Психологические особенности работоспособности человека в различных условиях деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 20:47, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность работы в первую очередь обусловлена тем, что динамические процессы, имеющие место в современной общественной и политической жизни нашей страны, значительные изменения в условиях жизнедеятельности человека, связанные с увеличением числа напряженных ситуаций, предъявляют особые требования к его работоспособности. Проблема работоспособности человека в напряженных условиях деятельности и регуляция адекватности ее проявления представляет значительный интерес для психологической науки. Современная логическая интерпретация на

Вложенные файлы: 1 файл

Тема Психология.docx

— 84.20 Кб (Скачать файл)

Методические подходы  изучения сенсомоторного компонента спортивной деятельности в различных условиях предполагали использование методов  реакциометрии и теппинг-теста, а  также мотивационно-результирующую методику МР-1 (по О.В.Дашкевичу, 1975).

Для организации исследований нами был разработан методический подход и организован многоступенчатый эксперимент, моделирующий условия  соревновательной деятельности фехтовальщика  на двух уровнях: неспецифическом (I уровень) и в условиях специфического реагирования на сигналы неспецифической модальности (II уровень). Второй уровень эксперимента осуществлялся при моделировании  деятельности фехтовальщиков как в  личных, так и командных соревнованиях.

При организации эксперимента мы исходили из схемы, предложенной Ю.Ю.Палайма (1973) в исследованиях на примере  баскетбола, где, с целью создания соревновательной обстановки, использовались специфические упражнения, а для сохранения высокого мотивационного уровня игрокам давалась установка на борьбу за личное первенство и командный результат. Такой подход к экспериментальным исследованиям предоставляет возможность выявления мотивов и измерения их сравнительной силы в процессе деятельности.

Модельные характеристики соревновательной деятельности, обусловленные спецификой того или иного вида спорта, играют важную роль при анализе деятельности человека в экстремальных условиях, выявлении особенностей ее отдельных  элементов и прогнозирования  эффективности (Г.М.Аванесян, 1995; А.В.Родионов, 2002 и др.). Мотивы деятельности выяснились опосредованно, через определенные отношения испытуемых спортсменов  к предложенному заданию и  их готовности выполнять его определенным способом с той или иной эффективностью, то есть через выявление установок  спортсменов к данному характеру  деятельности.

Исходя из поставленной задачи, измерения проводились по следующей  схеме: предварительно в лабораторных условиях, в период оздоровительного сбора (фоновые данные), непосредственно  до и после соревнований.

В экспериментах 1986-1994г.г. года приняли участие фехтовальщики, борцы вольного стиля, греко-римской  борьбы, дзюдо и самбо, а также  боксеры (мастера спорта международного класса, мастера спорта и кандидаты  в мастера спорта). Экспериментальная  работа проводилась также в лабораторных условиях, где моделировались соревновательные условия (всего более 500 человек).

Поставленные перед исследованием  задачи и значительное количество методов  требовало тщательной организации  исследований, которые условно разделены  на шесть этапов, в период с 1985 по 2003гг., для осуществления которых  требовалась разработка комплексного подхода.

Многоступенчатый анализ материалов соревнований по отдельным  видам спорта проводился в период с 1980 по 1996 годы, в процессе изучалась  документация таких крупных соревнований, как Летние Спартакиады народов  СССР и XXII-XXVII Олимпийские игры, а  также первенства Армении и международные  турниры.

При изучении психической  напряженности использовались три  психофизиологических показателя (ЭКС, КЧСМ, ЧСС) и два психодиагностических теста – показатели субъективной оценки “САНУГ” и “ШРТ”. Комплексное  исследование состояния спортсменов  проводилось по следующей схеме: за 20-30 дней до соревнований в отвлеченной  обстановке (фоновые данные); за 7-10 дней до старта; за один день до соревнований; непосредственно перед началом  конкретного соревнования.

В процессе исследования некоторые  методы совершенствовались и использовались в лаконичных комплексах, взаимодополняющих  друг друга, что позволило извлечь  из них максимальное количество объективной  информации о соревновательной деятельности спортсменов и их индивидуально-психологических  особенностях.

На последующих этапах, в период с 1991-2003гг., к исследованиям  привлекались представители различных  видов спорта (гимнастики, бокса, тенниса  и настольного тенниса, баскетбола, велоспорта, атлетики, тяжелой атлетики, плавания и др.) как командно, так  и индивидуально (всего более 3000 человек). Последний этап многолетнего исследования предполагает обобщение  результатов научно-практической работы со сборными и клубными командами  Армении в процессе психологического обеспечения подготовки и участию  в ответственных соревнованиях, которые подробно описаны в главе 6.

В главе 4 приведен технико-экспериментальный  анализ взаимосвязи индивидуально-психологических  особенностей спортсменов с уровнем  подготовленности и спортивной специализации.

