Незрелость эмоционально-волевой
сферы детей с ЗПР обусловливает своеобразие
формирования их поведения и личностных
особенностей. Страдает сфера коммуникации.
По уровню коммуникативной деятельности
дети находятся на более низкой ступени
развития, чем их нормально развивающиеся
сверстники [37].
Отмечаются проблемы в формировании
нравственно-этической сферы: нарушена
сфера социальных эмоций, могут быть нарушены
эмоциональные контакты с близкими взрослыми,
дети слабо
ориентируются в нравственно-этических
нормах поведения без дополнительного
обучения.
Имеются особенности формирования
двигательной сферы детей с задержкой
психического развития. У них не наблюдается
зачастую тяжелых двигательных расстройств,
однако при более тщательном изучении
обнаруживается отставание в физическом
развитии, несформированность техники
в основных видах движений, недостаточность
таких двигательных качеств, как точность,
выносливость, гибкость, ловкость, сила,
координация и т.д. Особенно заметно несовершенство
мелкой моторики рук, зрительно-моторной
координации, что тормозит формирование
у детей графомоторных навыков [7].
Таким образом, несмотря на
явную неоднородность группы детей с ЗПР,
можно выделить общие характеристики,
свойственные большинству из них:
Для детей с ЗПР характерна
неравномерная сформированность высших
психических функций, замедленность темпа
общего развития.
Наиболее нарушенными оказываются
эмоционально-личностная сфера, общие
характеристики деятельности, работоспособность,
в интеллектуальной деятельности наиболее
стойкие нарушения проявляются на уровне
словесно-логического мышления при относительно
более высоком уровне развития наглядных
форм мышления.
Отмечая же особенности развития
несовершеннолетних, имеющих ЗПР, подросткового
и предподросткового возраста, необходимо
вспомнить утверждение Л.С.Выготского
о том, что подростковый возраст - это один
из самых сложных критических эпох в онтогенезе
человека, характеризующийся нарушенным
равновесием, сложившимся в предшествующем
детском возрасте, нарушенным в связи
с появлением мощного фактора полового
созревания [37].
В этом определении акцент ставится
на двух аспектах: процессе полового созревания
и неустойчивости различных физиологических
систем, в первую очередь, нервной [25].
Большинство исследователей,
занимающихся изучением особенностей
подросткового возраста, сходятся во мнении,
что для подросткового возраста характерны
частая смена настроения, склонность к
депрессии, неусидчивость, недостаточная
концентрация внимания, раздражительность,
импульсивность, тревога, агрессия и т.д.
[19,20,37]. Это обусловлено не только биологическими
факторами (гормональные изменения), но
и влиянием социальной среды и, прежде
всего, ближайшего социального окружения.
Подростковый возраст - это
пора важных изменений в личности ребенка,
при нормальном онтогенезе этот период
протекает затрудненно во всех отношениях,
при дизонтогенезе же, в частности, при
ЗПР, возможны более серьезные нарушения,
отклонения [34].
У подростков с ЗПР отмечается
недостаточная познавательная активность,
которая, сочетается с быстрой утомляемостью
и истощаемостью, что может серьезно замедлить
темп их обучения и развития. Так, быстро
наступающее утомление приводит к снижению
работоспособности, что проявляется в
трудностях усвоения учебного материала.
Следствием этого может быть низкая оценка
педагогом, что может вызвать раздражение
и агрессию [20].
Подросткам с данной особенностью
свойственны частые переходы от состояния
активности к полной или частичной пассивности,
смене рабочих и нерабочих настроений,
что связано с их нервно-психическими
состояниями. Вместе с тем, иногда и внешние
обстоятельства (сложность задания, большой
объем работы и др.) выводят подростка
из равновесия, заставляют нервничать,
волноваться [22].
В поведении подростков с ЗПР
могут наблюдаться срывы, нарушения в
коммуникативной сфере. Быстро утомляясь,
некоторые подростки
становятся вялыми, пассивными,
другие — повышенно возбудимы, расторможены,
двигательно беспокойны, обидчивы и вспыльчивы.
Они с трудом переключаются с одного вида
деятельности на другой [24].
Г.Е.Сухарева отмечает, что для
подростков с ЗПР характерна, главным
образом, недостаточная зрелость аффективно-волевой
сферы. Анализируя динамику развития неустойчивых
личностей, Г.Е.Сухарева подчеркивает,
что их социальная адаптация больше зависит
от влияния окружающей среды, чем от них
самих. С одной стороны, они внушаемы и
импульсивны, а с другой - имеет место быть
незрелость форм волевой деятельности,
неспособность к выработке устойчивого
социально-одобряемого жизненного стереотипа
к преодолению трудностей, склонность
идти по пути наименьшего сопротивления,
невыработонность системы внутренних
запретов, подверженность отрицательным
внешним влияниям и т.д. [37].
