Психологические особенности работоспособности человека в различных условиях деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 20:47, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность работы в первую очередь обусловлена тем, что динамические процессы, имеющие место в современной общественной и политической жизни нашей страны, значительные изменения в условиях жизнедеятельности человека, связанные с увеличением числа напряженных ситуаций, предъявляют особые требования к его работоспособности. Проблема работоспособности человека в напряженных условиях деятельности и регуляция адекватности ее проявления представляет значительный интерес для психологической науки. Современная логическая интерпретация на

Вложенные файлы: 1 файл

Тема Психология.docx

— 84.20 Кб (Скачать файл)

Практическое значение и  особенность настоящей диссертационной  работы состоит в том, что, являясь  теоретико-экспериментальным с общепсихологической  точки зрения, она вместе с тем  содержит конкретное прикладное содержание как для психологии спорта, так  и для смежных психологических  дисциплин, где постоянно сохраняется  актуальность вопроса регуляции  необходимого уровня работоспособности  и формирования надежности человека в сложных условиях деятельности. По результатам исследования и продолжительной  научно-практической работы предложено целостное решение проблемы структуризации процесса комплексного психологического контроля и обеспечения спортивной деятельности, универсальная модель которого может быть использована и  в других сферах деятельности человека: операторской, военной, водительской, правоохранительной, спасательской  и т.п.

Разработаны базовые критерии моделирования соревновательной деятельности спортсмена с использованием специализированных тренажеров и соревновательных упражнений. Теоретическое обоснование методического  раздела и научно-практическая работа позволили разработать и внедрить в практику учебный курс «Прикладная  психология спорта» для студентов  института физической культуры.

Положения выносимые на защиту

1. Всесторонний анализ сложного и противоречивого вопроса проблемы работоспособности в аспекте ее психологического содержания и регуляции позволил дифференцировать основные направления ее развития и определить концептуальный подход ее исследования. Перспективным для решения указанной проблемы являются теоретико-экспериментальные исследования, базирующиеся на системном и субъективно-деятельностном подходах.

2. Системное определение психологических детерминант работоспособности человека в напряженных условиях деятельности позволяет определить пути повышения эффективности профессиональной деятельности и надежности ее субъекта, где ведущую роль играет вопрос регуляции функционального состояния.

3. Одной из основных задач практической психологии спорта является формирование, поддержание и восстановление работоспособности спортсмена. При этом ведущими являются методы управления специфической деятельностью спортсменов, с учетом психологических и психофизиологических характеристик их работоспособности.

4. Одним из основных механизмов психической регуляции работоспособности является операционально-двигательный компонент деятельности спортсмена в связи с психограммой ее специфических проявлений.

5. Моделирование, основанное на особенностях конкретного вида спорта, является надежным инструментом исследования проявлений психики спортсмена и дополненное критериями биологической обратной связи (БОС), позволяет регулировать функциональное состояние адекватно условиям деятельности.

6. Регуляция и восстановление работоспособности требует научно обоснованного чередования режимов, тренировочных занятий и отдыха, с обязательным учетом их психологического содержания.

7. Задачи и содержание психологической подготовки, которая в современном спорте носит профессиональный характер, определяется комплексом факторов, опосредованных индивидуально-психологическим механизмом саморегуляции, мотивации, установки и взаимоотношений.

Достоверность результатов  исследования заключается в соответствии полученных экспериментальных данных общепринятым научным критериям  валидности и надежности, достигнутая  использованием комплекса апробированных методик и привлечением к изучению достаточно большого количества испытуемых. Все выводы экспериментального раздела исследования основываются на обширном материале и достоверности полученной в ходе доскональной статистической обработки различных пакетов прикладных программ ЭВМ меняющихся поколений от “НАИРИ” и “Искра 226” до РС “Pentium 4”.

Апробация работы. Результаты исследования прошли многолетнюю научную, экспериментальную и практическую апробацию. Разработанный и внедренный в учебный процесс Армянского государственного института физической культуры курс “Прикладная психология спорта” прошел 10-и летнюю апробацию (1993-2004гг.). Разработанная практическая модель “Комплексного психологического контроля”, включающая переведенные на армянский язык психодиагнос-тические методики и модифицированные аппаратурные методики, с 1985 года и по сей день внедрены в процесс подготовки сборных  команд Армении. За научно-технические  разработки получены два “Авторских свидетельства” и “Почетные грамоты” научно-технических конференций. Отдельные  разделы работы были оформлены в  виде учебных курсов для тренеров сборных команд и спортивных школ, учителей общеобразовательных школ и преподавателей вузов(4 акта внедрения).

 Промежуточные результаты  и основные положения работы  были доложены на заседаниях  кафедры психологии и педагогики (1990-2003гг.), научно-исследовательского  центра (1995-2004гг.) и Ученом совете  Арм.Гос. института физической  культуры (2003г.), кафедры психологии  ЕрГУ (2004г.).

Отдельные фрагменты исследования представлены на Республиканских (1983-2004гг.), Всесоюзных (1985-1990гг.) и Международных  конференциях, конгрессах и семинарах (1989-2004гг.) в России, США, Франции, Германии, Польше, Литве, Австрии, Канаде и др.

