Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 18:22, курсовая работа
Цель исследования: психолого-педагогическая коррекция уровня тревожности младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы коррекции тревожности в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности проявления тревожности младших школьников.
Введение ………………………………………………………………3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты проблемы коррекции тревожности младших школьников
1.1. Проблема коррекции тревожности в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………..6
1.2. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста…..15
1.3. Особенности проявления тревожности младших школьников…...20
1.4. Психолого-педагогическая коррекция тревожности младших школьников…………………………………………………………..29
Выводы по главе I……………………………………………………36
Глава 2. Исследование уровня тревожности младших школьников
2.1. Этапы, методы и методики опытно-экспериментального исследования…………………………………………………………37
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов исследования…...43
Выводы по главе II…………………………………………………..52
Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование коррекции уровня тревожности младших школьников
3.1. Программа психолого-педагогической коррекции тревожности младших школьников……………………………………………….53
3.2. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования..58
Выводы по главе III…………………………………………………69
Заключение…………………………………………………………..70
Список литературы………………………………………………….72
4. Контроль голоса и жестов.
Школьнику объясняется как по голосу и жесту можно определить эмоциональное состояние человека, рассказывается, что уверенный голос и спокойные жесты могут иметь обратное влияние - успокаивать, предавать уверенность. Указывается на необходимость тренировки перед зеркалом и «зрителями», например, при подготовке уроков.
5. «Улыбка».
Обучение целенаправленному управлению мышцами лица. Школьнику дается ряд стандартных упражнений для расслабления мышц лица и объясняется значение улыбки для снижения нервно-мышечного напряжения.
Занятие № 15.
Цель: «Переинтерпретация» симптомов тревожности. Часто школьников с повышенной тревожностью деморализуют первые признаки появления этого состояния. Во многих случаях оказывается полезным рассказать, объяснить им, что это признаки готовности человека действовать (признаки активации), их испытывают большинство людей, и они помогают ответить, выступить как можно лучше. При определенной тренировке этот прием может помочь школьнику «выбраться из чертова колеса».
Упражнения:
1. «Дыхание».
- рассказывается о значении ритмичного дыхания, предлагаются способы использования дыхания для снятия напряжения, например, делать выдох вдвое длиннее, чем вдох; в случае сильного напряжения сделать глубокий выдох вдвое длиннее; в случае сильного напряжения сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд.
2. «Мысленная тренировка».
- ситуация, вызывающая тревогу, заранее предоставляется во всех подробностях, трудных моментов, вызывающих ее переживание, тщательно, детально продумывается собственное поведение.
3. «Репетиция».
-психолог проигрывает со школьником ситуации, вызывающего у того тревогу. Например, школьник как бы отвечает у доски, психолог исполняет роль «строгого учителя», «насмешливого одноклассника», детально обрабатывая способы действия учащегося.
- полезным оказывается так же когда психолог, не предупреждая об этом заранее школьника, меняет тон разговора с ним - становится нетерпеливым, прерывающим собеседником, не довольным слушателем.
4. «Доведение до абсурда».
-в процессе беседы с психологом, а так же в некоторых других, априорно «спокойных» ситуациях, школьнику предлагается играть очень сильную тревогу, страх, делая это как бы дурачась.
5. «Переформулировка задачи».
- известно, что одной из причин, мешающих результативной деятельности тревожных людей, является то, что, они сосредоточены не только на ее выполнение, но и в большей степени на то, как они выглядят со стороны. В связи с этим необходимо тренировать у них умение формулировать цель своего поведения в той или иной ситуации, полностью отвлекаясь от себя. Например, при ответе у доски: «Я должен рассказывать о законе всемирного тяготения» вместо «Я должен ответить, во что бы то ни стало» или «Я должен получить “5”»;
- необходимо так же обучать школьника умению снижать значимость ситуации, понимать достаточно относительное значение «победы» или «поражения». В этом плане эффективным оказывается такой прием, когда некоторые ситуации предлагаются рассматривать как своего рода тренировочные, в которых он может поучиться владеть собой для предстоящих более серьезных испытаний.
Приложение 4
Таблица 5
Сводные данные результатов исследования уровня школьной тревожности Филлипса по контрольному срезу
Контрольный срез: по результатам
диагностики коррекционной | |||||
№ п/п |
Ф.И.О. |
% |
Уровни | ||
Низкий |
Средний |
Повышенный | |||
1 |
С.Е. |
27% |
+ |
||
2 |
Г.Ю. |
36% |
+ |
||
3 |
А.А. |
43% |
+ |
||
4 |
В. А. |
70% |
+ | ||
5 |
Ю.Н. |
35% |
+ |
||
6 |
К.О. |
64% |
+ | ||
7 |
Ч.И. |
33% |
+ |
||
8 |
В.И. |
26% |
+ |
||
9 |
Ш.С. |
69% |
+ | ||
10 |
А.Н. |
40% |
+ |
||
11 |
Г.Е. |
21% |
+ |
||
12 |
У.А. |
54% |
+ | ||
13 |
Г.В. |
36% |
+ |
||
14 |
С.В. |
48% |
+ |
||
15 |
М.Г. |
43% |
+ |
||
16 |
Т.Ю. |
29% |
+ |
||
17 |
З.Д. |
43% |
+ |
||
18 |
К.В. |
60% |
+ | ||
19 |
П.П. |
40% |
+ |
||
20 |
Ф.А. |
26% |
+ |
Таблица 6
Сводные данные результатов исследования уровня ситуативной и личностной тревожности
Контрольный срез: сводные данные исследования по методике Ч.Д. Спилберга в коррекционной группе. | |||||||||
№ п/п |
Ф.И. |
Итог |
Ситуативная тревожность |
Итог |
Личная тревожность | ||||
высокая |
средняя |
низкая |
высокая |
средняя |
низкая | ||||
<p class="dash041e_0431_044b |
Информация о работе Психолого-педагогическая коррекция уровня тревожности младших школьников