Второй блок методик включал:
8-и цветовой тест Люшера, сокращенные
варианты шкалы реактивной тревожности
(Спилбергер-Ханин) и теста “САНУГ”,
которые позволяют выявить субъективные
реакции спортсмена на физические и
психические стрессоры. Так как
указанные группы методик применялись
до и после неспецифических (велоэргомертическая)
и специфических (тренажеры по видам
спорта) нагрузок, результаты деятельности
оценивались (третий блок) по результатом
физических тестов. Экспериментальные
исследования осуществлялись в процессе
многолетнего научно-методического
обеспечения сборных команд Армении
по фехтованию, боксу, велоспорту, греко-римской
и больной борьбе и др. (в течение
более 10-и лет; в каждой группе n=25-30),
в процессе которого были сконструированы
соответствующие видам спорта тренажеры,
позволяющие моделировать тренировочные
и соревновательные нагрузки (Г.М. Аванесян,
2000).
Анализ результатов эксперимента
проведенного на группе единоборцев
позволил выявить некоторые закономерности
соответствия выраженности тех или
иных показателей различных методик.
Достоверность различий была обнаружена
в 66,6%. Она выявлена между показателями
КЧСМ до и после нагрузки (t=2,956 при
Р<0,01). Между показателями работоспособности
и вегетативного тонуса t=18,199 (P<0,001), между
показателями вегетативного тонуса и
реактивной тревожности теста Люшера
t=5,075 (P<0,001). а также между показателями
уровня работоспособности и реактивной
тревоги t=2,844 (P<001).
Однако, между показателями
ЭКС и КСП (до и после нагрузок)
достоверных различий не обнаружено.
Наряду с достоверными различиями,
обнаружена тесная корреляционная связь
между показателями КЧСМ и ЭКС (до
нагрузки) P<0,01. Это говорит о
том, что показатели КЧСМ, КСП и
ЭКС взаимосвязаны и с высокой
достоверностью и надежностью характеризуют
состояние вегетативной нервной
системы спортсмена в каждый конкретный
момент. Выявлена также достаточно
четкая положительная связь (P<0,01)
между показателями КЧСМ (после нагрузки)
и реактивной тревожности. Под воздействием
нагрузки с изменением (повышением
порогов) показателей КЧСМ заметно
повышается и уровень тревоги. Аналогичная
связь наблюдается и между
показателями уровня реактивной тревоги
и ЭКС.
Все этапы обучения приемам
саморегуляции контролировались выше
описанным диагностическим комплексом
методик. Положительные сдвиги были
обнаружены по значительному числу
показателей (64%), которые отражали динамику
психического состояния спортсмена
в процессе экспериментального исследования.
Оптимизация психической
напряженности спортсмена на основании
ее определенной динамики и формирование
соревновательной мотивации в условиях
моделирующего эксперимента позволяет
повысить эффективность его деятельности.
Принцип психической саморегуляции
имеет две целевые установки:
с одной стороны, создание максимально
благоприятных психических и
психовегетативных предпосылок
для успешного выполнения тренировки
– соревновательной нагрузки, с
другой – облегчение перехода к
отдыху. В результате большого спортивного
опыта, спортсмены сами находят некоторые
приемы саморегуляции (“наивная” психорегуляция
по А.В.Алексееву, 1978). Однако, очевидно,
что важно использование научно-обоснованных
и экспериментально проверенных
тренировочных методов. Сущность психической
саморегуляции состоит в том,
что чувства, накапливаемые в
процессе общения с окружающей средой
и познания собственного организма,
человек делает предметом систематической
тренировки, чтобы воздействовать на
свое психическое состояние и
организм в целом (Л.П.Гримак, 1978).
Обобщение теоретического анализа
и наших экспериментов позволило
выделить процентное соотношение этапов
формирования специализированного
навыка саморегуляции, приведенного на
рисунке 5.
Психическая саморегуляция
с помощью психической тренировки
опирается на принцип функционирования
организма – постоянную обратную
связь. Чем более четкое устное определение
получит содержание воспринятого и
чем более активно оно будет
воспроизведено, и чем больше оно
способствует миру восприятий и представлений
спортсмена, тем точнее оно будет
преобразовано в самоуправление.
В этих целях в различные периоды
мы внедряли в процесс подготовки
спортсменов: аутогенную тренировку, музыкальное
воздействие, психомышечную тренировку,
идеомоторную тренировку и т.д. Для
этих целей в НИ центре Арм.ГИФК была
сконструирована специально оборудованная
комната психорегуляции.
