Роль взаимодействия ребёнка и взрослого в формировании характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 23:55, дипломная работа

Краткое описание

Каждый ребенок (также, как и взрослый человек) отличается чем-то от других: один особенно интересуется музыкой; другой - спортом; один проявляет способности в области математики, а другой - в области литературного творчества; один горяч, вспыльчив, несдержан, другой спокоен и невозмутим; один трудолюбив и скромен, другой ленив и высокомерен. Дети по-разному относятся к окружающему миру - к другим людям, к природе, к труду, к самим себе. Различные отношения выражаются в поведении, поступках ребенка.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования характера ребёнка
1.1 Понятие о характере 6
1.2 Черты характера, его структура 8
1.3 Основные свойства характера 10
1.4 Типы характера 15
1.5 Взаимосвязь характера с другими сторонами личности 15
1.6 Особенности характера младших школьников 21
1.7 Роль взаимодействия взрослого и ребенка в формировании характера у младших школьников 26
Вывод к главе 1 27
Глава 2. Методы исследования характера младших школьников
2.1 Методика 1. «Конструктивный рисунок человека из
геометрических фигур» 33
2.2 Методика 2. Аутоидентификация типов характера Э.Г.Эйдемиллера 36
2.3 Методика 3. Изучение мотивации достижения успехов 38
Вывод к главе 2 50
Заключение 48
Литература 51

Вложенные файлы: 1 файл

роль.doc

— 350.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, процедура обработки представляет собой:

1)получение сырых баллов;

2)перевод сырых баллов в стены;

3)построение профиля личности;

4) сравнение с нормативами.

Если по каким-либо факторам испытуемым набрано 5 или 6 стенов, характеристики личности по этим факторам считаются невыраженными и не принимаются во внимание при общей интерпретации. Описание индивидуальных особенностей личности обследуемого проводят только по факторам, выходящим за пределы нормы (которая находится в пределах 4-7 стенов), т.е. выраженными считаются только факторы, которые выходят за эти пределы.        

Факторы, выделенные в Кэттелом:

А. Аффектотимия (сердечность, доброта) – сизотимия (обособленность, отчужденность).

В. Интеллект. Высокий интеллект, проницательность, высокоморальные, выдержанные суждения – низкий интеллект, конкретное мышление, суждения низкого морального уровня.

С. Сила «Я». Эмоциональная устойчивость, отсутствие невротических симптомов, реалистическая оценка действительности – эмоциональная лабильность, ипохондрия, нереалистическое отношение к жизни.

D . Флегматичность. Возбужденный (нетерпеливый, невротический) – невозмутимый (терпеливый, настойчивый, предъявляющий требования).

Е. Доминантность – конформность. Напористый (независимый, строгий, не признающий условностей) – уступчивый (зависимый, скромный, следующий общепринятым правилам).

F . Беспечный – озабоченный.  Склонный к воодушевлению (разговорчивый, энергичный) – сдержанный (молчаливый, ригидный).

G . Сила «Сверх-Я». Высокая совестливость (ответственность, ориентация на общество) – пользующийся удобным случаем (не считается с чувствами других, капризен, эксцентричен, непостоянен).

Н. Прамия (смелость) – тректия (робость).  Предприимчивость (общительность, импульсивность, безрассудность, открытость) – застенчивость (уклончивость, сдержанность).

I . Премсия (мягкосердечность, нежность) – харрия (суровость, жестокость). Чувствительность, дружелюбие, мечтательность – твердость, реалистичность.

J . Коастения  – зеппия. Индивидуалистическая – групповая ориентация.

К. Совместимость – нетерпимость. Социальная заинтересованность, чувство ответственности перед людьми, самодисциплина. Добросовествность – нещепетильность, грубость.

L . Протенсия – алаксия. Подозрительность (завистливость, раздражительность, требовательность) – доверчивость (уступчивость, соглашение).

М. Аутия – праксерния. Мечтательность – практичность.

N . Хитроумный – наивный. Светский человек – человек без претензий.

О. Испытывающий чувство вины – самонадеянный. Не уверенный в себе (тревожный, испытывающий чувство долга, депрессивный, чувствительный к социальному одобрению) – уверенный в себе (беспечный. Счастливый, не зависящий от общественного мнения).

