Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 04:10, дипломная работа
Изучение истории деятельности нетрадиционных религий в современной России актуально еще и тем, что религиозная проблематика стала сегодня частью политической проблематики, элементом массовой культуры. Изучение темы нетрадиционной религиозности важно и само по себе, и как фактор внимательного отношения к традиционным религиям и конфессиям, так как общественная реальность сегодняшней жизни должна побудить их искать мирные формы сосуществования. Пока же тема нетрадиционной религиозности – предмет определенной идеологической конфронтации.
ВВЕДЕ-НИЕ………………………………………………..…………………………6
1. ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИ-ГИИ………………………………...………………...11
1.1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПСИХОЛОГИИ РЕЛИГИИ…………..11
1.2. СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЕЛИГИИ……………………………16
1.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РЕЛИ-ГИИ……………………...24
2. НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНО-МЕН………………………………………………...30
2.1. НЕТРАДИЦИОННАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, ТИПОЛО-ГИЯ, ПРИЗНАКИ…………………………………………………………………..30
2.2. ПРИЧИНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИЙ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ………………………………………………….47
3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЮДЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ОБЩИНАХ С НЕТРАДИЦИОННЫМИ ВЕРОВАНИЯ-МИ……………….………...53
3.1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВА-НИЯ………………………………….53
3.2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБОСНОВАНИЯ ВЫБО-РА……...53
3.3. ХОД ИССЛЕДОВА-НИЯ……………………………………………….59
3.4. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТА-ТОВ……………………62
3.4.1. Анализ результатов тестовой методики: тест личностных ак-центуа-ций……………………………………………………………………..62
3.4.2. Анализ результатов по опроснику «Мини-мульт»……………………64
3.4.3. Анализ результатов по тесту «Вербальный фрустрационный тест»…………………………………………………………………………..65
3.4.4. Анализ результатов по методике «Составление психологического портре-та»…………………………………………………………………….65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..70
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУ-РЫ…………………………………...73
Особого рассмотрения заслуживают взгляды на религию самого выдающегося психолога 20-го века З. Фрейда. Их суммируют по четырем категориям S.Banerji в статье «Психоанализ и религия»: 1) религия – методологическая иллюзия, результат применения эмпирических критериев к чему-то, претендующему на транс-эмпирическую реальность; 2) религиозная потребность есть обсессивный акт; 3) религиозная установка как инфантилизм: желание зависеть от чего-то высшего; 4) религиозная мотивация – потребность в защите и безопасности. Взгляды З. Фрейда на религию неоднократно подвергались критике, даже со стороны его последователей. G. Zilboorg пишет о том, что «астигматичный» взгляд З. Фрейда на религию может быть объясним психоаналитически из факта страха смерти, мрачности и пессимизма самого З. Фрейда [31, с. 102]. Философский приговор З. Фрейду вынесен Н.А. Бердяевым: «Психоанализ есть психология без души». Труды З. Фрейда, однако, продолжают оказывать влияние на развитие психологии религии.
В монографии «Психоанализ и религиозный опыт» З. Фрейд считает невроз индивидуальной религиозностью, а религию – универсальным коллективным неврозом. Религия играет важную роль в культуре как средство защиты от опасности индивидуального невроза. Религию можно считать общечеловеческим навязчивым неврозом, который коренится в Эдиповом комплексе, в амбивалентном отношении к отцу [26, с. 29].
Среди пост-фрейдистских путей осмысления религиозных феноменов могут быть упомянуты взгляды P.Pruyser. В книге «Игра воображения» он выстраивает следующую концепцию. Человек живет не в двух: сознательном и бессознательном, а в трех мирах, и третий мир управляемых фантазий и иллюзий, где локализуются религиозные переживания. Доктор медицины, иезуит W.Meissner, проводит аналогию между развитием ребенка и динамикой взаимоотношений человека с Богом. По его мнению, задержка на нарцисстической «зеркальной» стадии коррелирует с фиксацией, отражением «бога» в человеке, т.е. «как бог вместо того, чтобы быть с Богом». На анальной стадии образ Бога коррелирует с большой личностью, которая наказывает и поощряет, при этом отношения включают неудовлетворенность и недоверие. Таким образом, прослеживаются стадии: нарциссизм – зависимость – вера. В статье «Психоаналитические перспективы религии: иллюзия имеет будущее», A. Sorenson пишет: «По мере достижения зрелости происходит отмирание одних иллюзий и трансформация других» [31, с. 102].
Как мы видим, проблема психологии религии волновала выдающихся психологов, философов и религиоведов ХХ века и в настоящее время данный вопрос остается открытым для исследования.
