Роль взаимодействия ребёнка и взрослого в формировании характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 23:55, дипломная работа

Краткое описание

Каждый ребенок (также, как и взрослый человек) отличается чем-то от других: один особенно интересуется музыкой; другой - спортом; один проявляет способности в области математики, а другой - в области литературного творчества; один горяч, вспыльчив, несдержан, другой спокоен и невозмутим; один трудолюбив и скромен, другой ленив и высокомерен. Дети по-разному относятся к окружающему миру - к другим людям, к природе, к труду, к самим себе. Различные отношения выражаются в поведении, поступках ребенка.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования характера ребёнка
1.1 Понятие о характере 6
1.2 Черты характера, его структура 8
1.3 Основные свойства характера 10
1.4 Типы характера 15
1.5 Взаимосвязь характера с другими сторонами личности 15
1.6 Особенности характера младших школьников 21
1.7 Роль взаимодействия взрослого и ребенка в формировании характера у младших школьников 26
Вывод к главе 1 27
Глава 2. Методы исследования характера младших школьников
2.1 Методика 1. «Конструктивный рисунок человека из
геометрических фигур» 33
2.2 Методика 2. Аутоидентификация типов характера Э.Г.Эйдемиллера 36
2.3 Методика 3. Изучение мотивации достижения успехов 38
Вывод к главе 2 50
Заключение 48
Литература 51

Вложенные файлы: 1 файл

роль.doc

— 350.00 Кб (Скачать файл)

Карточка М

Я по характеру человек компанейский; очень скучаю, когда остаюсь один. Обыкновенно беру пример со своих более сильных по характеру друзей. Не всегда оканчиваю начатое дело, особенно если меня никто не проверяет и не помогает. Очень люблю всякие развлечения, выпивку в компании друзей. Всегда хочу повеселиться. Вообще мне нравится все то, что запрещено. Мои домашние упрекают меня, что я ленив, неаккуратен, беспорядочен, но меня эти упреки мало трогают. Протрезвившись, раскаиваюсь в своих поступках, ругаю себя, но в то же время, подумав, понимаю, что моя вина не так уж велика. Если бы не ряд некоторых обстоятельств, то было бы все иначе. Хотел бы иметь верного друга, который бы меня защищал от бед, иначе я могу пропасть. О своем будущем думаю мало, особенно когда мне весело и хорошо.

Карточка Н

Считаю, что надо жить так, как живут все, не отрываться от коллектива, не отставать от окружающих, но и не забегать вперед. Не люблю оригинальничать. Люблю, чтобы у меня все было, как у людей: хорошая, в меру модная одежда — не такая, чтобы все оборачивались на улице; дома — хорошая обстановка и все необходимое. Стараюсь жить так, чтобы обо мне никто не мог сказать ничего плохого — ни товарищи, ни соседи, ни близкие. Развлекаться люблю как все: если выпить, то в меру и нечасто, посидеть в кругу приятелей, посмотреть телевизор. Каких-нибудь особенных развлечений не ищу. Не люблю тех, кто слишком оригинальничает, модничает, ломает устоявшийся порядок, гонится за новизной. Считаю, что мнение большинства всегда правильно и противопоставлять себя большинству всегда плохо и вредно.

Интерпретация данных

Интерпретация результатов методики производится в соответствии с теми типами характера, которые заняли два первых места. Результаты аутоидентификации необходимо сопоставлять с данными, полученными в ходе наблюдения, беседы, обобщения независимых характеристик, и с помощью других методов научного психологического исследования.

Словесные портреты характерологических типов зашифрованы буквенными обозначениями:

Л — меланхолический;

Б — гипертимный;

В — циклоидный;

Г — эмоционально-лабильный;

Д — неврастенический;

Е — сензитивный;

Ж — психастенический;

3 — шизоидный;

И — паранойяльный;

К — эпилептоидный;

Л — истерический;

М — неустойчивый;

Н — конформный

 

2.3 Методика 3. Изучение мотивации  достижения успехов

Для облегчения проведения анализа графических изображений рекомендуется воспользоваться следующей таблицей, где представлены признаки, выделяемые в ходе анализа, и оценки этих признаков в баллах (табл.1).

В эту таблицу-протокол в соответствующую графу и строку вносятся все отмечаемые в рисунке ребенка детали. По окончании анализа подсчитывается количество плюсов и минусов и производится их алгебраическая суммация. В результате получают количественный показатель степени развитости у детей мотивации достижения успехов (если сумма оказалась положительной) или мотивации избегания неудач (если сумма оказалась отрицательной).

