Психологические особенности работоспособности человека в различных условиях деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 20:47, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность работы в первую очередь обусловлена тем, что динамические процессы, имеющие место в современной общественной и политической жизни нашей страны, значительные изменения в условиях жизнедеятельности человека, связанные с увеличением числа напряженных ситуаций, предъявляют особые требования к его работоспособности. Проблема работоспособности человека в напряженных условиях деятельности и регуляция адекватности ее проявления представляет значительный интерес для психологической науки. Современная логическая интерпретация на

Вложенные файлы: 1 файл

Тема Психология.docx

— 84.20 Кб (Скачать файл)

 Наши исследования  показали, что условия моделирования  соревновательной деятельности  значительно благоприятны и для  внедрения одного из основных  принципов БОС, а именно принципа  подкрепления, который способствует  росту мотивации достижения спортсмена R. Weinberg (1979). В эксперименте с фехтовальщиками  и велосипедистами этому способствовала  манипуляция информацией о показателях  выполнения моделирующих тестов  соответственно на велотренажере  и электромишени. Результат использования  положительного или отрицательного  способа подкрепления конкретно  оценивался в процессе моделирующего  эксперимента по результатам  выполнения специальной двигательной  деятельности.

Этап интегральной подготовки включает участие в официальных  соревнованиях, которые требуют  от каждого спортсмена предельного  проявления комплексного потенциала его  готовности и оказывающее соответствующий  кумулятивный тренировочный эффект.

Задачей следующего этапа  исследования явилось теоретико- экспериментальное  обоснование системы интегральной подготовки спортсменов с учетом динамики психической работоспособности. Под интегральной подготовкой нами подразумевается, принятый в теории и методике спорта, процесс выборки связей между факторами, обуславливающими эффективность спортивных (технико-тактических.) действий, в том числе комплексное воздействие целостной соревновательной деятельности (А.В.Родионов, 2002).

В эксперименте принимали  участие спортсмены, представители  единоборств (фехтовальщики – 24 чел.) и спортивных игр (баскетболисты  – 24 чел.). Спортсмены соответственно были разделены на экспериментальную  и контрольную равные группы по 12 человек.

В экспериментальных группах  занятия проводились по апробированной методике, которая предусматривала  систему тренировочных воздействий, содействующих выработке связей между всеми компонентами подготовленности спортсмена по описанным четырем  уровням интегральной подготовки. При  этом объем интегральной подготовки был увеличен до 45% учебного времени  за счет частичного времени, отведенного  на каждую из сторон тренировки для  синтеза их эффектов. Контрольная  группа занималась по общепринятой методике, где на интегральную подготовку приходилось  около 15% учебного времени, и задача решалась главным образом в процессе двусторонних поединков или игр.

Анализ рассматриваемого этапа тестирования показал (Таблица 1), что выполнение предварительной  интенсивной работы, требующей проявления скоростной выносливости в сочетании  с техническим действием (ведение  мяча или иметация атаки с уколом), оказало угнетающее воздействие  на работоспособность бoльшинства  спортсменов (78%) в обеих группах. Если до начала испытаний КСП был  на достаточно высоком уровне от 36,2 до 37,4 мВ, то после заданной нагрузки наблюдалось резкое снижение регистрируемого  показателя (от 18 до 15 мВ). Такой уровень  работоспособности объективно не способствовал  эффективному выполнению технических  действий, т.е. негативно отражался  на моторике спортсменов. Измерения  КСП после выполнения броска или  атакующего укола, соответственно, свидетельствовали  о дальнейшем падении работоспособности  до критических величин (8,2-8,9 мВ). При  этом достоверных межгрупповых различий не было обнаружено при Р<0,05. Заслуживает  внимания и статистически значимые положительные сдвиги (Р<0,05) ведения  мяча у баскетболистов и атакующих  действий у фехтовальщиков в опытных  группах по сравнению с исходными  величинами. Однако достоверных различий между экспериментальными группами не обнаружено (Р<0,05), что позволяет  говорить лишь о наметившейся тенденции  более значительных темпов роста  показателей работоспособности  при выполнении указанных упражнений.

  Таблица 1

Таким образом, можно заключить, что уровень психической работоспособности  значительным образом влияет на эффективность  основных технических действий не зависимо от специфики вида спорта, в данном случае игрового характера или единоборства. Так же можно заключить, что показатели КСП ниже 20 мВ объективно не соответствуют  желаемому уровню психической работоспособности, так как при этом зарегистрировано снижение результативности выполнения тех или иных элеметов соревновательной деятельности. Формирование взаимосвязей между компонентами готовности спортсменов  требуют специального целенаправленного  воздействия с целью создания функциональных систем, адекватных специфике  игровой соревновательной деятельности.

Экспериментальное исследование подтвердило тот факт, что методика контроля и регуляции специфических  нагрузок как в циклических видах  спорта, так и в единоборствах, позволяет максимально индивидуализировать  процесс тренировочных занятий, тем самым способствуя повышению  соревновательного результата спортсмена.

