Психологические поведенческие особенности людей, находящихся в общинах с нетрадиционными верованиями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 04:10, дипломная работа

Краткое описание

Изучение истории деятельности нетрадиционных религий в современной России актуально еще и тем, что религиозная проблематика стала сегодня частью политической проблематики, элементом массовой культуры. Изучение темы нетрадиционной религиозности важно и само по себе, и как фактор внимательного отношения к традиционным религиям и конфессиям, так как общественная реальность сегодняшней жизни должна побудить их искать мирные формы сосуществования. Пока же тема нетрадиционной религиозности – предмет определенной идеологической конфронтации.

Содержание

ВВЕДЕ-НИЕ………………………………………………..…………………………6
1. ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИ-ГИИ………………………………...………………...11
1.1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПСИХОЛОГИИ РЕЛИГИИ…………..11
1.2. СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЕЛИГИИ……………………………16
1.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РЕЛИ-ГИИ……………………...24
2. НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНО-МЕН………………………………………………...30
2.1. НЕТРАДИЦИОННАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, ТИПОЛО-ГИЯ, ПРИЗНАКИ…………………………………………………………………..30
2.2. ПРИЧИНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИЙ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ………………………………………………….47
3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЮДЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ОБЩИНАХ С НЕТРАДИЦИОННЫМИ ВЕРОВАНИЯ-МИ……………….………...53
3.1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВА-НИЯ………………………………….53
3.2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБОСНОВАНИЯ ВЫБО-РА……...53
3.3. ХОД ИССЛЕДОВА-НИЯ……………………………………………….59
3.4. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТА-ТОВ……………………62
3.4.1. Анализ результатов тестовой методики: тест личностных ак-центуа-ций……………………………………………………………………..62
3.4.2. Анализ результатов по опроснику «Мини-мульт»……………………64
3.4.3. Анализ результатов по тесту «Вербальный фрустрационный тест»…………………………………………………………………………..65
3.4.4. Анализ результатов по методике «Составление психологического портре-та»…………………………………………………………………….65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..70
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУ-РЫ…………………………………...73

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом_001.doc

— 608.50 Кб (Скачать файл)

Идейные, культовые и  организационные принципы деноминации (лат. - переименование) формируются в оппозиции церкви и секты, и носят разноплановый характер. Сохраняя акцент на «избранности» членов, она признает возможность духовного возрождения для всякого верующего. Изоляция от «мира» и замкнутость не считается обязательным. Деноминации присуща четкая организация как по горизонтали, так и по вертикали. Имеется элита руководителей, как правило, постоянных и наделенных широкими полномочиями. Отрицание деления верующих на священников и мирян сочетается с наличием профессиональных совершителей культа.

Таким образом, все перечисленные  компоненты религии в своей совокупности определяют способы выражения религиозного пути человека, основанного на его личном выборе.

 

  • 1.3. Психологические факторы религии

К психологическим факторам религии можно отнести состояния, процессы, механизмы общественной, групповой и индивидуальной психологии. Различают общественно-психологические и индивидуально-психологические предпосылки религии.

Общественно-психологические  предпосылки религии составляют феномены психологии общества и групп. К ним относят: кризисные состояния общественно-психологической атмосферы, общественное и групповое мнение, неосознанные процессы, механизмы внушения, подражания, психического заражения, традиции, обычаи и прочие. Стремление к удовлетворению потребностей в гармоничном общении. Создается психологическая предрасположенность к религиозному общению. Питательную почву религии создают неосознанные явления общественной и групповой психологии. Общение в ходе совместных действий порождает групповые психологические явления. В психологии людей появляются изменения, появляются коллективные представления и переживания, не свойственные индивидам, когда они действуют вне группы. Коллективное совместное действие вызывает в психологии участников синергический эффект, явления фасилитации (облегчения), в результате чего происходит повышение интенсивности протекающих процессов, возникает переживание, возрастание жизненной энергии, «воспарение духа», снижается психологическая напряженность. Для малых и больших групп свойственна склонность к харизматизации, к наделению личностей лидеров сверхобычными возможностями и способностями. В процессе харизматизации происходит персонификация идеалов, лидер становится объектом веры, его образ связывается с надеждой на осуществление чаяний желаемого лучшего будущего, ему присваивается функция избавителя, появляется преклонение перед ним. Общность преклонения и есть главнейшее мучение каждого человека. Из-за всеобщего преклонения люди истребляли друг друга мечом. Они созидали богов и взывали к друг другу: «бросьте ваших богов и придите покланяться нашим, не то смерть вам и богам вашим!» [47, с. 256].

