Роль взаимодействия ребёнка и взрослого в формировании характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 23:55, дипломная работа

Краткое описание

Каждый ребенок (также, как и взрослый человек) отличается чем-то от других: один особенно интересуется музыкой; другой - спортом; один проявляет способности в области математики, а другой - в области литературного творчества; один горяч, вспыльчив, несдержан, другой спокоен и невозмутим; один трудолюбив и скромен, другой ленив и высокомерен. Дети по-разному относятся к окружающему миру - к другим людям, к природе, к труду, к самим себе. Различные отношения выражаются в поведении, поступках ребенка.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования характера ребёнка
1.1 Понятие о характере 6
1.2 Черты характера, его структура 8
1.3 Основные свойства характера 10
1.4 Типы характера 15
1.5 Взаимосвязь характера с другими сторонами личности 15
1.6 Особенности характера младших школьников 21
1.7 Роль взаимодействия взрослого и ребенка в формировании характера у младших школьников 26
Вывод к главе 1 27
Глава 2. Методы исследования характера младших школьников
2.1 Методика 1. «Конструктивный рисунок человека из
геометрических фигур» 33
2.2 Методика 2. Аутоидентификация типов характера Э.Г.Эйдемиллера 36
2.3 Методика 3. Изучение мотивации достижения успехов 38
Вывод к главе 2 50
Заключение 48
Литература 51

Вложенные файлы: 1 файл

роль.doc

— 350.00 Кб (Скачать файл)

В соответствии с личными целями ученик принимает само обязательство. Оно должно быть посильным и выполнимым на уровне оптимальной трудности. Это обязательство может быть зафиксировано в программе самовоспитания с указанием приблизительных сроков выполнения. Если ученику трудно самому сформулировать такую программу, то на помощь могут прийти его близкие. Очень подробную программу самовоспитания рекомендует известный психолог Дейл Карнеги в своей книге «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (см. Приложение 2).

Одной из положительных сторон данной программы является подчеркивание того обстоятельства, что характер формируется не столько в трудные моменты жизни, сколько в повседневной, будничной деятельности. В этой связи существенное значение имеют режим дня, соблюдение дисциплины, следование нормам поведения. Даже незначительные поступки, если они служат доброму делу и совершаются систематически, воспитывают положительные черты характера, облагораживают человека.

Основное условие воспитания характера младших школьников состоит в единстве общих требований к ним с индивидуальным подходом к каждому. Индивидуальный подход не должен ни в какой мере нарушать общих требований. Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности школьника и состоянию, в котором он в данное время находится. Одного следует строго предупредить, другого - мягко пожурить, а третьему достаточно укоризненного взгляда. Одного ученика надо похвалить, чтобы поднять его веру в свои силы; по отношению к другому этого не следует делать, чтобы не развивать его самомнение, зазнайство. Для того чтобы воспитывать характер школьника с учетом индивидуальных особенностей, следует хорошо знать их, то есть всесторонне и глубоко изучать индивидуальность ученика.

Первостепенное значение в формировании характера имеет организация личного опыта ребенка, способствующего образованию устойчивых привычек поведения и деятельности.

«Характер детей складывается и формируется в реальных действиях и поступках и в той внутренней работе, которая завязывается вокруг них и в них вплетается педагогический процесс, как деятельность учителя-воспитателя, формирует развивающуюся личность ребенка в меру того, как педагог руководит деятельностью ребенка, а не подменяет ее, - писал С.Л.Рубинштейн. - Всякая попытка воспитателя-учителя» внести в ребенка познание и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенка по овладения ими, подрывает, как это отлично понимал Ушинский, самые основы здорового умственно  и нравственного развития ребенка, воспитания его личностных свойств и качеств».

Формируя личное поведение ребенка, педагог формирует и личностные свойства ребенка, его мотивационную сферу.

Мотив, действенный для данного человека, - это будущая черта его характера в ее генезисе (потенциально по крайней мере). Поэтому особенности мотивационной сферы ребенка должны находиться в центре внимания учителя.

Внешне один и тот же поступок, одно и то же отношение детей к занятиям, школе, одноклассникам, учителю, в зависимости от мотивов, из которых они исходят, из целей, которые они более или менее сознательно преследуют, приобретает совсем различный и в отношении педагогической своей ценности иногда прямо противоположный смысл.

Учителю необходимо понять подлинные личностные мотивы поведения ребенка, мотивы его действий, его внутреннее отношение к задачам, которые перед ним ставятся. Если учитель знает настоящие мотивы поведения своего ученика, он сможет взаимодействовать с ним, сможет профессионально грамотно строить учебно-воспитательный процесс, чтобы помочь ребенку сформировать позитивные мотивы учения и отношений с одноклассниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОД К ГЛАВЕ 1

Хотя младший школьный возраст и не является возрастом решающих сдвигов в развитии личности (каким является подростковый), тем не менее в этот период достаточно заметно происходит формирование личности. Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка. Складываются новые отношения с взрослыми и сверстниками, ребенок включается в целую систему коллективов. Включение в новый вид деятельности - учение, которое предъявляет ряд серьезных требований к ученику, заставляет его подчинить свою жизнь строгой организации, регламентации и режиму. Все это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к окружающей действительности - к другим людям, коллективу, к учению и связанным с ним обязанностям, формирует волю, характер, расширяет круг интересов, тем самым определяет развитие способностей.

