Второй блок методик включал: 
8-и цветовой тест Люшера, сокращенные 
варианты шкалы реактивной тревожности 
(Спилбергер-Ханин) и теста “САНУГ”, 
которые позволяют выявить субъективные 
реакции спортсмена на физические и 
психические стрессоры. Так как 
указанные группы методик применялись 
до и после неспецифических (велоэргомертическая) 
и специфических (тренажеры по видам 
спорта) нагрузок, результаты деятельности 
оценивались (третий блок) по результатом 
физических тестов. Экспериментальные 
исследования осуществлялись в процессе 
многолетнего научно-методического 
обеспечения сборных команд Армении 
по фехтованию, боксу, велоспорту, греко-римской 
и больной борьбе и др. (в течение 
более 10-и лет; в каждой группе n=25-30), 
в процессе которого были сконструированы 
соответствующие видам спорта тренажеры, 
позволяющие моделировать тренировочные 
и соревновательные нагрузки (Г.М. Аванесян, 
2000).
Анализ результатов эксперимента 
проведенного на группе единоборцев 
позволил выявить некоторые закономерности 
соответствия выраженности тех или 
иных показателей различных методик. 
Достоверность различий была обнаружена 
в 66,6%. Она выявлена между показателями 
КЧСМ до и после нагрузки (t=2,956 при 
Р<0,01). Между показателями работоспособности 
и вегетативного тонуса t=18,199 (P<0,001), между 
показателями вегетативного тонуса и 
реактивной тревожности теста Люшера 
t=5,075 (P<0,001). а также между показателями 
уровня работоспособности и реактивной 
тревоги t=2,844 (P<001).
Однако, между показателями 
ЭКС и КСП (до и после нагрузок) 
достоверных различий не обнаружено. 
Наряду с достоверными различиями, 
обнаружена тесная корреляционная связь 
между показателями КЧСМ и ЭКС (до 
нагрузки) P<0,01. Это говорит о 
том, что показатели КЧСМ, КСП и 
ЭКС взаимосвязаны и с высокой 
достоверностью и надежностью характеризуют 
состояние вегетативной нервной 
системы спортсмена в каждый конкретный 
момент. Выявлена также достаточно 
четкая положительная связь (P<0,01) 
между показателями КЧСМ (после нагрузки) 
и реактивной тревожности. Под воздействием 
нагрузки с изменением (повышением 
порогов) показателей КЧСМ заметно 
повышается и уровень тревоги. Аналогичная 
связь наблюдается и между 
показателями уровня реактивной тревоги 
и ЭКС.
Все этапы обучения приемам 
саморегуляции контролировались выше 
описанным диагностическим комплексом 
методик. Положительные сдвиги были 
обнаружены по значительному числу 
показателей (64%), которые отражали динамику 
психического состояния спортсмена 
в процессе экспериментального исследования. 
Оптимизация психической 
напряженности спортсмена на основании 
ее определенной динамики и формирование 
соревновательной мотивации в условиях 
моделирующего эксперимента позволяет 
повысить эффективность его деятельности.
Принцип психической саморегуляции 
имеет две целевые установки: 
с одной стороны, создание максимально 
благоприятных психических и 
психовегетативных предпосылок 
для успешного выполнения тренировки 
– соревновательной нагрузки, с 
другой – облегчение перехода к 
отдыху. В результате большого спортивного 
опыта, спортсмены сами находят некоторые 
приемы саморегуляции (“наивная” психорегуляция 
по А.В.Алексееву, 1978). Однако, очевидно, 
что важно использование научно-обоснованных 
и экспериментально проверенных 
тренировочных методов. Сущность психической 
саморегуляции состоит в том, 
что чувства, накапливаемые в 
процессе общения с окружающей средой 
и познания собственного организма, 
человек делает предметом систематической 
тренировки, чтобы воздействовать на 
свое психическое состояние и 
организм в целом (Л.П.Гримак, 1978).
Обобщение теоретического анализа 
и наших экспериментов позволило 
выделить процентное соотношение этапов 
формирования специализированного 
навыка саморегуляции, приведенного на 
рисунке 5.
Психическая саморегуляция 
с помощью психической тренировки 
опирается на принцип функционирования 
организма – постоянную обратную 
связь. Чем более четкое устное определение 
получит содержание воспринятого и 
чем более активно оно будет 
воспроизведено, и чем больше оно 
способствует миру восприятий и представлений 
спортсмена, тем точнее оно будет 
преобразовано в самоуправление. 
В этих целях в различные периоды 
мы внедряли в процесс подготовки 
спортсменов: аутогенную тренировку, музыкальное 
воздействие, психомышечную тренировку, 
идеомоторную тренировку и т.д. Для 
этих целей в НИ центре Арм.ГИФК была 
сконструирована специально оборудованная 
комната психорегуляции.
