Психологические особенности работоспособности человека в различных условиях деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 20:47, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность работы в первую очередь обусловлена тем, что динамические процессы, имеющие место в современной общественной и политической жизни нашей страны, значительные изменения в условиях жизнедеятельности человека, связанные с увеличением числа напряженных ситуаций, предъявляют особые требования к его работоспособности. Проблема работоспособности человека в напряженных условиях деятельности и регуляция адекватности ее проявления представляет значительный интерес для психологической науки. Современная логическая интерпретация на

Вложенные файлы: 1 файл

Тема Психология.docx

— 84.20 Кб (Скачать файл)

Таким образом, можно заключить, что состояние психической напряженности  возникает при выполнении человеком  продуктивной деятельности в трудных  условиях и оказывает сильное  влияние на ее эффективность. Применительно  к спортивной деятельности и особым условиям ее протекания напряженность  выступает не как прямой результат  этих условий или некий эпифеномен, а как непосредственное интегральное отражение значимой для субъекта ситуации, в которой выполняется  деятельность и отражается на его  соревновательном результате.

Показатели соревновательной деятельности служат индикатором, результативным выражением тех психических изменений, которые происходят в сложных  условиях соперничества и острой борьбы за призовые места. Опираясь на эти и другие показатели при изучении феномена работоспособности спортсмена, психология может выдвинуть предметом  рассмотрения скрытые за ними процессы и механизмы, их психологическое  содержание.

В главе 2 представлен теоретико-методологический анализ психологических механизмов регуляции и критериев оценки эффективности деятельности спортсмена, а также специфика проявления работоспособности в различных  видах спорта.

Теоретический анализ указывает  на то, что в общей психологии сформировано несколько близких, хотя и различающихся, основополагающих концепций деятельности, которые, в  связи с разработкой методологических проблем, обладают высоким уровнем  обобщенности и абстрактности (Б.Г.Ананьев, 1980; Л.И.Воробьева, 1995; А.Н.Леонтьев, 1977, 1981; С.Л.Рубинштейн, 1960; Б.М.Теплов, 1961, 1985). Следовательно, попытка непосредственного  применения одной из них к современным  задачам психологии спорта наталкивается  на определенные трудности. Зарубежные специалисты в области психологии спорта прибегают к применению бихевиористического, психофизиологического, когнитивного и других подходов (G.Hokey, 1986; R.S.Kelly & Ch.Hardy, 1997; D.Gould 1982), которые направляют сегодняшнее развитие данной дисциплины в Северной Америке и Западной Европе. Синтетическая модель указанных  направлений, названная “активным” подходом (J.Salmela, 1992), так же активно  развивается и приобретает более  прикладную направленность, адресованную практикам спорта.

За последние годы степень  психических нагрузок в спорте значительно  увеличилась в связи с существенно  возросшим уровнем спортивных результатов  и обострившейся конкуренции  как на Олимпийских играх, чемпионатах  мира и Европы, национальных и других официальных первенствах (Пан-Армянские  игры), так и в коммерческих соревнованиях  и турнирах. В первом случае психическая  напряженность объясняется факторами  престижности указанных соревнований и для спортсмена лично, и для  команды в целом. А во втором случае, чрезмерная тяга спортсмена к победе, а следовательно, и повышенные психические  нагрузки и стрессогенность ситуаций, в значительной степени обусловлены  высокими материальными вознаграждениями и призами, которые разыгрываются  на подобных соревнованиях.

Психологические исследования на примере спорта (И.П.Волков, 1973; Б.А.Вяткин, 1978; В.В.Давыдов, 1975, 1981; Е.П.Ильин, 1980; А.Л.Попов, 2000; А.В.Родионов, 1998; 2002; Н.А.Худадов, 1980; Б.П.Яковлев, 2000 и др.) показали, что  совершенствование методов психологической  подготовки спортсменов на современном  этапе должно основываться на общепсихологических  закономерностях и особенностях спортивной деятельности, важнейшими характеристиками которой являются напряженность и результативность. Следовательно, объективность исследования эффективности тренировочной и  соревновательной деятельности спортсменов, протекающей в экстремальных  условиях, обеспечивается системно-структурным  подходом к изучению спортивной деятельности и рассмотрению всей системы психических функций, процессов и состояний в контексте этой деятельности. Современное изучение деятельности спортсменов требует использования рационального синтеза методологических подходов и принципа комплексности исследования психологических факторов, обуславливающих эффективность решения оперативных задач в напряженных условиях деятельности.

Таким образом, в данной части  исследования приведен анализ теоретических  положений, разработанных в общей  и прикладной психологии, включая  психологию спорта, что позволило  сформулировать научную гипотезу, определить цель и задачи исследования, а также  разработать конкретный методический подход к программе экспериментальной  части.

