Проявления тревожности и агрессивности у старшеклассников школы VII вида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 20:10, дипломная работа

Краткое описание

Согласно данным отечественных и зарубежных исследователей в современном мире наблюдается рост количества тревожных людей вне зависимости от половых, возрастных и других характеристик. Более того, тревожность принимает форму глубинной тревоги, т.е. может проявляться в психической неустойчивости, невротических реакциях, в меньшей степени поддается коррекции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………... 2
Глава 1. Отражение проблемы агрессивного поведения и тревожности в современной психологии.………………………………………………….7-25
1.1 Соотношение понятий «агрессия» и «агрессивность»………..……………7
1.2Теории происхождения явления агрессии……..……………...……………12
1.3Особенности агрессивного поведения у подростков………………………16
1.4 Проблема тревожности в зарубежной и отечественной психологии…….20
1.5 Тревожность ,как нарушение эмоциональной сферы подростка………...24
Глава 2. Клинико-психологические характеристики несовершеннолетних со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии……26-39 2.1Задержанное развитие: сущность, классификации, причины возникновения……………………………………………………………………26
2.2 Особенности развития детей и подростков со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии …………...………….....30
Глава 3. Организация, содержание и результаты исследования………………40-

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 170.56 Кб (Скачать файл)

Незрелость эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР обусловливает своеобразие формирования их поведения и личностных особенностей. Страдает сфера коммуникации. По уровню коммуникативной деятельности дети находятся на более низкой ступени развития, чем их нормально развивающиеся сверстники [37].

Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы: нарушена сфера социальных эмоций, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо

ориентируются в нравственно-этических нормах поведения без дополнительного обучения.

Имеются особенности формирования двигательной сферы детей с задержкой психического развития. У них не наблюдается зачастую тяжелых двигательных расстройств, однако при более тщательном изучении обнаруживается отставание в физическом развитии, несформированность техники в основных видах движений, недостаточность таких двигательных качеств, как точность, выносливость, гибкость, ловкость, сила, координация и т.д. Особенно заметно несовершенство мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации, что тормозит формирование у детей графомоторных навыков [7].

Таким образом, несмотря на явную неоднородность группы детей с ЗПР, можно выделить общие характеристики, свойственные большинству из них:

Для детей с ЗПР характерна неравномерная сформированность высших психических функций, замедленность темпа общего развития.

Наиболее нарушенными оказываются эмоционально-личностная сфера, общие характеристики деятельности, работоспособность, в интеллектуальной деятельности наиболее стойкие нарушения проявляются на уровне словесно-логического мышления при относительно более высоком уровне развития наглядных форм мышления.

Отмечая же особенности развития несовершеннолетних, имеющих ЗПР, подросткового и предподросткового возраста, необходимо вспомнить утверждение Л.С.Выготского о том, что подростковый возраст - это один из самых сложных критических эпох в онтогенезе человека, характеризующийся нарушенным равновесием, сложившимся в предшествующем детском возрасте, нарушенным в связи с появлением мощного фактора полового созревания [37].

В этом определении акцент ставится на двух аспектах: процессе полового созревания и неустойчивости различных физиологических систем, в первую очередь, нервной [25].

Большинство исследователей, занимающихся изучением особенностей подросткового возраста, сходятся во мнении, что для подросткового возраста характерны частая смена настроения, склонность к депрессии, неусидчивость, недостаточная концентрация внимания, раздражительность, импульсивность, тревога, агрессия и т.д. [19,20,37]. Это обусловлено не только биологическими факторами (гормональные изменения), но и влиянием социальной среды и, прежде всего, ближайшего социального окружения.

Подростковый возраст - это пора важных изменений в личности ребенка, при нормальном онтогенезе этот период протекает затрудненно во всех отношениях, при дизонтогенезе же, в частности, при ЗПР, возможны более серьезные нарушения, отклонения [34].

У подростков с ЗПР отмечается недостаточная познавательная активность, которая, сочетается с быстрой утомляемостью и истощаемостью, что может серьезно замедлить темп их обучения и развития. Так, быстро наступающее утомление приводит к снижению работоспособности, что проявляется в трудностях усвоения учебного материала. Следствием этого может быть низкая оценка педагогом, что может вызвать раздражение и агрессию [20].

Подросткам с данной особенностью свойственны частые переходы от состояния активности к полной или частичной пассивности, смене рабочих и нерабочих настроений, что связано с их нервно-психическими состояниями. Вместе с тем, иногда и внешние обстоятельства (сложность задания, большой объем работы и др.) выводят подростка из равновесия, заставляют нервничать, волноваться [22].

