этих категорий направлена на снижение тревоги.

Согласно, Ч. Д. Спилбергеру, различают тревогу - как состояние и тревожность – как свойство личности. Концепция Ч. Д. Спилбергера находится под влиянием психоанализа, переоценивая влияние родителей в детстве на возникновение тревожности, недооценивая роль социального фактора. Различия в оценке, равных практических ситуаций у людей с разной тревожностью, приписывают, прежде всего, влиянию опыта и детства и отношением родителей к ребенку.

 

Тревожность имеет ярко выраженную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления, компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования.

Эти возрастные пики тревожности являются следствием наиболее значимых социальных потребностей.

В. Р. Кисловская, изучавшая с помощью проективных тестов возрастную динамику тревожности, обнаружила наибольшую тревожность у дошкольников в общении с воспитанниками детского сада и наименьшую тревожность с родителями. Младшие школьники наибольшую тревожность испытывают в отношениях с взрослыми людьми и наименьшую со сверстниками.

Подростки наиболее тревожны в отношениях с одноклассниками и родителями и наименее тревожны – с посторонними взрослыми и учителями. Старшие школьники обнаруживают самый высокий уровень тревоги во всех сферах общения, но особенно резко у них возрастает тревожность в общении с родителями и теми взрослыми, от которых они в какой – то степени зависят.

И. В. Дубровина [11], по данным ланштюдного исследования выявила, что у девятиклассников уровень тревожности резко снижается по сравнению с 7 – 8 классами, но в 10 классе снова повышается, за счет роста самооценочной тревожности. Рост самооценочной в 8 – 10 классах обуславливается по - видимому тем, что эти классы – выпускные.

Несмотря на большое количество экспериментальных, эмпирических и теоретических исследований состояния тревоги, концептуальная разработка этого понятия в современной литературе до сих пор остается недостаточно разработанной. [15].

 

 

 

1.5Тревожность  – как нарушение эмоциональной  сферы подростка.

Подростковым принято считать период от 11 до 16 лет. Этот период обусловлен не только качественными навыками и полезным изменениями в организме подростка и в его окружении, но связан с возникновением специфических состояний, которые играют важную роль в период наибольшего развития, но и опасным звеном. Пубертатный период знаменуется бурным психофунологическим развитием и перестройкой социальной активности ребенка. Мощные сдвиги происходят во всех отраслях жизнедеятельности ребенка, делают этот возраст “переходным” от детства к взрослости.

Осознание соматических изменений и их включение в схему тело – одно из важнейших проблем периода полового созревания. Подростки отмечают также социальную реакцию на изменение их физического облика (одобрение, восхищение или отвращение, насмешку, презрение) и включают ее в представление о себе. Это формирует у подростка низкую самооценку, не уверенность в себе, скованность в общении и снижение чувства собственной значимости. К тому же сексуальное развитие очень тесно связано с формированием чувства достоинства и гордости, личностной идентичности.

Актуальным становиться, как отмечает Х. Ремшидт [34], в своей работе “Подростковый и юношеский возраст”, сравнение себя со сверстниками, поскольку диапазон нормальной изменчивости остается неизвестным, продолжает Х. Ремшидт, это может вызвать тревожность и привести к острым конфликтам или депрессивному состоянию и даже к хроническим неврозам.

Нужно заметить, что проявление тревожности может протекать в 2 вариантах: это страх – гнев и страх – страдание, которые по-разному проявляются, но одинаково дезадаптируют личность.

Необходимо обратить внимание на значимость семьи и школы в период взросления. Так как подростковый возраст это противоречие между стремлением казаться и неумением “быть взрослым”. Это противоречие между стремлением к независимости и необходимостью подчиняться указаниям –взрослых.

 

Тревожность – это субъективное проявление неблагополучия личности. Подростки младшие и старшие имеют свои отличительные особенности, и они велики, но можно говорить о типичных, характерных чертах этого периода, по уровню и характеру психического развития, подростничество – типичная эпоха детства, которая имеет ряд стадий, которые имеют свои особенности, с одной стороны, а с другой стороны подросток – растущий человек, стоящий на пороге взрослой жизни.

 

 

 

Глава 2. Клинико-психологические характеристики несовершеннолетних с задержкой психического развития (ЗПР)

 

2.1 Задержанное  развитие: сущность, классификации, причины  возникновения

По данным Министерства образования РФ на 2006 год, среди детей, поступавших в первый класс общеобразовательных школ, свыше 60% дети, которых можно с определенной долей уверенности отнести к категории лиц, проявляющих признаки школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Около 35% из них обнаружили расстройства нервно-психической сферы еще в младшей группе детского сада. Особое место среди этих детей занимают дети с задержкой психического развития (ЗПР) различного генеза, причем год от года наблюдается тенденция роста их числа. Проблема специальной медико-психолого-педагогической помощи детям с ЗПР в этой связи приобретает особую актуальность [2].

Информация о работе Проявления тревожности и агрессивности у старшеклассников школы VII вида