Большой статистический материал 
позволил выделить по крайней мере 
3 уровня проявления психического состояния 
тревожности: когнитивный (или психический), 
физиолого-соматический и поведенческий. 
Признаки первого уровня: 
чувство замешательства, частая смена 
настроения, внезапная депрессия, амнезия 
(частичная смена настроения, забывание 
деталей), неспособность к концентрации 
и принятию решения, капризность 
и повышенная возбудимость. 
Признаки второго уровня: 
повышенное сердцебиение, холодный пот, 
дрожание и подрагивание мышц, “ватные 
ноги”, покраснение лица, повышенность 
артериального давления, изменение 
голоса, учащение дыхания, возможны тошнота 
и рвота, слезливость и т.п.
Признаки третьего уровня: 
заторможенность, скованность движений 
или несвойственная суетливость, изменение 
привычного ритма и темпа движений, 
дискоординация, деавтоматизация навыков, 
внезапное появление старых ошибок 
движения.
Далее, по результатам опросника, 
который был предложен тренерам 
для анализа имеющихся симптомов 
повышенной тревожности у его 
подопечных, была составлена психограмма 
наиболее выраженных признаков. Когнитивный 
и оперативный анализ результатов 
опроса позволил нам, тренеру и самому 
спортсмену разобраться в сложной 
гамме чувств и переживаний, сопровождающих 
предсоревновательную и соревновательную 
деятельность и проконтролировать 
свое состояние.
Таким образом, мы пришли к 
необходимости разработки специальной 
методики психорегуляции, направленной 
на повышение работоспособности 
спортсмена в напряженных условиях 
деятельности.
Эффективность физической работоспособности 
во многом зависит от того состояния, 
в котором спортсмен находится 
при выполнении тех или иных нагрузок, 
и от того, насколько он может 
контролировать, регулировать свое психическое 
состояние, однако, известно, что необходимое 
состояние не образуется само по себе, 
его нужно формировать путем 
саморегуляции во время тренировок 
и соревнований.
Теоретический анализ специальной 
литературы и экспериментальное 
исследование позволили сделать 
определенные выводы и указали на 
необходимость разработки методики 
обучениям приемам (ментальной тренировки) 
для спортсменов. Методика предполагает 
в течение 30-35 дней освоение приемов 
идеомоторной тренировки и саморегуляции. 
В конце третьего этапа спортсмены 
приобретают независимость от психолога, 
и самостоятельно применяют приемы 
саморегуляции. Первый этап включает 40-45 
формул на усвоение общих приемов 
психорегуляции в течение 15 дней. На 
втором этапе, длящемся 5-7 дней, спортсмены 
при помощи 20-22 формул приобретают 
навыки ПР спортивного профиля; тем 
самым формируется нужное состояние, 
при котором можно будет преодолеть 
психологические нагрузки, встречающиеся 
на тренировках и соревнованиях. 
3-й этап обучения направлен на формирование 
специальных чувств и настроений 
для преодоления трудностей соревновательной 
борьбы (продолжительность составляет 
3-5 дней).
На основании этой методики, 
в частности на базе 3-го этапа 
обучения, нами была разработана программа 
по формированию и самоконтролю специфических 
ощущений, чувств и образов для 
различных видов спорта.
В данном разделе работы 
мы специально ограничились предложенным 
кругом рассматриваемых вопросов. В 
частности, не рассматривались способы 
и приемы регуляции психического 
состояния через поведенческий 
компонент, а также приемы концентрации 
через мысленное воспроизведение 
двигательных актов. Эти вопросы 
являются предметом отдельного рассмотрения 
и могут явиться самостоятельным 
исследованием. Предложенные приемы и 
способы психической саморегуляции 
состояния создают позитивные предпосылки 
для творческой работы психолога, спортсмена 
и тренера в поисках скрытых 
резервов повышения работоспособности 
и совершенствования спортивного 
мастерства для достижения стабильных 
соревновательных результатов. 
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
1. Многолетняя научно-экспериментальная 
и практическая работа позволила 
конкретизировать и развить общепсихологические 
подходы и теоретические положения, 
сформулировать методологические 
доктрины, проверить выдвинутую 
гипотезу, разработать конкретные методы 
и исследовательские методики, модифицировать 
и внедрить их в практику подготовки спортсменов 
высокой квалификации (Комплексный психологический 
контроль – КПК) и в специализированный 
учебный курс для студентов – спортсменов 
института физической культуры (Учебный 
предмет “Прикладная психология спорта”). 
