Критерий Т. Вилкоксона имеет
определенный алгоритм подсчета. Первый
шаг состоит из списка испытуемых в любом
порядке, например в алфавитном.
Второй шаг, вычислить
разность между индивидуальными
значениями во втором и первом
замере («после» - «до»). Определить, что
будет считать «типичным» сдвигом
и сформировать соответствующие
гипотезы.
Третий шаг, перевести разность
в абсолютные величины и записать их отдельным
столбцом (иначе трудно отвлечься от знака
разности).
Четвертый шаг, проранжировать
абсолютные величины разностей, начисляя
меньшему значению меньший ранг. Проверить
совпадение полученной суммы рангов с
расчетной.
Пятый шаг, отметить те ранги,
которые соответствует сдвигам «нетипичном»
направлении.
Шестой шаг, посчитать
сумму этих рангов по формуле:
å
где – ранговое значение сдвигов
с более редким знаком [10, С. 100-102].
Таким образом, исследование
проводилось в три этапа: поиско-подготовительный,
опытно-экспериментально и контрольно-обобщающий.
были выбрана методики: опросник «Диагностика
состояния агрессии» А. Басса –
А. Дарки, Тест «Оценка агрессивности в
отношениях» А. Ассингера, проективная
методика исследования личности тест
«Руки» Э. Вагнера. Завершающим этапом
был выбран метод математической статистики
Т. Вилкоксон.
2.2. Характеристика выборки
и анализ результата исследования
Опытно-экспериментальное
исследование проводилось на базе 11 «А»
класса МОУ СОШ № 2 г. Копейска, Челябинской
области. В исследовании принимали участие
18 учащихся, среди них 6 мальчиков и 12 девочек
в возрасте 15-16 лет. Из 18 человек 2 из них
находятся под попечительством близких
родственников.
Во время проведения психодиагностики
группа достаточно дружная и сплоченная,
также они активны и быстро справлялись
поставленными задачами.
По словам классного руководителя,
успеваемость в классе хорошая, ребята
с удовольствием учатся и стремятся к
положительным оценкам. Класс дружный
и творческий, часто принимают участия
в школьных, местных и городских мероприятиях.
Для проведения эксперимента
были использованы три методик.
Методика диагностики состояния
агрессии А. Басса – А. Дарки
Ребятам
необходимо ответить на 75 утверждений.
Если они согласны с утверждением, то рядом
с ним нужно поставить знак «+», если же
нет то «-». Данная методика позволяет
определить доминирующие виды агрессии,
индекс агрессии и индекс враждебности
к себе и к другим людям.
Результаты
диагностики по доминирующим индексам
агрессии и враждебности отображены на
рисунке 2, данные которой были обработаны
и занесены в таблицу (см. Приложение 2,
таблица 1).
Рисунок 2 - Результаты исследования шкал
индекса агрессии и враждебности по диагностики
А. Басса – А. Дарки
На рисунке 2 изображены 3 уровня
показателей доминирующих индексов агрессии
и враждебности.
Индекс враждебности, характеризуется
реакцией на негативные чувства и негативные
оценки людей и событий. По диаграмме видно,
что у 11 человек (61,1%) выражен в норме допустимых
значений, то есть среда развития, и условия
воспитания подростков дают возможность
справиться с данным состоянием. У
оставшихся 7 учеников (38,8%) индекс враждебности
выражен как выше нормы. Из данных следует,
что учащиеся испытывают стойкую враждебность
к людям, недоверие к взрослым вообще,
трудности в общении со сверстниками,
с окружающим миром. Интенсивная и длительная
неприязнь, при которой чувства проявляются,
открыто и активно, оказывает разрушающее
воздействие и на самого ребенка. Подросток
часто не понимает, что с ним происходит,
не может разобраться в своих чувствах,
что приводит то к взрыву эмоций, то уходу
в себя, не желанию общаться. Так же стоит
отметить то, что у подростки испытывают
чувство враждебности по отношению к окружающим.
Эти дети находятся в состоянии готовности
проявлять негативные чувства открыто
и активно. Ниже нормы по индексу враждебности
у опрошенных нет.
Индекс агрессии характеризуется
как тенденция к деструктивным межличностным
отношениям. Агрессия имеет различную
степень выраженности. Из 18 опрошенных
только 8 человек (44,4%) имеют агрессию в
пределах нормы. Это подростки, которые
могут проявлять различные виды агрессии
в особо значимых эмоциональных ситуациях,
однако в обычных условиях агрессивность
им не свойственна. У 5 же человек (27,7%) опрошенный,
относятся к критерию низкой агрессии,
которая может привести к пассивности,
ведомости, конформности и других типов
подобного поведения. Оставшиеся 5 человек
(27,7%) имеют чрезмерное развитие агрессии,
которая определяется как конфликтную,
неспособную на сознательную кооперацию
личности. Это агрессивные подростки доставляют
массу хлопот в учебных учреждениях, вызывают
беспокойство родителей, становятся причиной
конфликтных ситуаций с ровесниками.
