Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 23:55, дипломная работа
Каждый ребенок (также, как и взрослый человек) отличается чем-то от других: один особенно интересуется музыкой; другой - спортом; один проявляет способности в области математики, а другой - в области литературного творчества; один горяч, вспыльчив, несдержан, другой спокоен и невозмутим; один трудолюбив и скромен, другой ленив и высокомерен. Дети по-разному относятся к окружающему миру - к другим людям, к природе, к труду, к самим себе. Различные отношения выражаются в поведении, поступках ребенка.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования характера ребёнка
1.1 Понятие о характере 6
1.2 Черты характера, его структура 8
1.3 Основные свойства характера 10
1.4 Типы характера 15
1.5 Взаимосвязь характера с другими сторонами личности 15
1.6 Особенности характера младших школьников 21
1.7 Роль взаимодействия взрослого и ребенка в формировании характера у младших школьников 26
Вывод к главе 1 27
Глава 2. Методы исследования характера младших школьников
2.1 Методика 1. «Конструктивный рисунок человека из
геометрических фигур» 33
2.2 Методика 2. Аутоидентификация типов характера Э.Г.Эйдемиллера 36
2.3 Методика 3. Изучение мотивации достижения успехов 38
Вывод к главе 2 50
Заключение 48
Литература 51
Крутецкий В.А., Дубровина И.В. делят черты характера на две основные группы.
Первую группу составляют те черты характера, в которых выражена направленность личности, то есть система отношений к действительности. Например: коллективизм и эгоизм; чуткость и грубость; общительность, аккуратность и безответственность, небрежность; инициативность, чувство нового и косность, консерватизм; бережливость и мотовство; помощь другим и хищническое отношение к другим людям; скромность, самокритичность и зазнайство; требовательность к себе и заносчивость; чувство собственного достоинства и высокомерие и т.д.
Эти черты характера, или особенности личности, являются моральными качествами и выступают либо добродетелями, либо пороками человека.
Б.Л.Пастернак о хороших качествах человека писал:
Жизнь ведет тоже только миг,
Только растворенье
Нас самих во всех других,
Как бы им в даренье.
Направленность определяет цели и устремления человека, но ведь очень важно и то, осуществляются ли в жизни эти цели и устремления, умеет ли человек преодолевать препятствия на пути к поставленной цели. В соответствии с этим выделяют вторую группу черт характера - волевые черты. В зависимости от развития у человека волевых черт характера говорят о сильном или слабом характере. Волю называют основой характера, его становым хребтом. Говоря о ком-нибудь «человек с характером», тем самым подчеркивают прежде всего выраженность волевых черт характера: целеустремленности, решительности, самообладания, выдержки, терпения, дисциплинированности, мужества, смелости.
Но эти черты характера ценны не только тогда, когда проявляются у человека нравственного, воспитанного. Важно знать, к каким целям стремится человек и какие средства выбирает он для их достижения. Не только цели, но и средства деятельности должны быть честными, гуманными. Целеустремленность и настойчивость диктатора или карьериста, смелость хулигана или глупца не могут быть положительными качествами. Волевые черты и поступки ценны не сами по себе, а лишь вместе с нравственной направленностью личности.
Крутецкий В.А. выделил также еще четыре вида черт характера человека.
Черты характера, выражающие отношение к обществу, коллективу, другим людям. К этим чертам прежде всего относится коллективизм-черта характера, выражающая стремление быть в коллективе, участвовать в его жизни, бороться за цели, которые он ставит, оказывать товарищескую помощь всем членам коллектива. Ученик, у которого хорошо развита эта черта характера, привязан к коллективу, к своим товарищам. Он охотно помогает отстающим, радуется успеху товарищей, готов в любой момент поддержать их. Такому ученику легко отказаться от поступков, которые приносят пользу или удовольствие только ему одному в ущерб товарищам.
Отрицательная черта характера, противоположная коллективизму,- эгоизм. Действия эгоиста направляются корыстными интересами, стремлением в первую очередь заботится о личном благополучии, о собственной выгоде.
С коллективизмом связана такая черта, как чуткость - внимательное, участливое, бережное отношение к людям, их чувствам, заботам, постоянная готовность помочь человеку, умение сообразить, какая именно помощь нужна в том или ином случае.
Чуткость не имеет ничего общего с мягкотелостью, со снисходительностью к человеческим слабостям. Внимательное и заботливое отношение к человеку, уважение к нему выражается в стремлении помочь ему исправить свои ошибки, недостатки, отрицательные черты. Поэтому прямая, честная и справедливая товарищеская критика выступает как особая форма чуткого отношения к человеку, как средство взаимопомощи.
Отрицательная черта характера, выражающая недостойное, нечуткое отношение к людям, - грубость - распространенный недостаток поведения в школьном возрасте. Причины возникновения этой черты самые разнообразные. Сказываются ошибки воспитания: отсутствие такта в отношении взрослых к школьнику, недостаточное уважение его личного достоинства, стремление в той или иной форме подавить его самостоятельность, назойливый контроль и мелочная опека. Грубостью нередко реагируют дети на несправедливое отношение взрослых. Учитель должен знать, что наряду с действительно несправедливым отношением встречаются и такие случаи, когда школьник ошибочно убежден в несправедливом к нему отношении.
Иногда грубость школьников объясняется наличием у них неправильных моральных суждений. Некоторые ребята считают грубость и резкость признаком взрослости, мужественности, прямоты характера. Грубость школьников может быть следствием подражания некоторым взрослым или товарищам. Грубость может быть также следствием слабости воли: часто ребенок еще не умеет сдерживать своих чувств, порывов, бывает склонен к импульсивности и даже к аффектам.