                                                                                                                                     Таблица 1

Табличный протокол к методике для оценки уровня развития мотивации достижения успехов у младших школьников

Код признака по тексту методики

Оцениваемый признак

Дополнительная характеристика

Признака (знак оценки)

Дополнительная характеристика

Признака (знак оценки)

I. 1

I. 2

I. 3

 

I. 4-5

I. 6

I. 7-8

II

 

III

IV

 

V

Одиночные линии

Параллельные линии

Зигзагообразные линии или волнистые линии

Геометрические фигуры

Кольцеобразные линии

Точки

Неиспользованное пространство

Диагональные конфигурации

Множественные волнообразные линии

S-образные линии

Отдельный

(плюс)

Смешанный

(минус)


 

Замечания к таблице

Графы 3 и 4 в этой таблице имеют двойное наименование и двойное функциональное значение. Если оцениваемая деталь изображения может быть как одиночной (дискретной), так и соединенной с другими (смешанной), то указанные графы протокола используются, соответственно, для дифференцированной знаковой оценки деталей изображения по данному критерию. Эти же графы можно использовать для того, чтобы проставлять в них соответствующие оценки (если оцениваемая деталь изображения подобным образом не классифицируется).

Оценка результатов и выводы об уровне развития

Поскольку данная методика в нашей стране для психодиагностики детей дошкольного и младшего школьного возраста применялась мало, для нее заранее, на основе опыта и интуитивных соображений трудно установить приемлемые нормы и предложить некоторую стандартизированную десятибалльную шкалу оценки. То же самое относится к возможности определенных суждений об уровне развития мотивации достижения или мотивации избегания неудачи у детей. Вместе с тем кое-какие выводы о состоянии мотивации ребенка можно сделать и в отсутствие установленных тестовых норм. Обсудим их.

В практике применения этой методики могут встретиться четыре типичных случая сочетания величин потребности в достижении успехов (положительные баллы) и потребности избегания неудач (отрицательные баллы).

1-й случай. Обе потребности достаточно сильно развиты. Этому случаю соответствует значительное количество как положительных, так и отрицательных баллов, набранных ребенком в результате анализа его изображений (как правило, много тех и других). Здесь мы можем констатировать наличие выраженного конфликта между двумя противоположно направленными и достаточно сильными мотивационными тенденциями: стремлением к успехам и боязнью неудач. Ребенку, которому свойствен этот конфликт мотивов, будет трудно принимать решения в социальных ситуациях, связанных с возможными успехами или не менее вероятными неудачами. Он будет сильно эмоционально переживать такие ситуации, проявляя при этом нерешительность в действиях.

2-й случай. Обе потребности — стремление к успехам и боязнь неудач — у ребенка относительно слабо развиты. В этом случае в соответствующих социальных ситуациях какие-либо выраженные эмоциональные переживания у него будут, скорее всего, отсутствовать, и к своим успехам, равно как и к неудачам, он будет относиться безразлично.

3-й случай. Потребность в достижении успехов развита у ребенка в гораздо большей степени, чем боязнь неудач. Такой ребенок будет постоянно стремиться брать на себя трудные задания, рисковать, соревноваться с другими людьми, демонстрировать свои достижения, не обращать особого внимания на неудачи и ожидать положительной оценки со стороны окружающих людей. У него, скорее всего, обнаружатся завышенный уровень притязаний, неадекватная, завышенная самооценка и сравнительно низкая тревожность, сопровождаемые некритичностью в оценке своих поступков.

4-й случай. Боязнь неудачи достаточно сильно развита и очевидно преобладает над стремлением к успехам. Такой ребенок будет вести себя противоположным образом по сравнению с тем, который был описан в третьем случае. Он, напротив, чаще всего будет стремиться брать на себя простые задачи, сильно переживать по поводу своих неудач и гораздо меньше внимания обращать на успехи. Вероятнее всего, у него обнаружатся заниженный уровень притязаний, неадекватная, заниженная самооценка и повышенный уровень личностной тревожности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОД К ГЛАВЕ 2

Специальных методов изучения характерологических особенностей и их влияния на учебную деятельность младших школьников не так уж много.

Младшие школьники, особенно учащиеся первых двух классов, по своей психологии и поведению еще очень похожи на старших дошкольников.

