Психологические поведенческие особенности людей, находящихся в общинах с нетрадиционными верованиями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 04:10, дипломная работа

Краткое описание

Изучение истории деятельности нетрадиционных религий в современной России актуально еще и тем, что религиозная проблематика стала сегодня частью политической проблематики, элементом массовой культуры. Изучение темы нетрадиционной религиозности важно и само по себе, и как фактор внимательного отношения к традиционным религиям и конфессиям, так как общественная реальность сегодняшней жизни должна побудить их искать мирные формы сосуществования. Пока же тема нетрадиционной религиозности – предмет определенной идеологической конфронтации.

Содержание

ВВЕДЕ-НИЕ………………………………………………..…………………………6
1. ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИ-ГИИ………………………………...………………...11
1.1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПСИХОЛОГИИ РЕЛИГИИ…………..11
1.2. СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЕЛИГИИ……………………………16
1.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РЕЛИ-ГИИ……………………...24
2. НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНО-МЕН………………………………………………...30
2.1. НЕТРАДИЦИОННАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, ТИПОЛО-ГИЯ, ПРИЗНАКИ…………………………………………………………………..30
2.2. ПРИЧИНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИЙ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ………………………………………………….47
3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЮДЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ОБЩИНАХ С НЕТРАДИЦИОННЫМИ ВЕРОВАНИЯ-МИ……………….………...53
3.1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВА-НИЯ………………………………….53
3.2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБОСНОВАНИЯ ВЫБО-РА……...53
3.3. ХОД ИССЛЕДОВА-НИЯ……………………………………………….59
3.4. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТА-ТОВ……………………62
3.4.1. Анализ результатов тестовой методики: тест личностных ак-центуа-ций……………………………………………………………………..62
3.4.2. Анализ результатов по опроснику «Мини-мульт»……………………64
3.4.3. Анализ результатов по тесту «Вербальный фрустрационный тест»…………………………………………………………………………..65
3.4.4. Анализ результатов по методике «Составление психологического портре-та»…………………………………………………………………….65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..70
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУ-РЫ…………………………………...73

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом_001.doc

— 608.50 Кб (Скачать файл)


 

Психологические поведенческие особенности людей, находящихся в общинах с нетрадиционными верованиями

 

Содержание

Введение………………………………………………..…………………………6

1. Психология религии………………………………...………………...11

1.1. исторический  аспект психологии религии…………..11

  • 1.2. структурные элементы религии……………………………16

  • 1.3. Психологические факторы религии……………………...24

2. Нетрадиционные религии как  культурно-исторический феномен………………………………………………...30

2.1. Нетрадиционная  религиозность: понятие, типология, признаки…………………………………………………………………..30

2.2. Причины  распространения нетрадиционных  религий в постсоветской России………………………………………………….47

3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ  ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЮДЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ОБЩИНАХ С НЕТРАДИЦИОННЫМИ ВЕРОВАНИЯМИ……………….………...53

3.1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ  ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………….53

3.2. МЕТОДЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБОСНОВАНИЯ ВЫБОРА……...53

3.3. ХОД  ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………….59

3.4. анализ  и интерпретация результатов……………………62

3.4.1. Анализ  результатов тестовой методики: тест личностных акцентуаций……………………………………………………………………..62

3.4.2. Анализ  результатов по опроснику «Мини-мульт»……………………64

3.4.3. Анализ  результатов по тесту «Вербальный  фрустрационный тест»…………………………………………………………………………..65

3.4.4. Анализ  результатов по методике «Составление психологического портрета»…………………………………………………………………….65

заключение……………………………………………………………………..70

Список  используемой литературы…………………………………...73

приложения…………………………………………………………………….76

 

«Нет религии выше истины»

…..

«Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение;

ибо многие придут под  именем Моим, говоря, что это Я;

и это время близко. Не ходите вслед их»

(Лука. 21:8)

 

Введение

Последнее десятилетие 20 века стало для России временем глубокого  переосмысления фундаментальных вопросов общественного бытия. Сложный процесс новых путей дальнейшего развития нашего государства коснулся и проблем духовной жизни народа, его отношения к религии и церкви. Рассматриваемый период характеризуется как отходом от политики государственного атеизма, так и возникновением и распространением на территории страны различных нетрадиционных религий и религиозных движений, большинство из которых не имело аналогов в прошлом. Проблема, связанная с оценкой роли и места в обществе феномена новейшей нетрадиционной религиозности, остается одной из наиболее сложных, малоизученных и дискуссионных в отечественной, философской, религиоведческой, исторической науки.