Большой статистический материал
позволил выделить по крайней мере
3 уровня проявления психического состояния
тревожности: когнитивный (или психический),
физиолого-соматический и поведенческий.
Признаки первого уровня:
чувство замешательства, частая смена
настроения, внезапная депрессия, амнезия
(частичная смена настроения, забывание
деталей), неспособность к концентрации
и принятию решения, капризность
и повышенная возбудимость.
Признаки второго уровня:
повышенное сердцебиение, холодный пот,
дрожание и подрагивание мышц, “ватные
ноги”, покраснение лица, повышенность
артериального давления, изменение
голоса, учащение дыхания, возможны тошнота
и рвота, слезливость и т.п.
Признаки третьего уровня:
заторможенность, скованность движений
или несвойственная суетливость, изменение
привычного ритма и темпа движений,
дискоординация, деавтоматизация навыков,
внезапное появление старых ошибок
движения.
Далее, по результатам опросника,
который был предложен тренерам
для анализа имеющихся симптомов
повышенной тревожности у его
подопечных, была составлена психограмма
наиболее выраженных признаков. Когнитивный
и оперативный анализ результатов
опроса позволил нам, тренеру и самому
спортсмену разобраться в сложной
гамме чувств и переживаний, сопровождающих
предсоревновательную и соревновательную
деятельность и проконтролировать
свое состояние.
Таким образом, мы пришли к
необходимости разработки специальной
методики психорегуляции, направленной
на повышение работоспособности
спортсмена в напряженных условиях
деятельности.
Эффективность физической работоспособности
во многом зависит от того состояния,
в котором спортсмен находится
при выполнении тех или иных нагрузок,
и от того, насколько он может
контролировать, регулировать свое психическое
состояние, однако, известно, что необходимое
состояние не образуется само по себе,
его нужно формировать путем
саморегуляции во время тренировок
и соревнований.
Теоретический анализ специальной
литературы и экспериментальное
исследование позволили сделать
определенные выводы и указали на
необходимость разработки методики
обучениям приемам (ментальной тренировки)
для спортсменов. Методика предполагает
в течение 30-35 дней освоение приемов
идеомоторной тренировки и саморегуляции.
В конце третьего этапа спортсмены
приобретают независимость от психолога,
и самостоятельно применяют приемы
саморегуляции. Первый этап включает 40-45
формул на усвоение общих приемов
психорегуляции в течение 15 дней. На
втором этапе, длящемся 5-7 дней, спортсмены
при помощи 20-22 формул приобретают
навыки ПР спортивного профиля; тем
самым формируется нужное состояние,
при котором можно будет преодолеть
психологические нагрузки, встречающиеся
на тренировках и соревнованиях.
3-й этап обучения направлен на формирование
специальных чувств и настроений
для преодоления трудностей соревновательной
борьбы (продолжительность составляет
3-5 дней).
На основании этой методики,
в частности на базе 3-го этапа
обучения, нами была разработана программа
по формированию и самоконтролю специфических
ощущений, чувств и образов для
различных видов спорта.
В данном разделе работы
мы специально ограничились предложенным
кругом рассматриваемых вопросов. В
частности, не рассматривались способы
и приемы регуляции психического
состояния через поведенческий
компонент, а также приемы концентрации
через мысленное воспроизведение
двигательных актов. Эти вопросы
являются предметом отдельного рассмотрения
и могут явиться самостоятельным
исследованием. Предложенные приемы и
способы психической саморегуляции
состояния создают позитивные предпосылки
для творческой работы психолога, спортсмена
и тренера в поисках скрытых
резервов повышения работоспособности
и совершенствования спортивного
мастерства для достижения стабильных
соревновательных результатов.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
1. Многолетняя научно-экспериментальная
и практическая работа позволила
конкретизировать и развить общепсихологические
подходы и теоретические положения,
сформулировать методологические
доктрины, проверить выдвинутую
гипотезу, разработать конкретные методы
и исследовательские методики, модифицировать
и внедрить их в практику подготовки спортсменов
высокой квалификации (Комплексный психологический
контроль – КПК) и в специализированный
учебный курс для студентов – спортсменов
института физической культуры (Учебный
предмет “Прикладная психология спорта”).
