Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков 15-16 лет
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 08:51, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическую коррекцию агрессивного поведения подростков 15-16 лет. Объект исследования: агрессивное поведение подростков 15-16 лет. Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков 15-16 лет. Гипотеза: уровень агрессивного поведения подростка изменится при проведении психолого-педагогической коррекционной программы.
Содержание
Введение………………………………………...…………………....………… 3 Глава 1 Коррекция агрессивного поведения подростков как психолого-педагогическая проблема 1.1. Понятие «агрессивное поведение» в психолого-педагогической литературе……………………………………….………………………...................... 5 1.2. Особенности проявления агрессивного поведения у подростков….…. 11 1.3. Модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков……………………………………………………………………………. 19 Глава 2 Исследование агрессивного поведения подростков 15-16 лет 2.1. Этапы, методы и методики исследования………….……………….…... 32 2.2. Характеристика выборки и анализ результата исследования…………. 42 Глава 3 Опытно-экспериментальное исследование психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения 3.1. Программа психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков…………………………...……………….………………….. 50 3.2. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования…..…. 55 3.3. Рекомендации родителям и педагогам по коррекции агрессивного поведения подростков……………………………………………………………….. 67 Заключение.………………………………………………….………………… 73 Библиографический список.…………
Констатирующий эксперимент
– эксперимент, устанавливающий наличие
какого-либо непреложного факта или явления.
Эксперимент становится констатирующим,
если исследователь ставит задачу выявления
наличного состояния и уровня сформированности
некоторого свойства или изучаемого параметра,
иначе говоря, определяется актуальный
уровень развития изучаемого свойства
у испытуемого или группы испытуемых.
Таким образом, получается первичный материал
для организации формирующего эксперимента
[10, с. 334].
Формирующий эксперимент -
особый метод психологического исследования,
состоящий в том, что исследователь определенным
образом строит обучение (воспитание)
испытуемого с целью получить заданное
изменение его психики [53, с. 159]. Формирующий
(преобразующий, обучающий) эксперимент
ставит своей целью не простую констатацию
уровня сформированности той или иной
деятельности, развития тех или иных сторон
психики, а их активное формирование или
воспитание. В этом случае создаётся специальная
экспериментальная ситуация, которая
позволяет не только выявить условия,
необходимые для организации требуемого
поведения, но и экспериментально осуществить
целенаправленное развитие новых видов
деятельности, сложных психических функций
и глубже раскрыть их структуру [3, с. 31].
Тестирование – это метод
психологической диагностики, использующий
стандартизированные вопросы и задачи
– тесты, имеющие определенную шкалу значений
[57, с. 700].
Основные достоинства данного
метода: стандартизация условий и результатов,
оперативность и экономичность, количественный
понятный характер оценки, оптимальная
трудность заданий и надежность результатов
[4, с. 687].
Метод тестирования был реализован
с помощью методик.
Опросник «Диагностика состояния
агрессии» А. Басса – А. Дарки [6, с. 270].
Цель: выявить у старшего подросткового
возраста показатели и формы агрессии:
Использование
физической силы против другого лица –
физическая агрессия.
Выражение
негативных чувств как через форму (ссора,
крик, визг), так и через содержание словесных
обращений к другим лицам (угроза, проклятия,
ругань) – вербальная агрессия.
Использование
окольным путем направленных против других
лиц сплетен, шуток и проявление ненаправленных,
неупорядоченных, взрывов ярости (в крике,
топаний ногами и т.п.) – косвенная агрессия.
Оппозиционная
форма поведения, направленная обычно
против авторитета и руководства, которая
может нарастать от пассивного сопротивления
до активных действий против требований,
правил, законов – негативизм.
Склонность
к раздражению, готовность при малейшем
возбуждении излиться во вспыльчивости,
резкости, грубости – раздражение.
Склонность
к недоверию и осторожному отношению к
людям, проистекающим из убеждения, что
окружающие намерены причинить вред –
подозрительность.
Проявления
зависти и ненависти к окружающим, обусловленные
чувством гнева, недовольства кем-то именно
или всем миром за действительные или
мнимые страдания – обида.
Отношение
и действия по отношению к себе и окружающим,
проистекающие из возможного убеждения
самого обследуемого в том, что он является
плохим человеком, поступает нехорошо:
вредно, злобно или бессовестно – аутоагрессия,
или чувство вины.
Испытуемому предлагается
ответить на 75 утверждений, на которые
следует ответить либо «да», либо «нет».
Для удобства каждому респонденту был
предложен бланк для ответов – регистрационный
лист опросника «Диагностика состояния
агрессии» и бланк с методикой (Приложение
1).
При обработке полученного
материала наибольший интерес для сопоставления
представляли суммарные шкалы:
• шкала агрессивности, включающая
в себя шкалы физической агрессии, раздражения
и вербальной агрессии;
• шкала враждебности, включающая
в себя показатели обиды и подозрительности.
Нормой
агрессивности является величина ее индекса,
равная 21 ± 4, а враждебности – 6-7 ± 3.
Тест «Оценка агрессивности
в отношениях» А. Ассингера [6, с. 276].