Изучение истории деятельности нетрадиционных религий в современной  России актуально еще и тем, что  религиозная проблематика стала сегодня частью политической проблематики, элементом массовой культуры. Изучение темы нетрадиционной религиозности важно и само по себе, и как фактор внимательного отношения к традиционным религиям и конфессиям, так как общественная реальность сегодняшней жизни должна побудить их искать мирные формы сосуществования. Пока же тема нетрадиционной религиозности – предмет определенной идеологической конфронтации. После нескольких перестроечных лет, отмеченных эйфорией религиозного пробуждения, вновь возрождается, казалось бы, навсегда изъятый из употребления стереотип «врага народа». Все чаще можно встретить утверждения об угрозе для национальной безопасности, культуры страны, исходящей от всех, нетрадиционных для России религий. Ярлык «плохо» часто наклеивается без каких-либо аргументов, без анализа причин того, что в них находят люди, чем обусловлен такой выбор. Обостряется борьба за молитвенное пространство, возрастает неприязнь и враждебность между различными, даже родственными церквями. Проповедь религиозной исключительности и нетерпимости не способствует прояснению и смягчению и без того напряженной религиозной ситуации. Противники преодоления сложной религиозной ситуации в современной России демократическим путем религиозного плюрализма отстаивают утопию «воссоздания Святой Руси». Речь идет о возрождении православной церковности в тоталитарно-теократической форме. Предлагается провести поголовное «воцерковление» россиян, разработанной в иммиграции профессором А.М. Карташевым [21]. Возрождение практики преследования нетрадиционных религий выливается в опасную политическую игру. Снова, по выражению академика Ю.А. Полякова, переписывается «наше непредсказуемое прошлое» [28]. Тысяча девятьсот девяностые годы в значительной степени были связаны с фактором возникновения новых религий и религиозных движений. Но и Закон РФ «О свободе вероисповеданий» 1990 года и действующий с 1997 года Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях», не смогли разрешить проблему конструктивного правового регулирования на территории России [12]. Актуальность данной темы затрагивается в отечественной литературе известными религиоведами Григорьевой Л.И., Митрохиным Л.Н., Балагушкиным Е.Г. и другими. В 1989 году вышел первый сборник серии «Перестройка: гласность, демократия, социализм, посвященный проблеме свободы совести» [23], в котором нетрадиционные религии рассматриваются с новых позиций: признания реального, а не декларированного права на свободу совести для всех. Историография изучаемого явления только начинает складываться. Это вполне объяснимо, так как нетрадиционная религиозность для России явление довольно новое, и по этой причине не ставшее еще предметом пристального внимания исследователей. Имеющиеся сейчас работы, посвященные нетрадиционным религиям в России, можно разделить на две большие группы: конфессиональные и светские.

Одной из первых дала оценку происходящему Русская Православная Церковь на Архиерейском Соборе, прошедшем  в 1994 году, где объявило нетрадиционные религии, несовместимыми с христианством, определив, что «люди, разделяющие учения этих сект, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви». Вопросы возможности открытого, легального функционирования ряда новых религиозных движений на территории современной России рассматриваются всеми православными авторами как свидетельство духовной неграмотности населения. К позиции Русской Православной Церкви о необходимости непримиримой борьбы с новыми религиозными движениями примыкает и часть представителей государственной власти [45].

В современной России существует и прямо противоположный  негативной конфессиональной оценке нетрадиционных религий подход, который демонстрируют правозащитные общественные организации, особенно те, чье рождение связано с охранением демократических завоеваний права на свободу совести. Они не разделяют тезис о потенциальной опасности, исходящей со стороны новых религиозных движений, и склонны видеть здесь обычное явление современной религиозной жизни [12]. Проблемы новейшей нетрадиционной религиозности все больше привлекают исследователей. Вызывают интерес новые религиозные движения и у психологов, актуальность психологических проблем, связанных с религиозностью, в основном с точки зрения их влияния на психическое здоровье человека.

Подходы к религии современных психологов R. Fuller условно подразделяет на:

а) обесценивающие (Фрейд, Уотсон, Скиннер) – для которых  не существует реальности за пределами контуров физического опыта и рационального подхода;

б) связанные с эстетическим переоцениванием (Эриксон, Кольберг) – которые признают этические и эстетические структуры, недоступные чувственному опыту;

в) космические (Юнг, Роджерс, Маслоу) – для которых высшие стадии человеческого развития обусловлены  энергиями, находящимися за психологическими пределами [31].

