Психологические особенности работоспособности человека в различных условиях деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 20:47, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность работы в первую очередь обусловлена тем, что динамические процессы, имеющие место в современной общественной и политической жизни нашей страны, значительные изменения в условиях жизнедеятельности человека, связанные с увеличением числа напряженных ситуаций, предъявляют особые требования к его работоспособности. Проблема работоспособности человека в напряженных условиях деятельности и регуляция адекватности ее проявления представляет значительный интерес для психологической науки. Современная логическая интерпретация на

Вложенные файлы: 1 файл

Тема Психология.docx

— 84.20 Кб (Скачать файл)

Тема: Психологические особенности работоспособности человека в различных условиях деятельности

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы в  первую очередь обусловлена тем, что динамические процессы, имеющие  место в современной общественной и политической жизни нашей страны, значительные изменения в условиях жизнедеятельности человека, связанные  с увеличением числа напряженных  ситуаций, предъявляют особые требования к его работоспособности. Проблема работоспособности человека в напряженных  условиях деятельности и регуляция  адекватности ее проявления представляет значительный интерес для психологической  науки. Современная логическая интерпретация  научных фактов и их концептуальное осмысление закономерно выдвигает  проблемы субъектного становления  личности в процессе жизнедеятельности  в напряженных ситуациях общественных и социально-экономических преобразований, реализации отношений с разными  сферами действительности и саморегуляции  функционального состояния. В данном контексте исследование психологических  механизмов регуляции работоспособности  человека в напряженных условиях деятельности выдвигает ее в число  наиболее актуальных для психологической  науки в целом, а также для  таких ее отраслей как психология труда, инженерная и авиационная, психология управления и, естественно, психология спорта.

Значимость проблемы исследования регуляторных механизмов работоспособности  человека в сложных условиях спортивной деятельности не ограничивается только рамками психологии спорта, так как  современные технологии, социально  важные виды профессионального труда  и обучения, также сопряжены с  экстремальностью и вызывают у субъекта сложные психофизиологические процессы, эмоциональные состояния и дезоргани-зуют требуемый ход деятельности.

Своевременность и актуальность нашего теоретико-эксперимен-тального многоэтапного исследования определяется современными задачами психологического обеспечения социально-экономических  программ повышения эффективности  различных видов человеческой деятельности, а именно: учебной, трудовой, военной, спортивной и других общественно-востребованных областей деятельности людей.

Теоретическая актуальность проблемы научного обоснования психологических  закономерностей регуляции работоспособности  спортсмена в напряженных ситуациях  деятельности мoжет быть оценена  высоко, так как в прикладных отраслях психологии не выявлено удовлетворительного  и всестороннего научного объяснения факторов, лимитирующих ее формирование и проявление. Значимы так же диагностический, прогностический и методический аспекты, поскольку необходимо знать, каковы потенциальные возможности  каждого субъекта в сложных ситуациях, и насколько они реализуются  применительно к ним, от каких  внешних и внутренних факторов зависят  параметры и эффек-тивность соревновательной деятельности.

Теоретическим фундаментом  нашего исследования стала совокупность психологических проблем и методологических подходов представления психических  процессов и функций, психической  деятельности и саморегуляции активности человека в напряженных условиях (Б.Г.Ананьев, 1980; П.К.Анохин, 1980; Е.А.Климов, 1969; О.А.Конопкин, 1980; А.В.Петровский, 1982; Л.П.Гримак, 1982; Б.Ф.Ломов, 1984; В.В.Давыдов, 1978 и др.). Разработка методических средств  многоуровневого и содержательного  анализа регуляторного механизма  работоспособности человека в процессе сложной двигательной деятельности на модели спорта базировалась на понятий-ном  аппарате психологических исследований регуляции произвольной активности, личностных аспектов и индивидуального  стиля деятельности, регуляции и саморегуляции в трудовой, спортивной, военной и других видах деятельности, сопряженной с экстремальными ситуациями (Л.П.Гримак, 1982; В.Л.Марищук, 1983; Н.И.Наенко, 1976; А.В.Родионов, 2002; Н.А.Худадов, 1988; M.Anderson, 1995; P.Lasarus, 1991; R.Mathesius, 1972; J.Salmela, 1992 и др.).

 При постановке теоретических  предпосылок мы исходим из  положения, разработанного О.А.Конопкиным (1978, 1980), который отмечает, что в  контексте общего аспекта субъектного  развития и существования человека  одно из центральных базовых  мест занимают проблемы закономерностей  осознанной регуляции человеком  своей произвольной целенаправленной  активности. Применительно к человеку, который сам принимает цели  своих исполнительских действий  и сам же их реализует доступными  и приемлемыми для него средствами, которые в ряде случаев определяет  сам, можно говорить об осознанной  саморегуляции. Мы также, как  и некоторые авторы (Н.Б.Стамбулова, 1999; В.И.Трохеев, 1999) считаем правомерным  использование обоих характеристик  активности субъекта деятельности, а при непосредственном воздействии  на его психическое состояние  – соответственно в основном  термин регуляция.