Р. Беззаботный – заботливый

Q 1. Радикализм (тенденция мыслить аналитически, свободно) - консерватизм (ригидность);

Q 2. Независимость – стремление полагаться на собственные силы в отличие от людей, которые чувствуют себя зависимо.

Q 3. Обращенность на себя -  связан с различными аспектами «Я-концепции» и варьируется от самоуверенности до невротичности.

Q 4. Напряженность – расслабленность.

Опросник 16 Р F Р.Кэттелла

1. Я думаю, что моя память сейчас  лучше, чем была раньше.

a) да       b) трудно сказать       с) нет

2. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей.

a) да       b) иногда       с) нет

3. Если бы я сказал, что небо  находится "внизу" и что зимой "жарко", я должен был бы  назвать преступника:

a) бандитом       b) святым       c) тучей

4. Когда я ложусь спать, я:

a) засыпаю быстро        b) нечто среднее       c) засыпаю с трудом

5. Если бы я вел машину по  дороге, где много других автомобилей, я предпочел     бы:

a) пропустить вперед большинство  машин       b) не знаю  

c) обогнать  все  идущие впереди машины

6. В компании я предоставляю  другим шутить и рассказывать   всякие истории.                             

a) да         b) иногда          c) нет

7. Мне важно, чтобы во всем, что  меня окружает, не было беспорядка.

a) верно           b) трудно сказать          c) неверно

8. Большинство людей, с которыми  я бываю в компаниях,   несомненно, рады меня видеть.

a) да       b) иногда       c) нет

9. Я бы скорее занимался:

a) фехтованием и танцами        b) затрудняюсь сказать

с) борьбой и баскетболом

10. Меня забавляет, что то, что  люди делают, совсем не похоже  на то, что они потом рассказывают об этом.

a) да            b) иногда              c) нет

11. Читая о каком-либо происшествии, я интересуюсь всеми подробностями.      

a) всегда        b) иногда         c) редко

12. Когда друзья подшучивают  надо мной, я обычно смеюсь  вместе со всеми и вовсе  не обижаюсь.

a) верно       b) не знаю         c) неверно

13. Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро забыть об  этом.

a) верно         b) не знаю       с) неверно

14. Мне больше нравится придумывать  новые способы в выполнении  какой-либо работы, чем придерживаться  испытанных приемов.

a) верно         b) не знаю       c) неверно

15. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это    самостоятельно, без чьей-либо помощи.

a) верно         b) иногда        c) неверно

16. Я думаю, что я менее чувствительный  и легко возбуждаемый, чем большинство  людей.

a) верно       b) затрудняюсь ответить       c) неверно

17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения.

a) верно          b) не знаю          c) неверно

18. Иногда,  хотя и кратковременно, у меня возникало чувство раздражения по отношению к моим родителям.

a) да          b) не знаю          c) нет

19. Я скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли:

a) моим хорошим друзьям         b) не знаю        c) в своем дневнике

20. Я думаю, что слово, противоположное  по смыслу противоположности  слова "неточный" - это:

a) небрежный          b) тщательный          c) приблизительный

21. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо.

a) да            b) трудно сказать           c) нет

22. Меня больше раздражают люди, которые:

a) своими грубыми шутками вгоняют  людей в краску

b) затрудняюсь ответить 

c) создают неудобства для меня, опаздывая на условленную встречу

23. Мне очень нравится приглашать  гостей и развлекать их.

a) верно          b) не знаю       c) неверно

24. Я думаю, что:

a) не все надо делать одинаково  тщательно     b) затрудняюсь сказать

c) любую работу следует выполнять тщательно, если Вы за нее взялись

25. Мне всегда приходится преодолевать  смущение.

a) да          b) возможно        c) нет

26. Мои друзья чаще:

a) советуются со мной       b) делают то и другое поровну

c) дают мне   советы

27. Если приятель обманывает  меня в мелочах, я скорее предпочитаю  сделать вид, что не заметил  этого, чем разоблачить его.

