Психологические поведенческие особенности людей, находящихся в общинах с нетрадиционными верованиями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 04:10, дипломная работа

Краткое описание

Изучение истории деятельности нетрадиционных религий в современной России актуально еще и тем, что религиозная проблематика стала сегодня частью политической проблематики, элементом массовой культуры. Изучение темы нетрадиционной религиозности важно и само по себе, и как фактор внимательного отношения к традиционным религиям и конфессиям, так как общественная реальность сегодняшней жизни должна побудить их искать мирные формы сосуществования. Пока же тема нетрадиционной религиозности – предмет определенной идеологической конфронтации.

Содержание

ВВЕДЕ-НИЕ………………………………………………..…………………………6
1. ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИ-ГИИ………………………………...………………...11
1.1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПСИХОЛОГИИ РЕЛИГИИ…………..11
1.2. СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЕЛИГИИ……………………………16
1.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РЕЛИ-ГИИ……………………...24
2. НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНО-МЕН………………………………………………...30
2.1. НЕТРАДИЦИОННАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, ТИПОЛО-ГИЯ, ПРИЗНАКИ…………………………………………………………………..30
2.2. ПРИЧИНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИЙ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ………………………………………………….47
3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЮДЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ОБЩИНАХ С НЕТРАДИЦИОННЫМИ ВЕРОВАНИЯ-МИ……………….………...53
3.1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВА-НИЯ………………………………….53
3.2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБОСНОВАНИЯ ВЫБО-РА……...53
3.3. ХОД ИССЛЕДОВА-НИЯ……………………………………………….59
3.4. АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТА-ТОВ……………………62
3.4.1. Анализ результатов тестовой методики: тест личностных ак-центуа-ций……………………………………………………………………..62
3.4.2. Анализ результатов по опроснику «Мини-мульт»……………………64
3.4.3. Анализ результатов по тесту «Вербальный фрустрационный тест»…………………………………………………………………………..65
3.4.4. Анализ результатов по методике «Составление психологического портре-та»…………………………………………………………………….65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..70
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУ-РЫ…………………………………...73

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом_001.doc

— 608.50 Кб (Скачать файл)

Новые религиозные движения представляют контркультурные феномены. Если «Новые религии» находят социальную опору во всем мире, значит есть потребность в новых идеях, результат кризисных процессов в духовной или материальной сфере. Рассматривая в качестве основного фактора кризис современных традиционных религий американский теолог К. Бергер, считает, что причина данного явления лежит в «плюральности современного общества в самом явлении плюрализма». По его мнению христианское сообщество деморальзовано, поскольку обнаруживается множество путей социального развития. Вот почему многие ищут новых источников авторитета, «новую культуру», в которой они могли бы себя «осуществить», так с точки зрения К. Бергера рождается «неправильная религиозность». К. Бергер прибегает к психоаналитической аргументации. Так как, согласно З. Фрейду, подавляемое (репрессируемое) содержание сознания неизбежно возрождается, обнаруживает себя, хотя и в причудливых формах [18, с. 86].

Аналогично, что нарушение  традиционной, освященной веками религиозности, появление новых, эксцентрических форм набожности ничто иное, как сублимированный результат вытесненных греховных элементов мировосприятия. Президент «Общества научного изучения религии» Б. Джонсон считает, что человеческая деятельность не может направляться и контролироваться единой – религиозной или светской – системой ценностей. Следовательно, распространение «новых религий» ни что иное, как побочный продукт процесса дифференциации социальной системы. Ведущие отечественные религиоведы: П.С. Гуревич, Л.Н. Митрохин, И.Я. Кантерев единодушно указывают на острые социальные проблемы и противоречия в современных индустриальноразвитых странах как на причины, способствующие распространению новых религиозных движений. Рост безработицы, инфляции, стоимости жизни, преступности, алкоголизма, наркомании, разгул терроризма, экологические проблемы, страх перед ядерной катастрофой вызывают сдвиги в общественном сознании, породив представление, что обществом распоряжаются некие иррациональные силы. На этой почве оживились богоискательские настроения, чему способствовала растущая неудовлетворенность духовной атмосферы в западном обществе, в котором перманентно развивался кризис традиционной культуры, усиливалась девальвация духовных ценностей, возобладал культ потребительства.