Исходя из вышеизложенного  можно сделать следующее заключение, что выделенные критерии адекватности БОС специфическим характеристикам  конкретного вида спорта, этапу подготовки и индивидуальным особенностям спортсмена позволяют повысить эффективность процесса моделирования соревновательной деятельности и являются эффективным средством профилактики неблагоприятных психических состояний.

В последней 6-ой главе, которая  имеет сугубо прикладную направленность, раскрываются психологические принципы внедрения системы комплексного контроля, регуляции и восстановления работоспособности спортсмена

Всесторонний анализ исследований в области прикладной психологии спорта и обобщение многолетнего опыта нашей работы со спортсменами высокой квалификации (представители 14-и видов спорта национальных сборных  и клубных команд – всего более 1000 высококвалифицированных спортсменов) показали, что при проведении исследований часто наблюдается разрыв между  экспериментальным, теоретическим  и эмпирическим уровнями научного анализа. В связи с этим, возникла необходимость  применения комплексного подхода к  разработке унифицированной системы  психологического контроля в процессе подготовки высококвалифицированных  спортсменов, с целью формирования и поддержания оптимального уровня работоспособности. При этом мы исходили из схемы предложенной Е.А.Калининым (1983), которая предполагает объединениe в единую систему трех, неразрывно связанных аспектов психологического контроля: получение первичных психологических  данных, их теоретическая интерпретация  и практическое применение в целях  управления деятельностью в сложных  ситуациях.

Экспериментально подтвержденные принципы комплексного психологического контроля (КПК) и практика их внедрения  в процесс подготовки спортсменов  к ответственным соревнованиям, предъявляют особые требования к  психологическим методам исследования и воздействия, которые должны быть высокоинформативными, надежными и  оперативными в использовании. При  этом обязателен учет  специфики  вида спорта и объекта контроля, под которым подразумеваются  виды психологической готовности к  деятельности: общая, этапная, текущая  и непосредственная. Стратегия КПК  строится исходя из предварительно составленного  психографического профиля конкретного  вида спорта, характеризующего внешние  и внутренние взаимосвязи, взаимоотношения  и весь спектр общих и специфических  особенностей.

Каждому из этапов обследования был подобран оптимальный комплекс методик (всего 18), состоящий из двух групп: батарея анкетных психодиагностических методик (адаптированный на армянский  язык) и аппаратурных психофизиологических методик.

Для текущего обследования информативными оказались сокращенные  варианты методик ШРТ и САНУГ, а также оперативные методики диагностики психических состояний  спортсменов ЭКС, КЧСМ и теппинг-тест (укомплектованные в портативный  прибор). Так как процедура обследования каждого спортсмена занимает не более 5 минут, данный комплекс, дополненый методом  наблюдения и нотационной записью, подтвердил свою надежность и при  обследовании соревно-вательной деятельности (ОСД). Все это позволяло получать срочную информацию об особенностях текущей и непосредственной психологической  подготовленности спортсменов, проводить  целенаправленные мероприятия по регуляции  их работоспособности, оптимизировать установки на предстоящую деятельность. Современный уровень развития спорта высших достижений требует разработки комплекса мероприятий, направленных на создание научнообоснованной системы  обучения и воспитания спортсменов, совершенствование учебно-тренировочного процесса и непосредственной подготовки к соревнованиям, разработку системы  психологического контроля и управления спортивной деятельностью. Процесс  психологической подготовки высококвалифицированных  спортсменов является системой психолого-педагогических, медико-психологических и других мероприятий, направленных на создание высокого уровня тренированности, повышения психической надежности и готовности к эффективному участию в ответственных соревнованиях.

Позитивные сдвиги показателей  работоспособности и характеристик  общего уровня специальной подготовленности спортсменов были зарегистрированы при КПК в процессе подготовки спортсменов сборных команд в  следующих видах спорта: фехтование (представители четырех видов  оружия), бокс, атлетика (представители  прыжковых видов), гимнастика (мужчины), тяжелая атлетика, вольная и греко-римская  борьба, борьба самбо и теннис. Ниже приводятся среднегрупповые результаты указанных и других видов спорта, в которых количество обследованных  спортсменов превышало 50 человек, а  наблюдения за их соревновательной деятельностью  осуществлялись в течение двух и  более соревновательных сезонов (Рисунок 4). При этом регистрировалась эффективность  соревновательной деятельности и учитывались  экспертные оценки ведущих тренеров и специалистов.

С нашей точки зрения в  современных условиях в этой иерархии должен обязательно присутствовать и экологический фактор, подразумевающий  негативную сторону отбора: все направлено на максимальный результат, нацеленность только на высокие спортивные достижения, игнорирование здоровьем спортсмена, дисбаланс с окружающей средой и  т.п.