Значение отдельных личностных качеств тесно связано со спецификой спортивной деятельности, по-разному  проявляется в различных видах  спорта, на разных уровнях спортивного  совершенствования. В исследованиях  Б.М.Блюминштейна с соавт. (1982) обнаружено, что по сравнению с общими свойствами личности специфические, спортивные, личностные качества обнаруживают более отчетливую тенденцию с ростом спортивного  мастерства. Это связано с тем, что специфические качества в  большей степени детерминируются  условиями и требованиями спортивной деятельности, по сравнению с общими свойствами и, в свою очередь, оказывают  более непосредственное влияние  на соревновательное поведение спортсмена. Предполагается, что выявлению резервов совершенствования физической работоспособности  в значительной степени способствует сопоставление ее показателей с  данными и сведениями, характеризующими индивидуально-психологические специфические  особенности спортсмена, направленность его личности. В связи с этим рассмотрены индивидуально-психологические  характеристики как всей выборки  спортсменов, так и по квалификациям  и специализациям, а также проведен корреляционный и факторный анализ тестируемых показателей в отдельно выделенных группах.

Статистические характеристики индивидуально-психологических особенностей спортсменов позволили охарактеризовать мотивационную сферу спортивно-соревновательной деятельности, специфические личностные свойства, отражающие интегральный показатель психической надежности, компоненты чувствительности к стресс-факторам, включая тревожность, а также  сенсомоторные качества испытуемых. Интерпретация показателей вопросников  производилась соответственно оценочным  шкалам методик.

Интересно то обстоятельство, что в группе борцов-разрядников, при анализе корреляционной матрицы, обнаруженно вдвое больше достоверно значимых взаимосвязей. При этом особое внимание привлекают следующие три  пары показателей: потребность и  достижение цели с мотивами, связанными с потребностью в самосовершенствовании (r=0,766), потребность в преодолении  препятствий с потребностью в  самосовершенствовании (r=0,625) и с  мотивационным показателем избегания  неудачи (r=0,725). В остальных случаях  показатели коррелируемых пар имели  среднюю выраженность (P<0,05) и во многом соответствовали аналогичным  взаимосвязям показателей в предыдущих группах спортсменов, в связи  с чем нет необходимости приводить  подробные корреляционные матрицы.

Выделенная в ходе анализа  выраженная зависимость показателей  мотивационной структуры борцов как в группе мастеров спорта, так  и перворазрядников обусловлена, в  первую очередь, тем фактом, что рассмотрен однородный контингент спортсменов. Это, по-видимому, зависело также от тех  особенностей, характерных конкретной группе исследуемых борцов, которые  были выделены при предыдущем анализе  индивидуально-психологических показателей.

Проведенный корреляционный анализ позволил выявить основные компоненты мотивационной структуры и их взаимосвязь, характерные как всей выборке спортсменов, так и спортсменам  различных разрядов. Выделенные, в  данном случае, характерные признаки позволили раскрыть структурные  элементы спортивно-соревновательной мотивации в связи с мотивационно-результирующим компонентом неспецифической деятельности. Это позволило рассмотреть их как относительно самостоятельные  факторы, которые могут служить  основанием для выделения типических групп спортсменов, с последующим  выбором для каждой из них индивидуальных средств психологической подготовки к максимально эффективному выполнению специфической деятельности.

Как отмечают исследователи, экстраинтровертированность, обращенность личности вовне, статистически связана  с характером активности личности, ее направленностью (О.П.Елисеев, 2000). Из всех протестированных нами по методике Айзенка в ходе данного эксперимента спортсменов-мужчин 60% оказались потенциальными экстравертами и 40% – амбровертами. Второй показатель – выраженный нейротизм – среди мужчин-спортсменов ни у кого не обнаружен, средняя выраженность эмоциональной неустойчивости была у 65%, нормостеников выявлено 35%.

Необходимо отметить то обстоятельство, что на данном этапе исследования решались конкретные практические задачи по психологическому обеспечению процесса подготовки спортсменов к ответственным  соревнованиям, в связи с чем  мы ограничились анализом процентной выраженности всех тестируемых показателей. Наше внимание больше акцентировалось  на индивидуальных характеристиках  спортсменов, на основании которых  составлялись рекомендации по коррекции  предсоревновательных и соревновательных установок.

Таким образом, данный этап экспериментального исследования подтвердил его необходимость и адекватность выбора тестируемых показателей  для изучения индивидуально-психологических  особенностей спортсмена. Следовательно, можно заключить: чтобы понять и  прогнозировать поведение спортсмена, необходимо учитывать и характерные  особенности личности, и ее состояние.