В течение последних 6-и  лет научные идеи и исследовательские  результаты автора докладывались на семинарах Международного, Европейского и Национальных (НОК Армении, России, Литвы и Польши) олимпийских комитетов  для тренеров и управленцев в  области физической культуры и спорта

В 1988-1996 годах автором  руководилась психологическая служба Французской благотворительной  ассоциации “7 Decembre 88” для населения  пострадавшего от землетрясения, военных  действий, беженцев.

Теоретические положения  и результаы экспериментальных  исследований были развиты и нашли  применение в научной работе  научно-исследовательского центра физкультуры  и спорта. Под руководством соискателя защищены три кандидатские диссертации  и большое количество дипломных  работ студентов Армянского государственного института физической культуры и  ЕрГУ.

Структура работы. Диссертация  изложена на 303 страницах и состоит  из введения, шести глав, выводов, списка литературы и приложений, а также  акты внедрения НИР в практику. В основном тексте представлено 19 рисунков и 12 таблиц. Список литературы включает 424 наименований, из них на армянском 20, на русском 340 и 64 на иностранных языках. По теме диссертации опубликовано 42 работa, из них 16 – на иностранных  языках.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В главе 1  приведен теоретический  анализ общих и частных психологических  аспектов проблемы работоспособности  человека в напряженных условиях деятельности и современного состояния  исследуемой проблемы.

Проблема работоспособности  человека включает в себя множество  вопросов, органически связанных  со всеми сферами и областями  деятельности. В психологической  науке существует постоянный интерес  и целый ряд подходов к определению  понятия работоспособности (Г.С.Абрамова, 1999; И.П.Волков, 1978; В.П.Зотов, 1990; Е.П.Ильин, 1980; А.Л.Попов, 1985; В.И.Рождественская, 1980 и др.), где в целом она рассматривается  как свойство человека, отражающее его способность выполнять определенную работу, и как нечто тождественное  функциональному состоянию организма, как способность обеспечивать определенный заданный уровень деятельности, ее эффективности, и как определенные возможности организма. При этом категория работоспособности человека определяется комплексом его профессиональных, физиологических и психологических факторов, а именно, функциональным состоянием организма и величиной его резервных возможностей, т.е. характером и степенью выраженности потребностей, установок и мотивов деятельности.

Наиболее широкое распространение  к настоящему времени получила характеристика работоспособности как сложного и многофакторного явления, зависящего от силы мотивов, побуждающих человека к деятельности, и от условий труда  и состояния здоровья, а так  же от настроения и эмоционального состояния человека в период выполнения работы. Однако, как отмечают авторы (Н.В.Голубеева, Л.Б.Ермолаева-Томина, 1969; Б.Ф.Ломов, 1984; А.Л.Попов, 2000; В.И.Рождественская, 1980,1986), работоспособность, будучи интегральным свойством, предполагает выявление  общих закономерностей, протекающих  на самых различных уровнях: на социальном, психологическом, физиологическом, клеточном  и др. Одним из существенных условий, определяющих работоспособность человека, является уровень функционального  состояния его нервной системы, и, как отмечает В.И.Рождественская (1980), работоспособность повышается при оптимальном для конкретных условий функционированием нервных  структур и снижается при более  менее значительных отклонениях  от этого уровня. Такие отклонения проявляются в характере и  развитии у человека соответствующих  психических состояний.

В психическом аспекте  работоспособность спортсмена проявляется  в способности к психофизиологическому  действию (П.А.Жоров, 1982), в изменении  его психологических функций  в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. Для сохранения работоспособности  спортсменов в любых условиях и режимах деятельности (в зависимости  от вида спорта и конкретных условий  деятельности) должен поддерживаться оптимальный, с психологической  точки зрения, режим работы и отдыха, который во многом зависит от предела  работоспособности. А.В.Родионов (1986) подчеркивает, что предел работоспособности –  величина переменная, обусловленная  многими показателями: тип нервной  системы, индивидуально-психологические  особенности личности спортсмена, мотивация, установки, чередование психических  и физических нагрузок, условия тренировки и соревнований и т.д.

Определение понятия работоспособности  в спорте разноречивы и дать ее исчерпывающую характеристику чрезвычайно  трудно, так как виды работы очень  различны: работа стайера, гимнаста, борца, футболиста и др. (И.П.Ратов, В.Д.Кряжев, 1986). В зависимости от специфики  вида спорта проявляется преимущественно  либо физическая, либо психическая  работоспособность, которые взаимосвязаны  и представляют разные стороны одного процесса. Последняя характеризуется  поддержанием на необходимом для  данной деятельности уровне эмоциональной  устойчивости, когнитивных и психических  процессов и т.д.