Особенность данного исследования заключается в том, что, являясь  теоретико-экспериментальным изысканием в области психологии спорта, оно  вместе с тем по научным параметрам относится и к проблематике общей  психологии. Очевидность все более  тесного контакта специальных психологических  дисциплин, в том числе и психологии спорта с общей, диктуется самой  логикой ее развития и интерпретацией общетеоретических доктрин. Одновременно, общая психология испытывает большую  потребность в данных, накапливаемых  в прикладных исследованиях специальных  дисциплин, в том числе и психологии спорта. Значимость данного исследования обусловлена также тем, что, являясь  общепсихологическим, оно вместе с  тем конкретно относится и  к прикладной психологии. Необходимость  все более тесного контакта психологии спорта, как и других специальных  психологических дисциплин с  общей психологией диктуется  современной тенденцией развития психологической  науки.

Многолетняя серия последовательных и систематических исследований, обобщенные результаты которых изложены в данной работе, проводилась в  русле избранного направления, которое  было определено в наших прежних  работах и в различных частях представлено в публикациях (Г.М.Аванесян 1985-2004 гг.), явившихся логическим обобщением научной, педагогической и практической работы.

Объектом исследования является работоспособность человека в таком  сложном и специфическом виде деятельности как спортивная деятельность (различные виды спорта), где психологические  проблемы каждого вида спорта, соревновательных упражнений и спортивной специализации, типологизация отдельного спортсмена становятся все более актуальными  и для спорта, и для смежных  прикладных научных дисциплин.

Предметом исследования явились  психологические закономерности формирования и проявления работоспособности  в связи с особенностями механизма  триады регуляторных систем “деятельность-состояние-личность”  в процессе системно-структурной  организации профессиональной деятельности в напряженных условиях спортивной деятельности. Предмет исследования включал в себя также разработку методических подходов к организации  моделирующего эксперимента по изучению психологических детерминант работоспособности  человека.

Цель исследования заключалась  во всестороннем и комплексном изучении регуляторных механизмов, обусловливающих  формирование и проявление работоспособности, в контексте общепсихологической  теории деятельности и адаптации  человека к особым условиям, и разработке систематизированной концепции  психической детерминированности  специфической активности субъекта в его профессиональной деятельности.

Научная гипотеза. Предполагалось, что психологические детерминанты регуляции работоспособности человека характеризуются специфичностью содержания ее предмета в связи с уровнем  напряженности условий деятельности, становление которой происходит в сложном взаимодействии личностных аспектов не только на функциональном, но и мотивационном и операциональном  уровнях. Гипотеза работы основывалась на убеждении в том, что эффективность  процессов формирования, поддержания  и восстановления соответствующего уровня работоспособности спортсмена возможна за счет обоснованных и регламентированных комплексов психорегулирующих воздействий  с элементами специальных образов  и методики, моделирующей напряженные  условия соревновательной деятельности. Иерархизированный процесс формирования и адекватного проявления работоспособности, вступает в межсистемные связи взаимодействия со специфическими характеристиками профессиональной деятельности и индивидуально-психологическими особенностами ее субъекта, в данном случае, спортсмена.

Основные задачи диссертационной  работы:

1. Всесторонне проанализировать теоретические концепции и методологические подходы исследования проблемы феномена работоспособности субъекта деятельности, и с позиции психологии обосновать общие и частные особенности ее регуляторных механизмов как объекта психической активности.

2. Обосновать теоретические предпосылки психологической интерпретации научно-практической проблемы работоспособности человека в напряженных условиях деятельности и сформулировать основные закономерности и перспективные направления дальнейшей разработки ее регуляторных механизмов как определенного вида психической деятельности, а также определить формы ее взаимодействия с эффективностью профессиональной психологической подготовкой.

3. Сконструировать адекватный методический блок, обосновав и разработав принципы, методы и методики комплексного экспериментального изучения психологических механизмов работоспособности субъекта в естественных и моделируемых напряженных условиях деятельности.

4. Экспериментально исследовать психологический спектр факторов, определяющих функциональные и личностные аспекты проявления регуляторных механизмов работоспособности спортсмена, систематизировать факторы, лимитирущие ее проявление в экстремальных условиях соревновательной деятельности.

