Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 22:05, курсовая работа
Задачи работы:
1) Изучить проблему адаптации детей 6 лет к обучению в школе;
2) Изучить направления и методы социально-педагогической помощи детям 6 лет в период адаптации к школе;
3) Изучить особенности адаптации детей 6 лет к школе;
4) Разработать программу социально-педагогической помощи детям 6 лет в период адаптации к школе и проследить динамику результатов исследования по её итогам.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы адаптации детей 6 лет к
школе…………………………………………………………………7
1.1. Проблема адаптации детей 6 лет к обучению в школе в
социально-педагогической литературе……..……………………….7
1.2. Особенности психосоциального развития детей 6 лет …………...14
1.3. Основные направления и методы социально-педагогической
помощи детям 6 лет в период адаптации к школе………………...24
Выводы по главе 1…………………………………………………………….....32
ГЛАВА 2. Социально-педагогическая помощь детям 6 лет в период
адаптации к школе …………………………………..………………33
2.1. Изучение особенностей адаптации детей 6 лет к шко-ле…………33
2.2. Программа социально-педагогической помощи детям 6 лет в
период адаптации к школе………………………………………….38
2.3.Динамика результатов исследования по итогам проведённой
программы …...………………………………………………………45
Выводы по главе 2……………………………………………………….............51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….55
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….59
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы адаптации детей 6 лет к
школе…………………………………………………………………
1.1. Проблема адаптации детей 6 лет к обучению в школе в
социально-педагогической литературе……..……………………….7
1.2. Особенности психосоциального развития детей 6 лет …………...14
1.3. Основные направления и методы социально-педагогической
помощи детям 6 лет в период адаптации к школе………………...24
Выводы по главе 1…………………………………………………………….....
ГЛАВА 2. Социально-педагогическая помощь детям 6 лет в период
адаптации к школе …………………………………..………………33
2.1. Изучение особенностей адаптации детей 6 лет к школе…………33
2.2. Программа социально-педагогической помощи детям 6 лет в
период адаптации к школе………………………………………….38
2.3.Динамика результатов исследования по итогам проведённой
программы …...………………………………………………………45
Выводы по главе 2………………………………………………………........
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Проблема школьной адаптации у младших школьников на первом году обучения остается одной из наиболее острых проблем современной школы. Всестороннее изучение детей «группы риска» в динамике их развития и с учетом социальной ситуации этого развития, анализ проблем, возникающих в их школьной жизни, позволили установить, что в основе этих проблем лежит сложное взаимодействие индивидуальных и социальных факторов, неблагоприятных для гармоничного развития, а пусковым механизмом формирования самих проблем в подавляющем большинстве случаев становится несоответствие предъявляемых к ребенку педагогических требований его возможностям их выполнить.
Под адаптацией понимают процесс развития личности, активное приспособление человека к новой социальной среде, способность изменять и качественно преобразовывать личность.
Процесс школьной адаптации может протекать в разных формах:
активной, пассивной и адаптационно-адаптирующей.
Ранними признаками школьной дезадаптации являются появление неудовлетворительных оценок у детей, прежде хорошо успевающих. Удлинение времени, необходимого для приготовления домашний заданий, появление потребности в помощи родителей или репетиторов, утрата интереса к учебе, страх перед ситуациями, контролирующими уровень знаний (контрольными, зачетами, и т.д.), отказ отвечать у доски, прогулы, отгороженность.
Профилактика и коррекция школьной дезадаптации возможны лишь при кардинальном пересмотре всей системы защиты личности ребенка в школе. Все выше сказанное и позволяет определить актуальность данной темы.
Сегодня современная школа находится в поиске модели обучения, которые могут обеспечить разностороннее развитие личности с учетом индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей. Защита личности ребенка является первостепенной задачей психологической службы школы. Но на сегодняшний день в большинстве случаев социальная служба представлена одним социальным педагогом на почти 1000 детей и подростков, причем психологом, почти полностью подчиненным школьной администрации и служебно и финансово; социальным педагогом, не имеющим организационных связей с системой здравоохранения, социальной защиты, правоохранительными органами, органами опеки и попечительства. Эта служба в лучшем случае способна выполнять заказ просвещенного администратора, будучи полностью зависима от уровня его просвещенности.