В поведении подростков с ЗПР могут наблюдаться срывы, нарушения в коммуникативной сфере. Быстро утомляясь, некоторые подростки

становятся вялыми, пассивными, другие — повышенно возбудимы, расторможены, двигательно беспокойны, обидчивы и вспыльчивы. Они с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой [24].

Г.Е.Сухарева отмечает, что для подростков с ЗПР характерна, главным образом, недостаточная зрелость аффективно-волевой сферы. Анализируя динамику развития неустойчивых личностей, Г.Е.Сухарева подчеркивает, что их социальная адаптация больше зависит от влияния окружающей среды, чем от них самих. С одной стороны, они внушаемы и импульсивны, а с другой - имеет место быть незрелость форм волевой деятельности, неспособность к выработке устойчивого социально-одобряемого жизненного стереотипа к преодолению трудностей, склонность идти по пути наименьшего сопротивления, невыработонность системы внутренних запретов, подверженность отрицательным внешним влияниям и т.д. [37].

Также Г.Е.Сухарева использует термин "психическая неустойчивость" применительно к нарушениям поведения у подростков, понимая под этим отсутствие сформированности собственной линии поведения из-за повышенной внушаемости, неспособности к волевому усилию, систематической трудовой деятельности. Проведенное ею обследование подростков с нарушениями аффективной сферы по типу психической неустойчивости, позволило ей сделать следующие выводы: такие подростки характеризуются моральной незрелостью, отсутствием чувства долга, ответственности и повышенной внушаемостью, неспособностью сдерживать свои желания, подчиняться школьной дисциплине и формам поведения окружающих [37,21].

Эмоциональная незрелость легко приводит к конфликтным ситуациям, в разрешении которых недостает самоконтроля и самоанализа. Подростки могут легко давать обещания и легко забывать о них. У них отсутствуют переживания при неудачах в учебе. А слабость учебных интересов трансформируется в стремление к участию дворовых играх, потребность в движении и физической разрядке. Мальчики часто склонны к

раздражительности, девочки - к слезам. Инфантильность, присущая этой группе подростков часто окрашена чертами церебро-органической недостаточности, двигательной расторможенностью, назойливостью, эйфорическим оттенком повышенного настроения, аффективными вспышками, сопровождающимися ярким вегетативным компонентом с в ряде случаев нередко последующей головной болью [24].

Также у подростков с ЗПР нередко отмечается завышенная самооценка, при низком уровне тревожности, неадекватный уровень притязаний - слабость реакции на свои неудачи либо преувеличение своих достижений. Таких подростков отличают черты эмоционально-волевой незрелости, недостаточное чувств долга, ответственности, волевых установок, недостаточность выраженных интеллектуальных интересов, отсутствие чувства дистанции [22].

Проблемы поведения у них нередко связаны с негативным опытом, отсутствием умения объективно оценивать ситуацию, затруднениями в различении эмоций. На общение со сверстниками и взрослыми влияют повышенная конфликтность, враждебность, деструктивная агрессия, чувство вины. Неадекватное поведение ребенка зависит от состояния тревожности, а так же страхов разного рода. Все эти условия формируют у ребенка неуверенность в себе, чувство неполноценности, затрудняют социальную адаптацию и находят выход порой в еще большей агрессивности [37].

Особенности поведения несовершеннолетних с ЗПР в той или иной мере изучались К.С.Лебединской, В.В.Ковалевым, М.С.Певзнер и др. Особое место проблема агрессии у детей с ЗПР занимает в трудах И.К.Йокубайскайте, которая утверждает, что на разных этапах развития детей в качестве ведущих условий, провоцирующих возникновение и закрепление агрессии в поведении, выступают различные факторы. Так, на ранних этапах онтогенеза агрессия в поведении понимается как реакция на неблагоприятные воздействия среды и обуславливается сочетанием нарушений формирования эмоционально-волевой сферы и нарушений

 

интеллектуального характера в системах отношений "ребенок - родители", "ребенок - педагог", "ребенок - сверстник" [7].

Специфическое сочетание первичного и вторичного проявления дефекта развития, а так же длительное влияние факторов образовательной дезадаптации вызывают у этих детей стойкие нарушения равновесия в динамической системе "личность - социальная среда", негативно отражаясь на дальнейшем их развитии и социализации личности. Возникает академическая неуспеваемость, приводящая в итоге к развитию реактивных состояний, к числу которых принято относить и агрессию. Однако проблема связи отклонения в поведении этих детей с уровнем сформированрости их субъективной активности в учебной деятельности остается невыясненной.

Исследования, направленные на решение проблем компенсации нарушения развития и коррекции агрессии в поведении подростков с ЗПР, показывают, что основным содержанием предлагаемых средств является коррекция эмоциональных состояний и поведенческий тренинг [16].

Глава 3. Организация, содержание и результаты исследования

3.1характеристика  обследуемого контингента несовершеннолетних

Исследование проводилось на базах следующих учебных заведений:

- Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья VII вида.