5. Изучить индивидуально-психологические особенности и охарактеризовать факторы, детерминирующие общую и специфическую работоспособность спортсмена, влияющие на структуру, динамику и успешность его двигательной активности, а в конечном итоге определяющие эффективность деятельности в целом.

6. Обосновать и апробировать исследовательские процедуры, включающие оптимальный комплекс психодиагностических методик, и разработать универсальную модель комплексного психологического контроля и практического обеспечения процесса формирования адекватного специфическим требованиям профессиональной деятельности уровня подготовленности субъекта (спортсмена).

Методология. В общетеоретическом  плане в качестве методологических детерминант исследования явились  современные принципы единства и  взаимозависимости человека и общества, социальной детерминации личности, системный  и полисистемный подходы (В.М.Бодунов, 1977; Л.С.Выготский, 1960; В.Н.Мясищев, 1960; Р.С.Немов, 1990 и др.), принцип субъекта и субъектно-деятельностный подход (К.А.Абульхонова-Славская, 1994; А.Н.Леонтьев, 1977, 1983; Н.И.Наенко, 1976; и др.), которые  при игнорировании их идеологической направленности, сохраняют актуальность, интерпретируются по-новому и продолжают оставаться базисом современных  исследований (Б.С.Братусь, 1997; Л.И.Воробьева, 1995; Л.Г.Дикая, 2002; М.П.Мкртумян, 1999; А.В.Родионов, 2002 и др.). Исходя из этого, в нашей работе в качестве основных методологических принципов использованы те, которые продолжают оставаться основополагающими в отечественной психологии: принцип развития, принцип единства сознания и деятельности, личности и деятельности, а также системности.

Методы исследования. В  процессе длительной научно-экспериментальной  и практической работы мы попытались конкретизировать и развить общие  теоретические положения, сформулированные в научных публикациях, проверить  возникшие гипотезы, отработать некоторые  методы, модифицировать и внедрить в практику конкретные методики. На основе философской концепции социальной, деятельностной и творческой сущности личности как системы в многофакторном ее развитии и стратегии исследования регулировался процесс взаимодействия методов, которые были применены  нами в процессе научного поиска. Для  решения поставленных в исследовании задач применялись следующие  методы: изучение и анализ литературы, психолого-педагогическое наблюдение, лабораторный и естественные эксперименты, психологического тестирования, опроса и экспертных оценок, психофизиологической диагностики, методы математической статистики и анализа данных. На разных этапах работы применялся метод моделирования, который позволил “сконструировать”  специальные экспериментальные  условия и разработать структуру  психологического обеспечения спортивной деятельности. Кроме того, разработаны  и апробированы аппаратурные диагностические  комплексы, модифицированы, переведены, адаптированы и внедрены отдельные  методики психодиагностики.

Теоретическая значимость заключается  в научном обосновании комплексного подхода к психологической проблеме основных закономерностей регуляции  работоспособности человека, которая  безусловно является одной из концептуальных и прикладных проблем общей психологии. Разносторонее изучение этого феномена открывает большие и реальные возможности для понимания и  содержательного объяснения общих  и специфических механизмов реализации человеком своей произвольной активности, а также для исследования индивидуально-психологических  и операциональных особенностей поведения (в данном случае спортивного), с целью продуктивного участия  в решении широкого спектра разнообразных  практических задач.

Научно обоснованы, разработаны  и модифицированы психодиагностические и психофизиологические методики, которые  по-новому сгруппированы в системе  комплексного психологического контроля спортивного совершенствования, а  также доказаны перспективы моделирования  напряженных условий деятельности с целью регуляции работоспособности  и отбора спортсменов.

Научная новизна многоэтапного  исследования состоит в создании теоретико-экспериментальных основ  методологического анализа психологических  механизмов регуляции работоспособности  человека в напряженных условиях деятельности и позволяет по-новому подойти к вопросу интерпретации  феномена работоспособности и решению  научно-практичеких задач процесса подготовки субъекта к результативной реализации своих потенциальных  возможностей в соревновательной ситуации. Новизна также заключается в  разработке  комплексного подхода  и научно-прикладной концепции исследования психологических факторов, обуславливающих  формирование и проявление работоспособности  спортсмена в системе непрерывного процесса спортивного совершенствования  и моделирования напряженных  условий специфической деятельности. Доказана надежность системы и верифицированность сочетания методик оперативной  психодиагностики психического состояния  перед и в процессе деятельности в экстремальных условиях. В работе представлен новый психологический  подход к внедрению принципов  биологически обратной связи в эксперименте, моделирующем условия соревновательной деятельности с различными операционно-двигательными компонентами.

Информация о работе Психологические особенности работоспособности человека в различных условиях деятельности