Среди элементов религии большинство исследователей выделяют: религиозное сознание, религиозная вера, символичность и аллегоричность, наглядная образность и эмоциональность, соединение адекватного и неадекватного, языковое выражение и диалогичность, уровни сознания, религиозная деятельность, религиозный опыт, религиозные отношения и религиозные организации. Рассмотрим специфику каждого структурного элемента религии.
Религиозному сознанию присущи: вера, чувственная наглядность, созданные воображением образы, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, символичность, аллегоричность, сильная эмоциональная насыщенность. Нет основания считать веру в сверхъестественное присущей всем религиям, на любой стадии их эволюции. Деление на естественное и сверхъестественное разработано в иудео-христианской традиции. Предметом психологии религии является религиозность как психический факт, а именно суть сознания.
По мнению конфессиональных исследователей в основе понимания религии должна лежать религиозная вера, познание сущности религии доступно лишь для верующей души. Религиозная вера живет благодаря наличию особого феномена в психологии человека. Вера есть особое психологическое состояние уверенности в достижении цели. Верующий убежден в том, что источником его верования является божественное откровение [31, с. 92]. В католической энциклопедии выделяются три значения понятия веры: вера как убежденность – в сфере интеллекта; вера как уверенность – в сфере чувств; вера как надежда – в волевой сфере [26, с. 26]. Уильям Джеймс полагал, что истинность религии и веры в Бога проистекает из их «полезности и выгодности»: общей психологической функцией всех религий является переход от душевного страдания к постепенному освобождению от него. Религия обладает чудесной властью самые невыносимые страдания человеческой души превращать в самое глубокое и самое прочное счастье [31, с. 103]. Вера не может быть сведена к чувству, она представляет собой сплав когнитивного, эмоционального и волевого моментов [47, с. 267].
Следующий элементы религии
- символичность и
Наглядный образ и эмоциональность непосредственно связаны с переживаниями, что обусловливает сильную эмоциональную насыщенность религиозного сознания. Важный компонент этого сознания составляют религиозные чувства. Религиозные чувства – это эмоциональное отношение верующих к признаваемым объективными гипостазированным существам, к сакрализованным вещам, персонам, местам, действиям, друг к другу, так же к религиозно-интерпретируемым отдельным явлениям в мире и к миру в целом. Переживания можно считать религиозными – это те, которые спаяны с религиозными представлениями, идеями и в силу этого приобретали соответствующую направленность, смысл и значение. С религиозными представлениями могут сплавляться самые разные эмоции человека – страх, любовь, восхищение, благоговение, радость, надежда, ожидание, альтруистические и эгоистические, нравственные и эстетические эмоции. В результате такого сплавления переживается «страх Господен», «любовь к Богу», «чувство греховности, смирения», «радость Богообщения» [47]. Хочу подробнее остановиться на чувстве страха как элементе религиозности. К самым распространенным фактам происхождения религиозности относится утверждение, что страх является основой религии. Страх и трепет человеческой души порождается грозными разрушительными силами природы. Существует три типа страхов, в которых проявляется религиозность по-своему. Среди этих типов необходимо отметить: личное беспокойство, возникающее через отсутствие интеграции личности, невротический и моральный страх, экзистенциональное беспокойство. Экзистенциональное беспокойство возникает в связи с необходимостью поставить себе вопрос о смысле жизни. Религиозные предложения являются здесь как раз, кстати, так как дает исчерпывающие ответы на эти вопросы. Обыкновенные страх также может стать причиной к проявлению религиозности. Но возникает вопрос: имеем мы дело с настоящим генезисом религиозности или с ее активизацией. Похоже, что тяжелые и вызывающие фрустрацию обстоятельства содействуют обращению к религии: именно в этот момент человек интересуется ею.
Соединение адекватного и неадекватного проявляется в том, что в христианской и других религиях вопрос решается положительно, в пользу суждений, положений данной религиозной системы и неистинности суждений, положений других религиозных систем. Люди никогда не были свободны от иллюзий, без заблуждений не было исканий истины. Вопрос об истинном и неистинном в религиозном сознании был поставлен внутри религиозных систем. Истинная интенция внутренне присутствует в любом аффирмативном (утверждающем) и негативном стремлении к истине. Истинностные споры проходят через всю историю религии и теологии. Представители каждой религии претендовали на истину.
Языковое выражение и диалогичность реализуется в религиозной лексике – это та часть словарного состава естественного языка, с помощью которой выражаются религиозные значения и смыслы. В языке религии слова часто употребляются в переносном значении, тексты насыщены метафорами, аналогиями, широко используется архаизмы, историзмы. Исторически вместе с эволюцией религии усложнялся и их язык. Язык оказывает сильное воздействие на сознание, поведение и отношения людей. Как звуковая, так и различные виды письменной речи подвергались сакрализации [47].