Одной из основных проблем  психологии спорта является изучение личности спортсмена и его деятельности, ее психологической структуры и  взаимообусловленности личности и  коллектива, психологии спортивного  коллектива, особенности которых  отражены в наших (Г.М.Аванесян, 1985, 1989, 2002) и многих других исследованиях (И.В.Бекаури, 1988; Ю.А.Коломейцев, 1977; Б.Дж.Кретти, 1978; Т.Орлик, Дж.Партингтон, 1988 Н.А.Худадов, 1977; В.А.Цимбалюк, 1985).

Примечательно, что большинство  спортивных психологов, изучающих поведение  спортсменов, отдают предпочтение взаимосвязанному подходу, согласно которому, ситуация и человек – кодерминанты поведения, то есть его переменные, совместно  обуславливающие поведение человека (M.Anderson, 1995; P.Astrand, 1978; M.Joyner, 1993; R.Weinberg, 1979). Анализируя данную проблему, так же рассматриваются и позитивные аспекты  подхода, основанного на характерных  особенностях личности (R.Cattell, 1971; H.Eyzenk, 1965), а также ситуационный подход, где поведение определяется главным  образом ситуацией или окружающей средой (D.Buss, 1984).

Множество критериев продуктивности и результативности деятельности просмотрены  при оценке как индивидуальной, так  и групповой деятельности, поскольку  в первом случае субъект не изолирован от внешней среды и подвержен  воздействию социальных факторов. И  при этом в психологии используются такие важнейшие характеристики оперативной деятельности как эффективность  и надежность (В.В.Давыдов, 1975; Б.Ф.Ломов, 1977; А.В.Мальчиков, 1979; Р.С.Немов, 1978; В.П.Озеров, 2002).

Проведенный анализ проблемы эффективности деятельности спортсмена, позволил выделить еще один фактор, обуславливающий достижение высоких  спортивных результатов, а именно отбор  спортсменов, который в этой связи  приобретает особую актуальность (М.С.Бриль, 1980; В.Д.Гончаров, 1977; К.М.Гуревич, 1970; Г.Дж.Кретти, 1978; В.А.Чекалов, 1990 др.). Необходимым  компонентом отбора является знание реальной структуры рабочих операций и практических требований, предъявляемых  данным видом деятельности, которое  составляет необходимое предварительное  условие осуществления квалифицированного и эффективного отбора лиц для  ее выполнения (Г.М.Аванесян, 2002; М.С.Бриль, 1969, В.Л.Марищук с соавт., 1984; H.Avanesyan, 1989; D.Gould et al., 1982; D.Jukelson, 1977).

Изучение литературы показало, что исследования подобного плана  определяются современными задачами психологического обеспечения социально-экономических  программ, повышения эффективности  различных видов человеческой деятельности. В исследованиях многих авторов (Л.М.Аболин, 1981; А.А.Бабаян, 1984; С.Д.Бойченко, 1980; М.С.Бриль, 2001; А.Ф.Вендрих, 1974; С.И.Вовк, 2001; Б.А.Вяткин, 1978; С.В.Жданов, 1989; А.О.Костанян, 1988; А.В.Родионов, 1983, 2002; J.Borger, 2000; R.Doctor & D.Feitz, 1982; J.Komaki 1977) подчеркивается значимость психологических механизмов в повышении  работоспособности спортсмена, и, соответственно, результативности соревновательной деятельности; рассматриваются вопросы оптимизации  поведения спортсменов в напряженных  условиях; отмечается необходимость  дальнейших исследований по выявлению  закономерностей психической саморегуляции  деятельности в условиях межличностного и межгруппового взаимодействия; предлагается поиск средств надежной диагностики и формирования психологической готовности к соревнованиям.

В главе 3 рассматриваются  методологические и экспериментальные  предпосылки психологического исследования регуляторных механизмов работоспособности.

В процессе продолжительной  научно-исследовательской и практической деятельности решался один из наиболее важных вопросов, который приходится решать при организации и проведении психологического исследования – вопрос о методиках исследования, о разработке новых и подборе уже известных  методик, соответствующих предмету, объекту, целям и задачам нашей  работы. Однозначно, что всем этим требованиям  отвечает эксперимент, проблему которого разрабатывали много лет в  психологии (В.В.Давыдов, 1978; Б.Ф.Ломов, 1984; В.Д.Небылицин, 1991; Б.М.Теплов, 1961 и  др.). Мы исходили из того, что под  экспериментом понимается такое  исследование, в процессе которого создаются условия, необходимые  для измерения интересующих нас  связей. И как отмечает Л.Хрехен с  соавт. (1973), эксперимент в психологии должен давать объяснительную характеристику, должен объяснять причины, детерминацию поведения человека, а не ограничиваться только установлением факта.

Активный характер экспериментального метода в спортивных науках интерпретируется весьма широко, так как при этом особенно большое значение придается  активности эксперимента, у которого есть реальная возможность моделирования  реальной ситуации (А.Д.Егиазарян 1992; А.Л.Попов, 2000).