Часть богоискателей  считала традиционные церкви не способными противостоять социальным противоречиям и культурному упадку и даже потворствующими им. Новые религиозные движения чутко реагируют на востребованность глобальных программ реформирования сложных современных общественных систем. К ним относятся: программа по защите окружающей среды, предотвращения ядерных катастроф, овладения методами психорегуляции и саморазвития личности. В сложившейся ситуации, когда идеологические и церковные институты оказались бессильны их защитить, новые религиозные движения позволяют богоискателям надеяться на возможность нетрадиционного решения социальных проблем современности. «Сектантские коммуны и ашрамы богоискателей, - отмечает Е.Г. Балагушкин, - должны сменить традиционные семейные формы общежития, магия и колдовство станут основным видом производительной деятельности, эзотерические знания и ясновидения заменят традиционную науку, телепатия – привычные формы общения» [4, с. 40].

Традиционные средства манипуляции сознания не в состоянии  внушить надежду на избавление от тягот повседневного существования. Активизация религиозного мистицизма вызвана осложнением и обострением проблем человека в современном индустриальном обществе. Надежды на устранение социально-психологического дискомфорта часто возлагаются на нетрадиционные религии, осуществляющие более интенсивное воздействие на духовный мир человека, его сознание и чувства. Социально-психологические факторы распространения новых религий на Западе ярко проявились в молодежной среде. Бывшие битники и хиппи, определенная часть студенчества, представители среднего класса, имеющие порой довольно высокое образование, выступали против потребительского образа жизни. Для них неприемлемо забвение духовных ценностей ради достижения материально-финансового успеха [32].

Научный анализ условий  и причин появления новых религиозных  движений в России предполагает конкретно-исторический подход к данному феномену, наблюдаются стойкие исторические традиции альтернативной религиозности, противостоящие официальным господствующим религиозным институтам. О чем свидетельствует история возникновения и распространения в нашей стране старорусских сект [34]. В противостоянии новых религий отжившей свой век социальной действительности и состоит, по мнению Е.Г. Балагушкина, одна из причин их появления. Другая причина – то, что старые традиционные религии перестают соответствовать меняющимся социокультурным условиям, все труднее приспосабливаются к ним и, в конце концов, вынуждены «потесниться» и уступить место новым. Третья причина появления новых религий – изменение религиозного менталитета у определенной части верующих, которым традиционные религиозные институты (например, церкви) начинают казаться «закостеневшими», «даже мертвыми».

В нашей стране новые  религиозные движения, различные  культы и секты сформировались отчасти  самостоятельно, на почве богоискательства отчасти проникли к нам из-за рубежа. Определяющую роль в широком распространении в постсоветской России нетрадиционных религий сыграли особые обстоятельства. Сказалась неблагоприятная социальная и духовная атмосфера 1970-х – начала 1980-х годов, вера для последователей сектантской идеологии выступала как род духовной свободы. Появление на Дальнем Востоке различных нетрадиционных религий и культов благодаря миссионерской активности корейских, японских и американских миссионеров, воспринимается не как реализация права на свободу совести и вероисповедания, а как религиозная экспансия, угрожающая национальным интересам России. На протяжении веков определенная система ценностей распространяется и закрепляется в противостоящих культурных сообществах. В результате социокультурных изменений последнего десятилетия ХХ века население дальневосточного региона быстро утрачивает сознание единой нации. Дальневосточный регион с его ослабленной религиозной идентичностью, духовной «расслабленностью» и вестернизацией все больше откалывается от славяно-православной цивилизации. Процесс пока протекает латентно: в сфере идей, сознания; в материальном мире он пока выражения не нашел [40].