Религиозное сознание имеет два уровня – обыденный и концептуальный. Обыденное религиозное сознание является отражением условий бытия людей. На этом уровне доминирующую роль играют эмоции – чувства и настроения, содержание сознания облечено в наглядно образные формы. К компонентам обыденного сознания можно выделить консервативные и подвижные, динамичные; к первым относятся традиции, обычаи и другое, ко вторым – настроения, концептуализированное сознание – совокупность понятий, идей, продукт профессиональной деятельности мыслителей. В его состав входят: упорядоченное учение о боге, мире, природе, человеке.
В религиозной деятельности выделяют практическую и духовную деятельность. Существуют два основных вида религиозной деятельности: внекультовая и культовая. Духовную внекультовую деятельность образуют: разработка религиозных идей, сочинения богословских произведений. Важнейшим видом религиозной деятельности является культ (лат. - возделывание, почитание). Религиозное сознание предстает в культе прежде всего в виде культовых текстов Священного Писания, Священного предания, молитв, псалмов. Предметами культа в религиях разных типов, в разных религиозных направлениях и конфессиях становились материальные вещи: животные, растения, леса, горы, солнце, луна и прочее. Разновидностями культа являются: ритуальные пляски вокруг изображения животных, заклинание духов; религиозные богослужения, литургия, обряды, праздники, молитва, исповедь. Предметом культовой деятельности становятся различные осознаваемые в форме религиозных представлений, образов внешние объекты и силы, психологические феномены. Субъектом культа может быть религиозная группа или верующий индивид. Мотивом участия в этой деятельности являются религиозные стилизмы: религиозная вера, религиозные чувства, чаяния. К средствам культовой деятельности причисляют молитвенный дом, религиозное искусство, различные культовые предметы (крест, свеча, церковная утварь).
Любой религиозный опыт можно описать, опираясь на 3 основных элемента: 1) мировоззрение, чувства, представления и отношения с внешним миром индивидуума, переживающего опыт; 2) раскрываемый в данном опыте объект религиозного поклонения; 3) социальные формы религиозного опыта, личность стремится сделать свой опыт достоянием других людей. Религиозный опыт охватывает все многообразие индивидуальных проявлений, в том числе и чувство благоговения перед тайной жизнью, ощущение страха и собственной нечистоты перед священным, ощущения присутствия и постоянного контроля со стороны сверхъестественной силы, ощущение облегчения от прощения, чувства единения с богом [19]. «Суть религиозного опыта, по утверждению протестантского теолога Ф. Шлейермахера, есть человеческое переживание бесконечности или Бога. Подобное переживание находит свое выражение в благоговении, почтительном удивлении и глубоком ощущении абсолютной зависимости» [31, с. 100]. У. Джеймс в качестве критериев ценности религиозного опыта выделяет непосредственную уверенность, философскую разумность и нравственную плодотворность. У. Джеймс разработал понятие религиозного опыта, под которым понимал субъективные религиозные феномены в различных формах - мистические видения, экстатические состояния, экзальтированные созерцания, галлюцинации и прочее [26, с. 26]. Епископ Хризостом предлагает психологическую концепцию, основанную на синтезе Святых Отцов из книги «Добротолюбие». Содержащаяся в этом сборнике сложная психологическая система включает четыре основные добродетели: смирение, покаяние, послушание, любовь. Исходя из этого, духовный опыт реализуется через следующие шаги: а) практическая духовная жизнь; б) действия на основе «рассуждения»; в) интеграция личности в «просветление» [31, с. 131]. Представляют интерес новые методологические исследования по нейротеологии, связанные с психологий религиозного опыта. Нейротеология – теория, в рамках которой ведется работа нейробиологов Э. Ньюберг и Ю. д’Акили, авторов книги «Почему Бог не уйдет: наука о мозге и биология веры». Они отмечают, что духовная жизнь сопровождается специфической деятельность мозговых клеток и что наш мозг естественным путем создает механизмы, которые делают возможным религиозный опыт. Путем сложных анализов американские врачи констатировали, что состояние духовной сосредоточенности, описанное религиозными мистиками, соответствует определенной неврологической деятельности. Э. Ньюберг доказывает, что во время молитвы проявляют активность важнейшие нервные зоны, в частности, гипоталамус и гиппокамп. Религиозный опыт, описанные великими святыми, когда они говорят о своей особой близости с Богом, соответствует в эмпирическом плане феноменам, порождаемыми соответствующими церебральными зонами. В результате сканирования головного мозга испытуемых, в течение часа занимавшихся усиленной медитацией, ученые обнаружили повышение активности областей мозга, регулирующих внимание. Во время медитации верхняя задняя часть теменной доли головного мозга, отвечающая за построение ментальной границы между мозгом и окружающим миром, была гораздо менее активна, чем когда испытуемые просто сидели и отдыхали. Иначе говоря, эта область в левом полушарии мозга отвечает за осознание человеком собственной индивидуальности, за представление об образе собственного тела. Правое же полушарие отвечает за ощущение времени и пространства, в котором пребывает тело. Ученые предположили, что, усиливая во время медитации ощущение единства с окружающим миром, испытуемые постепенно блокировали каналы связи между этими двумя областями теменной доли мозга, подавляя тем самым представление об образе собственного тела. Лишенные своей обычной пищи под действием ментальной депривации, эти области мозга перестают функционировать в нормальном режиме, и человек перестает осознавать разницу между собой и окружающим миром. А по мере исчезновения ощущения времени и пространства у медитирующего появляется ощущение бесконечности пространства и вечности [8].