Результаты
диагностики по выраженности видов агрессивного
проявления у учащихся 11 класса изображены
на рисунке 3. Сводная таблица результатов
представлена в Приложение 2, таблица 2.
Рисунок 3 - Результаты исследования показателей
видов агрессии по диагностики
А. Басса – А. Дарки
На рисунке 3 изображена диаграмма
показателей видов агрессии, которая характерна
для опрошенных респондентов.
По результатам исследования
видов агрессии, можно судить о том, что
у двух (11,1%) опрошенных подростков склоны
к физической агрессии, они могут использовать
физическую силу против другого лица.
У 14 опрошенных (77,7%), средний уровень выраженности
физической агрессии, что может говорить
о наличии вероятности использования
против другого физическую силу. У двух
подростков (11,1%) имеют малую склонность
к применению физической силы в отношении
других.
По второй шкале, косвенная
агрессия, которая скрывается или не осознается
самим субъектом, выражена на высоком
уровне у пятерых (27,7%) респондентов. У
большинства – это 10 человек (55,5%) -
учащихся средний уровень агрессии, а
у оставшихся трех учащихся (16,6%) низкий
уровень агрессии.
Третья шкала, шакала вербальной
агрессии, ругани, оскорбления склоны
7 опрошенных подростков (38,8%) опрошенных
подростков. У 10 опрошенных (55,5%) имеют
средний уровень вербальной агрессии,
и только один (5,5%) не склоны ругаться и
скандалить.
Четвертая шкала, шкала раздражительности.
К раздражению склоны три человека (16,6%)
опрошенных, в пределах нормы раздражительность
диагностирована у 12 опрошенных (66,6%) опрошенных
и только 3 подростка (16,6%) устойчивы к раздражителям.
Согласно пятой шкале негативизма,
который вырежется в стремлении к противодействию
всякому внешнему влиянию. Негативизм
- это реакция на какую-то неудовлетворенную
потребность. 5 учащихся (27,7%) присутствует
высокий уровень негативизма, у 12 подростков
(66,6%) средний уровень негативизма и только
один опрошенный (5,5%) не склонен к противопоставлению
своего мнения окружающим.
По шестой шкале обидчивость,
где обидчивость, является эмоциональным
свойством личности, определяет легкость
возникновения эмоции обиды. Когда чувствительные
стороны личности оказываются задетыми,
бурного ответного аффекта не избежать.
К таким относятся 9 из опрошенных респондентов
(50%), менее обидчивы 4 человека (22,2%), и обидчивость
в пределах нормы у пятерых (27,7%).
Седьмая шкала подозрительность.
К недоверчивым детям можно отнести семерых
опрошенных респондентов (38,8%). Менее подозрительных
относятся четыре человека (22,2%), оставшиеся
7 опрошенных (38,8%) это подозрительность
в пределах нормы.
Последняя восьмая шкала чувства
вины. Чувства вины не свойственно одному
опрошенному респонденту (5,5%). Высокая
выраженность чувства вины свойственно
восьми опрошенным (44,4%) и только 9 опрошенных
подростков (50%) имеют средне выраженность
чувства вины.
Тест А. Ассингера (оценка агрессивности
в отношениях).
Испытуемым
предлагается ответить на 20 вопросов,
на которые предложено три варианта ответа:
«а», «б» или «в». К каждому ответу приписывается
определенное количество баллов. В варианту
ответа «а» причисляется 1 балл, к ответу
«б» 2 балла, а к «в» - 3.
Результаты
методики приведены в рисунке 4. Сводная
таблица результатов представлена в Приложение
2, таблица 3.
Рисунок 4 - Результаты исследования по
диагностики оценки агрессивности в отношениях
(А. Ассингер)
На рисунке 4 изображена диаграмма
показателей уровня оценки агрессивности
в отношениях, которая характерна для
опрошенных респондентов.
По результатам
исследования уровня оценки агрессивности
в отношениях, можно судить о том, что только
у одного человека (5,5%) опрошенных преобладает
излишняя агрессия, такому человеку характерна
неуравновешенность и жестокость к другим
людям. У шестерых (33,3%) опрошенных характерна
подавленная агрессия - это обусловлено
недостаточной уверенностью в собственных
силах и возможностях. У одиннадцати респондентов
умеренная агрессия (61,1%).
Последняя, третья методика
- тест «Руки» Э. Вагнера.
При обработке ответов участников
исследования рассматриваются и учитываются
только критерии «Агрессии», «Указания»,
«Страх», «Эмоциональность», «Коммуникация»
и «Зависимость».
Ответы, относящиеся к категориям
«Агрессия» и «Указание», рассматриваются:
как связанные с готовностью обследуемого
к высшему проявлению агрессивности, нежеланием
приспособиться к окружению.