Тем не менее, психологи располагают определенной совокупностью достаточно валидных и надежных методик психодиагностики характера и его особенностей младших школьников. Многие из этих методик представляют собой адаптированные применительно к детям данного возраста тесты для взрослых, другие создаются и применяются только по отношению к детям младшего школьного возраста.

Все данные методики помогают изучать особенности характера детей данного периода жизни, тем самым способствуя положительному влиянию на учебную деятельность учащихся начальной школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Вся учебная деятельность младших школьников строго целенаправленна. Во-первых, ученики должны овладеть навыками чтения, письма и счета, приобрести весьма значительный объем знаний по арифметике, родному языку, истории, географии, естествознанию, элементарным основам геометрии. Во-вторых, расширяется кругозор, расширяются и развиваются познавательные интересы ребенка. В-третьих, происходит развитие познавательных процессов, умственное развитие, формируются способности к активной, самостоятельной, творческой деятельности. И, наконец, должна формироваться учебная направленность, ответственное отношение  к учебе, труду, высокие общественные мотивы учения, а главное, должно происходить становление положительных свойств характера.

Характер - индивидуальное качество устойчивых психических особенностей детей, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных условиях и обстоятельствах. Характер тесно связан с другими сторонами личности, в частности, со способностями, с волей, темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера, накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его проявления.

Характер представляет собой неразрывное целое. Изучение всех его сторон приводит к тому, что знающий педагог хорошо ориентируется во всех складывающихся ситуациях при обучении младших школьников. Учитель направляет мысли и поведение учеников в «положительное» русло, тем самым оказывает благотворное влияние на результаты их обучения. Ведь учеба-труд, и труд нелегкий. Преподаватель должен сделать так, чтобы нелегкий учебный труд приносил младшему школьнику удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое. Большие возможности в этой области дает формирование положительного отношения к коллективу, к труду, к самому себе, а также формирование целеустремленности, самостоятельности, настойчивости. Другими словами, от того, насколько хорошо сформированы (или формируются) характерологические особенности, зависит успех и результативность обучения детей младшего школьного возраста, а также развитие их личностных качеств, что немало важно в учебном процессе.

Итак, в младшем школьном возрасте под влиянием характера происходят серьезные сдвиги в процессе учения детей, что подготавливает их к вступлению в переломный и потому ответственный период их жизни - подростковый возраст.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий от темперамента к характеру и типологии личности.-М., 2000.
  2. Бодалев А.А. Личность и общение.-М., 1983.
  3. Выготский Л.С. Собр. Соч.: В 6 т.-М., 1982.-Т.1,2.
  4. Гальперин П.Я. введение в психологию.-М., 1976.
  5. Джеймс У. Психология.-СПб., 1992.
  6. Дубровина И.В. и др. Психология.-М., 2001.
  7. Иванников в.А. Психологические механизмы волевой регуляции.-М., 1998.
  8. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии.-Владимир, 1970.
  9. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии.-М., 1972.
  10. Крутецкий В.А. Психология.-М., 1986.
  11. Немов Р.С Психология. Книга 1.-М., 1999.
  12. Немов Р.С. Психология. Книга 3.-М., 1999.
  13. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности.-Ростов-на-Дону, 1996.
  14. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология.-М., 1998.
  15. Пиаже Ж. Избранные психологические труды.-М., 1994.
  16. Рогов Е.И. Психология человека.-М., 2001.
  17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т.-М., 1989.
  18. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий.-М., 1961.
  19. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования.-М., 1966.

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Многофакторный личностный опросник Р.Кэттелла

Опросник имеет две формы А и Б по 187 вопросов. На вопросы можно отвечать тремя способами (согласен, не согласен, промежуточный ответ). Методика рассчитана на взрослых с образованием больше 8 классов.

Имеются варианты опросника для детей и подростков. Возможно индивидуальное и групповое применение методик.

В методике заложен подход к исследованию личности на основе черт, т.е. в результате диагностического обследования выявляется структура личности, в которой выражены те или иные факторы.

Обработка результатов предполагает подсчет первичных баллов и перевод их во вторичные показатели (стены) по переводным таблицам. Эти показатели могут быть от 1 до 10 стенов. Далее на основе полученных стенов по каждой из 16 шкал строится диагностический профиль.

Информация о работе Роль взаимодействия ребёнка и взрослого в формировании характера