Таким образом, к настоящему времени в науке сложилось противоречие между необходимостью изучения проблемы оказания помощи детям 6 лет в период адаптации к школе в работе социального педагога и недостаточной теоретической и методической разработанностью данной проблемы в профессиональной деятельности социального педагога.
На основе противоречия нами была сформулирована проблема исследования: каковы механизмы и условия социально-педагогической помощи детям 6 лет в период адаптации к школе. Решение сформулированной проблемы представляет собой цель исследования: изучить работу социального педагога по оказанию помощи детям 6 лет в период адаптации к школе.
Объект исследования: профессиональная деятельность социального педагога по оказанию помощи детям 6 лет в адаптации к школе.
Предмет исследования: социально-педагогическая помощь детям 6 лет в период адаптации к школе.
Сформулированные объект и предмет исследования позволили в качестве гипотезы выдвинуть следующее предположение, заключающееся в том, что профилактическая деятельность социального педагога способствует наиболее приемлемым способам адаптации детей 6 лет к обучению в школе.
Сформулированные объект, предмет и гипотеза потребовали решение следующих задач:
1) Изучить проблему адаптации детей 6 лет к обучению в школе;
2) Изучить направления и методы социально-педагогической помощи детям 6 лет в период адаптации к школе;
3) Изучить особенности адаптации детей 6 лет к школе;
4) Разработать программу социально-педагогической помощи детям 6 лет в период адаптации к школе и проследить динамику результатов исследования по её итогам.
Методологической основой исследования является принципиальное положение отечественной психологии о деятельностно-личностном подходе к исследованию социально-психологических феноменов поведения человека.
Теоретическими основами исследования являются труды педагогов и психологов: В.И. Гарбузов, А.Н.Леонтьев, И.А. Милославова, В.С. Мухина, Е.А. Панько, Н.А. Свиридова.
В работе использовались следующие методы исследования:
1)теоретические (теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме),
2)эмпирические (эксперимент, наблюдение, беседа) Использованы следующие диагностические методики: 1) «Несуществующее животное» в модификации А.А. Карелиной; 2) анкета «Напряженность адаптации» Т.Н. Князевой; 3) «Отношение ребенка к обучению в школе» Т.Н. Князевой;
3) Математические методы обработки результатов исследования.
Опытно - Экспериментальная база: исследование проводилось в МОУ СОШ №10 п.Лесогорска. В исследовании принимали участие учащиеся 1-го «А» класса (20 человек) 10 девочек и 10 мальчиков.
Ученики 1-го «Б» класса (14 человек) 7 девочек и 7 мальчиков.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что изучены проблемы адаптации детей 6 лет к обучению в школе, а также выявлены направления и методы социально-педагогической помощи детям 6 лет в период адаптации к школе.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что изучены особенности адаптации детей 6 лет к школе, разработана программа социально-педагогической помощи детям 6 лет в период адаптации к школе. Выполненное исследование может получить дальнейшее развитие в практическом применении методов диагностики и программы социально-педагогической помощи детям 6 лет. Материалы исследования могут быть использованы на спецкурсах, курсах по выбору студентами психолого-педагогических ВУЗов в качестве методологических рекомендаций, а также позволит определить психолого-педагогические рекомендации для учителей.
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов по главам,
заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы проблемы адаптации детей 6 лет к
школе
1.1. Проблемы адаптации детей 6 лет к обучению в школе
в социально-педагогической литературе
В первый раз дети, как правило, идут в школу с удовольствием. Однако поддерживать положительное отношение к ней бывает очень не просто даже на протяжении обучения в первом классе. Интенсивная учебная программа, жесткие требования учителей и родителей, хроническое утомление от перегрузок - все это способно вызвать у первоклассников страх перед школой, педагогом, ответом у доски, домашней работой [12].