C. Хантингтон сформулировал идею «третьей волны» – демократия в мире. Определяющий признак цивилизации – религиозная принадлежность людей [43]. Значит, если на Дальнем Востоке сформируется иная религиозно-культурная идентичность, то обострение отношений региона с центром станет реальностью.

Общие причины появления  и распространения новых религиозных  движений в России – социально-политические и духовно-идеологические условия, сложившиеся в нашей стране в последней четверти ХХ века, способствовало бурному религиозно-философскому поиску определенной части россиян, а также облегчило миссионерскую активность адептов новых религиозных движений иностранного происхождения. Данное явление закономерно для России как и для других стран, ибо появление в определенные исторические периоды нетрадиционных религий есть историческая закономерность.

На базе социальных корней функционирования новых религиозных движений действуют психологические и гносеологические. Есть две группы причин, которым исследователи объясняют психологические корни «живучести» новых религиозных движений. Первая – наличие искренней веры определенной части людей в развитии сверхъестественных способностей, приобщение к неким сокровенным знаниям, а также самоутверждение, завоевание или обретение духовно-психологического влияния на окружающих. Хорошо известно, что в новых религиозных движения мистической ориентации, кружках йоги, центрах медитации и пр. высок процент людей с психическими расстройствами, что обычно объясняют естественным представлением о психотическом характере привлекающих психотиков форм практики. Однако, как считает профессор Е.А. Торчинов, обосновавший принципиально новый психологический подход к истолкованию феномена религии, «гораздо правдоподобнее предположение, что эти психопатологические личности в силу некоторого подсознательного чувства влекутся к различным формам психотехники как к лекарству психотерапии, способу исцеления» [36, с. 39].

Вторая группа причин – возможность эксплуатации различных  эзотерических идей и традиций новоявленными «живыми богами» и «мессиями» с вполне определенными материальными и социально-политическими целями, что в научной литературе определяется как «кодирование» или «промывание мозгов». Вопрос о существовании или отсутствии в новых религиозных движениях практики «контроля над сознанием» активно обсуждался в отечественной литературе, но окончательно так и не решен [27].

А. Баркер, основатель и  руководитель одного из крупнейшего  в мире центров по сбору и анализу информации о новых религиозных движениях, хотя и не разделяет тезис о «промывке мозгов», но признает наличие в их практике известного давления на потенциальных адептов. Это давление может иметь позитивную форму «бомбордировки любовью», когда на человека потоком изливаются самые нежные чувства и неустанное внимание; и негативную – игры на его чувстве вины и собственной греховности. Обе эти формы могут применяться одновременно. А. Баркер считает, что «вербовку» путем обмана надо отличать от «промывки мозгов» или «контроля над сознанием». Если человек стал жертвой программирования, он уже не способен самостоятельно решить, вступать в организацию или нет: решение принято за него. Обманутый (незапрограммированный) обращаемый вполне способен принять решение (хотя, если бы в момент выбора он владел более точной информацией, его решение могло быть иным). Люди, примкнувшие к новым религиозным движениям (пусть и на основе ложной информации) остаются в нем лишь потому, что подвергаются дальнейшему воздействию со стороны движения. Например, за время, выигранное обманным путем, у них сформировалась сильная эмоциональная привязанность к членам общины [6].