Работоспособность спортсмена непосредственно связана с его  надежностью, под которой подразумевается  способность к устойчивому сохранению (или повышению) высоких спортивных результатов в соревнованиях  и в условиях подготовки к ним (В.Э.Мильман, 1974). Следовательно, изучение надежности спортсмена как одного из факторов, обуславливающего проявление работоспособности в трудных  условиях соревнований, позволит прогнозировать его поведение и результат  в этих условиях, разрабатывать индивидуальные методы улучшения безотказной соревновательной деятельности.

Современный характер спортивного  движения, постоянно обостряющаяся  конкуренция, близость соревновательных и тренировочных нагрузок психофизиологическому  пределу человеческих возможностей, напряженность условий деятельности требуют максимальной личностной мобилизации и постоянную активацию регуляторных механизмов работоспособности спортсмена. Перечисленное выдвигает психологию в разряд дисциплин, способных внести значительный вклад в процесс совершенствования подготовки высококвалифицированных спортсменов и изучения широкого спектра факторов, лимитирующих проявление работоспособности в экстремальных ситуациях тренировочной и соревновательной деятельности.

Важным аспектом проблемы оптимизации адекватного уровня работоспособности спортсмена является психическая саморегуляция деятельности, которая раскрывается при анализе  психологических закономерностей  развертывания активности субъекта в сложных обстоятельствах, предъявляющих  особые требования к мотивационно-потребностной, эмоциональной, интеллектуальной и  двигательной сферам человека. Как  указывают многие авторы (М.В.Бодунов, 1977; В.В.Давыдов, 1975; О.А.Конопкин, 1980; Т.А. Немчин, 1983; Л.Н.Серова, 1975 и др.), разработка данного аспекта позволит определить конструктивные способы организации  поведения, доминирующие в неблагоприятных  для индивида условиях, т.е. раскрыть механизмы функционирования психических  процессов, присутствующих не только в  спортивной деятельности.

Теоретические изыскания  показывают, что наиболее полно проблема саморегуляции в деятельностном аспекте представлена в структурно-функциональном подходе к анализу психической  саморегуляции произвольной активности, разработанном О.А.Конопкиным (1978, 1980) и его последователями (Л.Г.Дикая, 2002). Саморегуляция произвольной активности человека понимается ими как системно организованный психический процесс  по инициации, построению и управлению всеми видами и формами внешней  и внутренний активности, которые  направлены на достижение принимаемых  субъектом целей (В.И.Мельников, Л.Т.Ямпольский, 1985). Таким образом, перспективными для решения проблем саморегуляции  являются фундаментальные исследования, реализующие основные принципы системного и субъектно-деятельностного подходов. В концепции функциональной системы  П.К.Анохина (1975) и в модели построения движений Н.А.Бернштейна (1967) показано, как соотносятся высшие регуляторные системы субъекта с более низкими  физиологическими. На разных уровнях  регуляции рассматриваются когнитивные  процессы переработки информации в  работах Ф.Барлоу, Ф.Прошан (1984); Ю.М.Забродина (1983), Е.А.Калинина (1974), Б.Ф.Ломова (1984), Ю.Е.Сосновикова (1975), К.В.Судакова (1981), R.S.Lazarus (1991), W.Morgan (1980) и другие. Субъектный подход дает возможность реализовать в экспериментальных  исследованиях саморегуляции деятельности человека, принципы активности, развития и показать, что именно они и  составляют ядро саморегуляции (К.А.Абульханова-Славская, 1980; А.У.Асмолов, 1979; Б.С.Братусь, 1997; В.А.Васильева, 1989; О.А.Конопкин, 1980; В.П.Озеров, 2002; А.В.Петровский, 1982; В.Н.Пушкин, 1974; В.В.Семикин, 1986; P.Bundzen & L.Unestal 1998; L.Unestal, 1997 и др.).

В настоящее время изучение психической саморегуляции и  различных уровней психического отражения (ощущения и восприятия, представлений  и речемыслительных процессов, психического состояния и эмоций) является одним  из ведущих направлений в исследованиях  надежности человека, деятельность которого проходит в напряженых условиях (оператор, спортсмен, летчик, спасатель и т.п.). В основном психологические вопросы  регуляции и саморегуляции деятельности человека-оператора в плане повышения  его эффективности и надежности последовательно изучаются в  целом ряде работ (М.А.Котик, 1981; А.Б.Леонова, В.И.Медведев, 1981; Б.Ф.Ломов, 1988; В.Л.Марищук, 1983; В.Д.Небылицын, 1991; Т.А.Пантелеев, 1981; В.М.Писаренко, 1986 и др.). В последние  годы, в связи с возрастающим значением  проблемы повышения надежности человека в экстремальных и особых условиях деятельности, существенно возрос интерес  к проблеме саморегуляции функционального  состояния, так как именно в этих условиях роль функциональных состояний  в обеспечении профессиональной деятельности становится ведущей (Г.М.Аванесян, 2004; Р.В.Агузумцян, 2003; В.А.Багина, 2000; В.А.Васильева, 1989; Л.Д.Гиссен, 1990; Е.Н.Гогунов, 2000; З.А.Малоян, 1998; А.Л.Попов, 2000; А.В.Родионов, 2002 и др.).

Информация о работе Психологические особенности работоспособности человека в различных условиях деятельности