Проявления тревожности и агрессивности у старшеклассников школы VII вида
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 20:10, дипломная работа
Краткое описание
Согласно данным отечественных и зарубежных исследователей в современном мире наблюдается рост количества тревожных людей вне зависимости от половых, возрастных и других характеристик. Более того, тревожность принимает форму глубинной тревоги, т.е. может проявляться в психической неустойчивости, невротических реакциях, в меньшей степени поддается коррекции.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………... 2 Глава 1. Отражение проблемы агрессивного поведения и тревожности в современной психологии.………………………………………………….7-25 1.1 Соотношение понятий «агрессия» и «агрессивность»………..……………7 1.2Теории происхождения явления агрессии……..……………...……………12 1.3Особенности агрессивного поведения у подростков………………………16 1.4 Проблема тревожности в зарубежной и отечественной психологии…….20 1.5 Тревожность ,как нарушение эмоциональной сферы подростка………...24 Глава 2. Клинико-психологические характеристики несовершеннолетних со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии……26-39 2.1Задержанное развитие: сущность, классификации, причины возникновения……………………………………………………………………26 2.2 Особенности развития детей и подростков со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии …………...………….....30 Глава 3. Организация, содержание и результаты исследования………………40-
В специальной психологии и
педагогике последних десятилетий уделялось
пристальное внимание проблемам изучения
особенностей развития и обучения детей
с ЗПР. Вопросами задержанного онтогенеза
в разное время занимались такие специалисты,
как Т.А.Власова, К.С.Лебединская, М.С.Певзнер,
У.В.Ульенкова, Н.А.Никишина и др.
Особенность развития, классифицируемая
как "задержка психического развития",
по мнению ряда ученых, встречается значительно
чаще других форм дизонтогенеза. Понятие
ЗПР, как правило, употребляется по отношению
к детям со слабовыраженной органической
недостаточностью центральной нервной
системы [ДефЗ,2006]. У таких детей зачастую
не наблюдается специфических нарушений
слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата,
тяжелых нарушений речи, они не являются
умственно отсталыми. В то же время у большинства
из них имеет место полиморфная клиническая
симптоматика: незрелость сложных форм
поведения,
целенаправленной деятельности
на фоне быстрой истощаемости, нарушенной
работоспособности, энцефалопатических
расстройств и т.д. [7].
В этиологии задержки психического
развития играют роль конституциональные
факторы, хронические соматические заболевания,
длительные неблагоприятные условия воспитания
и, главным образом, органическая недостаточность
нервной системы чаще резидуального, реже
генетического характера [7].
Причины возникновения ЗПР
условно можно разделить на две группы:
причины биологического характера;
причины социально-психологического
характера.
К причинам биологического
характера относят:
различные варианты патологии
беременности (тяжелые интоксикации, резус-конфликты
и т.д.);
недоношенность ребенка;
родовые травмы;
различные соматические заболевания,
как ребенка, так и матери (тяжелые формы
гриппа, рахит, хронические болезни - пороки
внутренних органов, туберкулезы и т.д.);
мозговые травмы.
Среди причин социально-психологического
характера выделяют следующие:
ранний отрыв ребенка от матери
и воспитание в полной изоляции в условиях
материнской и социальной депривации;
дефицит полноценной, соответствующей
возрасту деятельности: предметной, игровой,
ограниченность возможностей общения
с взрослыми и т.д.;
- условия воспитания ребенка
в семье (неадекватные воспитательные
стили: гипоопека, педагогическая запущенность,
авторитарный тип воспитания т.д.) [8].
В нашей стране в конце 60-х годов
20-го столетия появляются первые клинические
и педагогические исследования проблемы
ЗПР, в т.ч. и первые попытки классифицировать
их формы. В частности, Г.Е.Сухарева (1965)
для обозначения состояний, определяющих
стойкую школьную неуспеваемость, но отличающихся
от легких форм умственной отсталости,
одна из первых предложила термин "задержка
психического развития" и "задержка
темпа психического развития". Она же
выделила следующие формы нарушений интеллектуальной
деятельности у детей с задержкой темпа
психического развития:
интеллектуальная недостаточность
в связи с неблагополучными условиями
среды, воспитания или патологией поведения;
интеллектуальные нарушения
при длительных астенических состояниях,
обусловленных соматическим заболеванием;
нарушения при разных формах
инфантилизма;
вторичная интеллектуальная
недостаточность в связи с поражением
слуха, зрения, дефектами речи, чтения,
письма;
функционально-динамические
интеллектуальные нарушения у детей в
резидуальной стадии и отдельном периоде
инфекций и травм ЦНС [29].