Существуют два основных подхода, на которые стремится ответить психология религии: теологический подход заключается в том, что религиозные переживания – это переживания особого предмета, которые не сводятся к человеческим эмоциям. Научная психология может заниматься тем, что составляет содержание психической жизни «имеющих религию людей». Другой подход состоит в том, что психология изучает не связь с Богом, а веру человека в сверхъестественные силы [19]. В психологии религии реализуются как общепсихологический, так и социально-психологический подходы к изучению религии. Психология религии исследует психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений индивидуальной, групповой и общественной психологии (потребностей, чувств, настроений, традиций и т.п.), содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе и влияние на внерелигиозные сферы жизнедеятельности индивида, групп, общества. Психологическую теорию религии образуют следующие компоненты: учение о психологических основах религии; совокупность положений, выявляющих специфику религиозно-психологических явлений (свойств, процессов, состояний), присущих личности и группе; раскрытие многообразия религиозно-психологического опыта; анализ психологических аспектов религиозной деятельности и  отношений – культа религиозной проповеди, обучения, воспитания, общения верующих и т.д.; методика психологических исследований религиозности. Процессы, состояния, личностные свойства анализируются в связи с принадлежностью индивидов к определенным общественным системам, классам, слоям этносам, группам, общинам. В психологии религии используются такие методы исследования, как метод объективного наблюдения, анализ биографий, проективные тесты, личностные опросники, метод семантического дифференциала, методы исследования установок и диспозиций личности, социометрия, интроспекция и другие. Для понимания и объяснения религиозных явлений привлекаются различные психологические теории – бихевиоризм, гештальтпсихология, интеракционизм, теория поля, психоанализ, когнитивизм, «гуманистическая психология», трансперсонализм. В рамках конфессиональной психологии религии выделены психологическая экзогетика, пастерская психология, пастерская психотерапия и др. [47].

Целью нашего исследования является исследование психологических  и поведенческих особенностей людей, находящихся в общинах с нетрадиционными верованиями, а также выявление общественного отношения к данному явлению. Соответственно были поставлены следующие задачи:

  1. Провести научный (теоретический) анализ проблемы вероисповедания в религиозной и психологической литературе.
  2. Подобрать комплекс методик для тестирования психологических и поведенческих особенностей людей с нетрадиционным вероисповеданием.
  3. Провести исследование и анализ результатов.

Объект исследования: психологические и поведенческие  особенности людей, находящихся  в общине с нетрадиционным вероисповеданием.

Предмет исследования: ведущие акцентуации характера, доминирующая характерная поведенческая направленность, определяющее свойство личности у людей, находящихся в общине с нетрадиционным вероисповеданиями.

Гипотеза: При негативном отношении общества к нетрадиционным верованиям, для людей, находящихся в общинах, характерен ряд психологических особенностей: а) ведущая акцентуация характера – лабильность; б) характерная поведенческая направленность – «победитель»; в) определяющее свойство личности – гипотония и невыраженная (подавленная) агрессивность.

 

 

 

1. Психология религии

 

1.1. исторический  аспект психологии религии

Психология не может  решать вопроса о ценности логических или этических норм, равно как о метафизической сущности религии. Часто незаконным образом суживают кругозор отрасли психологии религии и примешивают ей тенденции, чуждые задачам психологии. По мнению В.Вундта, психология религии занимает место между общей психологией и историей религии. Задача ее – поставить религиозные явления, известные нам из истории религии в связь с общими мотивами человеческого мышления и поведения, а также показать источники новых мотивов, которые индивидуальное сознание почерпает из развития религии, рассматриваемого в психологии народов. Психология религии, прежде всего, является частью психологии народов. Психология религии имеет целью проследить фактическое развитие явлений религиозного сознания [9, с.156].

Психология религии  – отрасль психологии, изучающая  психологические и социально-психологические  факторы, обусловливающие особенности  религиозного сознания, его структуру и функции.

Свой вклад в развитие психологии религии внесли различные  психологические школы. В начале рассматривались некоторые виды религиозного опыта, например, обращение к Богу, роль религиозных мотивов в деятельности человека. В дальнейшем, по мере переключения на бессознательное были привлечены методы психоанализа, гуманистической психологии. Психоанализ отрицает право религии на собственный предмет, объясняя ее болезненностью психики невротика. Были также и положительные результаты: А. Маслоу привлек внимание к «пиковому опыту» в жизни человека с высокой степенью самореализации. Он отнес этот опыт к мистическому, к видению трансцендентного, к первичным элементам религии. Г. Олпорт заявил об отличии зрелой религиозности от незрелой по признаку, озабочен ли человек, прежде всего, собой или же он действительно чуток к высшему, к большему, чем он сам, т.е. способен жить в русле религии, а не использовать ее [47]. Для психологов большую проблему создает генезис религии и религиозности, основываясь на эмпирических методах, современная психология только описывает религиозные факты так, как их воспринимает человек или группа людей и дает их объяснение с помощью различных теоретических положений. Психология религии разрешает признать трансцендентные опыт и убеждения, не присоединяясь к исследованиям реальности или вероятности трансцендентного предмета. Психология религии не занимается вопросами объективного существования Бога, Его благодати – это вопросы философии и богословия, но она исследует, как конкретный человек понимает существование Всевышнего и Его действия в жизни этих людей. В психологии религиозные искания имеют особое значения и часто оказываются глубже и тоньше, чем традиционный научный подход. К тому же, проблема веры и религиозного сознания весьма важны для ряда крупнейших психологов мира – не только в плане их личности, но и в построении психологических теорий [31].

