Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 04:10, дипломная работа
Изучение истории деятельности нетрадиционных религий в современной России актуально еще и тем, что религиозная проблематика стала сегодня частью политической проблематики, элементом массовой культуры. Изучение темы нетрадиционной религиозности важно и само по себе, и как фактор внимательного отношения к традиционным религиям и конфессиям, так как общественная реальность сегодняшней жизни должна побудить их искать мирные формы сосуществования. Пока же тема нетрадиционной религиозности – предмет определенной идеологической конфронтации.
ВВЕДЕ-НИЕ………………………………………………..…………………………6
1. ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИ-ГИИ………………………………...………………...11
1.1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПСИХОЛОГИИ РЕЛИГИИ…………..11
1.2. СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЕЛИГИИ……………………………16
1.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РЕЛИ-ГИИ……………………...24
2. НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНО-МЕН………………………………………………...30
2.1. НЕТРАДИЦИОННАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, ТИПОЛО-ГИЯ, ПРИЗНАКИ…………………………………………………………………..30
2.2. ПРИЧИНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИЙ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ………………………………………………….47
3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЮДЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ОБЩИНАХ С НЕТРАДИЦИОННЫМИ ВЕРОВАНИЯ-МИ……………….………...53
3.1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВА-НИЯ………………………………….53
3.2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБОСНОВАНИЯ ВЫБО-РА……...53
3.3. ХОД ИССЛЕДОВА-НИЯ……………………………………………….59
3.4. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТА-ТОВ……………………62
3.4.1. Анализ результатов тестовой методики: тест личностных ак-центуа-ций……………………………………………………………………..62
3.4.2. Анализ результатов по опроснику «Мини-мульт»……………………64
3.4.3. Анализ результатов по тесту «Вербальный фрустрационный тест»…………………………………………………………………………..65
3.4.4. Анализ результатов по методике «Составление психологического портре-та»…………………………………………………………………….65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..70
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУ-РЫ…………………………………...73
В качестве методик для исследования психологических и поведенческих особенностей людей, находящихся в общинах с нетрадиционной формой вероисповедания, нами были выбраны:
Для оценки отношения общества к нетрадиционным верованиям нами была разработана анкета, включающая ключевой вопрос: «Как вы относитесь к деятельности различных западных и восточных культов и объединений, появившихся в России и к их участникам?». Мы исследовали мнение 61 человека и получили следующие результаты: полное одобрение – 3 человека; нейтральное отношение – 15 человек; негативное отношение – 43 человека. Таким образом, наше предположение о преобладании негативного отношения к нетрадиционным верованиям и их участникам подтвердилось (Приложение 1).
Тест личностных акцентауций. Тест предназначен для диагностики типов акцентуации характера (типология П.Б. Ганнушкина, О.В. Кербикова, Г.Е. Сухаревой, А.Е. Личко). Тест был выбран, потому что позволяет определить тип акцентуации характера, а также поведенческие особенности испытуемого, а именного: конформность (К), реакция эмансипации (Е), соотношение черт мужественности и женственности (М, Ф), склонность к алкоголизации (V), склонность к делинквентности (d). Испытуемый отвечает на 195 вопросов и по результативности ответов определяется тип акцентуации характера. Тест позволяет определить характеристики исследуемых по следующим шкалам:
Акцентуация считается выраженной, если ее значение превышает пять баллов. Если выявилось несколько акцентуаций, значения которых превышают порог в пять баллов, то выраженными считаются те, которые превышают оставшиеся на четыре балла.