Ситуацию на Западе и в России нельзя отождествлять. На Западе никогда не прерывалась традиция религиозного воспитания и образования, потенциальные адепты Новых религиозных движений на Западе все-таки имели какие-то, пусть и недостаточные, знания в религиозной сфере, в отличие от россиян, в массе такими знаниями не обладавших. Одним из гносеологических факторов «живучести» новых религиозных движений является то, что во многих из них часто используется феномен понимания на внелогическом уровне. Изложение различных концептуальных положений новых религиозных движений в абстрактно-символической форме воздействует на континуальные потоки человеческого сознания. Именно на это нацелены различные техники медитации, пение мантр, музыка, специфический язык, который формируется в некоторых движениях: саентологи должны выучить многотомный словарь хаббардизмов и так далее. Даже в менее «лингвистически» направленных новых религиозных движениях, например, Церковь Христа,  есть определенные термины на русском языке («загруженные термины»), которые несут совсем иную смысловую или эмоциональную нагрузку, чем та, которая была в них заложена правилами русского языка. Это неоднократно подчеркивалось отечественными учеными. Вероучительные книги новых религиозных движений часто построены аналогично Библии (внутренний ритм придает им особую убедительность) [17; 29].

Признавая достигнутые  отечественными религионоведами результаты в выявлении причин возникновения, распространения и воспроизводства  нетрадиционных религий в нашей стране, следует признать, что в целом, сегодняшний этап в понимании нетрадиционной религиозности как культурно-исторического общественного феномена характеризуется, прежде всего, накоплением исходного эмпирического материала и созданием гипотез для последующей их трансформации в цельную системную концепцию.

 

 

 

 

3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЮДЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ОБЩИНАХ С НЕТРАДИЦИОННЫМИ ВЕРОВАНИЯМИ

 

3.1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ  ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью нашего исследования является исследование психологических и поведенческих особенностей людей, находящихся в общинах с нетрадиционными верованиями, а также выявление общественного отношения к данному явлению. Соответственно были поставлены следующие задачи:

  1. Подобрать комплекс методик для тестирования психологических и поведенческих особенностей людей с нетрадиционным вероисповеданием.
  2. Провести исследование и анализ результатов.

Объект исследования: психологические и поведенческие  особенности людей, находящихся  в общине с нетрадиционным вероисповеданием.

Предмет исследования: ведущие акцентуации характера, доминирующая характерная поведенческая направленность, определяющее свойство личности у людей, находящихся в общине с нетрадиционным вероисповеданиями.

Гипотеза: При негативном отношении общества к нетрадиционным верованиям, для людей, находящихся в общинах, характерен ряд психологических особенностей: а) ведущая акцентуация характера – лабильность; б) характерная поведенческая направленность – «победитель»; в) определяющее свойство личности – гипотония и невыраженная (подавленная) агрессивность.

 

3.2. МЕТОДЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБОСНОВАНИЯ ВЫБОРА 

Для проведения исследования нами использовались следующие методы: активное наблюдение, тестирование, беседа, рефлексия, опрос.

Для проверки гипотезы в  нашем исследовании были использованы субъективно-оценочные методики, которые отвечают критериям валидности и надежности, основанные на анализе ответов испытуемых на вопросы и суждения опросников, анализе выборов альтернативных суждений. В субъективно-оценочных методах индивидуум сообщает о своих переживания, чувствах, телесных ощущениях и т.п. В результате образуется описание субъективного восприятия и отношения к своему состоянию, своим качествам, успешности и т.п. Даже если обследуемый заинтересован в точных и правдивых описаниях, он может сообщить или оценить для диагноста только те ощущения или особенности своего поведения, которые он способен осознать. Описание основывается на личностных смыслах, в описаниях и оценках человек всегда опирается на свое понимание слов (в том числе относящихся к общеупотребительной лексике) и на внутренние шкалы. Нередко испытуемые не умеют правильно подобрать оценку и бывают неискренними в ответах. Тем не менее, эта группа методов имеет многие преимущества:

  • возможность охватить внутреннюю картину психического процесса или состояния по многим аспектам;
  • ранняя диагностика изменений в протекании психических явлении;
  • широкий перечень ситуаций, доступных для обследования как отдельного человека, так и целых групп;
  • значительно более простая обработка результатов обследования, часто более однозначная интерпретация на основе сочетания качественного и количественного анализа, с использованием отработанных процедур обработки и анализа.

Информация о работе Психологические поведенческие особенности людей, находящихся в общинах с нетрадиционными верованиями