Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 23:55, дипломная работа
Каждый ребенок (также, как и взрослый человек) отличается чем-то от других: один особенно интересуется музыкой; другой - спортом; один проявляет способности в области математики, а другой - в области литературного творчества; один горяч, вспыльчив, несдержан, другой спокоен и невозмутим; один трудолюбив и скромен, другой ленив и высокомерен. Дети по-разному относятся к окружающему миру - к другим людям, к природе, к труду, к самим себе. Различные отношения выражаются в поведении, поступках ребенка.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования характера ребёнка
1.1 Понятие о характере 6
1.2 Черты характера, его структура 8
1.3 Основные свойства характера 10
1.4 Типы характера 15
1.5 Взаимосвязь характера с другими сторонами личности 15
1.6 Особенности характера младших школьников 21
1.7 Роль взаимодействия взрослого и ребенка в формировании характера у младших школьников 26
Вывод к главе 1 27
Глава 2. Методы исследования характера младших школьников
2.1 Методика 1. «Конструктивный рисунок человека из
геометрических фигур» 33
2.2 Методика 2. Аутоидентификация типов характера Э.Г.Эйдемиллера 36
2.3 Методика 3. Изучение мотивации достижения успехов 38
Вывод к главе 2 50
Заключение 48
Литература 51
В Приложении приводится методика определения акцентуации характера по Леонгарду-Шмишеку. Не менее интересной является классификация акцентуаций характера, разработанная отечественным ученым А.Е.Личко. чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы норм отклонения в поведении, исследовано этим ученым. Классификация акцентуаций характера по А.Е.Личко описана в Приложении.
1.3 Основные свойства характера
Наиболее общие свойства характера располагаются по осям: сила-слабость; твердость-мягкость; цельность-противоречивость; широта-узость. Если под силой характера понимают ту энергию, с которой человек добивается поставленных целей, его способность страстно увлекаться и развивать большое напряжение сил при встрече с трудностями, умение преодолевать их, то слабость характера связывают с проявлением малодушия, нерешительности, «астеничности» в достижении цели, неустойчивости взглядов, трусости и др. Твердость характера означает жесткую последовательность, упорство в достижении целей, отстаивании взглядов и др., в то время как мягкость характера проявляется в гибком приспособлении к изменяющимся условиям, достижении цели за счет некоторых уступок, нахождении разумных компромиссов. Цельность и противоречивость характера определяются степенью сочетания его главных и второстепенных черт.
К основным, ведущим чертам характера относят те, которые задают общую направленность его развития. Второстепенные черты - это те, которые определяются основными чертами. Например, существуют такие черты, как нерешительность, боязливость и альтруизм. При преобладании первых двух черт человек прежде всего постоянно опасается, «как бы чего не вышло», и все его попытки помочь ближнему обычно заканчиваются внутренними переживаниями и поисками оправданий. Если же ведущая черта-альтруизм, то человек внешне ничем не проявляет колебаний, сразу приходит на помощь, контролируя свое поведение интеллектом, но при этом иногда может испытывать сомнения по поводу правильности предпринятых действий.
У каждого человека обязательно должны быть центральные свойства характера, которые называют глубинными. Они связаны с наиболее важными, стержневыми отношениями личности. Очень важно знать, при каких условиях это свойство характера проявится, а при каких будет скрыть и заторможено.
Если ведущие и второстепенные черты гармонируют, если отсутствуют противоречия в стремлениях и интересах, то такой характер называют цельным. Если же ведущие и второстепенные черты резко контрастируют, такой характер называют противоречивым. Когда хотят выделить свойство, которое свидетельствует о разносторонности стремлений и увлечений человека, разнообразии его деятельности, то говорят о широте и полноте характера. О таком человеке можно сказать, что ничто человеческое ему не чуждо. Как правило, это люди экспансивные, умеющие всегда с большой душевной щедростью отдавать себя так, что при этом они не теряют, а приобретают, приобщаясь к все новому духовному содержанию. В противоположность им люди с «узким» характером склонны к самоограничению, сужению сферы своих интересов, притязаний, деятельности.
При этом единство, многогранность характера не исключают того, что в различных ситуациях у одного и того же человека проявляются различные и даже противоположные свойства. Человек может быть одновременно очень нежным и очень требовательным, мягким и уступчивым и твердым до непреклонности. И именно в этом может проявляться единство характера.
1.4 Типы характера
Несмотря на то, что характер относят к индивидуальным особенностям личности, в структуре характера можно выделить черты, общие для определенной группы людей.
Даже у самого оригинального человека можно найти какую-то черту (необычность, непредсказуемость поведения или др.), обладание которой позволяет отнести его к группе людей с таким же поведением. В данном случае следует говорить о типическом в чертах характера. Н.Д.Левитов считает, что тип характера - это конкретное выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей.