Проанализированные положения  явились основополагающим для конструирования  методического блока, используемого  нами для исследования психологических  закономерностей регуляции работоспособности  человека в напряженных условиях спортивной деятельности. Таким образом, методический блок сочетает методы наблюдения, опроса и аппаратурной диагностики  и приборы, моделирующие специфические  условия деятельности спортсмена. Указанный  комплексный методический блок позволяет  изучать интересующие нас явления  во взаимосвязи и взаимообусловленности.

В литературе (В.С.Аванесов, 1978; А.Д.Егиазарян, 1972; О.В.Дашкевич, 1976; П.Т.Ямпольский, 1982 и др.) выявлен  ряд закономерностей и обоснован  методологический подход к исследованию спортивной деятельности и индивидуально-психологических  особенностей личности спортсмена.

Экспериментальное исследование, характеризуемое как многоэтапное, предполагало: педагогические наблюдения (анамнез, интервью и беседы с ведущими спортсменами и тренерами); многопрофильный  анализ материалов и документаций ряда крупных соревнований по выбранному объекту исследования; исследование соревновательной деятельности спортсменов; изучение индивидуально-психологических  особенностей высококвалифицированных  спортсменов; исследование сенсомоторной  деятельности спортсменов и эксперимент, моделирующий соревновательную деятельность в конкретном виде спорта; исследование динамики психических состояний  спортсменов в процессе подготовки, участия в соревнованиях и  лабораторного эксперимента.

В работе мы исходили из положений, используемых при контент-анализе, который является одним из методов  социальных наук и связан с качественно-количественным анализом содержания различного рода явлений (E.M..Иванов, 1987; В.Е.Семенов, 1975, M. Jonowita, 1976; G.A.Theodorson, A.G.Theodorson, 1969). Анализировались  материалы ряда крупных национальных, всесоюзных и международных соревнований (с 1986 по 2003 г.г.), которые можно отнести  к высокоответственному типу деятельности (Ю.М.Портнов с соавт., 1987; Р.М.Тороян, 2001).

Специальный подход к исследованию эффективности соревновательной деятельности, специфичный для спорта, был разработан нами и применен для анализа материалов (протоколов) и документации соревнований (Г.М.Аванесян, 1985).

В процессе эксперимента использовалась следующая батарея психодиагностических методик:

– шкала реактивной и  личностной тревожности Ч.Спилбергера;

– тест экстра-интровертированности и нейротизма Айзенка;

– анамнетический опросник “ЧХТ” исследования черт характера  и темперамента (Б.А.Вяткин);

– шкала самооценок “САН”  – самочувствие, активность, настроение и ее сокращенный вариант “САНУГ”;

– методика изучения мотивации  спортивной деятельности “МСД”. (Е.А.Калинин);

- “Анкета психической  надежности” В.Э.Мильмана;

- 8-и цветовой тест Люшера.

Впервые был применен метод  экспертных оценок, дополненный и  адаптированный нами для исследований личностных особенностей спортсменов, который включал некоторые параметры, изучаемые психодиагностическими  тестами, а также показатели разделения спортсменов по типам, принятым в  конкретном виде спорта.

Нами были использованы психофизиологические методики диагностики психической  напряженности, связанные с оценкой  изменений вегетативных показателей  деятельности нервной системы человека. К ним относятся регистрация  электрокожного сопротивления (ЭКС); регистрация  критической частоты слияния  световых мельканий (КЧСМ) и регистрация  частоты сердечных сокращений (ЧСС), электрокардиограмма (ЭКГ), регистрация  квазистационарного потенциала (КСП), теппинг-тест (ТТ).

Информация, получаемая при  использовании этих методик, дает полное представление о функциональном состоянии нервной системы в  момент психической настройки к  соревновательной борьбе, а также  о психическом и функциональном состоянии спортсмена и его готовности к предстоящей деятельности (М.А.Айрапетян  с соавт., 1989; И.Альмансур, 2003; А.Анастази, 1982; А.А.Арутюнян, 2003; Л.Н.Головноков, 1974; Ю.А.Хачатурян, 1989).

Регистрация показателей  ЭКС, КСП и КЧСМ проводилась в  комплексе с определением частоты  сердечных сокращений (пальпаторно) и опросниками самооценки – “САН”, и реактивной тревожности по Н. Спилбергеру (ШРТ).

В последнее время все  шире начинают проводиться исследования медленных электрических процессов (МЕП) головного мозга человека, одной  из составляющих которых является квазистационарный  потенциал (КСП) коры головного мозга.

Измерения уровня КСП производится монополярно с помощью слабополяризующих  хлорсеребрянных или керамических электродов, подключенных к усилителю  биопотенциалов с высоковольтным входным  сопротивлением.

Информация о работе Психологические особенности работоспособности человека в различных условиях деятельности