Рисунок 4. Сравнительные  данные интегрального показателя психической  надежности спортсменов

Условные обозначения. Нумерация  по видам спорта: 1-фехтование, 2-тяжелая  атлетика, 3-греко-римская борьба, 4-атлетика, 5-теннис, 6-бокс, 7-самбо, 8-вольная борьба, 9-теннис, 10-велоспорт.

 

Многими авторами подтвержден  тот факт (М.С.Бриль, 1980; Н.Б.Стамбулова, 1999 и др.), что задача по определению  всех способностей ребенка к занятиям тем или иным видом не менее  важна, чем научно обоснованная разработка критериев отбора на каждом конкретном этапе спортивной карьеры. Сегодня  необходимость исследования и разработки психологических критериев отбора для конкретного вида спорта доказана, тем более, что показатели только физической одаренности не могут  быть исчерпывающими для определения  спортивной пригодности, особенно в  единоборствах и игровых видах  спорта.

Соответственно психологическое  тестирование, имеющее обязательную прикладную направленность, интегрируется  в общую систему отбора и предполагает применение апробированных и оперативных  методик, батареи которых выбираются по следующим критериям: возрастные и половые особенности спортсменов; этап, задачи и модель отбора; специфика  вида спорта и целый ряд других. Практика показывает, что психологические  аспекты тренировочной и соревновательной деятельности в детско-юношеском  спорте зачастую остаются за пределами  внимания тренера. Однако известно, что  успешное решение задач в учебно-тренировочном  процессе и подготовке юных спортсменов  к соревнованиям невозможно без  планомерного и систематического, психологического обеспечения спортивной деятельности. Так, результаты психологического тестирования, являющегося составной частью комплексного научного обеспечения процесса подготовки высококвалифицированных спортсменов, сопоставляются и анализируются  со всеми показателями остальных  тестирований (педагогическое, медико-биологическое  и др.), на основании которых и  составляются практические рекомендации для максимальной объективизации процесса отбора.

Таким образом, можно заключить, что комплексное исследование психологических  особенностей различных этапов отбора в спорте должно основываться на системном  подходе всестороннего изучения генезиса спортивной деятельности во взаимосвязи с особенностями  динамики развития спортсмена, этапами  спортивной карьеры и всем спектром определяющих факторов.

В разделе 6.2, представлен  наш подход к адаптации методик  регуляции работоспособности в  различные периоды подготовки спортсмена.

Специфика современного спорта высших достижений заключается в  том, что его личная и общественная значимость, повышенная ответственность  атлета за результат делают достижения практически единственной и необходимой  целью соревнования. Известно, что  спортивное соревнование представляет собой стрессорную ситуацию комплексного порядка, которая является причиной смешанного стресса, обусловленного одновременным  действием на организм как эмоциональных, так и физических стрессов. А тренировочную  деятельность, не связанную с выраженными  элементами риска или страха, независимо от присутствия в ней минимума эмоций, можно считать физическим стрессором (Dockor R., Sharkey B., 1971), поскольку  на организм в основном воздействует физическая нагрузка.

 Этапные исследования  показали, что данная экстремальность  возрастает в предсоревновательный  период, где стрессы вызывают  типичный эмоциональный стресс  и состояние тревожности, связанные  с ответственностью предстоящих  соревнований.

Анализ исследований подтверждает тот факт, что надежность спортивной деятельности определяется не исходным уровнем стресса и тревожности, а способностью управления этими  явлениями, путем саморегуляции  психического состояния (Р.Уэйнберг, Д.Глоуд, 1998), что в свою очередь позволяет  поддерживать оптимальный уровень  работоспособности.

При этом серьезное внимание уделяется оптимальному сочетанию  средств внешнего и само- воздействия, т. е. гетеро- и ауторегуляции. Прежде чем приступить к использыванию  тех или иных методик психической  регуляции необходимо своевременно и с максимальной точностью диагностировать  психическую напряженность или  стрессовое состояние спортсмена. На наш взгляд они должны соответствовать  трем иерархическим уровням предложенным Б.А.Вяткиным (1975): мотивы и отношения  личности, психодинамические и нейродинамические  свойства индивидуума, психофизиологическое состояние.

На первом этапе исследования была поставлена задача по определению  оптимального комплекса показателей, оперативно, с наибольшей вероятностью характеризующих динамику психического состояния спортсменов в процессе неспецифических и специфических  нагрузок.

Диагностика проводилась  с помощью сконструированного в  нашей лаборатории (М.А.Кеседжян, Г.М.Аванесян, 1988) и апробированного портативного прибора, позволяющего измерять электрокожное  сопротивление (ЭКС), квазистационарный  потенциал (КСП), критическую частоту  слияния мельканий (КЧСМ) и показатели времени реакции (ВР) спортсмена.

Информация о работе Психологические особенности работоспособности человека в различных условиях деятельности