В индивидуальном характере отражаются многообразные типические черты: национальные, профессиональные, возрастные. Так, люди одной национальности находятся в сложившихся на протяжении многих поколений условиях жизни, испытывают на себе специфические особенности национального быта; развиваются под влиянием сложившейся национальной структуры, языка. Поэтому люди одной национальности по образу жизни, привычкам, характеру отличаются от представителей другой национальности. Типические черты нередко фиксируются обыденным сознанием в различных установках и стереотипах. У большинства людей есть сформировавшийся образ представителя той или иной страны: американца, шотландца, китайца и др. Своеобразно преломляясь, в национальных особенностях проявляются типические черты, присущие людям разного возраста - дошкольником, подросткам, пожилым людям и др. Нетрудно описать типичный характер представителя той или иной профессии-учителя, врача, военного. В то же время каждый типический характер имеет свои индивидуальные черты.
Несмотря на устойчивость, тип характера обладает определенной пластичностью. Последовательно проходя этапы профессионального роста, в каждый новый период человек теряет какие-то черты характера и приобретает новые, свойственные следующей возрастной или профессиональной группе.
В целом не может быть абсолютной или универсальной классификации характеров. Основания для типизации вводятся с тем, чтобы разделить людей на группы по преобладающим качествам. Так, сходные характеры могут наблюдаться у людей, имеющих доминирующие волевые или эмоциональные качества. Соответственно делят характеры на типы: волевой (активный, целеустремленный, деятельный); эмоциональный (действующий под влиянием порыва, переживаний); рассудочный (оценивающие все с точки зрения разумности).
Выделяются также следующие типы характера: интровертный тип характера, для которого свойственна замкнутость, затрудненность в общении и налаживании контактов с окружающими, уход в себя; экстравертный тип-эмоциональная взвинченность, жажда общения и деятельности, зачастую безотносительно к ее необходимости и ценности, говорливость, непостоянство увлечений, иногда хвастливость, поверхностность, конфликтность; неуправляемый тип-импульсивность, конфликтность, нетерпимость к возражениям, иногда и подозрительность.
Основные особенности невростенического типа характера - преобладающее дурное самочувствие, раздражительность, повышенная утомляемость, мнительность. Раздражение против окружающих и жалость к самому себе может привести к кратковременным вспышкам гнева, однако быстрая истощаемость нервной системы скоро гасит гнев и способствует умиротворению, раскаянию, слезам.
Для сензитивного типа свойственны пугливость, замкнутость, застенчивость. Сензитивные учащиеся избегают включаться в большие и тем более новые компании, не участвуют в шалостях и рискованных предприятиях сверстников, предпочитают играть с маленькими детьми. Они боятся контрольных работ, зачастую стесняются отвечать перед классом, опасаясь вызвать ошибкой смех или слишком хорошим ответом зависть одноклассников.
Демонстрационному типу характера присущ эгоцентризм, потребность в постоянном внимании к своей особе, восхищении и сочувствии. Лживость, склонность к позерству, рисовки, демонстративность поведения-все это определяется стремлением любыми средствами выделиться среди сверстников.
Чтобы обучение учащихся было правильным, целенаправленным, достигающим высоких результатов, необходимо, чтобы каждый педагог знал и умел различать типы характера.
1.5 Взаимосвязь характера с другими сторонами личности
Характер взаимосвязан со всеми сторонами личности.
Потребности и интересы человека, составляя основу его мотивационной сферы, формируют и его характер. Есть люди, для которых превыше всех духовные ценности. Но есть и такие, которые стали рабами вещей. У последних объединяется духовный и нравственный мир, возникают такие черты характера, как тупость, скупость, жадность, зависть. Убеждения человека проявляются в таких чертах характера, как целеустремленность, оптимизм, требовательность к себе и другим, они делают поведение человека принципиальным. Мировоззрение позволяет человеку правильно ориентироваться в общественных событиях, регулировать свое поведение.
Особенно большое значение для характерологических проявлений имеет взаимоотношение интеллектуальных черт личности. Глубина и острота мысли, необычность постановки вопроса и его решения, интеллектуальная инициатива, уверенность, самостоятельность мышления- все это составляет оригинальность ума как одну из сторон характера. Однако то, как человек использует свои умственные способности, будет в значительной степени зависеть от его характера. Нередко встречаются люди, которые имеют высокий интеллект, но не дают ничего ценного именно в силу своих характерологических особенностей. Таким образом, реальные достижения человека зависят не от одних абстрактно взятых умственных возможностей, а от специфического сочетания его особенностей и характерологических свойств.