Психологические силы, которые  действуют в харизматической  группе, мотивируя ее деятельность и цементируя ее состав, невозможно исследовать через призму индивидуальной психологии. Их можно выявить и проанализировать, только рассматривая группу как единый организм. К этим психологическим силам относим коллективные убеждения, групповую сплоченность и измененное сознание.

Коллективные убеждения – убеждения, разделяемые членами религиозных организаций, связывают их тесными узами, формируют жизненные позиции и побуждают к самопожертвованию.

Групповая сплоченность – это результат всех сил, удерживающих людей в группе. Когда группа сплочена все ее члены активно работают, всеми силами поддерживая остальных членов и поощряя их самоотверженную преданность группе и ее интересам. Тем самым они защищают друг друга от общей угрозы, и гарантируют безопасность коллективных источников духовного и материального благосостояния.  

О феномене изменения  состояния сознания во время отправления  групповых религиозных ритуалов известно с древних времен. В русле рационального эмпирического мышления мистический опыт трансов, видений и глоссолалий считался ненаучным. Чтобы понять роль состояний измененного сознания в харизматических группах, обратимся к работе У. Джеймса «Многообразие религиозного опыта», где он пишет, что распределение сознания оказывается точно таким же, каким оно было бы у любого органа, созданного для управления нервной системой, которая стала слишком сложной для саморегуляции. Такое представление о сознании как «метаоргане» позволило А. Людвигу сформулировать определение измененного состояния сознания. Он описал его как любое психическое состояние, вызванное разнообразными физиологическими и психологическими маневрами или фармакологическими веществами, которое может субъективно распознаваться субъектом и весьма отклоняется от подвижного бодрствующего сознания. ИСС (измененное состояние сознания) можно охарактеризовать как континуум разных измерений. Что касается харизматических групп, то в этот диапазон измерений входят: ощущение времени, персональная идентичность, зрительное восприятие и инстинктивные потребности организма. В соответствующей социальной среде люди действительно испытывают религиозные трансцендентные переживания. Во многих харизматических группах христианской направленности сохранилась традиционная практика групповой молитвы, во время которой люди входят в ИСС и переживают мистический опыт. Культурные рамки группы заставляют последователей «предчувствовать» трансцендентный опыт. Феномен ИСС заложен в физиологии человека, и поэтому у состояний, которые субъективно воспринимаются как похожие, могут быть общие физиологические характеристики. Это иллюстрируют изменения в нервной деятельности, обнаруженные в некоторых состояниях ментального расслабления и рефлексии. Поскольку измененные состояния сознания могут замещать друг друга, многие члены новых религиозных движений переключились с употребления наркотиков на медитацию для достижения похожих психических состояний [16].

Индивидуально-психологические  факторы религии действуют в  психологии индивида. Сюда входят: переживание всесторонней зависимости от других людей, заданность наследственных и интериоризованных механизмов психики и личностных свойств, личное страдание и горе, страх смерти, духовный распад личности, аморфность и неустойчивость Я-сознания, чувство одиночества и заброшенности, ощущение индивидом безысходности кризисной ситуации, склонность к поклонению авторитету, к делегированию воли и решимости, а также неосознанные и неосознаваемые процессы, конформность, явления озарения и ясновидения. Потребность в утешении остро переживается в страдании, в горе, в болезни, в поражениях. Психологическую почву религии создает устойчивое, постоянное чувство страха, которое может переживать индивид. Невозможность действительного освобождения приводят к поискам освобождения духовного. Большое место среди эмоций, питающих религиозность, занимает переживание индивидом хрупкости, конечности своего бытия [47].

