Проявления тревожности и агрессивности у старшеклассников школы VII вида
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 20:10, дипломная работа
Краткое описание
Согласно данным отечественных и зарубежных исследователей в современном мире наблюдается рост количества тревожных людей вне зависимости от половых, возрастных и других характеристик. Более того, тревожность принимает форму глубинной тревоги, т.е. может проявляться в психической неустойчивости, невротических реакциях, в меньшей степени поддается коррекции.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………... 2 Глава 1. Отражение проблемы агрессивного поведения и тревожности в современной психологии.………………………………………………….7-25 1.1 Соотношение понятий «агрессия» и «агрессивность»………..……………7 1.2Теории происхождения явления агрессии……..……………...……………12 1.3Особенности агрессивного поведения у подростков………………………16 1.4 Проблема тревожности в зарубежной и отечественной психологии…….20 1.5 Тревожность ,как нарушение эмоциональной сферы подростка………...24 Глава 2. Клинико-психологические характеристики несовершеннолетних со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии……26-39 2.1Задержанное развитие: сущность, классификации, причины возникновения……………………………………………………………………26 2.2 Особенности развития детей и подростков со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии …………...………….....30 Глава 3. Организация, содержание и результаты исследования………………40-
Агрессивное поведение человека
иногда определяется как "агрессия",
а иногда - как "агрессивность". Нередко
"агрессия" и "агрессивность"
используются в речи в качестве синонимов.
Однако необходимо разграничивать «агрессию»
как специфическую форму поведения и «агрессивность»
как психологическое свойство личности.
По словам Т.Г.Румянцевой, агрессия - это
процесс, имеющий специфическую функцию
и организацию; агрессивность - это некая
структура, являющаяся компонентом более
сложной структуры психических свойств
человека. Агрессивные проявления во всех
своих формах имеют одну общую черту: они
вызваны «попытками контролировать ситуацию,
воздействовать на нее» [33].
Итак, термин "агрессивность"
понимается как склонность к агрессивному
поведению. Эта особенность приобретается
в процессе развития человека и основывается,
по ряду мнений, на принципе социального
научения, состоящего в частных, несоответствующих
раздражителям агрессивных реакциях значительной
интенсивности, направленных по отношению
к широкому кругу социальных объектов.
Кроме того, агрессивность часто характеризуется
неспособностью к контролированию своих
реакций, а также проявлением враждебной
установки по отношению к окружающей среде
[13].
Таким образом, анализ существующих
концепций агрессии и агрессивности дает
возможность констатировать, что агрессивность
большинством авторов трактуется как
врожденное инстинктивное свойство индивида
и личности, а агрессия - это поведенческая
реакция, своеобразная модель поведения.
В специальной психолого-педагогической
литературе также подробно описаны различные
классификации типов агрессии. Теоретический
анализ позволяет выделить такие наиболее
общие основания для классификации как
направленность, цель, форма проявления,
длительность агрессивного действия,
его соответствие социальным нормам.
Наиболее распространено выделение
типов агрессивного поведения на основании
его направленности. В частности, Э.Фромм
предлагает рассматривать агрессию доброкачественную
и злокачественную [41].
Доброкачественная агрессия
- это биологически адаптивная форма действия,
которая способствует поддержанию жизни
и связана с защитой витальных интересов,
представляя собой реакцию на угрозу этим
интересам. Ее следствием является устранение
либо угрозы, либо ее причины.
Злокачественная агрессия не
является биологически адаптивной. Она
не связана с сохранением жизни, не является
защитой от нападения или угрозы, т.е. не
сопряжена с защитой витальных интересов.
Злокачественная агрессия рассматривается
как "вредная", а ее синонимами, по
мнению Э.Фромма, являются понятия "деструктивность",
"жестокость" и т.д. [41].
Дж.Доллард различает агрессию,
направленную как на живые существа, так
и на неодушевленные предметы. В первом
случае агрессия принимает вид физической
и словесной атаки; во втором - она преследует
цель уничтожения неодушевленных предметов.
Такого рода поведение также называют
деструктивным [5].
М.Мендель выделяет агрессию,
направленную вовне (на другие объекты)
и внутрь (аутоагрессию), последняя проявляется
в атаках лично на себя и заключается в
причинении себе боли или самоунижении.
Крайним проявлением аутоагрессии, по
мнению большинства авторов, является
суицидальное поведение [5, 13, 12].
В.В.Лебединский также поддерживает
принцип классификации в зависимости
от направленности и выделяет внешнюю
и внутреннюю агрессию [23].
Г.Паренс в зависимости от цели
характеризует агрессию как недеструктивную
и деструктивную (враждебную) [31].
