Психологические особенности работоспособности человека в различных условиях деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 20:47, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность работы в первую очередь обусловлена тем, что динамические процессы, имеющие место в современной общественной и политической жизни нашей страны, значительные изменения в условиях жизнедеятельности человека, связанные с увеличением числа напряженных ситуаций, предъявляют особые требования к его работоспособности. Проблема работоспособности человека в напряженных условиях деятельности и регуляция адекватности ее проявления представляет значительный интерес для психологической науки. Современная логическая интерпретация на

Вложенные файлы: 1 файл

Тема Психология.docx

— 84.20 Кб (Скачать файл)

Второй блок методик включал: 8-и цветовой тест Люшера, сокращенные  варианты шкалы реактивной тревожности (Спилбергер-Ханин) и теста “САНУГ”, которые позволяют выявить субъективные реакции спортсмена на физические и  психические стрессоры. Так как  указанные группы методик применялись  до и после неспецифических (велоэргомертическая) и специфических (тренажеры по видам  спорта) нагрузок, результаты деятельности оценивались (третий блок) по результатом  физических тестов. Экспериментальные  исследования осуществлялись в процессе многолетнего научно-методического  обеспечения сборных команд Армении  по фехтованию, боксу, велоспорту, греко-римской  и больной борьбе и др. (в течение  более 10-и лет; в каждой группе n=25-30), в процессе которого были сконструированы  соответствующие видам спорта тренажеры, позволяющие моделировать тренировочные  и соревновательные нагрузки (Г.М. Аванесян, 2000).

Анализ результатов эксперимента проведенного на группе единоборцев  позволил выявить некоторые закономерности соответствия выраженности тех или  иных показателей различных методик. Достоверность различий была обнаружена в 66,6%. Она выявлена между показателями КЧСМ до и после нагрузки (t=2,956 при  Р<0,01). Между показателями работоспособности и вегетативного тонуса t=18,199 (P<0,001), между показателями вегетативного тонуса и реактивной тревожности теста Люшера t=5,075 (P<0,001). а также между показателями уровня работоспособности и реактивной тревоги t=2,844 (P<001).

Однако, между показателями ЭКС и КСП (до и после нагрузок) достоверных различий не обнаружено. Наряду с достоверными различиями, обнаружена тесная корреляционная связь  между показателями КЧСМ и ЭКС (до нагрузки) P<0,01. Это говорит о  том, что показатели КЧСМ, КСП и  ЭКС взаимосвязаны и с высокой  достоверностью и надежностью характеризуют  состояние вегетативной нервной  системы спортсмена в каждый конкретный момент. Выявлена также достаточно четкая положительная связь (P<0,01) между показателями КЧСМ (после нагрузки) и реактивной тревожности. Под воздействием нагрузки с изменением (повышением порогов) показателей КЧСМ заметно  повышается и уровень тревоги. Аналогичная  связь наблюдается и между  показателями уровня реактивной тревоги  и ЭКС.

Все этапы обучения приемам  саморегуляции контролировались выше описанным диагностическим комплексом методик. Положительные сдвиги были обнаружены по значительному числу  показателей (64%), которые отражали динамику психического состояния спортсмена в процессе экспериментального исследования.

Оптимизация психической  напряженности спортсмена на основании  ее определенной динамики и формирование соревновательной мотивации в условиях моделирующего эксперимента позволяет  повысить эффективность его деятельности.

Принцип психической саморегуляции  имеет две целевые установки: с одной стороны, создание максимально  благоприятных психических и  психовегетативных предпосылок  для успешного выполнения тренировки – соревновательной нагрузки, с  другой – облегчение перехода к  отдыху. В результате большого спортивного  опыта, спортсмены сами находят некоторые  приемы саморегуляции (“наивная” психорегуляция по А.В.Алексееву, 1978). Однако, очевидно, что важно использование научно-обоснованных и экспериментально проверенных  тренировочных методов. Сущность психической  саморегуляции состоит в том, что чувства, накапливаемые в  процессе общения с окружающей средой и познания собственного организма, человек делает предметом систематической  тренировки, чтобы воздействовать на свое психическое состояние и  организм в целом (Л.П.Гримак, 1978).

Обобщение теоретического анализа  и наших экспериментов позволило  выделить процентное соотношение этапов формирования специализированного  навыка саморегуляции, приведенного на рисунке 5.