Цель: изучить агрессивность
личности по отношению к окружающим.
Из трех вариантов ответа испытуемый
выбирает самый предпочтительный для
него
Для большей объективности
ответов можно провести взаимооценку,
когда респонденты отвечают на вопросы
друг за друга. Это поможет понять, насколько
верна их самооценка.
Испытуемым предлагается ответить
на 20 вопросов, на которые следует выбрать
вариант ответа из предложенных трех.
Для удобства каждому респонденту был
предложен бланк для ответов – регистрационный
лист теста «Оценка агрессивности в отношениях»
и бланк с методикой (Приложение).
Обработка и интерпретация
результатов: Суммируется номера ответом,
которая соответствует к трем параметрам.
45 и более очков. Вы
излишне агрессивны, при том нередко
бываете неуравновешенным и жестоким
по отношению к другим. Вы надеетесь
добраться до управленческих "верхов",
рассчитывая на собственные методы,
добиться успеха, жертвуя интересами
окружающих. Поэтому Вас не удивляет
неприязнь сослуживцев, но при
малейшей возможности Вы стараетесь
их за это наказать.
36-44 очка. Вы умеренно
агрессивны, но вполне успешно
идете по жизни, поскольку в
Вас достаточно здорового честолюбия
и самоуверенности.
35 и менее очков. Вы
чрезмерно миролюбивы, что обусловлено
недостаточной уверенностью в
собственных силах и возможностях.
Это отнюдь не значит, что Вы
как травинка гнетесь под любым
ветерком. И все же больше решительности
Вам не помешает.
Если по семи и более вопросам
было набрано по три очка и менее чем по
семи вопросам — по одному очку, то взрывы
агрессивности респондента носят скорее
разрушительный, чем конструктивный характер.
Таким образом, проявляется склонность
к непродуманным поступкам и ожесточенным
дискуссиям. Так же респондент относится
к людям пренебрежительно и своим поведением
провоцируются конфликтные ситуации,
которых вполне могли бы избежать.
Если же по семи и более вопросам
респондент получает по одному очку и
менее, чем по семи вопросам — по три очка,
то этот респондент чрезмерно замкнуты.
Это не значит, что ему не присущи вспышки
агрессивности, но скорее всего эти вспышки
подавляются слишком тщательно.
Проективная методика тест
«Руки» Э. Вагнера [60, С. 83 - 90].
Цель: выявить агрессию подростка
на основании особенностей его индивидуального
восприятия предложенного стимульного
материала.
Инструкция: Стимульный материал
состоит из девяти карточек размером 10x14
см со стандартным изображением кистей
рук и одной пустой карточки. Десять карточек
предъявляются респонденту в определенной
последовательности в конкретной фиксированной
позиции со следующей инструкцией: «Что,
по Вашему мнению, делает эта рука?».
Если респондент затрудняется
с ответом, ему предлагается следующий
вопрос: «Что, как Вы думаете, делает человек,
которому принадлежит эта рука? Назовите
все варианты, которые Вы можете представить?».
При предъявлении первых трех
карточек респонденту необходимо напоминать
о том, что называть надо все варианты
ответов, которые он может представить.
Это особенно важно в тех случаях, когда
респондент ограничивается одним ответом
на карточку. Большее количество ответов
позволяет получить более надежные результаты
тестирования, так как в данном случае
личность человека проявляется более
полно. Но если после двух-трех напоминаний
респондент продолжает ограничиваться
одним ответом, повторение инструкции
прекращается.
Десятая карта (пустая) предъявляется
с инструкцией: «Сначала представьте себе
какую-нибудь руку, а затем опишите те
действия, которые она может выполнять».
Любые ответы встречаются
одобрительной поддержкой. В случае неточного
или двусмысленного ответа человека просят
пояснить его содержание. При этом необходимо
избегать навязывания каких-либо специфических
ответов. Уточняющие вопросы могут быть
примерно следующими: «Расскажите об этом
немного подробнее», «Опишите подробнее
эту ситуацию».
Карточку разрешается поворачивать
и держать при ответе в любой позиции,
выбранной обследуемым. Отмечается латентное
время реакции на предъявляемые карточки
стимульного набора.
Ответы респондента заносятся
в «Бланк фиксации результатов».
На первом этапе подсчитывается
общее количество ответов, данных обследуемым.
На втором этапе осуществляется
формализация ответов обследуемого через
отнесение каждого ответа к одной из четырнадцати
оценочных категорий. Затем подсчитывается
общее количество ответов каждой категории.
Авторами теста «Руки» были
предложены следующие оценочные категории.
1. Агрессия (Агр). Эта категория
включает ответы, в которых рука воспринимается
как угрожающая, наносящая повреждения,
нападающая, оскорбляющая, господствующая
или активно хватающая другого человека
или какой-либо объект.
2. Дирэктивность (Дир). Эта категория
включает ответы, в которых рука воспринимается
как доминирующая, руководящая, управляющая,
отдающая команды, перечащая, мешающая
или каким-то иным способом активно влияющая
на другого человека. Сюда же попадают
ответы, в которых рука кажется направленной
на коммуникацию, но эта направленность
является вторичной по отношению к намерению
подчинить другого человека своему влиянию.