Согласно классификации Т.А.Власовой
и М.С.Певзнер (1967), при систематике задержек
психического развития различают две
основные их формы:
задержку психического развития,
обусловленную психическим и психофизическим
инфантилизмом (неосложненным и осложненным
недоразвитием познавательной деятельности
и речи, где основное место занимает недоразвитие
эмоционально-волевой сферы);
задержку психического развития,
обусловленную длительными астеническими
и церебрастеническими состояниями [14].
В.В.Ковалев (1973) в своей классификации,
основанной на патогенетическом принципе,
в свою очередь делит все пограничные
формы интеллектуальной недостаточности
на четыре группы:
дизонтогенетическая форма
ЗПР, при которой недостаточность обусловлена
механизмами задержанного или искаженного
психического развития ребенка;
энцефалопатическая форма ЗПР,
в основе которой лежит органическое повреждение
мозговых механизмов на ранних этапах
онтогенеза;
ЗПР в связи недоразвитием сенсорной
сферы (слепота, глухота, недоразвитие
речи и т.д.), обусловленная действием механизма
сенсорной деривации;
ЗПР, связанная с дефектами
воспитания и дефицитом информации с раннего
возраста (педагогическая запущенность)
[8].
К.С.Лебединская (1982), исходя
из этиологического принципа, различает
также четыре основных варианта задержки
психического развития:
задержку психического развития
конституционального происхождения;
задержку психического развития
соматогенного происхождения;
задержку психического развития
психогенного происхождения;
задержку психического развития
церебрально-органического генеза.
Каждый из этих типов может
быть осложнен соматическими, энцефалопатическими,
неврологическими и другими состояниями
и заболеваниями и иметь свою клинико-психическую
структуру, свои особенности эмоционально-волевой
сферы и нарушения познавательной деятельности
[21].
И.И.Мамайчук отмечает, что существенных
различий в классификациях форм ЗПР по
Г.Е.Сухаревой, В.В.Ковалеву, К.С.Лебединской
не наблюдается, т.к. все они построены
по этиопатогенетическому принципу [30].
Таким образом, задержка психического
развития проявляется как в замедленном
темпе созревания эмоционально-волевой
сферы, так и в интеллектуальной недостаточности.
В основе ЗПР также лежит взаимодействие
биологических и социальных детерминант,
в том числе причин социально-педагогического
характера.
2.2 Особенности
развития детей и подростков
с ЗПР
Несмотря на то, что дифференциальная
диагностика в раннем возрасте затруднена,
отклонения в развитии ребенка, связанные
• с последствиями органического поражения
центральной нервной системы, можно выявить
уже в раннем возрасте.
В связи с разными формами и
разной степенью выраженности органического
повреждения ЦНС сроки созревания многообразных
структур задерживаются в различной мере,
а значит, и сенситивные периоды для развития
тех или иных функций имеют временной
разброс. Замедленный темп развития может
касаться одной или нескольких функций,
сочетаться или не сочетаться с различными
неврологическими и иными нарушениями
[1].
Одной из основных психологических
особенностей детей с задержкой психического
развития является недостаточность регуляторных
функций психики. Вместе с тем именно произвольность
психических процессов, психической регуляции
в целом является наиболее существенным
условием как становления самосознания
ребенка, так и успешности овладения им
учебной деятельностью.
Условием функционирования
системы саморегуляции является наличие
совокупности умений саморегуляции:
ставить цели и определять наиболее
актуальные из них, удерживать цели длительное
время, связывать их с организацией собственных
усилий;
анализировать условия и выделять
наиболее значимые для достижения поставленной
цели;
выбирать способы действий
и организовывать их последовательную
реализацию;
оценивать промежуточные и
конечные результаты деятельности, подбирая
для этого наиболее подходящие критерии
оценки;
исправлять допущенные ошибки.
Уровень развития произвольной
регуляции действий у детей с ЗПР и их
нормально развивающихся сверстников
характеризуется существенными различиями.
У детей с ЗПР в большинстве своем обнаруживается
достаточная сформированность саморегуляции
действий в стереотипных, привычных условиях,
однако перенос умений саморегуляции
в новые, незначительно меняющиеся условия
самостоятельно осуществляют только определенная
часть детей [1].
В зависимости от наличия сопутствующих
диагнозов многие испытывают трудности
и в процессе восприятия (зрительного,
слухового, тактильного). Снижена скорость
выполнения перцептивных операций. Ориентировочно-исследовательская
деятельность в целом имеет более низкий
по сравнению с нормой уровень развития:
дети не умеют обследовать предмет, не
проявляют выраженной ориентировочной
активности, длительное время прибегают
к практическим способам ориентировки
в свойствах предметов.