Интеллектуальные свойства человека также накладывают определенный отпечаток на его характер и придают ему своеобразие. Острота или тупость, основательность или поверхностность ума являются интеллектуальными свойствами, которые могут стать чертами характера.
Долгое время считалось, что характер и воля человека-это одно и тоже, а выражение «человек с характером» употреблялось как синоним выражения «волевой человек». Воля связана по преимуществу с силой характера, его твердостью, решительностью, настойчивостью. Когда говорят, что у человека сильный характер, то тем самым как бы хотят подчеркнуть его целеустремленность, волевые качества. В этом смысле характер лучше всего проявляется в преодолении трудностей, в борьбе, то есть в тех условиях, в которых наиболее ярко выражается воля человека.
Но характер не исчерпывается силой, он имеет содержание. Это содержание определяет, как в различных условиях будет выражена воля. С одной стороны, в волевых поступках характер складывается и в них же проявляется: волевые поступки в значительных для человека ситуациях переходят в характер, закрепляясь в нем в качестве относительно устойчивых его свойств. Волевой характер отличается определенностью, постоянством и самостоятельностью, твердостью при осуществлении намеченной цели. С другой стороны, нередки случаи, когда слабовольного человека называют «бесхарактерным». С точки зрения психологии это не совсем правильно: и у безвольного человека есть определенные черты характера - такие, например, как боязливость, нерешительность и др.
Понятие «бесхарактерный» означает непредсказуемость поведения человека, указывает на отсутствие в характере собственной направленности, внутреннего стержня, который бы определял поведение. В этом случае поступки человека вызваны внешними воздействиями и не зависят от него самого, от его воли.
Следует отличать от бесхарактерности случаи, когда личностные проявления оказываются автономными, не зависящими от воли. Есть также люди, которые опасаются толпы или боятся, что до них дотронутся другие. Подобное поведение называется «реакция невроза страха».
Все люди реагируют на эмоциональные расстройства: плачут, краснеют, покрываются потом. Но те, кто чувствуют эмоциональный стресс более сильно и чья сила сопротивления слабее, реагируют на него необычным образом. Такая реакция называется невротической. Она может развиться в фобию, в невроз страха, проявляющийся в боязни определенных вещей, например, высоты или замкнутых пространств. Интересно, что фобия по поводу обстоятельств, которых достаточно легко избежать. Действительно, никто не заставляет человека взбираться на высокие места или оставаться одному в закрытых помещениях. И чем больше он этого избегает, тем лучше себя чувствует.
Все, что связано с человеком и его поведением, очень сложно.
Своеобразие характера сказывается и в особенностях протекания чувств человека. На это указывал еще К.Д.Ушинский: «Ничто, ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши, не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя». Связь между чувствами и свойствами характера человека также взаимная. С одной стороны, уровень развития нравственных, эстетических, интеллектуальных чувств зависит от характера деятельности и общения человека и от сформировавшихся на этой основе черт характера. С другой стороны, сами эти чувства делаются характерными, устойчивыми особенностями личности, составляя, таким образом, характер человека. Так у людей, часто добивающихся успеха, преобладают положительные эмоции, хорошее настроение, которые со временем становятся чертами их характера. Тогда об этих людях говорят как о весельчаках, неунывающих, оптимистах. Чувства в характере показывают эмоциональное отношение к людям, миру и к самому себе. Что человек любит или ненавидит, к чему остается равнодушным - все это проявляется в его характере, свидетельствуя о его отношении. Уровень развития чувства долга, чувства юмора и других сложных чувств является довольно показательной характеристикой человека.
Характер тесно связан с темпераментом. От природы человек получает лишь возможности развития в определенном направлении. Они заключаются в анатомических и физиологических особенностях мозга и эндокринной системы рождающегося ребенка. На этой основе развиваются индивидуальные особенности человека, в частности его темперамент. Темпераментом называют устойчивые индивидуальные особенности личности, которые выражаются в динамике психических процессов и действий.
Свойства темперамента накладывают свой отпечаток на проявления характера, определяя динамические особенности их возникновения и протекания. В конечном счете, черты темперамента и характера образуют практически неразделимый сплав, обусловливающий общий облик человека, интегральную характеристику его индивидуальности.
Особенности темперамента могут противодействовать или способствовать развитию определенных сторон характера, то есть темперамент влияет на форму проявления характера. Так, флегматику труднее, чем холерику или сангвинику, сформировать у себя инициативность и решительность. Для меланхолика серьезная проблема-преодоление робости и тревожности. Формирование характера, осуществляющееся в группе высокого уровня развития, создает благоприятные условия для развития у холериков большей сдержанности и самокритичности, у сангвиников-усидчивости, у флегматиков-активности.
Информация о работе Роль взаимодействия ребёнка и взрослого в формировании характера