Психическая саморегуляция  с помощью психической тренировки опирается на принцип функционирования организма – постоянную обратную связь. Чем более четкое устное определение  получит содержание воспринятого и  чем более активно оно будет  воспроизведено, и чем больше оно  способствует миру восприятий и представлений  спортсмена, тем точнее оно будет  преобразовано в самоуправление. В этих целях в различные периоды  мы внедряли в процесс подготовки спортсменов: аутогенную тренировку, музыкальное  воздействие, психомышечную тренировку, идеомоторную тренировку и т.д. Для  этих целей в НИ центре Арм.ГИФК была сконструирована специально оборудованная  комната психорегуляции.

Большой статистический материал позволил выделить по крайней мере 3 уровня проявления психического состояния  тревожности: когнитивный (или психический), физиолого-соматический и поведенческий.

Признаки первого уровня: чувство замешательства, частая смена  настроения, внезапная депрессия, амнезия (частичная смена настроения, забывание  деталей), неспособность к концентрации и принятию решения, капризность  и повышенная возбудимость.

Признаки второго уровня: повышенное сердцебиение, холодный пот, дрожание и подрагивание мышц, “ватные  ноги”, покраснение лица, повышенность артериального давления, изменение  голоса, учащение дыхания, возможны тошнота  и рвота, слезливость и т.п.

Признаки третьего уровня: заторможенность, скованность движений или несвойственная суетливость, изменение  привычного ритма и темпа движений, дискоординация, деавтоматизация навыков, внезапное появление старых ошибок движения.

Далее, по результатам опросника, который был предложен тренерам для анализа имеющихся симптомов  повышенной тревожности у его  подопечных, была составлена психограмма  наиболее выраженных признаков. Когнитивный  и оперативный анализ результатов  опроса позволил нам, тренеру и самому спортсмену разобраться в сложной  гамме чувств и переживаний, сопровождающих предсоревновательную и соревновательную деятельность и проконтролировать  свое состояние.

Таким образом, мы пришли к  необходимости разработки специальной  методики психорегуляции, направленной на повышение работоспособности  спортсмена в напряженных условиях деятельности.

Эффективность физической работоспособности  во многом зависит от того состояния, в котором спортсмен находится  при выполнении тех или иных нагрузок, и от того, насколько он может  контролировать, регулировать свое психическое  состояние, однако, известно, что необходимое  состояние не образуется само по себе, его нужно формировать путем  саморегуляции во время тренировок и соревнований.

Теоретический анализ специальной  литературы и экспериментальное  исследование позволили сделать  определенные выводы и указали на необходимость разработки методики обучениям приемам (ментальной тренировки) для спортсменов. Методика предполагает в течение 30-35 дней освоение приемов  идеомоторной тренировки и саморегуляции. В конце третьего этапа спортсмены приобретают независимость от психолога, и самостоятельно применяют приемы саморегуляции. Первый этап включает 40-45 формул на усвоение общих приемов  психорегуляции в течение 15 дней. На втором этапе, длящемся 5-7 дней, спортсмены при помощи 20-22 формул приобретают  навыки ПР спортивного профиля; тем  самым формируется нужное состояние, при котором можно будет преодолеть психологические нагрузки, встречающиеся  на тренировках и соревнованиях. 3-й этап обучения направлен на формирование специальных чувств и настроений для преодоления трудностей соревновательной борьбы (продолжительность составляет 3-5 дней).

На основании этой методики, в частности на базе 3-го этапа  обучения, нами была разработана программа  по формированию и самоконтролю специфических  ощущений, чувств и образов для  различных видов спорта.

В данном разделе работы мы специально ограничились предложенным кругом рассматриваемых вопросов. В  частности, не рассматривались способы  и приемы регуляции психического состояния через поведенческий  компонент, а также приемы концентрации через мысленное воспроизведение  двигательных актов. Эти вопросы  являются предметом отдельного рассмотрения и могут явиться самостоятельным  исследованием. Предложенные приемы и  способы психической саморегуляции  состояния создают позитивные предпосылки  для творческой работы психолога, спортсмена и тренера в поисках скрытых  резервов повышения работоспособности  и совершенствования спортивного  мастерства для достижения стабильных соревновательных результатов.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

1. Многолетняя научно-экспериментальная  и практическая работа позволила  конкретизировать и развить общепсихологические  подходы и теоретические положения,  сформулировать методологические  доктрины, проверить выдвинутую  гипотезу, разработать конкретные методы и исследовательские методики, модифицировать и внедрить их в практику подготовки спортсменов высокой квалификации (Комплексный психологический контроль – КПК) и в специализированный учебный курс для студентов – спортсменов института физической культуры (Учебный предмет “Прикладная психология спорта”).