Религиозные отношения складываются в соответствии с религиозным сознанием, реализуются посредством религиозной деятельности, их носителями могут быть индивиды, группы, институты, организации. Религиозное сознание конституирует схемы религиозных отношений. Схемы моделируют отношения господства-подчинения, государственно-правовые структуры. Особое значение имеет воспроизведение нравственных отношений, по существу, всем религиозным отношениям придается моральное значение.
В первобытном обществе религиозных организаций не было. Постепенно появлялись совершители культа: шаманы, знахари и т.д. Последователи определенного вероисповедания составляют религиозную общность. На основе изучения христианства выделены типы религиозных объединений: конфессии, церковь, секта, деноминация. Конфессия есть вероисповедание. Отождествление себя с верующими определенной конфессии - исповедание определенной религии. Церковь (от греч. – имеющий силу, власть, Божий Дом), определяется, как правило, не свободным выбором индивида, а традицией. Отсюда признание возможности каждого человека стать членом церкви. Последователи анонимны. Члены делятся на духовенство и мирян. Позиции и роли упорядочены по иерархическому и авторитарному принципам. Согласно Толковому словарь В. Даля, секта – братство, принявшее свое отдельное учение о вере; согласие, толк, раскол или ересь. По словарю русского языка С.И. Ожегова культ рассматривается с нескольких позиций: во-первых, религиозное служение божеству и связанные с этим обряды; во-вторых, преклонение перед кем-нибудь или чем-нибудь, почитание. По словарю иностранных слов под редакцией А.Г. Спиркина культ (от лат. сultus – почитание) – один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы. Следует отметить необходимость различать понятие «секта» и «тоталитарная секта». Сектами можно назвать большинство новых религиозных движений как выходцев из каких-либо традиционных религий, и это слово не несет в себе характеристики такой организации как чего-то плохого. Напротив, религиозные секты могут оказывать культурообразующее влияние на традиции народов, сами постепенно превращаясь в мощные религиозные позитивные движения, отличаясь от материнской религии только какими-то догматами. Примером здесь может служить протестантство. Но среди всей массы религиозных движений есть целый пласт таких, деятельность которых идет в разрез со светскими законами («Белое Братство» «АУМ Синрике», «Свидетели Иеговы» и другие) или доктрины, которых прямо призывают к насилию над людьми из внекультового социума («Церковь сатаны» и другие), т.е. религиозных объединений деструктивного характера или, иначе, деструктивных религиозных объединений, которые из-за тоталитарных порядков, царящих в них, называют также тоталитарными сектами («тоталитарное религиозное объединение», «деструктивный культ»). Криминальный характер таких организаций хорошо замаскирован, но тем не менее он проявляется в виде различных громких инцидентов. Некоторыми исследователями уже осуществлялись попытки дать определения терминам «тоталитарная секта» и «деструктивный культ». Деструктивное религиозное объединений (деструктивный культ, тоталитарная секта) – это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению к естественному, гармоническому, духовному, психическому и физическому состоянию личности (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом (внешняя деструктивность), практикующее скрытое психологическое насилие, выражающееся в целенаправленном установлении отдельным лицом или группой лиц в своих узкоэгоистических целях незаконного контроля над сознанием, поведением и жизнью других личностей без их добровольного и осознанного согласия для формирования и поддержания у них состояния неестественной и противозаконной зависимости и покорности доктрине и лидерам, стремящимся через неинформированное использование преданных им и зависимых от них адептов к незаконному обогащению и незаконной власти.