-Государственной общеобразовательной школы

Экспериментальную группу составили:

учащиеся 5-ых классов специального (коррекционного) образовательного учреждения, имеющие ЗПР различного генеза в количестве 17 человек в возрасте 12-14 лет (5 девочек, 12 мальчиков).

Большинство обследованных экспериментальной группы имеют форму ЗПР органического генеза (в количестве 12 человек, у 1 человека на фоне ММД; у остальных 5 человек - форма ЗПР, обусловленная педагогической запущенностью).

Обследование экспериментальной группы проходило в первой половине дня, индивидуально с каждым ребенком, в отдельном классе.

Контрольную группу составили учащиеся 6-го класса массовой школы в количестве 18 человек в возрасте 12 лет (7 девочек, 11 мальчиков).

Обследование контрольной группы проводилось в первой половине дня, индивидуально с каждым ребенком, в отдельном классе.

Всего в исследовании приняли участие 35 подростков

 

 

3.2 Методы и методики исследования

Для решения задач исследования были использованы следующие методы:

беседа;

наблюдение;

опрос;

эксперимент.

Методики исследования:

методика Hand-test (тест руки);

проективная методика «Несуществующее животное»;

методика Баса-Дарки;

Опросник Спилбергера по оценке агрессии

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса

 

Психодиагностическая беседа

Беседа проводилась с каждым ребенком индивидуально в непринужденной форме.

Структурированная психодиагностическая беседа включала в себя следующие аспекты, касающиеся жизни и деятельности подростков:

  • отношение к учебной деятельности;
  • любимые занятия, игры, книги, фильмы;
  • взаимоотношения со сверстниками, старшими ребятами и детьми более младшего возраста;
  • взаимоотношение со старшими (учителями, воспитателями);
  • поведение в тех или иных ситуациях;
  • отношения с родителями;
  • кем хочет стать после окончания школы.

Бланк, содержащий вопросы психодиагностической беседы представлен в Приложении №1.

Наблюдение

Карты наблюдения заполнялись сотрудниками учреждений.

 Отмечались следующие показатели:

  • способность к саморегуляции;
  • демонстративность в поведении;
  • подозрительность;
  • уверенность в себе;
  • пассивность/активность в поведении;
  • внимательность;
  • замкнутость/открытость.

Бланк, содержащий наблюдаемые показатели, представлен в Приложении №2.

Опросник Спилбергера по оценке агрессии

С помощью опросника оценивается характер и уровень агрессии по 6 шкалам:

  • агрессия как состояние;
  • агрессия как черта характера;
  • агрессия как темперамент;
  • аутоагрессия;
  • гетороагрессия;
  • уровень контроля агрессии.

Тест состоит из 3-х бланков: «Как я чувствую себя сейчас», «Как я себя обычно чувствую», «Когда я зол или разъярен».

Инструкция: «Внимательно прочитайте каждое утверждение в левом столбце. В каждой строке, справа от утверждения, отмечайте знаком «+» только то высказывание, с которым вы согласны».

После заполнения бланков опросника подсчитываются очки. Для этого в первой части графы получаются очки то 0 до 3, во второй и третьих частях

- от 1 до 4 (все  плюсы в первой графе получают 1 балл, во второй - 2 балла и Т.д.).

 

 

 

С помощью опросника оценивается характер и уровень агрессии по 6 шкалам:

агрессия как состояние;

агрессия как черта характера;

агрессия как темперамент;

аутоагрессия;

гетороагрессия;

уровень контроля агрессии.

Тест состоит из 3-х бланков: «Как я чувствую себя сейчас», «Как я себя обычно чувствую», «Когда я зол или разъярен».

Инструкция: «Внимательно прочитайте каждое утверждение в левом столбце. В каждой строке, справа от утверждения, отмечайте знаком «+» только то высказывание, с которым вы согласны».

После заполнения бланков опросника подсчитываются очки. Для этого в первой части графы получаются очки то 0 до 3, во второй и третьих частях

- от 1 до 4 (все плюсы в  первой графе получают 1 балл, во  второй - 2 балла и Т.д.).

Hand-test (тест руки) по Э.Вагнеру

Основное назначение методики: выявление существенных и относительно устойчивых свойств личности и прогноз открытого агрессивного поведения. Позволяет надежно прогнозировать и качественно оценивать открытое агрессивное поведение, коэффициент агрессивности- директивности, коммуникативности-агрессивности, дезадаптации, тревожности, зависимости, активности. Тест руки относится к категории интерпретативных проективных методик. Тест руки используется для диагностики различных форм нарушений поведения.

Информация о работе Проявления тревожности и агрессивности у старшеклассников школы VII вида