2. Разработан методический
подход многоуровневого и содержательного
анализа регуляторного механизма
работоспособности человека в
процессе сложной двигательной
деятельности (на модели спортивной),
основанный на понятийном аппарате
психологических исследований саморегуляции
произвольной активности, личностных
аспектов и индивидуального стиля
деятельности, регуляции и саморегуляции
в спортивной и других видах
деятельности, сопряженных с экстремальными
ситуациями
3. Всесторонний теоретический
анализ и результаты многоэтапного
экспериментального исследования
позволяют констатировать, что изучение
психологических закономерностей
регуля-торных механизмов работоспособности
в таких видах спорта, как единоборства,
циклические и игровые, предполагает
разработки специальных средств
и методов психодиагностики, наиболее
соответствующих специфическим
условиям естественной деятельности
спортсмена (индивидуальная и групповая-командная
деятельность, непосредственное и
опосредованное противоборство, длительность
и монотония, цикличность и
ацикличность движений и др.).
4. Установлено, что психологическое
исследование работоспособности
в спорте предусматривает необходимый
учет всех специфических особенностей
двигательной деятельности, проявления
психических процессов, индивидуальных
свойств личности и динамики
психического состояния спортсмена.
Выявлено, что при этом необходимо
рассматривать все многообразие
и иерархическую зависимость
педагогических, физиологических, биомеханических,
экологических и социологических
факторов, раскрывая их психологическое
содержание, от которого существенно
зависит формирование и проявление
работоспособности человека.
5. Эффективность процесса
моделирования напряженных условий
соревновательной деятельности
обусловлена внедрением принципов
биологически обратной связи
с учетом специфики конкретного
вида спорта и этапа подготовки
спортсмена. Разработанная и апробированная
схема моделирующего эксперимента
доказала исследовательскую и
прикладную универсальность как
при совершенствовании и коррекции
двигательных навыков спортсмена,
так и при психорегуляции адекватного
уровня эмоционального возбуждения.
В то же время моделирующие
тренировки, повышая надежность
спортсмена, а конкретнее, его способность
к сохранению оптимальных психофизических
параметров в экстремальных условиях
эксперимента в целом, положительно
отражаются на работоспособности
спортсмена в процессе специфической
соревнователной деятельности.
6. Комплексный подход
моделирования условий спортивного
соперничества создает благоприятные
предпосылки для управления процессом
формирования большинства специализированных
технических и тактических навыков.
По психологическим и психофизиологическим
параметрам самоконтроль и саморегуляция
приобретают действенный характер
после десяти-двенадцати моделирующих
тренировок в циклических видах
спорта, а в спортивных единоборствах
– после четырнадцати-шестнадцати.
Эффективность усвоения навыка
саморе-гуляции, которая оценивалась
по диагностируемым психофизиоло-гическим
показателям и результатам самооценки
спортсменов, особенно повысилась
при комплексной передаче срочной
информации.
7. Экспериментально установлено,
что нельзя программировать режимы
тренировки и отдыха без учета
уровня психической работоспособности
спортсмена и объективной потребности
организма в отдыхе в отдельные
периоды его спортивной деятельности.
Научно обоснованный учет психофизиологических
возможностей спортсмена должен
предусматривать разработку контролируемого
порядка чередования объема тренировочных
нагрузок и отдыха, их длительность, которые
обеспечивали бы наибольшую работоспособность
и эффективность соревновательной деятельности.
8. Подготовка высококвалифицированных
спортсменов, основанная на учете
его индивидуально-психологических
особенностей и субъективно-психологической
симптоматике поведения в напряженных
условиях, позволяет сформировать
необходимый психологический настрой
на выполнение сложной двигательной
деятельности, тем самым формируя
способность сохранения высокой
работоспособности адекватной как
физическим, так и психическим
нагрузкам. Регламентированно-последовательный
и основанный на специальных
образах механизм формирования
оптимального психического состояния
позволяет спортсмену самостоятельно
удерживать и сохранять соответствующую
работоспособность при конкретном
задании и на протяжении всей
специфической деятельности.
9. Теоретически обоснованное
исследование, подтвержденное экспериментальными
и практическими фактами на
модели спорта, релятивных предметному
содержанию деятельности психологических
факторов, открывает перспективу
целенаправленного формирования
профессионально значимых качеств
и свойств личности, связанных
с проявлением адекватной работоспособности,
ответственности в процессе деятельности,
с реализацией активной жизненной
позиции в напряженных условиях
деятельности.