Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 20:47, дипломная работа
Актуальность работы в первую очередь обусловлена тем, что динамические процессы, имеющие место в современной общественной и политической жизни нашей страны, значительные изменения в условиях жизнедеятельности человека, связанные с увеличением числа напряженных ситуаций, предъявляют особые требования к его работоспособности. Проблема работоспособности человека в напряженных условиях деятельности и регуляция адекватности ее проявления представляет значительный интерес для психологической науки. Современная логическая интерпретация на
Таким образом, можно заключить,
что состояние психической
Показатели соревновательной деятельности служат индикатором, результативным выражением тех психических изменений, которые происходят в сложных условиях соперничества и острой борьбы за призовые места. Опираясь на эти и другие показатели при изучении феномена работоспособности спортсмена, психология может выдвинуть предметом рассмотрения скрытые за ними процессы и механизмы, их психологическое содержание.
В главе 2 представлен теоретико-
Теоретический анализ указывает
на то, что в общей психологии
сформировано несколько близких, хотя
и различающихся, основополагающих
концепций деятельности, которые, в
связи с разработкой
За последние годы степень
психических нагрузок в спорте значительно
увеличилась в связи с
Психологические исследования
на примере спорта (И.П.Волков, 1973; Б.А.Вяткин,
1978; В.В.Давыдов, 1975, 1981; Е.П.Ильин, 1980; А.Л.Попов,
2000; А.В.Родионов, 1998; 2002; Н.А.Худадов, 1980;
Б.П.Яковлев, 2000 и др.) показали, что
совершенствование методов
Таким образом, в данной части исследования приведен анализ теоретических положений, разработанных в общей и прикладной психологии, включая психологию спорта, что позволило сформулировать научную гипотезу, определить цель и задачи исследования, а также разработать конкретный методический подход к программе экспериментальной части.
Одной из основных проблем психологии спорта является изучение личности спортсмена и его деятельности, ее психологической структуры и взаимообусловленности личности и коллектива, психологии спортивного коллектива, особенности которых отражены в наших (Г.М.Аванесян, 1985, 1989, 2002) и многих других исследованиях (И.В.Бекаури, 1988; Ю.А.Коломейцев, 1977; Б.Дж.Кретти, 1978; Т.Орлик, Дж.Партингтон, 1988 Н.А.Худадов, 1977; В.А.Цимбалюк, 1985).
Примечательно, что большинство
спортивных психологов, изучающих поведение
спортсменов, отдают предпочтение взаимосвязанному
подходу, согласно которому, ситуация
и человек – кодерминанты поведения,
то есть его переменные, совместно
обуславливающие поведение
Множество критериев продуктивности и результативности деятельности просмотрены при оценке как индивидуальной, так и групповой деятельности, поскольку в первом случае субъект не изолирован от внешней среды и подвержен воздействию социальных факторов. И при этом в психологии используются такие важнейшие характеристики оперативной деятельности как эффективность и надежность (В.В.Давыдов, 1975; Б.Ф.Ломов, 1977; А.В.Мальчиков, 1979; Р.С.Немов, 1978; В.П.Озеров, 2002).
Проведенный анализ проблемы
эффективности деятельности спортсмена,
позволил выделить еще один фактор,
обуславливающий достижение высоких
спортивных результатов, а именно отбор
спортсменов, который в этой связи
приобретает особую актуальность (М.С.Бриль,
1980; В.Д.Гончаров, 1977; К.М.Гуревич, 1970; Г.Дж.Кретти,
1978; В.А.Чекалов, 1990 др.). Необходимым
компонентом отбора является знание
реальной структуры рабочих операций
и практических требований, предъявляемых
данным видом деятельности, которое
составляет необходимое предварительное
условие осуществления
Изучение литературы показало,
что исследования подобного плана
определяются современными задачами психологического
обеспечения социально-
В главе 3 рассматриваются методологические и экспериментальные предпосылки психологического исследования регуляторных механизмов работоспособности.
В процессе продолжительной
научно-исследовательской и
Активный характер экспериментального метода в спортивных науках интерпретируется весьма широко, так как при этом особенно большое значение придается активности эксперимента, у которого есть реальная возможность моделирования реальной ситуации (А.Д.Егиазарян 1992; А.Л.Попов, 2000).
Проанализированные положения
явились основополагающим для конструирования
методического блока, используемого
нами для исследования психологических
закономерностей регуляции
В литературе (В.С.Аванесов,
1978; А.Д.Егиазарян, 1972; О.В.Дашкевич, 1976;
П.Т.Ямпольский, 1982 и др.) выявлен
ряд закономерностей и
Экспериментальное исследование,
характеризуемое как
В работе мы исходили из положений, используемых при контент-анализе, который является одним из методов социальных наук и связан с качественно-количественным анализом содержания различного рода явлений (E.M..Иванов, 1987; В.Е.Семенов, 1975, M. Jonowita, 1976; G.A.Theodorson, A.G.Theodorson, 1969). Анализировались материалы ряда крупных национальных, всесоюзных и международных соревнований (с 1986 по 2003 г.г.), которые можно отнести к высокоответственному типу деятельности (Ю.М.Портнов с соавт., 1987; Р.М.Тороян, 2001).
Специальный подход к исследованию эффективности соревновательной деятельности, специфичный для спорта, был разработан нами и применен для анализа материалов (протоколов) и документации соревнований (Г.М.Аванесян, 1985).
В процессе эксперимента использовалась
следующая батарея
– шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Спилбергера;
– тест экстра-интровертированности и нейротизма Айзенка;
– анамнетический опросник “ЧХТ” исследования черт характера и темперамента (Б.А.Вяткин);
– шкала самооценок “САН” – самочувствие, активность, настроение и ее сокращенный вариант “САНУГ”;
– методика изучения мотивации спортивной деятельности “МСД”. (Е.А.Калинин);
- “Анкета психической надежности” В.Э.Мильмана;
- 8-и цветовой тест Люшера.
Впервые был применен метод
экспертных оценок, дополненный и
адаптированный нами для исследований
личностных особенностей спортсменов,
который включал некоторые
Нами были использованы психофизиологические методики диагностики психической напряженности, связанные с оценкой изменений вегетативных показателей деятельности нервной системы человека. К ним относятся регистрация электрокожного сопротивления (ЭКС); регистрация критической частоты слияния световых мельканий (КЧСМ) и регистрация частоты сердечных сокращений (ЧСС), электрокардиограмма (ЭКГ), регистрация квазистационарного потенциала (КСП), теппинг-тест (ТТ).
Информация, получаемая при использовании этих методик, дает полное представление о функциональном состоянии нервной системы в момент психической настройки к соревновательной борьбе, а также о психическом и функциональном состоянии спортсмена и его готовности к предстоящей деятельности (М.А.Айрапетян с соавт., 1989; И.Альмансур, 2003; А.Анастази, 1982; А.А.Арутюнян, 2003; Л.Н.Головноков, 1974; Ю.А.Хачатурян, 1989).
Регистрация показателей ЭКС, КСП и КЧСМ проводилась в комплексе с определением частоты сердечных сокращений (пальпаторно) и опросниками самооценки – “САН”, и реактивной тревожности по Н. Спилбергеру (ШРТ).
В последнее время все
шире начинают проводиться исследования
медленных электрических
Измерения уровня КСП производится
монополярно с помощью