2. Разработан методический 
подход многоуровневого и содержательного 
анализа регуляторного механизма 
работоспособности человека в 
процессе сложной двигательной 
деятельности (на модели спортивной), 
основанный на понятийном аппарате 
психологических исследований саморегуляции 
произвольной активности, личностных 
аспектов и индивидуального стиля 
деятельности, регуляции и саморегуляции 
в спортивной и других видах 
деятельности, сопряженных с экстремальными 
ситуациями
3. Всесторонний теоретический 
анализ и результаты многоэтапного 
экспериментального исследования 
позволяют констатировать, что изучение 
психологических закономерностей 
регуля-торных механизмов работоспособности 
в таких видах спорта, как единоборства, 
циклические и игровые, предполагает 
разработки специальных средств 
и методов психодиагностики, наиболее 
соответствующих специфическим 
условиям естественной деятельности 
спортсмена (индивидуальная и групповая-командная 
деятельность, непосредственное и 
опосредованное противоборство, длительность 
и монотония, цикличность и 
ацикличность движений и др.). 
4. Установлено, что психологическое 
исследование работоспособности 
в спорте предусматривает необходимый 
учет всех специфических особенностей 
двигательной деятельности, проявления 
психических процессов, индивидуальных 
свойств личности и динамики  
психического состояния спортсмена. 
Выявлено, что при этом необходимо 
рассматривать все многообразие 
и иерархическую зависимость 
педагогических, физиологических, биомеханических, 
экологических и социологических 
факторов, раскрывая их психологическое 
содержание, от которого существенно 
зависит формирование и проявление 
работоспособности человека.
5. Эффективность процесса 
моделирования напряженных условий 
соревновательной деятельности 
обусловлена внедрением принципов 
биологически обратной связи 
с учетом специфики конкретного 
вида спорта и этапа подготовки 
спортсмена. Разработанная и апробированная 
схема моделирующего эксперимента 
доказала исследовательскую и 
прикладную универсальность как 
при совершенствовании и коррекции 
двигательных навыков спортсмена, 
так и при психорегуляции адекватного 
уровня эмоционального возбуждения. 
В то же время моделирующие 
тренировки, повышая надежность 
спортсмена, а конкретнее, его способность 
к сохранению оптимальных психофизических 
параметров в экстремальных условиях 
эксперимента в целом, положительно 
отражаются на работоспособности 
спортсмена в процессе специфической 
соревнователной деятельности. 
6. Комплексный подход 
моделирования условий спортивного 
соперничества создает благоприятные 
предпосылки для управления процессом 
формирования большинства специализированных 
технических и тактических навыков. 
По психологическим и психофизиологическим 
параметрам самоконтроль и саморегуляция 
приобретают действенный характер 
после десяти-двенадцати моделирующих 
тренировок в циклических видах 
спорта, а в спортивных единоборствах 
– после четырнадцати-шестнадцати. 
Эффективность усвоения навыка 
саморе-гуляции, которая оценивалась 
по диагностируемым психофизиоло-гическим 
показателям и результатам самооценки 
спортсменов, особенно повысилась 
при комплексной передаче срочной 
информации. 
7. Экспериментально установлено, 
что нельзя программировать режимы 
тренировки и отдыха без учета 
уровня психической работоспособности 
спортсмена и объективной потребности 
организма в отдыхе в отдельные 
периоды его спортивной деятельности. 
Научно обоснованный учет психофизиологических 
возможностей спортсмена должен 
предусматривать разработку контролируемого 
порядка чередования объема тренировочных 
нагрузок и отдыха, их длительность, которые 
обеспечивали бы наибольшую работоспособность 
и эффективность соревновательной деятельности.
8. Подготовка высококвалифицированных 
спортсменов, основанная на учете 
его индивидуально-психологических 
особенностей и субъективно-психологической 
симптоматике поведения в напряженных 
условиях, позволяет сформировать 
необходимый психологический настрой 
на выполнение сложной двигательной 
деятельности, тем самым формируя 
способность сохранения высокой 
работоспособности адекватной как 
физическим, так и психическим 
нагрузкам. Регламентированно-последовательный 
и основанный на специальных 
образах механизм формирования 
оптимального психического состояния 
позволяет спортсмену самостоятельно 
удерживать и сохранять соответствующую 
работоспособность при конкретном 
задании и на протяжении всей 
специфической деятельности.
9. Теоретически обоснованное 
исследование, подтвержденное экспериментальными 
и практическими фактами на 
модели спорта, релятивных предметному 
содержанию деятельности психологических 
факторов, открывает перспективу 
целенаправленного формирования 
профессионально значимых качеств 
и свойств личности, связанных 
с проявлением адекватной работоспособности, 
ответственности в процессе деятельности, 
с реализацией активной жизненной 
позиции в напряженных условиях 
деятельности.