Психолого-педагогическая коррекция уровня тревожности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 18:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: психолого-педагогическая коррекция уровня тревожности младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы коррекции тревожности в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности проявления тревожности младших школьников.

Содержание

Введение ………………………………………………………………3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты проблемы коррекции тревожности младших школьников
1.1. Проблема коррекции тревожности в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………..6
1.2. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста…..15
1.3. Особенности проявления тревожности младших школьников…...20
1.4. Психолого-педагогическая коррекция тревожности младших школьников…………………………………………………………..29
Выводы по главе I……………………………………………………36
Глава 2. Исследование уровня тревожности младших школьников
2.1. Этапы, методы и методики опытно-экспериментального исследования…………………………………………………………37
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов исследования…...43
Выводы по главе II…………………………………………………..52
Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование коррекции уровня тревожности младших школьников
3.1. Программа психолого-педагогической коррекции тревожности младших школьников……………………………………………….53
3.2. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования..58
Выводы по главе III…………………………………………………69
Заключение…………………………………………………………..70
Список литературы………………………………………………….72

Вложенные файлы: 1 файл

1Квалификационная работа 9.06.13.doc

— 3.29 Мб (Скачать файл)

4. Контроль голоса и жестов.

Школьнику объясняется  как по голосу и жесту можно  определить эмоциональное состояние человека, рассказывается, что уверенный голос и спокойные жесты могут иметь обратное влияние - успокаивать, предавать уверенность. Указывается на необходимость тренировки перед зеркалом и «зрителями», например, при подготовке уроков.

5. «Улыбка».

Обучение целенаправленному управлению мышцами лица. Школьнику дается ряд стандартных упражнений для расслабления мышц лица и объясняется значение улыбки для снижения нервно-мышечного напряжения.

Занятие № 15.

Цель: «Переинтерпретация» симптомов тревожности. Часто школьников с повышенной тревожностью деморализуют первые признаки появления этого состояния. Во многих случаях оказывается полезным рассказать, объяснить им, что это признаки готовности человека действовать (признаки активации), их испытывают большинство людей, и они помогают ответить, выступить как можно лучше. При определенной тренировке этот прием может помочь школьнику «выбраться из чертова колеса».

Упражнения:

1. «Дыхание».

- рассказывается о значении ритмичного дыхания, предлагаются способы использования дыхания для снятия напряжения, например, делать выдох вдвое длиннее, чем вдох; в случае сильного напряжения сделать глубокий выдох вдвое длиннее; в случае сильного напряжения сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд.

2. «Мысленная тренировка».

- ситуация, вызывающая тревогу, заранее предоставляется во всех подробностях, трудных моментов, вызывающих ее переживание, тщательно, детально продумывается собственное поведение.

3. «Репетиция».

-психолог проигрывает со школьником ситуации, вызывающего у того тревогу. Например, школьник как бы отвечает у доски, психолог исполняет роль «строгого учителя», «насмешливого одноклассника», детально обрабатывая способы действия учащегося.

- полезным оказывается так же когда психолог, не предупреждая об этом заранее школьника, меняет тон разговора с ним - становится нетерпеливым, прерывающим собеседником, не довольным слушателем.

4. «Доведение до абсурда».

-в процессе беседы с психологом, а так же в некоторых других, априорно «спокойных» ситуациях, школьнику предлагается играть очень сильную тревогу, страх, делая это как бы дурачась.

5. «Переформулировка задачи».

- известно, что одной из причин, мешающих результативной деятельности тревожных людей, является то, что, они сосредоточены не только на ее выполнение, но и в большей степени на то, как они выглядят со стороны. В связи с этим необходимо тренировать у них умение формулировать цель своего поведения в той или иной ситуации, полностью отвлекаясь от себя. Например, при ответе у доски: «Я должен рассказывать о законе всемирного тяготения» вместо «Я должен ответить, во что бы то ни стало» или «Я должен получить “5”»;

- необходимо так же обучать школьника умению снижать значимость ситуации, понимать достаточно относительное значение «победы» или «поражения». В этом плане эффективным оказывается такой прием, когда некоторые ситуации предлагаются рассматривать как своего рода тренировочные, в которых он может поучиться владеть собой для предстоящих более серьезных испытаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Таблица 5

 

Сводные данные результатов  исследования уровня школьной тревожности  Филлипса по контрольному срезу

 

Контрольный срез: по результатам  диагностики коррекционной группы

№ п/п

Ф.И.О.

%

Уровни

Низкий

Средний

Повышенный

1

С.Е.

27%

+

   

2

Г.Ю.

36%

 

 

3

А.А.

43%

 

+

 

4

В. А.

70%

   

+

5

Ю.Н.

35%

 

+

 

6

К.О.

64%

   

+

7

Ч.И.

33%

 

+

 

8

В.И.

26%

+

   

9

Ш.С.

69%

   

+

10

А.Н.

40%

 

+

 

11

Г.Е.

21%

+

   

12

  У.А.

54%

   

+

13

Г.В.

36%

 

+

 

14

С.В.

48%

 

 

15

М.Г.

43%

 

+

 

16

Т.Ю.

29%

   

17

З.Д.

43%

 

+

 

18

К.В.

60%

   

19

П.П.

40%

 

+

 

20

Ф.А.

26%

+

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 6

 

Сводные данные результатов  исследования уровня ситуативной и  личностной тревожности 

Контрольный срез: сводные  данные исследования по методике Ч.Д. Спилберга в коррекционной группе.

№ п/п

Ф.И.

Итог

Ситуативная тревожность

Итог

Личная тревожность

высокая

средняя

низкая

высокая

средняя

низкая

<p class="dash041e_0431_044b




Информация о работе Психолого-педагогическая коррекция уровня тревожности младших школьников