Одна из важнейших черт характера, выражающих отношение человека к обществу и другим людям, - честность. Для честного человека характерна безупречная чистота поступков. Честность выражается не только в уважении к чужой и особенно государственной собственности. Честный человек добросовестно выполняет свои обязанности, не мирится с формальным и безответственным отношением к делу со стороны других. Правдивость, добросовестность и прямота отличают все поступки такого человека.
Положительная черта характера, выражающая отношение к людям, -общительность, если она основана на чувстве коллективизма, а не исходит из коростных мотивов. Общительные люди находят радость и удовлетворение в общении и совместной деятельности с другими людьми и испытывают тягостное чувство, находясь вне коллектива.
Встречаются люди и с противоположными чертами характера, такими, как замкнутость, скрытность. Замкнутость и скрытность школьника имеют различные корни. Часто это проявление меланхолического темперамента, иногда, стойкое проявление обиды на незаслуженное наказание или отрицательную оценку со стороны взрослых, порой реакция на неудачу.
Черты характера, выражающие отношение к труду. Трудолюбием называют черту характера, выражающую желание трудиться. Это желание связано с чувством удовлетворения, радости, удовольствия от процесса труда и его результатов. Настоящая любовь к труду сочетается с аккуратностью и добросовестностью, с потребностью не просто выполнять работу, а выполнять ее всегда наилучшим образом.
Особую ценность трудолюбие приобретает в сочетании с такой чертой характера, как инициативность. Инициативный человек-человек с развитым чувством нового. Он творчески относится к труду, общественной деятельности, стремится найти более совершенные, более производительные методы работы.
Противоположные инициативности черты характера - косность, консерватизм - выражаются в отрицательном отношении к новому, передовому, в склонности к рутине, слепом отношении к традициям.
В процессе труда развивается и такая ценная черта характера, как бережливость, которая выражает отношение человека к результатам своей работы и деятельности других людей. Бережливость одинаково далека как от мотовства или хищнического отношения к материальным ценностям, так и от скупости и скаредности.
Черты характера, выражающие отношение к самому себе.
Скромность как черта характера проявляется в том, что человек никогда не подчеркивает и не преувеличивает своих заслуг, достижений и личных качеств. Скромность-это простота и естественность в обращении с людьми, в поведении, костюме, манерах, в речи.
Скромность тесно связана с самокритичностью, то есть требовательностью к себе, умением трезво оценить свою работу, видеть свои ошибки, выявлять свои недостатки и, признавая их честно и открыто, принимать меры к их устранению. Самокритичный человек больше думает не о том, чего он уже достиг, а о том, чего он еще не достиг.
Скромность всегда должна сочетаться с чувством собственного достоинства, самоуважением, основанным на осознании своих успехов в общественно полезном труде, в борьбе за общие цели. Это рождает уверенность в своих силах, дает человеку право уважать себя, не чувствовать себя никчемным, ненужным. Самоуважение не имеет ничего общего с зазнайством, заносчивостью, высокомерием - неправомерно высокой оценкой своей личности, преувеличенным самомнением.
Зазнайство, хвастовство детей обычно следствие переоценки взрослыми успехов детей, их достижений, способностей, постоянного подчеркивания превосходства одних детей над другими, захваливания их.
Волевые черты характера выражаются в умении и привычке сознательно регулировать свое поведение, преодолевать препятствия на пути к поставленным целям.
Волевые черты характера нельзя оценивать и воспитывать, не учитывая направленности личности. Целеустремленность и настойчивость карьериста, смелость хулигана никак не являются положительными чертами. Волевые черты характера ценны лишь при условии морально воспитанной воли.
К волевым чертам характера относят целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержку, мужество и смелость, дисциплинированность.
Черты характера необходимо рассматривать и оценивать во взаимосвязи друг с другом. Каждая черта характера приобретает свое значение, часто совершенно различное, в зависимости от ее соотношения с другими чертами.
Структура характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами.
Среди черт характера некоторые выступают как основные, ведущие, задающие общую направленность развитию всего комплекса его проявлений. Наряду с ними существуют второстепенные черты, которые в одних случаях определяются основными, а в других могут и не гармонировать с ними.
Черты характера не могут быть отождествлены с убеждениями, взглядами на жизнь и другими особенностями направленности личности.
Характерологические свойства (черты) личности, во многом определяющие как характер в целом, так и особенности темперамента, могут быть определены с помощью психодиагностических методик, ориентированных на теорию черт.
Разработанная Г.Оллпортом и Р.Кэттеллом теория черт основана на положении о том, что дети отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных относительно независимых характерологических особенностей, то есть черт. Р.Кэттеллом было доказано существование 16 относительно независимых друг от друга факторов, с помощью которых можно описать личность, ее характерологические особенности. Широкую известность и практическое применение получил многофакторный личностный опросник Р.Кэттелла 16 PF (версия С-105 вопросов). Каждый из 16 факторов имеет двойное, биполярное название, характеризующее степень развитости - сильную и слабую.
Многофакторный личностный опросник 16 PF состоит из 105 вопросов, на которые испытуемый дает ответы, выбирая одну из трех альтернатив. В специальном бланке для ответов испытуемый отмечает выбранные альтернативы на каждый из 105 вопросов. По окончании тестирования проводится подсчет баллов по каждому из 16 личностных факторов. Данные тестирования анализируются и интерпретируются.
Вариативность черт характера проявляется не только в их качественном многообразии, но и в количественной выраженности. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин, оказывается на границе нормы, то имеется так называемая акцентуация характера. Под акцентуацией характера понимается чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении личности.
Широко известна классификация акцентуации характера, разработанная немецким ученым К.Леонгардом.
Информация о работе Роль взаимодействия ребёнка и взрослого в формировании характера