Проявления тревожности и агрессивности у старшеклассников школы VII вида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 20:10, дипломная работа

Краткое описание

Согласно данным отечественных и зарубежных исследователей в современном мире наблюдается рост количества тревожных людей вне зависимости от половых, возрастных и других характеристик. Более того, тревожность принимает форму глубинной тревоги, т.е. может проявляться в психической неустойчивости, невротических реакциях, в меньшей степени поддается коррекции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………... 2
Глава 1. Отражение проблемы агрессивного поведения и тревожности в современной психологии.………………………………………………….7-25
1.1 Соотношение понятий «агрессия» и «агрессивность»………..……………7
1.2Теории происхождения явления агрессии……..……………...……………12
1.3Особенности агрессивного поведения у подростков………………………16
1.4 Проблема тревожности в зарубежной и отечественной психологии…….20
1.5 Тревожность ,как нарушение эмоциональной сферы подростка………...24
Глава 2. Клинико-психологические характеристики несовершеннолетних со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии……26-39 2.1Задержанное развитие: сущность, классификации, причины возникновения……………………………………………………………………26
2.2 Особенности развития детей и подростков со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии …………...………….....30
Глава 3. Организация, содержание и результаты исследования………………40-

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 170.56 Кб (Скачать файл)

Стимульный материал: стандартные 9 изображений кисти руки и одна без изображения (подобно пустой карточке в Тематическом Тесте Апперцепции), при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия.

Изображения предъявляются в определенной последовательности и положении.

При нечетком и двусмысленном ответе просят пояснения, спрашивают: «Хорошо, а что еще?», но не навязывают никаких специфических ответов. Если экспериментатор чувствует, что его действия встречают сопротивление, рекомендуется перейти к другой карточке. Держать рисунок-карточку можно в любом положении.

Число вариантов ответов по карточке не ограничивается и не стимулируется так, чтобы вызвать сопротивление испытуемого. Желательно получить четыре варианта ответов. Если число ответов меньше, уточняется, нет ли желания еще что-либо сказать по данному изображению руки, а в протоколе, например, при единственном варианте ответа, проставляется его обозначение со знаком +4, т.е. этот единственный безальтернативный ответ оценивается в четыре балла вместо одного.

Важно во всех возможных случаях (если испытуемый не выражает протеста) максимально снижать неопределенность ответа, наполнять смыслом высказывания типа «кто-то, что-то, кому-то» и т.п. Все ответы фиксируются в протоколе. Помимо записи ответов регистрируется положение, в котором обследуемый держит карточку, а также время с момента предъявления стимула до начала ответа. Испытуемым в стандартном положении и последовательности, одна за другой, предъявлялись 10 карточек, и предлагалось ответить на вопрос: «Что, по- твоему, эта рука делает?». Если дети затруднялись ответить, им задавался дополнительный вопрос: «Как ты думаешь, что делает человек, которому принадлежит эта рука? Назови все, что ты можешь себе представить». Десятая карточка, на которой отсутствует изображение, сопровождалось следующей инструкцией: «Закрой глаза и представь себе руку. А теперь скажи, что эта воображаемая рука может делать?». Ответы фиксировались в протоколе. Далее выявлялась склонность к открытому агрессивному поведению по формуле: I==(Agg+Dir)-(Aff+Com+Dep). Начиная с 1=1 можно было утверждать, что агрессивность явно обнаруживается как тенденция или реальность поведения, и чем выше балл, тем выше вероятность открытого агрессивного поведения.

 

       Методика на определение видов и форм агрессии Басса-Дарки

Методика разработана А.Бассом и А.Дарки и включает 75 вопросов и предназначена для диагностики агрессивных и враждебных реакций личности.

Инструкция: «Ниже представлены 75 утверждений. Вам следует ответить на них «ДА» или «НЕТ». Промежуточного ответа не предусмотрено. Если вы сомневаетесь, какой дать ответ, отметьте все же тот вариант, который вам больше всего подходит».

На основании ответов на тест выявляют проявления агрессии и враждебности. При этом могут быть отмечены следующие показатели:

физическая агрессия;

косвенная агрессия;

раздражение;

негативизм;

обида;

подозрительность;

вербальная агрессия;

чувство вины.

 

 

 

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.

Цель этого теста: изучить уровень и характер тревожности, связанный со школой у детей младшего, среднего и стершего школьного возраста.

 

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться или предлагаться в письменной форме. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “да” или “нет”. На листе для ответов вверху записывается имя, фамилия, класс (тест опросника смотри в приложении 2).

 

При обработке интерпретации подсчитывается общее число несовпадений по тесту. Если он больше 50 % , то можно говорить о повышенной тревожности, если больше 75% от общего числа вопросов, то о высоком уровне тревожности. Подсчитывается число несовпадений по каждому из 8 факторов. Анализируется общее внутреннее, эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов и их количеством.

 

Содержательная характеристика каждого из синдромов (факторов).

Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

Переживание социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками).

Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать потребности в успехе, в достижение высокого результата.

Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявляя себя другим, демонстрация свои возможностей.

Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки знаний (особенно публичной), достижений, возможностей.

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

Низкая психологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

Проблемы стрехи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений с взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Методика позволяет выявить тревожность, связанную со школьным обучением и получить достоверные результаты.

 

 

Проективная методика исследования личности «Несуществующее животное» по М.З.Дукаревичу.

Степень выраженности агрессивных тенденций определяется количеством, расположением и характером острых углов в рисунке.

 

 

Симптомокомплексы агрессивности теста "Несуществующее животное":

Симптомо комплекс

Симптом

Балл

Агрессия

1.