Опросник «Мини-мульт» (сокращенный вариант MMPI). MMPI был предложен американскими психологами в 40-х – 50-х годах ХХ века. Адаптация была проведена в институте имени В.Н. Бехтерева Ф.Б. Березиным и М.П. Мирошниковым. Опросник «Мини-мульт» позволяет определить типологию индивидуально-личностных свойств. Опросник содержит 71 утверждение, отобранных на основе факторного анализа, имеет 11 шкал, из них 3 оценочные. Первые три оценочные шкалы измеряют искренность испытуемого, степень достоверности результатов тестирования и величину коррекции, вносимую чрезмерной осторожностью. Остальные 8 шкал являются базисными и оценивают свойства личности:
Пятая шкала – шкала
мужественности-женственности
Опросник «Вербальный фрустрационный тест». Разработан Л.Н. Собчик. Это метод определения степени выраженности и направленности агрессии и выявления наиболее значимых ценностей. Вербальный фрустрационный тест Собчик позволяет определить степень выраженности и направленности агрессии человека: на себя, на других, определяя поведенческие особенности испытуемого. Предлагаемая методика позволяет сравнить проявляемую вовне агрессию со скрытой агрессивностью, дает возможность дифференцированно подойти к оценке агрессивных реакций в разных сферах межличностных отношений. Процедура обследования предполагает не только ответы-высказывания («Что бы я сказал?»), но и описание переживаемых чувств («Что бы я почувствовал?»), которые испытывает человек, пытаясь ответить на поставленные в эксперименте фрустрирующие его вопросы. Если оценки по суммарным баллам категории «Сказал» меньше, чем по категории «Почувствовал», то агрессивные эмоции контролируются рассудком. Если оценки по ответам обеих категорий одинаково высоки, то контроль над агрессивностью ослаблен. Если оценки ответов категории «Сказал» выше, то агрессивность носит гиперкомпенсаторный характер. В целом, преобладание ответов, оцениваемых на 3 или 4 балла, характерно для устойчивой нормы, т.е. хорошо контролируемой личности. Оценка 5 или 6 баллов свойственно акцентуантам по гипертимному типу и агрессивным личностям с плохим самоконтролем. Оценка 1 или 2 балла характерна для лиц с тревожно-мнительными чертами.
Методика «Составление психологического портрета» (автор О.Ф. Потемкина). Схема составления психологического портрета включает комплекс методик позволяет выявить психологические особенности индивидуальности. Методика «Составление психологического портрета» была выбрана потому, что позволяет определить психологические и поведенческие особенности: психофизиологические свойства, психологический и социально-психологический уровень, особенности психологической направленности личности, что позволяет определить поведенческие особенности испытуемого. Эти методы достаточно просты в употреблении и обработке. Составление психологического портрета основано на структуре личности, предложенной К.К. Платоновым. Данная структура представляет собой иерархию 4 подструктур. Первый уровень (психофизиологический) представляет собой типологию, состоящую из параметров темперамента, выделенных В.М. Русаловым. Преобладание тех или иных параметров темперамента создает соответствующий темпераментальный тип. Низкие значения свойства – 10-15 баллов, средние – 16-24 балла, высокие значения – 25-40 баллов. Второй уровень (психологический) представлен типологией К.Г. Юнга, основанной на доминировании определенных психических явлений: мышление, ощущение, чувства, интуиция. Третий уровень (социально-психологический) основан на «функциональной типологии», связанной с социальными ролями личности, склонностями и способностями человека, особенностями социальной адаптации. Четвертый уровень, самый верхний, называется психологическая направленность, более связан с установками и направленностями, которые описаны в работах Э. Фромма и Э. Берна. Данный уровень отражает особенности психологической направленности личности.
3.3. ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось с февраля по май 2005 года в двух общинах с группами крещеных верующих с нетрадиционной формой верований. Общины не имеют существенных различий по основным догматам веры. Обе общины относятся к протестантизму и являются нетрадиционными «маргинальными» для России. Первая община входит в состав Приморского объединения миссионерских церквей Евангельских христиан (ПОМЦЕХ), называется «Новая Жизнь» и расположена по адресу ул. Адмирала Юмашева 12-Д. Вторая община входит в состав Российского объединения Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) (РОСХВЕ) и называется «Живая Вера», находится по адресу Камский переулок 3. Протестантское движение, получившее название «пятидесятники», возникло в США в конце 19 века и оттуда распространилось в другие страны. В основе этой конфессии лежит изложенный в новозаветной книге «Деяние апостолов» (2:1-18) рассказ о сошествии на апостолов Святого Духа на пятидесятый день после Пасхи. Последователи этого движения утверждают, что каждый христианин может получить видимые дары Святого Духа: способность к пророчеству, исцелению больных, говорению на иных языках (глоссолалия) и т.п. Они верят, что осветившийся человек может стать органом сошедшего на него Святого Духа. В целом было исследовано 15 человек (8 женщин и 7 мужчин). В группы вошли верующие в возрасте от 17 до 30 лет, которые посещают общины и сознательно приняли протестантскую веру, были крещены и активно участвуют в жизни своих общин.