Особые трудности они испытывают
при овладении представлениями о величине,
не выделяют и не обозначают отдельные
параметры величины (длина, ширина, высота,
толщина и др.). Затруднен процесс анализирующего
восприятия: дети не умеют выделить основные
структурные элементы предмета, их пространственное
соотношение, мелкие детали и т.д.[7].
Со стороны слухового восприятия,
как правило, нет грубых расстройств. Дети
могут испытывать некоторые затруднения
при ориентировке в неречевых звучаниях,
но главным образом страдают фонематические
процессы.
Эти недостатки ориентировочно-исследовательской
деятельности касаются и тактильно-двигательного
восприятия, которое обогащает чувственный
опыт ребенка и позволяет ему получить
сведения о таких свойствах предметов,
как температура, фактура материала, некоторые
свойства поверхности, форма, величина.
Затруднен процесс узнавания предметов
на ощупь [35].
В качестве наиболее характерных
для детей с ЗПР особенностей внимания
исследователями отмечаются его неустойчивость,
рассеянность, низкая концентрация, трудности
переключения [35].
Снижение способности распределять
и концентрировать внимание особенно
проявляется в условиях, когда выполнение
задания осуществляется при наличии одновременно
действующих речевых раздражителей, имеющих
для детей значительное смысловое и эмоциональное
содержание.
Недостатки организации внимания
обуславливаются слабым развитием интеллектуальной
активности детей, несовершенством навыков
и умений самоконтроля, недостаточным
развитием чувства ответственности и
интереса к учению. У детей с ЗПР отмечается
неравномерность и замедленность развития
устойчивости внимания, а так же широкий
диапазон индивидуальных и возрастных
различий этого качества. Наблюдаются
недостатки анализа при выполнении заданий
в условиях повышенной скорости восприятия
материала, когда дифференцирование сходных
раздражителей становится затруднительным
[37].
Усложнение условий работы
ведёт к значительному замедлению выполнения
задания, но продуктивность деятельности
при этом снижается мало.
Память детей с задержкой психического
развития также отличается качественным
своеобразием, при этом выраженность дефекта
зависит от генеза задержки психического
развития. Отмечаются снижение продуктивности
запоминания и его неустойчивость; большая
сохранность непроизвольной памяти по
сравнению с произвольной; заметное преобладание
наглядной памяти над словесной; низкий
уровень самоконтроля в процессе заучивания
и воспроизведения, неумение организовывать
свою работу; недостаточная познавательная
активность и целенаправленность при
запоминании и воспроизведении; слабое
умение использовать рациональные приёмы
запоминания; недостаточный объём и точность
запоминания; низкий уровень опосредованного
запоминания; преобладание механического
запоминания над словесно- логическим
[7].
У детей с задержкой психического
развития имеется ряд особенностей в познавательной
сфере, характеризующихся сниженным уровнем
активности по сравнению с нормально развивающимися
их сверстниками. Это проявляется, прежде
всего, в недостаточной любознательности,
которая, сочетаясь с быстрой утомляемостью
и истощаемостью ребенка, может серьезно
тормозить их обучение и развитие. Так,
быстро наступающее утомление приводит
к снижению работоспособности, что проявляется
в трудностях усвоения учебного материала
[7].
Большинству детей свойственно
задавать много вопросов относительно
предметов и явлений окружающей их жизни,
многие ситуации воспринимаются ими как
«проблемные». Сначала их вопросы более
поверхностные. Но потом детей все больше
интересует существенные, скрытые свойства
явлений, сложные связи и отношения
между ними. Дети с задержкой
развития в этом отношении заметно отличаются
от их нормально развивающихся сверстников.
Одни из них вообще не задают вопросов.
Такие дети медлительные, пассивные, с
замедленной речью. Другие задают вопросы,
которые преимущественно касаются лишь
внешних свойств окружающих их предметов
[27].
Также при ЗПР у детей выявляются
нарушения всех сторон речевой деятельности:
большинство детей страдают дефектами
звукопроизношения; имеют ограниченный
словарный запас; слабо владеют грамматическими
обобщениями, имеют недифференцированный
словарный запас [35].
При использовании даже имеющихся
в словарном запасе слов дети часто допускают
ошибки, связанные с неточным, а иногда
и неадекватным пониманием их смысла.
Одним словом, дети часто обозначают не
только сходные, но и относящиеся к разным
смысловым группам понятия. Недостаточность
словарного запаса связана с недостаточностью
знаний и представлений этих детей об
окружающем мире, о количественных, пространственных,
причинно-следственных отношениях, что,
в свою очередь, определяется особенностями
познавательной деятельности личности
при задержке психического развития. Проведенные
исследования В.В.Воронковой, В.Г.Петровой
и др. показали, что при ЗПР недоразвитие
речевой деятельности напрямую влияет
на уровень интеллектуального развития
[35,37].