Также Г.Е.Сухарева использует
термин "психическая неустойчивость"
применительно к нарушениям поведения
у подростков, понимая под этим отсутствие
сформированности собственной линии поведения
из-за повышенной внушаемости, неспособности
к волевому усилию, систематической трудовой
деятельности. Проведенное ею обследование
подростков с нарушениями аффективной
сферы по типу психической неустойчивости,
позволило ей сделать следующие выводы:
такие подростки характеризуются моральной
незрелостью, отсутствием чувства долга,
ответственности и повышенной внушаемостью,
неспособностью сдерживать свои желания,
подчиняться школьной дисциплине и формам
поведения окружающих [37,21].
Эмоциональная незрелость легко
приводит к конфликтным ситуациям, в разрешении
которых недостает самоконтроля и самоанализа.
Подростки могут легко давать обещания
и легко забывать о них. У них отсутствуют
переживания при неудачах в учебе. А слабость
учебных интересов трансформируется в
стремление к участию дворовых играх,
потребность в движении и физической разрядке.
Мальчики часто склонны к
раздражительности, девочки
- к слезам. Инфантильность, присущая этой
группе подростков часто окрашена чертами
церебро-органической недостаточности,
двигательной расторможенностью, назойливостью,
эйфорическим оттенком повышенного настроения,
аффективными вспышками, сопровождающимися
ярким вегетативным компонентом с в ряде
случаев нередко последующей головной
болью [24].
Также у подростков с ЗПР нередко
отмечается завышенная самооценка, при
низком уровне тревожности, неадекватный
уровень притязаний - слабость реакции
на свои неудачи либо преувеличение своих
достижений. Таких подростков отличают
черты эмоционально-волевой незрелости,
недостаточное чувств долга, ответственности,
волевых установок, недостаточность выраженных
интеллектуальных интересов, отсутствие
чувства дистанции [22].
Проблемы поведения у них нередко
связаны с негативным опытом, отсутствием
умения объективно оценивать ситуацию,
затруднениями в различении эмоций. На
общение со сверстниками и взрослыми влияют
повышенная конфликтность, враждебность,
деструктивная агрессия, чувство вины.
Неадекватное поведение ребенка зависит
от состояния тревожности, а так же страхов
разного рода. Все эти условия формируют
у ребенка неуверенность в себе, чувство
неполноценности, затрудняют социальную
адаптацию и находят выход порой в еще
большей агрессивности [37].
Особенности поведения несовершеннолетних
с ЗПР в той или иной мере изучались К.С.Лебединской,
В.В.Ковалевым, М.С.Певзнер и др. Особое
место проблема агрессии у детей с ЗПР
занимает в трудах И.К.Йокубайскайте, которая
утверждает, что на разных этапах развития
детей в качестве ведущих условий, провоцирующих
возникновение и закрепление агрессии
в поведении, выступают различные факторы.
Так, на ранних этапах онтогенеза агрессия
в поведении понимается как реакция на
неблагоприятные воздействия среды и
обуславливается сочетанием нарушений
формирования эмоционально-волевой сферы
и нарушений
интеллектуального характера
в системах отношений "ребенок - родители",
"ребенок - педагог", "ребенок -
сверстник" [7].
Специфическое сочетание первичного
и вторичного проявления дефекта развития,
а так же длительное влияние факторов
образовательной дезадаптации вызывают
у этих детей стойкие нарушения равновесия
в динамической системе "личность -
социальная среда", негативно отражаясь
на дальнейшем их развитии и социализации
личности. Возникает академическая неуспеваемость,
приводящая в итоге к развитию реактивных
состояний, к числу которых принято относить
и агрессию. Однако проблема связи отклонения
в поведении этих детей с уровнем сформированрости
их субъективной активности в учебной
деятельности остается невыясненной.
Исследования, направленные
на решение проблем компенсации нарушения
развития и коррекции агрессии в поведении
подростков с ЗПР, показывают, что основным
содержанием предлагаемых средств является
коррекция эмоциональных состояний и
поведенческий тренинг [16].
Глава 3. Организация,
содержание и результаты исследования
3.1характеристика
обследуемого контингента несовершеннолетних
Исследование проводилось на
базах следующих учебных заведений:
- Государственного специального
(коррекционного) образовательного учреждения
для детей с ограниченными возможностями
здоровья VII вида.