Д.Майерс, Р.Берон и Д.Ричардсон
сходятся во мнении, что агрессия может
быть враждебной, когда главной целью
агрессора является причинения страданий
жертве, и инструментальную, когда агрессор
нападает на других людей, преследуя цели,
не связанные с причинением вреда [5].
А.Басс и др. рассматривают агрессию
в связи с формами ее проявления, выделяя
активную (действия, приносящие вред другйм
людям или предметам) и пассивную (воздержание
от определенных действий, приводящих
к вредящим последствиям для объекта агрессии),
речевую или вербальную (использование
вредящих атакуемому лицу вербальных
составляющих, вызывающих у него страх,
чувство обиды и эмоционального отвержения)
и физическую (проявляется в физическом
воздействии, ударах или побоях, в повреждении
или уничтожении общественной или личной
собственности) агрессию [13,3,4].
Определенный научный интерес
представляет и классификация, предложенная
З.Скорны, основой которой является длительность
агрессивного действия, формы проявления
(физическая и вербальная, непосредственная
и косвенная агрессия и др.) [26].
Таким образом, агрессия, какую
бы форму она не принимала, какой бы по
длительности не была, представляет собой
поведение, направленное на причинение
вреда или ущерба другому живому существу,
не желающего подобного обращения. Данное
комплексное определение включает в себя
следующие частные положения: 1) агрессия
обязательно подразумевает причинение
вреда жертве; 2) в качестве агрессии может
рассматриваться только такое поведение,
которое подразумевает причинение вреда
или ущерба живым организмам; 3) жертвы
должны обладать мотивацией избегания
подобного с собой обращения. В то время
как агрессивность большинством авторов
рассматривается как устойчивая черта
личности.
1.2 Теории происхождения
явления агрессии
Анализ специальной психологической
литературы дает возможность сделать
вывод о том, что основными теоретическими
концепциями проявления агрессивности
являются:
теория влечения (инстинкта);
фрустрационная теория;
теория социального научения;
мотивационная теория.
Теория влечения
Основоположником этой теории
является З.Фрейд. Он полагал, что агрессивное
поведение по своей природе инстинктивно,
поэтому неизбежно. В человеке одновременно
сосуществуют два мощных инстинкта: сексуальный
(либидо) и инстинкт влечения к смерти
(танатос). Энергия первого из них направлена
на упрочнение, сохранение и воспроизведение
жизни. Энергия же второго направлена
на разрушение и прекращение жизни. Сторонники
данной теории утверждают, что все человеческое
поведение является результатом сложного
взаимодействия этих двух инстинктов,
и между ними существует постоянное напряжение.
Ввиду того, что существует острый конфликт
между сохранением жизни и ее разрушением,
другие механизмы (например, смещение)
служат цели направлять энергию танатоса
вовне, в направлении от "Я". А если
энергия танатоса не будет обращена вовне,
то это вскоре приведет к разрушению самого
индивидуума. Таким образом, танатос косвенно
способствует тому, что агрессия выводится
наружу и направляется на другие объекты
[43,46].
Фрустрационная теория
В рамках фрустрационной теории,
предложенной Дж.Доллардом, в основе изучаемого
явления находится фрустрация, которая
рассматривается как ситуативный процесс.
Фрустрация (от лат. «frustratio» - обман, тщетное
ожидание) - это негативное психическое
состояние, обусловленное невозможностью
удовлетворения тех или иных потребностей.
Это состояние
проявляется в переживаниях
разочарования, тревоги, раздражительности,
отчаяния и т.д. Эффективность деятельности
в этой связи существенно снижается. Основные
положения этой теории можно сформулировать
следующим образом:
фрустрация всегда приводит
к агрессии в какой-либо форме;
агрессия всегда является результатом
фрустрации.
В этой связи в отношении побуждения
к агрессии решающее значение имеют три
фактора:
степень ожидаемого субъектом
удовлетворения от будущего достижения
цели;
сила препятствия на пути достижения
цели;
количество последовательных
фрустраций.
Иными словами, чем в большей
степени субъект предвкушает удовольствие,
чем сильнее препятствие и чем большее
количество реакций блокируется, тем сильнее
будет побуждение к агрессивному поведению.
А если фрустрации следуют одна за другой,
то их сила может быть совокупной и это
может вызвать агрессивную реакцию гораздо
большей силы [41].