Чтобы понять, как новообращенный принимает систему убеждений, несовпадающую с его прежними установками, воспользуемся теорией атрибуции (приписывания) Ф. Хайдера. С помощью теории атрибуции можно понять как люди интерпретируют личные впечатления и персональный опыт. Люди знакомятся с собственными установками, эмоциями и другими внутренними состояниями, делая о них выводы в процессе наблюдения за собой. «Знакомство» с установками подразумевает отслеживание своего поведения и ситуации, в которой эти установки проявляются. Когда человек наблюдает за собственным поведением и за ситуативными обстоятельствами, а затем на основе этих наблюдений делает определенные выводы, формируется его представление о себе. Но, поскольку эта информация не является полной, то человек в своих выводах частично опирается на домысел. Например, люди могут приписывать значение важным событиям в жизни с точки зрения религиозных убеждений, которые были привиты их семьей в детском возрасте, по мере взросления они наблюдали за собой и замечали собственную причастность к ритуалам данной веры. Человек не обязательно осознанно принимает решение о религиозной ориентации, чаще всего он называет себя «католиком» или «православным» лишь потому, что постоянно выполняет практики для данного вероисповедания.

Одна из фундаментальных  ошибок атрибуции: мы находим причины  там, где ищем. Есть определенные ситуации, в которых действительно повышается вероятность того, что человек  подпадает под влияние случайных  и второстепенных подсказок вместо того, чтобы провести подробные наблюдения и подвергнуть их контролю. Чаще всего это происходит, если: 1) человек почти лишен социальной поддержки; 2) прежняя информация, которой он располагает, скудна и неоднозначна; 3) решение сложных проблем выше уровня его реальных возможностей; 4) его взгляды не подтвердились, потому что оказались поверхностными или неправильными; 5) прошлый негативный опыт понизил его самооценку. Эти представления могут объяснить, каким образом у потенциальных рекрутов начинают формироваться новые убеждения, когда они, к примеру, посещают семинар и вводные лекции, которые проводит та или иная секта. Члены секты знакомят их с неконкретными и неточно сформулированными представлениями, которые в последствии служат стартовой площадкой для идеологической обработки новичков, когда происходит «глубокое погружение» в конкретную догму секты. Участие в групповых видах деятельности формирует у новичка представление о себе как об участнике Крестового похода, разделяющем групповые убеждения и ценности. Он выполняет групповые упражнения и воспринимает идеи, излагаемые руководителями, побуждает его приписывать особое значение новым впечатлениям. Как только процесс приписывания запускается в действие, он начинает направлять последующее поведение человека, ему начинает казаться, что после напряженных дней семинара, он понимает, что нашел смысл и цель жизни в направлении указанном друзьями из группы. После определенного момента человек, который действует, руководствуясь некоторыми установками, но в целом добровольно начинает считать эти установки своими [16].

Индивидуумы со «свободнофлюктуирующей»  религиозностью попадают в новые  культы, для которых характерна наивно позитивистская методология. Основным фактором вреда, причиняемого тем или иным культом является так называемый умственный контроль. Р. Лифтон приводит восемь критериев контроля:

- средовый контроль;

- мистическое манипулирование; 

- требование чистоты  (целомудрия);

- культ исповеди;

- священная наука (истинность групповой догмы);

- передергивание языка  (языковое клеше, понятное только  посвященным);

- доктрина высшей личности;

- разделение существования  (вера в то, что члены группы  имеют право на существование,  а всяческие критики и диссиденты  – не имеют).

 В 1950 году Л. Фистингер вывел основной принцип теории когнитивного диссонанса: «Если вы изменяете поведение человека, его мысли и чувства изменяются, сводя диссонанс к минимуму». В теории Л. Фистингера имеются три компонента: контроль поведения, контроль мыслей и контроль эмоций. Манипулируя всеми тремя элементами, культы начинают контролировать личность человека. С. Хассен выделил 4-ый компонент – контроль информации [44].