Рассматриваемые религиозные общины с нетрадиционной формой верования относятся к третьему течению в христианстве – протестантскому. Христианство – одно из крупных мировых религий, которое возникло в Палестине в I веке нашей эры. Зародившись в недрах иудейской религии, она превратилась в мощное религиозное движение. В 1054 году произошло официальное разделение христианство на православие и католицизм. Но в 16-м веке в результате реформации католицизма возникло третье течение в христианстве – протестантизм (лат. – преобразование, исправление). Главными реформаторами являются М. Лютер и Ж. Кальвин. Протестанты признают только один религиозный источник – Библию. При этом основное внимание они уделяют Новому Завету и, особенно, Евангелию. Исходя из этого, многие их церкви называются евангелическими, а сами верующие – евангельскими христианами. Существенной особенностью протестантизма является учение о «спасении одной веры». Вера рассматривается как сугубо личное отношение религиозного человека к Богу. Верующий может и должен общаться с Богом непосредственно, не нуждаясь в посредничестве духовенства и церкви. Целая каста служителей культа остается невостребованной. Спасение человека от его веры, а не добрых дел, не от молитв за него церкви, не от участия в богослужениях и обрядах. У верующего должна быть внутренняя веря в бога, в искупительную жертву Иисуса Христа. Идея спасения одной веры вела к обмирщению религии, потому что побуждала рассматривать земную жизнь и деятельность человека как своеобразное служение Богу. Добросовестное отношение к труду, семейным, гражданским обязанностям расценивается как исполнение воли божьей. Протестантизм упразднил подавляющее большинство религиозных праздников и обрядов. Он не признает поклонение иконам и мощам, культ Богородицы и святых, отрицает монашество, крестное знамение, священные облачения. Из семи таинств христианства в протестантской религии сохранились только два - крещение и причащение. Согласно евангельским сюжетам они были установлены И. Христом. Остальные таинства упразднены на том основании, что о них прямо не говорится в Евангелии.
В протестантизме признается принцип всеобщего священства. Все члены церкви могут играть активную роль в общинах, участвовать в выборных руководящих органов. Протестантизм ликвидировал духовенство как особый институт, однако здесь имеются служители культа. Общины избирают или призывают специальных служителей – пастора, пресвитеров, проповедников, благовестников, епископов. Представители клира не наделены особой «божественной благодатью», не имеют особых прав и полномочий. Они имеют навыки «пастырского служения». В ХХ веке стали открываться духовные учебные заведения. Протестантизм выступил за упрощение и удешевление культа. Реформация не изменила существа христианства, не отменила главных ее догматов, а коснулась, в основном, культовой стороны и церковного устройства. Чтение Библии, проповедь составляют основу богослужения.
Большое значение имеют индивидуальная и коллективная молитва, пение религиозных гимнов. Протестантизм не является единой централизованной организацией – это собирательное понятие, представляющее совокупность разнообразных самостоятельных христианских церквей и сект, объединенных общностью своего происхождения от реформации.
Каждая из протестантских церквей и сект самостоятельно в административном и религиозном отношении.
В процессе исследования были преодолены некоторые трудности. Во-первых, недоверие и настороженность со стороны членов религиозных общин, связанные с предложением пройти тестирование по нескольким методикам. В связи с тем, что общественное мнение горожан к религиозным общинам нетрадиционных верований в массе своей отрицательное. Общество по большей части осуждает любую религиозную общину, если она не относится к православной церкви. Во-вторых, препятствие организационного характера. Из-за объективных причин было сложно собрать группу. Трудно было выбрать свободное от учебы и работы время, верующие в свободное время собираются на свои религиозные мероприятия и для них Богослужение является более предпочтительнее, чем тестирование.
В ходе практики наблюдался
религиозный феномен «