В данной главе рассмотрено общее понятие характера, его структура, свойства, черты и типология, а также определена взаимосвязь характера с другими сторонами личности, раскрыто влияние характерологических особенностей младших школьников на результаты их обучения. Все это должен знать каждый педагог, чтобы его работа была эффективной, а учеба школьников -результативной.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ХАРАКТЕРА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

2.1 Методика 1. «Конструктивный  рисунок человека из геометрических  фигур»

Цель. Выявить индивидуально-типологические различия.

Инструкция: «Вы должны нарисовать фигуру человека из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать их друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти три элемента изображения человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна 10. Если при рисовании вы используете большее количество фигур, то придется зачеркнуть лишние, если используете меньшее количество — придется дорисовать недостающие. Выполните рисунок по данной инструкции».

Материал: испытуемым предлагается три листа бумаги размером 10x10 см; каждый лист нумеруется и подписывается. На листе № 1 выполняется первый пробный рисунок; далее, соответственно, на листе № 2 — второй рисунок, на листе № 3 — третий рисунок. По окончании рисования данные обрабатываются. В случаях нарушения инструкции материал не подлежит обработке.

Обработка данных

Подсчитывается количество затраченных на изображение человека треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно), и результаты записываются в виде трехзначных чисел, где сотни обозначают количество треугольников, десятки — количество кругов, единицы — количество квадратов. Эти трехзначные числа составляют так называемую формулу рисунка, по которой происходит отнесение рисующих к соответствующим типам и подтипам, представленным в таблице 1.

 

Интерпретация данных

Эмпирические исследования, в которых было получено и проанализировано более 2 тыс. рисунков, показали, что соотношение различных элементов в конструктивных рисунках не случайно. Анализ позволяет выделить 8 основных типов, которым соответствуют описанные ниже типологические характеристики.

Интерпретация текста основана на том, что геометрические фигуры, используемые в рисунках, различаются по семантике. Треугольник обычно относят к «острой», «наступательной» фигуре, связанной с мужским началом. Круг — фигура обтекаемая, более созвучна с сочувствием, мягкостью, округлостью, женственностью. Из элементов квадратной формы строить что-либо легче, чем из фигур других форм, поэтому квадрат, прямоугольник интерпретируется как специфически технические конструктивные фигуры, «технический модуль».

Типология, основанная на предпочтении геометрических фигур; позволяет сформировать своего рода систему индивидуально-типологических различий (см. табл.1).

Типы:

/ тип — «руководитель». Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности. Ориентированы на социально значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающемся на высоком уровне речевого развития. Обладают хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах.

                                                                                                                       Таблица 1

Система индивидуально-психологических различий, выявленных при выполнении конструктивных рисунков на основе предпочтения геометрических фигур

901

802

703

604

505

406

307

208

109

 

910

811

712

613

514

415

316

217

118

019

 

820

721

622

523

424

325

226

127

028

   

730

631

532

433

334

235

136

037

     

640

541

442

343

244

145

046

       

550

451

352

253

154

055

         

460

361

262

163

064

           

370

271

172

073

             

280

181

082

               

190

091


 

Формулы рисунков: 901,910,802,811,820,703,712,721,730,604, 613,622,631,640.

Наиболее жесткое доминирование над другими выражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820; ситуативное доминирование — у подтипов 703, 712, 721, 730; доминирование при воздействии речью на людей — вербальный руководитель или «преподавательский подтип» — у подтипов 604, 613, 622, 631, 640.

Нужно помнить, что проявление данных качеств зависит от уровня психического развития. При высоком уровне индивидуальные черты развиты, реализуемы, достаточно хорошо осознаются. При низком уровне они могут не выявляться в профессиональной деятельности, а присутствовать ситуативно, хуже, если неадекватно ситуациям. Это относится ко всем характеристикам.

// тип — «ответственный исполнитель» — обладает многими чертами типа «руководитель», однако в ситуациях, требующих принятия ответственных решений, часто присутствуют колебания. Данный тип людей более ориентирован на «умение делать дело», высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту, т.е. характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Часто такие люди страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения, являющимися следствием перенапряжения.

Формулы рисунков: 505, 514, 523,532, 541, 550.

/// тип — «тревожно-мнительный» — характеризуется разнообразием способностей и одаренности — от тонких ручных навыков до литературных способностей. Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную, иметь хобби, которое по сути является второй профессией. Физически не переносят беспорядок и грязь. Обычно конфликтуют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе. Нуждаются в мягком подбадривании.

Формулы рисунков:. 406,415,424,433,442,451,460. Кроме того: 415 — «поэтический» подтип, обычно лица, имеющие такую формулу рисунка, обладают поэтической одаренностью; 424 — подтип людей, узнаваемый по фразе «Я себе не представляю, как можно плохо работать», люди этого типа отличаются особой тщательностью в работе.

IV тип-«ученый». Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают «концептуальным» умом, отличаются способностью разрабатывать «на все» свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.

Формулы рисунков: 307,316, 325,334, 343, 352, 361, 370. Кроме того: подтип 316 выделяется способностями создавать теории, по преимуществу глобальные, или осуществлять большую и сложную координационную работу; 325-й подтип характеризуется большой увлеченностью в познании жизни, здоровья, биологических дисциплин, медицины.

Информация о работе Роль взаимодействия ребёнка и взрослого в формировании характера