2. Разработан методический  подход многоуровневого и содержательного  анализа регуляторного механизма  работоспособности человека в  процессе сложной двигательной  деятельности (на модели спортивной), основанный на понятийном аппарате  психологических исследований саморегуляции  произвольной активности, личностных  аспектов и индивидуального стиля  деятельности, регуляции и саморегуляции  в спортивной и других видах  деятельности, сопряженных с экстремальными  ситуациями

3. Всесторонний теоретический  анализ и результаты многоэтапного  экспериментального исследования  позволяют констатировать, что изучение  психологических закономерностей  регуля-торных механизмов работоспособности  в таких видах спорта, как единоборства, циклические и игровые, предполагает  разработки специальных средств  и методов психодиагностики, наиболее  соответствующих специфическим  условиям естественной деятельности  спортсмена (индивидуальная и групповая-командная  деятельность, непосредственное и  опосредованное противоборство, длительность  и монотония, цикличность и  ацикличность движений и др.).

4. Установлено, что психологическое  исследование работоспособности  в спорте предусматривает необходимый  учет всех специфических особенностей  двигательной деятельности, проявления  психических процессов, индивидуальных  свойств личности и динамики  психического состояния спортсмена. Выявлено, что при этом необходимо  рассматривать все многообразие  и иерархическую зависимость  педагогических, физиологических, биомеханических,  экологических и социологических  факторов, раскрывая их психологическое  содержание, от которого существенно  зависит формирование и проявление  работоспособности человека.

5. Эффективность процесса  моделирования напряженных условий  соревновательной деятельности  обусловлена внедрением принципов  биологически обратной связи  с учетом специфики конкретного  вида спорта и этапа подготовки  спортсмена. Разработанная и апробированная  схема моделирующего эксперимента  доказала исследовательскую и  прикладную универсальность как  при совершенствовании и коррекции  двигательных навыков спортсмена, так и при психорегуляции адекватного  уровня эмоционального возбуждения.  В то же время моделирующие  тренировки, повышая надежность  спортсмена, а конкретнее, его способность  к сохранению оптимальных психофизических  параметров в экстремальных условиях  эксперимента в целом, положительно  отражаются на работоспособности  спортсмена в процессе специфической  соревнователной деятельности.

6. Комплексный подход  моделирования условий спортивного  соперничества создает благоприятные  предпосылки для управления процессом  формирования большинства специализированных  технических и тактических навыков.  По психологическим и психофизиологическим  параметрам самоконтроль и саморегуляция  приобретают действенный характер  после десяти-двенадцати моделирующих  тренировок в циклических видах  спорта, а в спортивных единоборствах  – после четырнадцати-шестнадцати.  Эффективность усвоения навыка  саморе-гуляции, которая оценивалась  по диагностируемым психофизиоло-гическим  показателям и результатам самооценки  спортсменов, особенно повысилась  при комплексной передаче срочной  информации.

7. Экспериментально установлено,  что нельзя программировать режимы  тренировки и отдыха без учета  уровня психической работоспособности  спортсмена и объективной потребности  организма в отдыхе в отдельные  периоды его спортивной деятельности. Научно обоснованный учет психофизиологических  возможностей спортсмена должен  предусматривать разработку контролируемого порядка чередования объема тренировочных нагрузок и отдыха, их длительность, которые обеспечивали бы наибольшую работоспособность и эффективность соревновательной деятельности.

8. Подготовка высококвалифицированных  спортсменов, основанная на учете  его индивидуально-психологических  особенностей и субъективно-психологической  симптоматике поведения в напряженных  условиях, позволяет сформировать  необходимый психологический настрой  на выполнение сложной двигательной  деятельности, тем самым формируя  способность сохранения высокой  работоспособности адекватной как  физическим, так и психическим  нагрузкам. Регламентированно-последовательный  и основанный на специальных  образах механизм формирования  оптимального психического состояния  позволяет спортсмену самостоятельно  удерживать и сохранять соответствующую  работоспособность при конкретном  задании и на протяжении всей  специфической деятельности.

9. Теоретически обоснованное  исследование, подтвержденное экспериментальными  и практическими фактами на  модели спорта, релятивных предметному  содержанию деятельности психологических  факторов, открывает перспективу  целенаправленного формирования  профессионально значимых качеств  и свойств личности, связанных  с проявлением адекватной работоспособности,  ответственности в процессе деятельности, с реализацией активной жизненной  позиции в напряженных условиях  деятельности.

Информация о работе Психологические особенности работоспособности человека в различных условиях деятельности