Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 22:05, курсовая работа
Задачи работы:
1) Изучить проблему адаптации детей 6 лет к обучению в школе;
2) Изучить направления и методы социально-педагогической помощи детям 6 лет в период адаптации к школе;
3) Изучить особенности адаптации детей 6 лет к школе;
4) Разработать программу социально-педагогической помощи детям 6 лет в период адаптации к школе и проследить динамику результатов исследования по её итогам.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы адаптации детей 6 лет к
школе…………………………………………………………………7
1.1. Проблема адаптации детей 6 лет к обучению в школе в
социально-педагогической литературе……..……………………….7
1.2. Особенности психосоциального развития детей 6 лет …………...14
1.3. Основные направления и методы социально-педагогической
помощи детям 6 лет в период адаптации к школе………………...24
Выводы по главе 1…………………………………………………………….....32
ГЛАВА 2. Социально-педагогическая помощь детям 6 лет в период
адаптации к школе …………………………………..………………33
2.1. Изучение особенностей адаптации детей 6 лет к шко-ле…………33
2.2. Программа социально-педагогической помощи детям 6 лет в
период адаптации к школе………………………………………….38
2.3.Динамика результатов исследования по итогам проведённой
программы …...………………………………………………………45
Выводы по главе 2……………………………………………………….............51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….55
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….59
Исследование проводилось в несколько этапов:
1) Подбор методик по выявлению ос
2) Проведение психодиагностики и анализ полученных данных;
3) Разработка и проведение
4) Повторная диагностика
1) Методика «Несуществующее животное» (модификация А.А. Карелиной)[42].
Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование состояния моторики (в частности моторики рисующей руки). Согласно учению И.М. Сеченова: всякое представление, возникающее в психике, заканчивается движением, «всякая мысль заканчивается движением». Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в существующей группе мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления этого движения. Так, например, образы и мысли, вызывающие страх, вызывают в мышцах ног и рук напряжение, что оказывается необходимым в случае ответа на страх бегством либо защитой с помощью рук (заслоняться, ударить). При выполнении рисунка лист бумаги представляет собой модель пространства, и кроме состояния мышц, фиксирует человека к пространству, то есть возникшую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания (так, на листе бумаги-модели пространства – левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными эмоциями, с неуверенностью, пассивностью, а правая часть листа и верх – с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действий) (Приложение 1).
2) Методика «Отношение ребенка к обучению в школе» (автор Т.Н. Князева) [29].
Задача этой методики – определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, то есть выяснить, есть ли у них интерес к обучению.
Даже если у ребенка все в порядке с его познавательными процессами, и он умеет взаимодействовать с другими детьми и взрослыми людьми в совместной деятельности, о ребенке нельзя сказать, что он полностью адаптирован к обучению в школе (Приложение 2).
3) Анкета «Напряженность адаптации» (автор Т.Н. Князева) [29]. позволяет оценить успешность адаптации ребенка к обучению и выявить отклонения в состоянии ребенка, свидетельствующие о нарушении адаптации и значительном напряжении организма. В анкете приведены показатели поведения и состояния ребенка в школе (Приложение 3).
После проведения первой диагностики ученики контрольной группы показали следующие результаты.
По анкете «Напряженность адаптации» (автор Т.Н. Князева) большинство учеников показали средние результаты (Приложение 4). Это говорит о том, что адаптация учеников протекает в норме и значительных проблем и нарушений у этих учеников к школе и школьным процессам не возникает. Лишь двое учеников (А Р. и Р А.) по анкете «Напряженность адаптации» показали низкие результаты. По мнению социального педагога, эти дети практически не адаптированы к школе. Эти ученики отрицательно относятся к школе, предъявляемые требования воспринимают не адекватно, на уроках не внимательны, учебный материал усваивают с большим трудом. Данные ученики на уроки часто приходят не подготовленными, это говорит о том, что дома с ними просто некому заниматься, эти дети представлены сами себе. У этих детей сложились плохие отношения с одноклассниками, остальные дети просто исключают возможность общения с данными детьми.
По методике «Отношение ребенка к обучению в школе» (автор Т.Н. Князева) ученики контрольной группы показали следующие результаты (Приложение 5). Большинство учеников показали средние результаты. Это говорит о том, что дети практически адаптированы к школе, но на данном этапе обучения у них все-таки возникают проблемы в поведении, общении с взрослыми. Но также есть дети, которые показали очень низкие результаты. По словам социального педагога, эти дети полностью не адаптированы к школе, они постоянно забывают школьные принадлежности, плохо ведут себя на уроках, на замечания учителя не как не реагируют. Эти дети из неблагополучных семей, дети полностью представлены сами себе, родители с ними не занимаются, не помогают им решить возникшие проблемы.