a) да         b) иногда        c) нет

28. Мне нравится друг:

a) интересы которого имеют деловой  и практический характер

b) не знаю c) который отличается глубоко продуманными взглядами на жизнь

29. Я не могу равнодушно слушать, как другие люди высказывают  идеи, противоположные тем, в которые  я твердо верю.

a) верно        b) затрудняюсь ответить         c) неверно

30. Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки.

a) да            b) не знаю          c) нет

31. Если бы я одинаково хорошо  умел и то и другое, то я  бы предпочел:

a) играть в шахматы       b) трудно сказать       c) играть в городки

32. Мне нравятся общительные, компанейские  люди.

a) да            b) не знаю          c) нет

33. Я настолько осторожен и  практичен, что со мной случается  меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми.

a) да           b) трудно сказать       c) нет

34. Я могу забыть о своих  заботах и обязанностях,    когда мне это необходимо.

a) да           b) иногда          c) нет

35. Мне бывает трудно признать, что я неправ.

a) да            b) иногда         c) нет

36. На предприятии мне было  бы интереснее:

a) работать   с машинами и механизмами и участвовать  в  основном производстве       b) трудно сказать       c) беседовать с людьми, занимаясь общественной работой  

37. Какое слово не связано  с двумя другими?

a) кошка          b) близко               c) солнце

38. То, что в некоторой степени  отвлекает мое внимание:

a) раздражает меня          b) нечто среднее        

c) не беспокоит меня совершенно

39. Если бы у меня было много  денег, то я:

a) позаботился бы о том, чтобы  не вызвать к себе зависти 

b) не  знаю              c) жил бы, не стесняя себя ни в чем

40. Худшее наказание для меня:

a) тяжелая работа        b) не знаю      c) быть запертым в одиночестве

41. Люди должны больше, чем они  делают это сейчас, требовать  соблюдения законов морали.

a) да            b) иногда         c) нет

42. Мне говорили, что ребенком я был:

a) спокойным и любил оставаться  один        b) не знаю       c) живым и             подвижным

43. Мне нравилась бы практическая  повседневная работа с различными    установками и машинами.

a) да           b) не знаю          c) нет

44. Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это нелегко для них.

a) да             b) трудно сказать          c) нет

45. Иногда я не решаюсь проводить  в жизнь свои идеи, потому что  они кажутся мне неосуществимыми.

a) верно         b) затрудняюсь ответить         c) неверно

46. Я стараюсь смеяться над  шутками не так громко, как  это делает большинство людей.

a) верно         b) не знаю        c) неверно

47. Я никогда не чувствую себя  таким несчастным, что хочется  плакать.

a) верно         b) не знаю        c) неверно

48. В музыке я наслаждаюсь:

a) маршами в исполнении военных  оркестров        b) не знаю  c) скрипичными соло

49. Я бы скорее предпочел провести  два летних месяца:

a) в деревне с одним или  двумя друзьями        b) затрудняюсь сказать     

c) возглавляя группу в туристском  лагере

50. Усилия, затраченные на составление  планов:

a) никогда не лишаи       b) трудно сказать      c) не стоят этого

51. Необдуманные поступки и высказывания  моих приятелей в мой адрес  не обижают и не огорчают меня.

a) верно         b) не знаю             c) неверно

52. Когда мне все удается, я  нахожу эти дела легкими.

a) всегда        b) иногда       c) редко

51. Я предпочел бы скорее работать:

a) в учреждении,   где мне пришлось бы руководить людьми и все время быть среди них             b) затрудняюсь ответить          c) архитектором, который в тихой комнате  разрабатывает свой проект

54. Дом так относится к комнате, как дерево к:

a) лесу          b) растению        c) листу

55. То, что я делаю, у меня не получается:

a) редко         b) иногда         c) часто

56. В большинстве дел я:

a) предпочитаю рискнуть           b) не знаю                                      

c) предпочитаю действовать наверняка

57. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю.

a) скорее всего это так          b) не знаю         c) думаю, что нет

58. Мне больше нравится человек:

a) большого ума, будь он даже  ненадежен и непостоянен        b) трудно сказать          c) со средними способностями, но зато умеющим противостоять всяким соблазнам

Информация о работе Роль взаимодействия ребёнка и взрослого в формировании характера