Научная психология религии 20 века начинается с работы У. Джеймса  «Многообразие религиозного опыта». Ценность этого исследования определяется подчеркнуто эмпирическим подходом к личностным религиозным переживаниям. У. Джеймс различает институциональную и индивидуальную религию, предметом его интересом является исключительно вторая. Он говорил, что религия коренится в эмоциональной сфере психики индивида «чувство есть глубочайший источник религии», а философские и богословские построения являются только вторичной надстройкой. Особое внимание он уделял анализу религиозного чувства и признавал вероятность того, что оно не заключает в себе такого элемента, который имел бы с психологической точки зрения специфическую природу: «Есть религиозная любовь, религиозный страх, религиозное чувство возвышенного, религиозная радость. Но религиозная любовь – это лишь общее всем людям чувство любви, обращенное на религиозный объект. Религиозный страх – это обычный трепет человеческого сердца, но связанный с идеей божественной кары… таким же образом можно рассмотреть все разнообразные чувствования, какие переживаются религиозными людьми… нет никакого основания утверждать, что существует абстрактное «религиозное чувство», как отдельная элементарная эмоция, присущая каждому религиозному переживанию без исключения… есть только совокупность обыкновенных эмоций, на которые религиозные объекты накладывают свой характерный отпечаток» [31].

К.Г. Юнг видит в  религии коллективно вырабатываемую форму защиты от невроза и делает вывод о психологической необходимости религии и обращения к ней человека в его стремлении к душевному здоровью [47].

Основатель понимающей психологии В. Дильтей полагал, что  все науки о духе, в том числе  и о религии должны базироваться на духовно-научной, «описательной психологии, каждое состояние сознания, в том числе и религиозного одновременно включает в себя интеллектуальный компонент, образующий его содержание, побуждение и чувства». Постижение ценностей, включая и религиозные, составляют сущность душевной жизни и психического развития. Согласно В. Дильтею религию мы понимаем, выявляя религиозные смыслы в душевной жизни посредством соотнесения переживаний с миром культурно-исторических ценностей [47, с. 163].

Для В. Франкла Бог – собеседник во внутреннем диалоге, персонализированная совесть. Психология имеет дело именно с этим «богом». Вопрос о религии для психологии – это вопрос: каким образом совесть начинает рассматриваться не как последняя, а как предпоследняя инстанция? Как «нечто» превращается в «некто» [19]?

Э. Фромм в работе «Психоанализ и религия» говорит: «Неправда, что  мы должны отказаться от заботы о душе, если не придерживаемся религиозных  воззрений. Психоаналитик обязан изучать  человеческую реальность, которая скрывается из-за религии. Он понимает, что весь вопрос не в том, возвратится ли человек к религии и вере в бога, но в том, живет ли он в любви и мыслит ли он по истине». На психологическом уровне работают одни и те же механизмы, обеспечивающие решения соответствующих потребностей. Но это не снимает вопроса о психологическом воздействии на личность со стороны институциональной религии и тех средств, которые она использует [26]. Неправомерно сводить религию только к тем системам, в центре которых находятся Бог и сверхъестественные силы [47]. В тоталитарной религии человек избавляется от чувства одиночества и собственной ограниченности. Этим актом подчинения он утрачивает свою независимость и цельность как индивид, но приобретает чувство безопасности и защищенности благодаря внушающей страх и благоговение силе, частью которой он как бы становится. Гуманистическая религия, напротив, сосредоточена на человеке. Человек должен развивать способности разума, любви к ближнему и к самому себе. Целью человека в гуманистической религии являются достижения величайшей силы, а не величайшего бессилия, самореализация, а не покорность. Примерами гуманистических религий являются ранний буддизм, даосизм, учения Иисуса, Сократа, Спинозы. Э. Фромм считает, что нет такого человека, у которого не было бы религиозной потребности и объекта для служения. Человек может покланяться животным, деревьям, каменным идолам, невидимому богу, предкам, нации, партии, деньгам; его религия может способствовать развитию разрушительного начала или любви. Он может также думать, что у него нет религии. Э. Фромм, будучи суровым критиком религии, вносит значительный вклад в ее психологическое изучение, прослеживая подлинную духовность через различные культуры, которые должны отличать следующие признаки: а) принцип внутренней ориентации; б) аутентичность; в) само-трансценденция [19, с. 282-284].

Информация о работе Психологические поведенческие особенности людей, находящихся в общинах с нетрадиционными верованиями