По методике «Несуществующие животное» (модификация А.А. Карелиной) большинство детей контрольной группы показали, что у них у многих на данный момент обучения возникает страх перед учебой, у некоторых учеников, анализируя их рисунки, наблюдается отрицательные эмоции, пассивность, агрессивность. У некоторых учеников также проявляется неуверенность, низкая самооценка, нерешительность в своих действиях. Двое учеников, которые показали низкие результаты по выше указанным методикам, просто отказались выполнять задание по этой методики. Они стали плохо себя вести, мешать другим ученикам выполнять задание, на замечания учителя не реагировали, регламентируя свой отказ тем, что они просто устали и что это им совсем не интересно.
После проведения первой диагностики дети экспериментальной группы показали следующие результаты.
Результаты анкеты «Напряженность адаптации» (автор Т.Н. Князева) показали, что большинство детей показали средние результаты (Приложение 6). Это говорит о том, что дети практически адаптировались к школе за столь короткий период, но в сеже у них возникают некоторые проблемы, трудности в обучении. Большинство проблем возникает с поведением в школе. Так как дети не давно пришли в школу из дошкольных учреждений и у них до этого возраста преобладает игровая деятельность. Также несколько учеников показали высокие результаты. По словам социального педагога, эти дети полностью адаптированы к школе. Учебный процесс воспринимают как должное, замечаний к этим детям нет. Все они из благополучных семей, где родители уделяют много времени. Но также присутствуют дети, которые показали низкие результаты. Данные дети учебный материал усваивают с трудом, отрицательно относятся к учебному процессу, на замечания учителя не реагируют, очень не внимательны на занятиях.
По методики «Отношение ребенка к обучению в школе» (автор Т.Н. Князева) большинство детей экспериментальной группы показали средние результаты (Приложение 7). Это говорит о том, что дети также как и дети контрольной группы адаптированы, но также на этом этапе у них возникают некоторые проблемы связанные с трудностями в обучении, поведения, общения. Но есть дети, которые показали низкие результаты методики. По мнению социального педагога, они очень отстают в интеллектуальном развитии, по сравнению с другими детьми. Эти дети с большим трудом усваивают школьный материал, в классе с ними никто не общается, стараются обходить стороной.
По анализу результатов методики «Несуществующие животное» (модификация А.А. Карелиной) также наблюдается у некоторых детей пассивность к обучению, агрессия. Практически у всех детей проявляется тревога. Также у детей экспериментальной группы была выявлена нерешительность, завышенная и заниженная самооценка. У некоторых детей, анализируя рисунки, было выявлено недовольство, проявление грубости.
Сравнивая на данном этапе полученные результаты исследования обеих групп, можно сделать следующий вывод, что на данном этапе существенных отличий между ними нет. В каждой группе присутствуют дети, которые не адаптированы к школе, и у этих детей наблюдаются аналогичные проблемы, связанные с адаптацией к школе. Также в этих группах дети показали в большинстве средние результаты. Это говорит о том, что дети в обеих группах практически адаптированы к школе, но у них тоже возникают некоторые затруднения. Для того чтобы дети адаптировались к школе, с ними надо проводить развивающие занятия, которые помогут решить проблемы на данном этапе.
2.2. Программа социально-
Решение проблемы адаптации к обучению в школе детей 6 лет связано с резервами этого возраста. Именно в этом возрастном периоде формируются необходимые психо–социальные механизмы, которые позволяют детям адекватно принимать новые условия учебной деятельности. Однако, как известно, не у всех детей этот механизм формируется соответственно возрасту.
Адаптация к обучению в таком возрасте не происходит одномоментно, тем более у детей, которые отстают в развитии. Для того чтобы адаптация к обучению в школе детей 6 лет проходила успешно, нами была проведена коррекционно-развивающая программа. Цель этой программы – помочь детям раскрыть имеющийся потенциал и не допустить превращение недостатков развития в проблемы, помочь ребёнку активно приспособиться к новой социальной среде, изменить и качественно преобразовать личность.
Занятие 1. Снятие эмоционального напряжения.
Цель — снять психо-эмоциональное напряжение.