-Государственной общеобразовательной
школы
Экспериментальную группу составили:
учащиеся 5-ых классов
специального (коррекционного) образовательного
учреждения, имеющие ЗПР различного генеза
в количестве 17 человек в возрасте 12-14
лет (5 девочек, 12 мальчиков).
Большинство обследованных
экспериментальной группы имеют форму
ЗПР органического генеза (в количестве
12 человек, у 1 человека на фоне ММД; у остальных
5 человек - форма ЗПР, обусловленная педагогической
запущенностью).
Обследование экспериментальной
группы проходило в первой половине дня,
индивидуально с каждым ребенком, в отдельном
классе.
Контрольную группу составили
учащиеся 6-го класса массовой школы в
количестве 18 человек в возрасте 12 лет
(7 девочек, 11 мальчиков).
Обследование контрольной
группы проводилось в первой половине
дня, индивидуально с каждым ребенком,
в отдельном классе.
Всего в исследовании
приняли участие 35 подростков
3.2 Методы и методики
исследования
Для решения задач исследования
были использованы следующие методы:
беседа;
наблюдение;
опрос;
эксперимент.
Методики исследования:
методика Hand-test (тест руки);
проективная методика «Несуществующее
животное»;
методика Баса-Дарки;
Опросник Спилбергера по оценке
агрессии
Методика диагностики уровня
школьной тревожности Филлипса
Психодиагностическая беседа
Беседа проводилась с каждым
ребенком индивидуально в непринужденной
форме.
Структурированная психодиагностическая
беседа включала в себя следующие аспекты,
касающиеся жизни и деятельности подростков:
- отношение к учебной деятельности;
- любимые занятия, игры, книги,
фильмы;
- взаимоотношения
со сверстниками, старшими ребятами и
детьми более младшего возраста;
- взаимоотношение со старшими
(учителями, воспитателями);
- поведение в тех или иных ситуациях;
- отношения с родителями;
- кем хочет стать после окончания
школы.
Бланк, содержащий вопросы
психодиагностической беседы представлен
в Приложении №1.
Наблюдение
Карты наблюдения заполнялись
сотрудниками учреждений.
Отмечались следующие показатели:
- способность к саморегуляции;
- демонстративность в поведении;
- подозрительность;
- уверенность в себе;
- пассивность/активность в
поведении;
- внимательность;
- замкнутость/открытость.
Бланк, содержащий
наблюдаемые показатели, представлен
в Приложении №2.
Опросник Спилбергера по оценке агрессии
С помощью опросника оценивается
характер и уровень агрессии по 6 шкалам:
- агрессия как состояние;
- агрессия как черта характера;
- агрессия как темперамент;
- аутоагрессия;
- гетороагрессия;
- уровень контроля агрессии.
Тест состоит из 3-х бланков:
«Как я чувствую себя сейчас», «Как я себя
обычно чувствую», «Когда я зол или разъярен».
Инструкция: «Внимательно
прочитайте каждое утверждение в левом
столбце. В каждой строке, справа от утверждения,
отмечайте знаком «+» только то высказывание,
с которым вы согласны».
После заполнения бланков
опросника подсчитываются очки. Для этого
в первой части графы получаются очки
то 0 до 3, во второй и третьих частях
- от 1 до 4 (все
плюсы в первой графе получают
1 балл, во второй - 2 балла и Т.д.).
С помощью опросника оценивается
характер и уровень агрессии по 6 шкалам:
агрессия как состояние;
агрессия как черта характера;
агрессия как темперамент;
аутоагрессия;
гетороагрессия;
уровень контроля агрессии.
Тест состоит из 3-х бланков:
«Как я чувствую себя сейчас», «Как я себя
обычно чувствую», «Когда я зол или разъярен».
Инструкция: «Внимательно прочитайте
каждое утверждение в левом столбце. В
каждой строке, справа от утверждения,
отмечайте знаком «+» только то высказывание,
с которым вы согласны».
После заполнения бланков опросника
подсчитываются очки. Для этого в первой
части графы получаются очки то 0 до 3, во
второй и третьих частях
- от 1 до 4 (все плюсы в
первой графе получают 1 балл, во
второй - 2 балла и Т.д.).
Hand-test (тест руки)
по Э.Вагнеру
Основное назначение методики:
выявление существенных и относительно
устойчивых свойств личности и прогноз
открытого агрессивного поведения. Позволяет
надежно прогнозировать и качественно
оценивать открытое агрессивное поведение,
коэффициент агрессивности- директивности,
коммуникативности-агрессивности, дезадаптации,
тревожности, зависимости, активности.
Тест руки относится к категории интерпретативных
проективных методик. Тест руки используется
для диагностики различных форм нарушений
поведения.