При анализе показателей  экспертных оценок выявлено, что спортсменам  высокой квалификации свойственны  следующие, наиболее сильно выраженные, черты характера: настойчивость, самостоятельность, сосредоточенность, организованность, агрессивность, целеустремленность. Это, в свою очередь, дополняет сведения об индивидуально-психологических  особенностях личности спортсменов  в связи с надежностью деятельности в напряженных условиях.

Для дальнейшего выявления  степени взаимосвязи изучаемых  психологических характеристик  спортсменов показатели, были подвергнуты  корреляционному анализу, результаты которого систематизированны в матрицу  интеркорреляции 13-го порядка и иллюстрируются в виде схемы на рисунке 1.

Данное свойство, имеющее  большое значение в различных  видах человеческой деятельности (А.А.Герасимович, 1977; К.М. Гуревич, 1991), в спорте также  является одним из определяющих (А.А.Арутюнян, 2003). При этом наиболее высокие положительные  корреляционные связи обнаружены со следующими параметрами: экстравертированностью (r = 0,29, P<0,01), нижними порогами нервных  процессов (чувства) (r=0,38, P<0,01) – одна из наиболее сильных коррелируемых  пар 10-6 среди всех; подвижностью нервных  процессов (r=0,23, P<0,05) и эмоциональной  лабильностью (реактивностью) (r=0,28, P<0,01). Отрицательная корреляция данного  свойства наблюдается со вторым признаком, а именно реактивной тревожностью (r=0,29, P<0,01).

Статистически значимые корреляционные связи выявлены также между следующими: индивидуально-психологическими особенностями  высококвалифицированных спортсменов: 1-ым – параметр (личностная тревожность); со 2-ым – реактивная тревожность  – r=0,29; между 6-ым (нижние пороги нервных  процессов) и 13-ым (уровнем притязаний) r=0,39 (P<0,001).

 

Примечание: ноль и запятая  перед значением r опущены.

Условные обозначения: 1-личностная тревожность, 2-реактивная тревожность, 3-экстравертированность, 4-нейротизм, 5-сила НП со стороны возбуждения, 6-характеристика НП со стороны торможения, 7-подвижность  НП, 8-подвижность НП, 9-эмоциональная  лабильность, 10-развитие 1-ой сигн.системы, 11-развитие 2-ой сигн.системы, 12-нервозность, 13-уровень притязаний.

Рисунок 1. Схема корреляционных взаимосвязей показателей индивидуально-психологических  особенностей спортсменов.

В центральной части схемы  признаки сконцентрировались вокруг третьего показателя (экстравертированность), взаимосвязанного с 7, 8 и 10 свойствами. Здесь также  выделяется 8-й признак – подвижность  нервных процессов, имеющий четыре статистически значимых взаимосвязи.

Полученная на первом этапе  корреляционная матрица, дополненная  тремя показателями и отражающая взаимосвязь 16 показателей индивидуально-психологических  особенностей спортсменов, была преобразована  в матрицу факторных нагрузок с помощью метода главных компонент  с вращением осей по VARIMAX-критерию. В результате факторизации этих 16 показателей  было выявлено семь значимых факторов, имеющих различный вклад в  суммарную дисперсию.

Выделение факторов и вращение факторных связей производилось  автоматически в соответствии с  заданным алгоритмом обработки.

Основная задача интерпретации  результатов факторного анализа  заключалась в выявлении компонентов  полученных факторов и определении  на основании этого их сущности и  названия. С этой целью анализировался вклад отдельных факторных нагрузок конкретных параметров под тем или  иным фактором.

Первый фактор характеризует  внешнюю направленность личности был  назван “направленность личности”.

Второй фактор характеризует  развитие второй сигнальной системы, что  и обусловило интерпретацию данного  фактора.

Третий фактор назван “психомоторика”, т.к. в него вошли параметры, обуславливающие  психомоторные функции. 

Четвертый фактор обуславливал эмоциональную устойчивость.

Пятый фактор характеризует  уравновешенность нервных процессов.

Шестой фактор по образованным параметрам был назван “тревожность”.

Седьмой фактор отражает выраженность уровня притязаний спортсменов.

Теоретический анализ по рассмотренной  проблеме и экспериментальное исследование, позволяют заключить, что изучение психологических факторов, лимитирующих проявление физической работоспосоности, особенно в таких видах спорта, как единоборства (вольная и греко-римская  борьба, фехтование, бокс и другие), требует разработки специальных  средств и методов, наиболее приближенных к естественным условиям деятельности спортсмена. Исследование работоспособности  в спорте предусматривает необходимый  учет всех специфических особенностей тренировок и соревнований атлетов, их индивидуальных особенностей. При  этом психология должна рассматривать  все многообразие факторов, от которых  зависит работоспособность, но делать это необходимо в рамках их психологического содержания.

Информация о работе Психологические особенности работоспособности человека в различных условиях деятельности