3. Аффектация (эмоциональность)
(Aф). Эта категория включает ответы, в которых
рука воспринимается как выражающая привязанность,
любовь, эмоционально положительное, благожелательное
отношение к другим. К этой категории относятся
ответы, в которых рука предлагает дружбу
или помощь.
4. Коммуникация (Ком). К этой
категории относятся ответы, в которых
рука общается или пытается общаться с
кем-то. При этом общающийся находится
в равной или подчиненной позиции по отношению
к своему партнеру.
5. Зависимость (Зав). К этой
категории относятся ответы, в которых
рука воспринимается как ищущая помощи
или поддержки у других людей. Возможность
совершить какое-либо действие зависит
в данном случае от благожелательного
отношения других людей, от их желания
помочь.
6. Страх (Стр). Эта категория
включает ответы, отражающие страх перед
ответным ударом, агрессией со стороны
других людей. В таких ответах рука может
выступать как жертва чьих-то агрессивных
проявлений или стремиться оградить себя
от физических воздействий и повреждений.
7. Эксгибиционизм (демонастративность)
(Экс). К этой категории относятся ответы,
в которых рука принимает участие в деятельности,
связанной с развлечениями, самовыражением,
демонстративностью.
8. Калечность (увечность) (Ка).
Эта категория включает ответы, в которых
рука воспринимается как больная, искалеченная,
деформированная или каким-либо образом
поврежденная.
9. Описание (Оп). Эта категория
включает ответы, являющиеся физическим
описанием руки, при этом не фиксируется
и не подразумевается какая-либо тенденция
к действию и наличие энергии. Рука как
бы нарисована, происходит описание образа
или настроения без проецирования тенденции
к действию.
10. Напряжение (Напр). К этой
категории относятся ответы, в которых
рука затрачивает определенную энергию,
но практически ничего не достигает. Энергия
уходит на то, чтобы удержать свои чувства
или поддержать себя в сложных ситуациях.
Для этих ответов характерны переживания
тревоги, напряжения, дискомфорта.
11. Активные безличные ответы
(Акт). Эта категория включает ответы, в
которых рука совершает какое-либо действие,
выполнение которого не требует присутствия
другого лица. Все тенденции к безличному
действию, в которых рука меняет свое физическое
положение или противодействует силе
тяжести, оцениваются по этой категории.
12. Пассивные безличные ответы
(Пас). Эта категория включает ответы, в
которых рука совершает пассивные действия,
не требующие присутствия другого лица.
Безличные действия, в которых рука не
меняет своего физического положения
и не сопротивляется силе тяжести, также
оцениваются по этой категории.
13. Галлюцинации (Гал). К этой
категории относятся ответы невероятного,
необычного, и вместе с тем страшного и
пугающего содержания. При этом контуры
рисунка, как правило, игнорируются.
14. Отказ от ответа (О). Человек
не может дать ответ на карточку.
На третьем этапе подсчитывается
процент ответов каждой категории по отношению
к общему количеству ответов.
Далее вычисляется показатели:
Склонность к открытому агрессивному
поведению определяется по формуле:
I = (Агр + Дир) – (Аф + Ком + Зав)
Бланк методики см. в Приложении
1.
4. Моделирование – метод
научного познания, с помощью
которого изучение объекта (оригинала)
осуществляется путем создания
его копии (модели), замещающей оригинал,
которая затем познается определенных
сторон, интересующих исследователя
[43, с. 325].
5. Психологическая коррекция
– это система мероприятий, направленных
на исправление недостатков психологии
или поведения человека с помощью
специальных средств психологического
воздействии [там же, с.7].
6. Метод математической
статистики – это оперирование
со значениями признака, полученными
у испытуемых в психологическом
исследовании. Сегодня методы математической
обработки постоянно применяются
в педагогических и психологических
исследованиях. Психолого-педагогические
измерения, выполненные с помощью
тестов, всегда сопровождаются некоторой
ошибкой, вызванной несовершенством
диагностического инструментария
и различными обстоятельствами
проведения диагностики. Вследствие
этого необходимо доказывать
значимость полученных результатов
[31, с. 7].
Для исследования был выбран
критерий Т. Вилкоксона. Данный критерий
используется для сопоставления показателей,
измеренных в двух разных условиях на
одной и той же выборке.
Он позволяет установить только
не только направленность изменений, но
и их выраженность. С его помощью мы определяем,
является ли сдвиг показателей в каком-то
одном направлении более интенсивным,
чем в другом.
Данный критерий Т. Вилкоксона
имеет ограничения критерия. Первое ограничение
– это минимальное количество испытуемых,
прошедших в двух измерениях – 5 человек.
Максимальное количество испытуемых –
50 человек. Второе ограничение – это нулевые
игры из рассмотрения исключается, и количество
наблюдений уменьшается на количество
этих нулевых сдвигов. Можно обойти это
ограничение, сформировав гипотезы, включающие
отсутствие изменений, например: «Сдвиг
в сторону увеличения значений превышает
сдвиг в сторону уменьшения значений и
тенденцию сохранения их на прежнем уровне»
[15, с. 87].