Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 20:10, дипломная работа
Согласно данным отечественных и зарубежных исследователей в современном мире наблюдается рост количества тревожных людей вне зависимости от половых, возрастных и других характеристик. Более того, тревожность принимает форму глубинной тревоги, т.е. может проявляться в психической неустойчивости, невротических реакциях, в меньшей степени поддается коррекции.
Введение…………………………………………………………………………... 2
Глава 1. Отражение проблемы агрессивного поведения и тревожности в современной психологии.………………………………………………….7-25
1.1 Соотношение понятий «агрессия» и «агрессивность»………..……………7
1.2Теории происхождения явления агрессии……..……………...……………12
1.3Особенности агрессивного поведения у подростков………………………16
1.4 Проблема тревожности в зарубежной и отечественной психологии…….20
1.5 Тревожность ,как нарушение эмоциональной сферы подростка………...24
Глава 2. Клинико-психологические характеристики несовершеннолетних со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии……26-39 2.1Задержанное развитие: сущность, классификации, причины возникновения……………………………………………………………………26
2.2 Особенности развития детей и подростков со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии …………...………….....30
Глава 3. Организация, содержание и результаты исследования………………40-
Цель этого теста: изучить уровень и характер тревожности, связанный со школой у детей младшего, среднего и стершего школьного возраста.
Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться или предлагаться в письменной форме. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “да” или “нет”. На листе для ответов вверху записывается имя, фамилия, класс (тест опросника смотри в приложении 2).
При обработке интерпретации подсчитывается общее число несовпадений по тесту. Если он больше 50 % , то можно говорить о повышенной тревожности, если больше 75% от общего числа вопросов, то о высоком уровне тревожности. Подсчитывается число несовпадений по каждому из 8 факторов. Анализируется общее внутреннее, эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов и их количеством.
Содержательная характеристика каждого из синдромов (факторов).
Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
Переживание социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками).
Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать потребности в успехе, в достижение высокого результата.
Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявляя себя другим, демонстрация свои возможностей.
Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки знаний (особенно публичной), достижений, возможностей.
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
Низкая психологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
Проблемы стрехи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений с взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Методика позволяет выявить тревожность, связанную со школьным обучением и получить достоверные результаты.
Проективная методика исследования личности «Несуществующее животное» по М.З.Дукаревичу.
Степень выраженности агрессивных тенденций определяется количеством, расположением и характером острых углов в рисунке.
Симптомокомплексы агрессивности теста "Несуществующее животное":
Симптомо комплекс |
Симптом |
Балл |
Агрессия | ||
1. |
Сильная, уверенная линия рисунка |
0.1 |
2. |
Неаккуратность рисунка |
0.1 |
3. |
Большое количество острых углов |
0.1 – 0.2 |
4. |
Верхнее размещение углов |
0.1 |
5. |
Крупное изображение |
0.1 – 0.2 |
6. |
Голова обращена вправо или анфас |
0.1 |
7. |
Хвост поднят вверх, пышный |
0.1 |
8. |
Угрожающее выражение |
0.1 |
9. |
Угрожающая поза |
0.1 |
10. |
Наличие орудий нападения (зубы, когти, рога) |
0.1 – 0.2 |
11. |
Хищник |
0.1 |
12. |
Вожак или одинокий |
0.1 |
13. |
При нападении "дерется насмерть'", или "всех убивает", дерется традиционными способами (зубы, когти, рога, хобот и т.д.) |
0.1 |
14. |
Ночное животное |
0.1 |
15. |
Другие признаки |
0.1 |
Инструкция:
"Придумайте и нарисуйте
несуществующее животное и
Стимульный материал представляет собой лист бумаги А4 и карандаш.
экс.гр |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
II |
II |
II |
I |
II |
II |
III |
III |
II |
II |
II |
II |
II |
II |
II |
II |
III | |
контр.гр |
II |
I |
II |
I |
II |
II |
II |
III |
II |
II |
II |
III |
II |
II |
III |
II |
I |
Физ.агр |
Кос.агр |
Раздр. |
Негатив |
Обида |
Подозр. |
Вер.агр |
Угр сов | |
1-низ |
35.2% |
17.6% |
35.2% |
35.2% |
29.5% |
23.6% |
5.8% |
23.6% |
П-сред |
35% |
17.6% |
29.5% |
47.1% |
41% |
41.1% |
11.8% |
35.2% |
Ш-выс |
29.5% |
64.7% |
35.2% |
17.6% |
29.5% |
35.2% |
70.5% |
41.1% |
Информация о работе Проявления тревожности и агрессивности у старшеклассников школы VII вида