Категории ответов: «Страх»,
«Эмоциональность», «Коммуникация» и
«Зависимость» отражают тенденцию к действию,
направленную на приспособление к социальной
среде; при этом вероятность агрессивного
поведения незначительна.
Ответы, относящиеся к категориям
«Демонстративность» и «Увечность», при
оценке вероятности агрессивных проявлений
не учитываются, т.к. их роль в данной области
поведения непостоянна. Категории «Активная
безличность» и «Пассивная безличность»
в анализе не участвуют, так как их влияние
на агрессивность поведения не однозначно.
Так же при обработке данных
учитывается общее количество ответов.
Общее количество ответов свидетельствует
о существующем запасе тенденций к действию,
отражает энергетический потенциал и
степень активизированности личности.
Общее количество ответов в данном исследовании
варьируется в промежутке от 15 до 25 ответов,
что свидетельствует о среднем диапазоне.
Еще одним критерием обработки
данных является процентное соотношение
категорий. Чем выше процент ответов определенной
категории, тем выше вероятность ее проявления
в поведении, тем легче активизируется
данная тенденция.
Ответы на первые две категорий
«Агр» и «Дир» повышают вероятность проявления
агрессии в открытом поведении. Их объединяет
отсутствие стремления «считаться» с
другими людьми, учитывать чувства, права
и намерения других в своем поведении.
Ответы, относящиеся к категории «Аф»,
отражают способность к активной социальной
жизни, желание сотрудничать с другими
людьми. Высокий процент ответов категории
«Ком» является признаком высокой коммуникативности.
Ответы категории «Деп» отражают потребность
в помощи и поддержке со стороны других
людей.
Согласно ответам учащихся,
у подростков высокий процент в категориях
«Коммуникабельность» и «Эмоциональность».
В категориях «Агрессии», «Указания»,
«Страх» и «Зависимость» находятся в пределах
нормы.
Склонность к открытому агрессивному
поведению принято подсчитывать в баллах,
а не в процентах.
По результатом исследования,
у большинства опрошенных результаты
«Ап» (агрессивное поведение) не превышает
1 (единицы). То есть у отдельно взятой личности,
какие бы акцентуации или нарушения поведения
не является агрессивно устремленным.
Его агрессивность может существовать
лишь потенциально — в формах страха или
зависимости, в форме самоагрессии, но
только в особо значимых ситуациях. Если
показатель «Aп» имеет отрицательное значение,
то проявление агрессии возможно лишь
в особенно значимых ситуациях, что является
нормой. Чем меньше значение «Aп», тем меньше
вероятность открытой агрессии даже в
особо значимых случаях. Только у нескольких
респондентов «Ап» превышает 1 (единицу),
в таком случаи у этих подростков агрессивность
явно обнаруживается как тенденция или
реальность поведения.
Таким образом, на основании
констатирующего эксперимента, на базе
11 «А» класса, четко просматривается, что
у подавляющего большинства уровень агрессивного
поведения находится на оптимальном уровне
(см. Приложение 2, таблица 5), но только
у пятерых из опрошенных имеют высокие
баллы агрессии.
Вывод по второй главе
Практическая часть работы
проводилась на базе 11 «А» классе МОУ СОШ
№2 г. Копейска, Челябинской области. В
исследовании принимали участие 18 учащихся,
среди них 6 мальчиков и 12 девочек в возрасте
15-16 лет.
Полученные результаты были
обработаны и выражены в виде диаграмм
и сведены в общие таблицы. После общего
обследования подростков по использованным
методикам, было выявлено 5 человек с агрессивным
поведением из 18 респондентов участвовавшие
в исследовании
Для проверки уровня проявления
агрессивного поведения подростков 15-16
лет использованы следующие методы:
Опросник «Диагностика состояния
агрессии» А. Басса – А. Дарки, у испытуемых
индекс враждебности показал следующие
результаты: 10 опрошенных (55,5%) враждебность
в норме, у 6 человека (33,3%) выше нормы и
у двоих подростков (11,1%) ниже нормы. Индекс
агрессии у 4 человек (22,2%) агрессия в пределах
нормы, у 9 (50%) ниже нормы, у 5 человек (27,7%)
агрессия выше нормы.
По результатам теста А. Ассингера
«Оценка агрессивности в отношениях»
выявлен высокий уровень у одного человека
(5,5%), у шестерых (33,3%) опрошенных подавленная
агрессия, и у одиннадцати умеренная агрессия
(61,1%).
По тесту «Руки» Э. Вагнера,
было выявлено у четырех (22,2%) немного выше
нормы результаты. У остальных 14 (77,7%) испытуемых
агрессия проявляет себя только как потенциально.
Таким образом, на основании
результатов констатирующего эксперимента,
была выявлена группа из пяти человек
с высоким уровнем агрессии. С данной группой
из пяти человек будет проводиться коррекционная
работа и будут даны практические рекомендации
по коррекции снижения агрессивного поведения
проявляющейся у подростков 15-16 лет.