Теория социального научения
Одним и основоположников данного
направления считается А.Бандура. В отличие
от других направлений эта теория утверждает,
что агрессия представляет собой усвоенное
поведение в процессе социализации через
наблюдение соответствующего образа действий
и социальное подкрепление. Агрессивное
поведение, таким образом, ориентированно
на образец. Оно рассматривается в трех
аспектах:
агрессия, приобретенная посредством
биологических факторов (гормонов, особенностей
нервной системы), а также научения (непосредственный
опыт, наблюдение);
подкреплением (наблюдением
за тем, как поощряют или наказывают других),
механизимами саморегуляции (гордость,
вина).
Поскольку А.Бандура понимает
агрессию как обучающую форму поведения,
то и способы ее ослабления он предлагает
как ряд процедур по удалению условий,
направленных на подкрепление агрессии.
Существенное значение в этой
связи уделяется обучению, влиянию родителей
как "первичных посредников социализации"
в процессе коррекции агрессивного поведения.
В частности, им было убедительно доказано,
что поведение родителей может выступать
в качестве модели поведения для детей,
в том числе агрессивного. Кроме того,
одним из положений данной концепции является
то, что усвоение человеком широкого диапазона
агрессивных реакций - это прямое поощрение
такого поведения окружающими. Иными словами,
получение подкрепления за агрессивные
действия повышает вероятность того, что
подобные действия будут повторяться
и в дальнейшем [3].
Мотивационная теория
Еще один взгляд на проблему
агрессии и агрессивности раскрывается
в мотивационной теории. В отечественной
психологии к положениям данной теории
близка точка зрения Н.Д.Левитова, который
разделяет мнения зарубежных коллег о
том, что агрессия - явление многомерное
и неправомерным будет судить о нем лишь
по внешнему поведению [13].
Именно в соответствии с мотивацией
различают инструментальную агрессию
и преднамеренную (имеющую своей конечной
целью причинение вреда жертве). Н.Д.Левитов
указывает, что в некоторых случаях нелегко
установить, является ли агрессия
средством или целью, но это различие весьма
существенно. Исследователь отмечает
необходимость дифференцировать агрессию
"инициативную" и "оборонную".
Он подчеркивает, что агрессивное состояние
может быть открытым, т.е внешне выраженным
в соответствующих действиях, и скрытым,
т.е. это может быть «агрессивное настроение»,
не нашедшее, а иногда не ищущее выхода
в агрессивном поведении.
В мотивационной теории агрессивность
так же рассматривается как свойство личности,
выражающееся в готовности к агрессии,
а агрессия - есть акт нападения как проявление
агрессивности.
Таким образом, анализ теорий,
объясняющих природу агрессивности, позволяет
сделать следующие выводы:
проявление агрессии объясняют
биологические и социальные факторы;
агрессия может быть не только
«жестокой», но и «нормальной» реакцией
индивидуума в ходе борьбы за выживание;
агрессивные действия могут
быть ослаблены или направлены в социально
приемлемые рамки с помощью положительного
подкрепления неагрессивного поведения,
ориентации человека на позитивную модель
поведения, изменение условий, способствующих
проявлению агрессии.
1.3 Особенности
агрессивного поведения подростков
Исследователи человеческого
онтогенеза сходятся во мнении, что подростковый
возраст является одним из наиболее сложных
и противоречивых в жизни индивидуума.
Начало и окончание подросткового возраста
психологи определяют по-разному. Ряд
ученых, придерживаются биологического
подхода, считают, что начало подросткового
периода, совпадает с достижением половой
зрелости [16].
Подростковый возраст - это
период развития между детством и взрослостью,
измеряемый 11-12 - 16-17 годами. Этот период
характеризуется качественными изменениями,
связанными с половым созреванием и своеобразным
вхождением во взрослую жизнь. В это время
индивид имеет повышенную возбудимость,
импульсивность, на которые накладывается
часто неосознанное половое влечение.
Психическое развитие в подростковом
возрасте характеризуется становлением
нового, еще достаточно неустойчивого
самосознания, формированием Я-концепции,
попытками рефлексии и т.д. В этом возрасте
происходит становление сложных форм
аналитико-синтетической деятельности,
формирование абстрактного, теоретического
мышления. Очень важное значение имеет
возникающее у подростка чувство принадлежности
к особой, подростковой общности, ценности
которой нередко являются основой для
собственных нравственных оценок. [45]
В подростковом возрасте одним
из типичных отклонений в поведении является
проявление агрессии, нередко принимающее
формы враждебности, выражающиеся в драках,
оскорблениях и т.д. Для некоторых подростков
участие в драках, является устоявшейся
линией поведения. Немаловажным является
тот факт, что современными специфическими
особенностями проявления агрессивных
действий у подростков являются: снижение
возраста потенциального агрессора, появление
множественных агрессивных реакций у
девочек [39]