С точки зрения психического здоровья, культовый контроль сознания расщепляет элементы психики, которые впоследствии собираются в иную, отличную от изначальной конфигурацию. Последователь культа фактически начинает демонстрировать признаки «диссоциативного расстройства», его поведение может также походить на поведение патологически зависимой личности. Чтобы он был хорошим членом культа, его учат манипулировать своим прежним «Я» и подавлять его. Переделка предполагает смену имени, одежды, прически, манеры речи и поведения, а также мыслей, эмоций, религиозных чувств.

 

 

 

2. Нетрадиционные религии как культурно-исторический феномен

 

2.1. Нетрадиционная  религиозность: понятие, типология, признаки

Исследования нетрадиционных форм религии зарубежных и отечественных ученых показали, что нетрадиционные формы религии можно обнаружить на всем протяжении истории существования этого социального явления, особенно в периоды глубоких и острых изменений в общественной жизни. Широкая волна подъема новых религий представляет собой эклектическое объединение религиозных воззрений, взятых из различных источников: христианство, спиритизм, пантеистические представления. Эти религии потеснили традиционные христианские церкви. В результате сложилось широкое понимание термина «нетрадиционные религии», которыми обозначают различные формы альтернативной религиозности [3].

Если исследователь  будет подходить к феномену нетрадиционных религий, заранее приняв веру, что это зомбированные люди, которым «промыли мозги», то он не сможет их понять. А если исходить, что они свободно выбрали новое мировоззрение, то будет легче понять причины их поступка. Это может быть совершенно чуждое для нас мировоззрение, но избежать субъективности в оценке данного явления исследователям редко удается. Несмотря на издание в последние годы научных трудов по рассматриваемой теме, история возникновения, распространения и современного состояния нетрадиционных религий и религиозных движений по России не являлось еще предметом специального исследования. Не составляет исключение и российский Дальний Восток. Скорее информационный, чем аналитический характер имеют работы авторов в силу своей профессиональной деятельности, сталкивающихся с различными религиями: сотрудников отделов по связям с общественными и религиозными организациями краевой администрации к.и.н. А.В. Дмитренко. Феномен новых религиозных движений изучают в основном психологи и философы. В данной дипломной работе мы рассматриваем феномен возникновения нетрадиционных религиозных верований в контексте христианского направления, как доминирующую религию этноса нашей страны. В частности, одно из течений христианского направления – протестантизм. Рассматривая историю раннего христианства, можно проследить закономерность появления религии сначала в нетрадиционной форме, а в последующем в качестве официально признанной, сопровождающейся глубоким изменением ее религиозных ориентаций и социальных устремлений. Из гонимой секты в церковь, христианство претерпевает изменения, в результате которых все первоначальные идеи оказываются буквально перевернутыми. Если ранее христианство провозглашало, что истина скорее откроется наивному восприятию ребенка, чем учености «книжников», то затем создается сложная и отвлечённая теология. Если раннее христианство отрицало формальную праведность фарисеев, то затем смертным грехом признается крохотная ошибка в обрядах. Если «царствие» раннего христианства – «не от мира сего», то папы претендуют на светскую власть над миром [35].

В христианстве содержится компонент – идея о посреднике, добровольно приносящем себя в жертву для искупления грехов человечества. Нетрадиционная форма – необходимый этап эволюции возникающей системы религиозных представлений. Современное неохристианство – типичное проявление нетрадиционной религиозности на завершающей стадии эволюции господствующей религии, когда она уже испытывает трудности в удержании прежних позиций и подвергается натиску различных проявлений религиозного радикализма, в том числе берущих начало в ее собственном русле. В последнее время в отечественной и зарубежной литературе для определения религиозных новаций используется определение «новые религиозные движения» (НДР), хотя само «неорелигиозное творчество» не прекращалось ни в одном столетии, ни в одной стране мира [37].

Информация о работе Психологические поведенческие особенности людей, находящихся в общинах с нетрадиционными верованиями