К основным внешним признакам школьной дезадаптации относятся не только затруднения ребенка в учебе, но и проявление агрессии по отношению к людям и вещам, чрезмерная подвижность, упрямство, неспособность сосредоточиться для работы, повышенная возбудимость. Поэтому ее профилактика становится одной из важнейших задач учителей начальной школы и школьного психолога [16].
С поступлением ребенка в школу в результате обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, в результате которых первоклассники приобретают новые качества, свойственные взрослым людям. На личностное развитие ребенка влияют учебная, игровая, трудовая деятельность, так и само общение. В связи с этим первоклассникам трудно приспособиться, иначе говоря, адаптироваться к совершенно новым условиям. Учебная деятельность должна быть организована системно и целенаправленно, только тогда ученик овладеет успешными основами учения.
Под адаптацией понимают процесс развития личности, активное приспособление человека к новой социальной среде, способность изменять и качественно преобразовывать личность.
Процесс школьной адаптации может протекать в разных формах: активной, пассивной и адаптационно-адаптирующей.
Активная форма взаимодействия ребенка со средой характеризуется стремлением его изменить эту сферу, подогнать ее под собственные правила и представления о нормах и ценностях [45].
Пассивная форма адаптации характеризуется тем, что индивид пассивно воспринимает нормы и правила поведения новой для него социальной группы (класса, детского объединения по интересам), пытаясь пересмотреть свои взгляды и убеждения, уже сложившиеся формы социального поведения.
Адаптационно-адаптирующая форма характеризуется тем, что человек, приспосабливаясь к условиям новой социальной среды, в то же время привносит в эту среду что–то свое – новые способы поведения, общения, деятельности, тем самым изменяя и обогащая среду [20].
Школьные социальные работники взаимодействуют с другим школьным персоналом различными путями: консультируют учителей о потребностях того или иного ребенка, об отношениях в классе.
А.Л.Венгером были выделены пять основных типов неблагоприятного развития младших школьников:
1. «хроническая неуспешность». Нарушение деятельности ведут к неуспеху, который порождает тревогу. Тревога дезорганизует деятельность ребенка и способствует закреплению неудач. Наиболее распространенными причинами «хронической неуспешности»: недостаточная адаптация детей 6 лет к школе; негативная «Я – концепция» ребенка как следствие семейного воспитания.
2. «уход от деятельности». Ребенок погружен в собственный фантазийный мир, уходит в свою жизнь, мало связанную задачами, стоящими перед учеником начальной школы. Причины: повышенная потребность во внимании, которая не удовлетворяется; инфантилизация как проявление незрелости; богатое воображение, которое не находит своего выражения в учебе.
3. «негативистическая
4. «вербализм». Дети, развивающиеся по этому типу, отличаются высоким уровнем развития речи, но задержкой в развитии мышления. Проявляется в демонстративности, связанной с ориентацией на достижениях, и в инфантильности мотивов общения. Причины: «вербализм» сочетается с повышенной самооценкой ребенка и с переоценкой способностей ребенка родителями.
5. «интеллектуализм». Этот тип развития
связан с особенностями
Адаптационный период ученика младшего школьного возраста в первой четверти можно разделить на несколько этапов:
1. Вживание в позицию школьника.
Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, реализовать свое желание, быть услышанным и понятым. Поэтому на первом этапе адаптации, которая длится около недели, учитель, прежде всего, старается познакомить ребят друг с другом, создать доброжелательную атмосферу в классе, дать возможность детям почувствовать себя членами нового коллектива [20].
2. Работа над режимом школьника.
Это следующий этап адаптации. Ученик должен выстроить для себя новый режим дня, он отличается от режима дня в детском саду. Совместно с родителями, учителями первоклассники должны научиться четко распределять время на учебу и отдых.
3. Понятие оценки, самооценки своей
деятельности.
Информация о работе Социально-педагогическая помощь детям 6 лет в период адаптации к школе