Сильная, уверенная линия рисунка

0.1


2.

Неаккуратность рисунка

       0.1

              3. 

Большое количество острых углов

0.1 – 0.2

4.

Верхнее размещение углов

0.1

5.

Крупное изображение

0.1 – 0.2

6.

Голова обращена вправо или анфас

0.1

7.

Хвост поднят вверх, пышный

0.1

8.

Угрожающее выражение

0.1

9.

Угрожающая поза

0.1

             10.

Наличие орудий нападения (зубы, когти, рога)

0.1 – 0.2

             11.

Хищник

0.1

             12.

Вожак или одинокий

0.1

             13.

При нападении "дерется насмерть'", или "всех убивает", дерется традиционными способами (зубы, когти, рога, хобот и т.д.)

0.1

             14.

Ночное животное

0.1

             15.

Другие признаки

0.1


 

 

 

Инструкция:

"Придумайте и нарисуйте  несуществующее животное и назовите  его несуществующим именем".

Стимульный материал представляет собой лист бумаги А4 и карандаш.

 

 

3.3 Результаты исследования

Для выявления уровней агрессивных проявлений и тревожности у подростков, нами была использована комплексная психодиагностика. В данном разделе обсуждаются результаты беседы, наблюдения, сравнение уровней агрессивности и тревожности подростков экспериментальной и контрольной группы.

Результаты наблюдения, полученные в ходе обследования несовершеннолетних экспериментальной и контрольной групп, дают возможность утверждать, что существенных различий в группах по наблюдаемым параметрам выявлено не было. Единственное, что обращало на себя внимание в экспериментальной группе, это проявление демонстративности в поведении. В контрольной группе подростки проявляли большую внимательность. Однако в результате наблюдения за подростками школы VII вида в свободной деятельности (во время их присутствия на уроках, в коридорах школы и т.д.) можно было отметить агрессивные проявления как по отношению к одноклассникам, так и по отношению к учителям. Подростки экспериментальной группы широко используют целый спектр агрессивных проявлений для «разоблачения» взрослых, для их «обесценивания». В основном это было адресовано в сторону учителей женщин и проявлялось чаще в вербальной агрессии (выкрики, ругательства и т.д.).

Данные психодиагностической беседы дают нам возможность констатировать, что между подростками экспериментальной и контрольной групп наблюдаются некоторые различия. Они проявляются в вопросах, связанных с поведением в какой-либо специфической ситуаций. Подростки экспериментальной группы давали больше ответов таких, как «ударю», «накричу», «толкну», «схвачу за шкирку», «отвечу в ответ» и т.п.

Распределение показателей испытуемых экспериментальной и контрольной группы по уровням выраженности агрессивных проявлений.

 

Таблица №1

экс.гр

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

II

II

II

I

II

II

III

III

II

II

II

II

II

II

II

II

III

контр.гр

II

I

II

I

II

II

II

III

II

II

II

III

II

II

III

II

I


 

1.физическая агрессия;

2. косвенная агрессия;

3. раздражение;

4. негативизм;

5. обида;

6. подозрительность;

7. вербальная агрессия;

8. угрызение совести;

9. агрессия (по методике Басса-Дарки)

10. агрессия как состояние;

11. агрессия как черта характера;

12. агрессия как темперамент;

13. аутоагрессия;

14. гетероагрессия;

15. уровень контроля агрессии;

16. агрессия (по методике «Несущ.животное);

17. агрессия (по методике «Тест руки»); 

I- низкий уровень

II- средний уровень

III- высокий уровень

 

Из уровневой Таблицы №1 видно, что в экспериментальной группе высокими показателями агрессии оказались такие, как «вербальная агрессия», проявляющаяся в выражении негативных чувств как через форму (ссора, крики и т.д.), так и через содержание словесных ответов (угрозы, ругань, проклятия и т.д.). Показатель «угрызение совести»: подростки с ЗПР все же испытывают чувство вины, понимая, что не всегда правы, но это только в рамках своего осознания, не давая понять другим, что они раскаялись, боясь показать, вероятно, свою слабость. Агрессия (по методике «Тест руки»): низкие показатели параметра «негативизм» в обеих группах. В контрольной группе отмечены высокие показатели по аспектам «угрызение совести», «агрессия как темперамент», но стоит заметить* что при этом высокий уровень «контроля агрессии».

Делая общий вывод по обеим группам, можно констатировать, что по данной методике в экспериментальной группе показатели образуют суммарный индекс агрессивных реакций - активные внешние реакции агрессии по отношению к конкретным лицам, а в контрольной группе показатели образуют суммарный индекс враждебности - общая негативная, недоверчивая позиция по отношению к окружающим.

Сравнительный анализ показателей агрессивности по методике Басса-Дарки

В Таблице №2 представлено процентное соотношение показателей

подростков с высокой, средней и низкой агрессивностью (экспериментальная группа).

Таблица №2

 

Физ.агр

Кос.агр

Раздр.

Негатив

Обида

Подозр.

Вер.агр

Угр сов

1-низ

35.2%

17.6%

35.2%

35.2%

29.5%

23.6%

5.8%

23.6%

П-сред

35%

17.6%

29.5%

47.1%

41%

41.1%

11.8%

35.2%

Ш-выс

29.5%

64.7%

35.2%

17.6%

29.5%

35.2%

70.5%

41.1%


 

 

В результате диагностики по данной методике было выявлено, что преимущественно высокие показатели были по таким параметрам, как

Информация о работе Проявления тревожности и агрессивности у старшеклассников школы VII вида