Задачи:
1. снятие утомляемости, тревожности, речевых и мышечных зажимов;
2. укрепление эмоциональной устойчивости, повышение настроения;
3. повышение готовности к деятельности.
Ход реализации. Все дети без исключения проявили интерес ко всем пяти упражнениям. После проведения этого блока упражнений у детей снизилось внутреннее напряжение. Детям особо понравилось упражнение «Гимнастика».Они все дружно выполняли требуемые упражнение.
Занятие 2. Формирование эмоциональной и волевой сферы.
Цель — развить произвольную активность у детей. Сформировать их эмоциональную и волевую сферу.
Задачи:
1. развитие раскованности, произвольности;
2. снятие напряженности, страхов; снижение возбужденности детей.
3. развитие выразительных движений ребенка, его коммуникативных способностей.
1. Упражнение «Поссорились два петушка»
Ход реализации. Все дети без исключения проявили интерес к играм. У них заметно улучшилось настроение. Дети с радостью проиграли все сценки требуемые в упражнениях. Большее участие в сценках приняли девочки. мальчики по началу стеснялись, но вскоре вся скованность прошла.
Занятие 3. Развитие памяти.
Цель: развить различные виды памяти у детей в группе.
Задачи:
1. Упражнение «Стихотворение».
2. Упражнение «Повтори за мной».
3. Упражнение «Запомни движение».
4. Упражнение «Запомни свою позу».
5. Упражнение «Слушай и исполняй!».(Приложение 16).
Ход реализации. Некоторым детям упражнения довались легко, а некоторые испытывали затруднения в ходе проведения занятия. Два мальчика(Коля и Петя) с затруднением выполнили упражнения «Повтори за мной» и «Запомни движение» так как, у мальчиков плохо развито внимание. Они постоянно отвлекаются от дела.
Занятие 4. Развитие внимания.
Цель: развить концентрацию внимания и удерживание его длительное время на одном предмете.
Задачи:
1.Подготовить помещение для проведения тренинга.
2.Создать благоприятную обстановку в группе.
3.Следить за испытуемыми.
4.Подвести итоги
1. Упражнение «Послушаем!».
2. Упражнение «Будь внимателен!».
3. Упражнение «Слушай звуки!».
4. Упражнение «Канон».
5. Упражнение «Зеваки».(
Ход реализации. В ходе упражнений наблюдались трудности с запоминанием некоторых звуков (в музыкальных произведениях), но в целом дети с интересом участвовали во всех упражнениях. А девочки ( Вера и Лена) с радостью и без проблем выполняли все упражнения в этом блоке. У них явные способности к музыке, которые необходимо развивать.
Занятие 5. Развитие мышления и речи.
Цель: развить мыслительные операции, мышление и речь.
Задачи:
1.Подготовитьпомещение для проведения тренинга.
2.Объяснить цель очередного упражнения.
3.Следить за обстановкой в группе.
4.Ответить на вопросы возникшие во время тренинг.
5.Подвести итоги тренинга.
1. Упражнение «Ну-ка отгадай!».
2. Упражнение «Картинки-загадки».
3. Упражнение «Парные картинки».
4. Упражнение «Определим игрушку»
5. Упражнение «Лишняя игрушка».(
Ход реализации. Большинство детей не испытывали особых трудностей во время занятия, но некоторые не проявляли к упражнениям должного интереса. Два мальчика постоянно отвлекались и мешали другим детям полностью погрузиться в знанятие.Но вскоре ситуация была разрешена.
Занятие 6. Развитие фантазии ребёнка в процессии игры.
Цель: развить фантазию ребёнка в процессе игры.
Задачи:
1. Упражнение «Сочини предложение».
2. Упражнение «Противоположность»
3. Упражнение «Определения».
4. Упражнение «Придумай загадку».
5. Упражнение «Искусство
Ход реализации. В процессе проведения занятия дети испытывали небольшие трудности с сюжетом историй и загадок, но в целом занятие прошло успешно.Все дети с радостью придумывали различные истории, где они выступали в главной роли. В целом у всех детей фантазия развита хорошо.
Занятие 7. Развитие воображения.
Цель: развить активное воображение, снять напряжение в процессе общения.
Задачи:
1.Подготовить помещение для проведения тренинга.
2.Подготовить нужную музыку, карандаши, чистые листы.
3.Создать благоприятную обстановку в группе.
Информация о работе Социально-педагогическая помощь детям 6 лет в период адаптации к школе