Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 20:47, дипломная работа
Актуальность работы в первую очередь обусловлена тем, что динамические процессы, имеющие место в современной общественной и политической жизни нашей страны, значительные изменения в условиях жизнедеятельности человека, связанные с увеличением числа напряженных ситуаций, предъявляют особые требования к его работоспособности. Проблема работоспособности человека в напряженных условиях деятельности и регуляция адекватности ее проявления представляет значительный интерес для психологической науки. Современная логическая интерпретация на
Экспериментальная работа данного раздела исследования позволила получить исходный материал для изучения психологических факторов, лимитирующих проявление работоспособности у представителей различных видов спорта, а также способствовала разработке стратегии дальнейшего анализа механизма ее регуляции и стабилизации в напряженных условиях соревнований. При этом, также была проведена адаптация на армянский язык, в частности анкет исследования мотивации спортивно-соревновательной деятельности и надежности спортсмена, также методика самооценки психического состояния (Г.М.Аванесян, 1987, 1996, 2000).
В 5-ой главе, которая состоит из трех разделов представлен анализ результатов экспериментального исследования психологических факторов, детерминирующих работоспособность спортсмена в напряженных условиях деятельности.
Нами использовались следующие группы методик:
I группа включала
II группа состояла из
аппаратурных методов
Проведенное исследование позволило
выявить статистические характеристики
индивидуально-психологических
Выделенные таким образом
характеристики индивидуально-психологических
особенностей спортсменов относительно
спортивной деятельности в сочетании
с другими параметрами свойств
личности позволили составить
Рисунок 2. Сравнение “психологических
профилей” психической
Условные обозначения: СЭУ
– соревновательно-
Выявленный показатель высокой
личностной тревожности отражает особенности
напряженных условий
Корреляционный анализ позволил
расширить характеристику исследованных
индивидуально-психологических
Выявленные в процессе
исследования взаимосвязи компонентов
мотивации спортивно-
В разделе 5.1. работы была поставлена задача исследовать психическую напряженность в условиях ответственных соревнований.
Как уже отмечалось, на первом
этапе, нервно-психическую
Интересные данные получены при анализе индивидуальных показателей психофизиологических функций в группах борцов, имеющих соответственно высокую и сравнительно низкую результативность соревновательной деятельности. Перед стартом (первый день соревнований) в первой группе борцов отмечался высокий уровень тревожности, т.е. чрезмерная психическая напряженность (X=51,00 балла).
Обратная картина наблюдалась во второй группе: психическая напряженность у них была на уровне умеренности. Однако, средние величины двигательной активности у борцов первой группы превосходят вторую группу. Анализ данных также выявил, что в сдвигах показателей двигательной активности и психического состояния наблюдалась рассогласованность. Объяснение этому является суетливость и особенности нервных процессов спортсменов.
Необходимо отметить, что
как за весь период исследований показатель
электрокожного сопротивления, так
и после соревнований, постепенно
снижается. Эти сдвиги являются следствием
сохранения устойчивости психической
работоспособности и
В заключительной день соревнований (финал) зафиксировано значительное замедление двигательного темпа как до соревнований, так и после соревнований, по сравнению с показателями первого, второго дня исследований. У этих показателей статистическая достоверность различий соответствовала P<0,01. В последующие дни соревнований в первой группе борцов несколько повысилась психическая активность.
Двигательная активность достоверно ухудшается на статистически значимом уровне (P<0,01). Однако, этот факт не помешал отдельным спортсменам достигнуть высоких результатов на соревнованиях.
Для определения одного из
структурных компонентов
Результативность в
Рисунок 3. Структура достоверных взаимосвязей показателей 6-и минутного теста с показателями психического состояния борцов
Проведенное нами обследование
более чем 200 спортсменов (борцов, боксеров,
велосипедистов и фехтовальщиков) показало,
что, наряду с напряженной активацией,
часто отмечается развитие стресса,
особенно в предсоревновательном и
соревновательном периодах: в эти
периоды стрессорное
Подводя итоги данного раздела исследования, можно сделать следующие выводы:
Психическая надежность спортсменов
относительно спортивной деятельности,
имея среднюю выраженность, характеризировалась
следующими показателями: умеренной
эмоциональной устойчивостью и
спортивной саморегуляцией; средней
соревновательной мотивацией, высокой
стабильностью и
Чувствительность спортсменов к стрессогенным условиям деятельности была обусловлена высокой личностной тревожностью и восприимчивостью к стресс-факторам внутренней и внешней неопределенности, а также устойчивостью к стрессовым факторам внутренней и внешней значимости.
Мотивация спортивно-соревновательной деятельности спортсменов умеренной выраженности имеет следующие составляющие: высокие показатели потребности в самосовершенствовании, общении и контактах; средние показатели потребности в достижении цели, борьбе с препятствиями и приобретении (материальных поощрений).
Выделенные показатели специфических
свойств личности, спортивной мотивации,
тревожности, а так же сенсомоторики
позволяют составить
В разделе 5.2 рассмотрены
психологические критерии моделирования
специфических условий
На данном этапе нами была
поставлена цель разработать универсальную
методику применения принципов БОС
в эксперименте, моделирующем соревновательную
деятельность спортсмена, для выбора
адекватных критериев формирования
состояния психической
Организация экспериментов
предполагала использование внедренных
в учебно-тренировочный
В последующем была разработана
методика компьютерной регистрации
показателей диагностических
В задачи данного раздела не входит подробное описание отдельных диагностических комплексов и методик, валидность и надежность которых подтверждена многими исследованиями, в том числе и нашими (Г.М. Аванесян, 2001). Кроме аппаратурных методик на разных этапах иссле-дования применялась батарея психодиагностических тестов, и, соответственно, экспертный опрос, результатам которого мы придаем особое значение при организации моделирующего эксперимента. В частности, нами будут рассмотрены исходящие из результатов экспериментальной работы с элитарными спортсменами принципы моделирования с обязательной БОС, как универсального средства ментальной тренировки спортсмена.
В данном разделе приводятся обобщение результатов, практические выводы и рекoмендации, исходящие из обширного экспериментального материала, позволяющего рационально организовывать прикладные исследования и психолого-педагогическую работу со спортсменами при моделировании соревновательной деятельности в спорте высоких достижений.
Для внедрения принципов БОС, при составлении программы моделирования, мы исходим из схемы предложенной Е.П. Ильиным (1983), где подразумевается, что текущая спортивная деятельность, зачастую, не дает срочной, представленной в оптимальной форме внешней зрительной информации. Опыт показывает, что на тренировках, и особенно в процессах соревнования, команды тренера типа ” сильнее”, “слабее”, ‘’соберись’’, ‘’мобилизуйся’’, ‘’ будь внимательнее’’ и т.п. не приносят ощутимого результата. Этот факт обусловлен тем обстоятельством, что спортсмен не натренирован переключаться и снова концетрировать внимание на основной деятельности. Как показывает наше исследование, в моделируемых условиях при наличии БОС создаются благоприятные предпосылки для управления процессом формирования большинства навыков. Данные признаки самоконтроля и саморегуляции приобретают действенный характер после десяти-двенадцати моделирующих тренировок в циклических видах спорта и четырнадцати-шестнадцати – в единоборствах. Эффективность усвоения навыка саморегуляции, которая оценивалась по диагностируемым психофизиологическим показателям и результатам самооценки спортсменов, особенно повысилась при комплексной передаче информации: цифровой, словесной, а также графической, отображенной на мониторе компьютера.