Социально-педагогическая помощь детям 6 лет в период адаптации к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы:
1) Изучить проблему адаптации детей 6 лет к обучению в школе;
2) Изучить направления и методы социально-педагогической помощи детям 6 лет в период адаптации к школе;
3) Изучить особенности адаптации детей 6 лет к школе;
4) Разработать программу социально-педагогической помощи детям 6 лет в период адаптации к школе и проследить динамику результатов исследования по её итогам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы адаптации детей 6 лет к
школе…………………………………………………………………7
1.1. Проблема адаптации детей 6 лет к обучению в школе в
социально-педагогической литературе……..……………………….7
1.2. Особенности психосоциального развития детей 6 лет …………...14
1.3. Основные направления и методы социально-педагогической
помощи детям 6 лет в период адаптации к школе………………...24
Выводы по главе 1…………………………………………………………….....32
ГЛАВА 2. Социально-педагогическая помощь детям 6 лет в период
адаптации к школе …………………………………..………………33
2.1. Изучение особенностей адаптации детей 6 лет к шко-ле…………33
2.2. Программа социально-педагогической помощи детям 6 лет в
период адаптации к школе………………………………………….38
2.3.Динамика результатов исследования по итогам проведённой
программы …...………………………………………………………45
Выводы по главе 2……………………………………………………….............51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….55
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….59

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 838.00 Кб (Скачать файл)

Замечание: — Команда дается только на выполнение спокойных движений. Игра выполняется до тех пор, пока дети хорошо слушают и контролируют себя.

Приложение 16

 Упражнение  «Стихотворение»

Заучивание стихотворения С. Маршака «Пожалуйста, потише!»

Заранее записанные слова заучиваемого стихотворения — на разноцветных полосках бумаги. Подклеить их кусочками материала, который прикрепить к фланели.

Все сообща читают стихотворение. Затем кто-либо забирает одно выражение. Дети снова читают стихотворение, без труда добавляют недостающую фразу. Затем еще забирают одно выражение и т. д. Фразы снимаются до тех пор, пока на фланели ничего не останется. За время этой игры дети запоминают стихотворение.     

С. Маршак «Пожалуйста, потише» (отрывок):

Пожалуйста, потише!

Пожалуйста, потише!

Совсем не обязательно кричать.

Ведь вас и так услышат,

Ведь вас и так услышат

Попробуйте все тихо рассказать,

О том, что мы вчера ходили в гости,

Что папа подарил велосипед,

У дедушки к дождю разнылись кости,

А между прочим, дождика все нет.

Пожалуйста, потише!

Пожалуйста, потише!

Спокойно говори, а не кричи!

Пожалуйста, потише!

Пожалуйста, потише!

Тсс!.. Тсс... Чччч!

 

Упражнение «Повтори за мной»

Вариант I. Ведущий сидит за столом, дети стоят вокруг него. Ведущий простукивает определенный ритм концом карандаша по столу. Ритмическая фраза должна быть короткой и четкой. Один из детей (по желанию) повторяет ритм. Затем ведущий спрашивает детей: «Правильно ли Саша повторил?» Если кто-то из детей считает, что неправильно, он предлагает свою версию (простукивает ритм).

Вариант II. Ведущий играет на фортепьяно короткую мелодичную фразу. Одному из детей предлагается повторить ритм этой фразы ударами карандаша по столу. Далее как в варианте I.

Упражнение «Запомни движение».

Ведущий показывает детям движения, состоящие из 3—4 действий. Дети должны повторить эти действия, сначала в том порядке, в котором показал ведущий, а затем в обратном порядке.

Движение 1. Присесть, встать, поднять руки—опустить руки.

Движение 2. Поднять руки ладонями вверх («собираю дождик»), повернуть ладони вниз, опустить руки вдоль туловища, поднять руки по бокам в разные стороны.

Движение 3. Отставить правую ногу вправо, приставить правую ногу, отставить левую ногу влево, приставить левую ногу.

Движение 4. Присесть, встать, повернуть голову вправо, повернуть голову прямо.

 Упражнение «Запомни свою позу».

Каждый ребенок стоит «на своем месте». По команде ведущего все дети должны принять определенные позы (по желанию). Ведущий обходит детей и тем детям, которое приняли одинаковые позы, он предлагает сменить их.

Затем играется веселая музыка. Под музыку дети двигаются, танцуют, бегают и проч. (1—1,5 мин). Музыка внезапно обрывается, дети должны быстро разбежаться по своим местам и принять те позы, которые они «учили» в начале игры.

 Упражнение «Слушай и исполняй!».

Ведущий называет несколько действий, но не показывает их. Разрешается повторить это задание 1-2 раза. Затем дети должны повторить эти действия в своих движениях в той последовательности, в какой они были названы ведущим.

Задание 1. Повернуть голову направо, повернуть голову прямо, опустить голову вниз, повернуть голову прямо.

Задание 2. Поднять правую руку вверх, поднять левую руку вверх, опустить обе руки.

Задание 3. Повернуться налево (на 90°), присесть, встать.

Задание 4. Поднять правую ногу, стоять на одной левой ноге, поставить правую ногу.

 Упражнение «Испорченный телефон».

В группе детей по их желанию выбирается один водящий. Затем вся группа детей становится к нему спиной и никто не подглядывает. Ребенок подходит к одному из детей и втайне от других показывает ему какую-то позу (он ее выдумывает сам).

Затем водящий отворачивается и отходит в сторону. Ребенок, которому показали позу, выбирает другого участника и показывает ему ту позу, которую он увидел... и т. д.

Когда всем детям показана поза, они встают в круг лицом друг к другу. Водящий показывает свою позу, и тот из детей, кто закончил игру последним, тоже показывает свою позу. Первая и последняя позы сравниваются.

Замечание: Позы должны быть разными. Если дети стесняются и переживают, что их позы разные, объясните им, что так и должно быть. Расскажите про «испорченный телефон».

Приложение 17

 Упражнение  «Послушаем!».

Ведущий:

  • Сели! Послушаем, что творится на улице.
  • Приготовились, слушаем!
  • Кто что слышал?

(Дети в быстром темпе отвечают)

  • Спасибо.
  • Послушаем, что творится в коридоре. И т. д.
  • Послушаем, что творится в классе.
  • Приготовились. Слушаем!
  • Кто что слышал?

 Упражнение «Будь внимателен!».

Дети стоят группой, свободно. Каждый ребенок находится на расстоянии от другого примерно 0,5 м. Звучит маршевая музыка (исполнение на фортепьяно или в записи, рекомендуется «Марш» С. Прокофьева). Дети маршируют под музыку свободно, у кого как получается. В ходе марширования руководитель игры произвольно, с разными интервалами и вперемешку дает команды. Дети реализуют движение в соответствии с командой.

Команда            Движение                                                                                                .

«Зайчики!»       Дети прыгают, имитируя движение зайца.

«Лошадки!»             Дети ударяют ногой об пол, как будто лошадь бьет копытом.

«Раки!»       Дети пятятся, как раки (спиной).

«Птицы!»       Дети бегают, раскинув руки (имитация полета птицы).

«Аист!»       Стоять на одной ноге.

«Лягушка!»      Присесть и скакать вприсядку.

«Собачки!»     Дети сгибают руки (имитация движения — «собака служит») и лают.

«Курочки!»           Дети ходят, «ищут зерна» на полу и произносят звуки «ко-ко-ко!».

«Коровки!»          Дети встают на руки и ноги (4 ноги у коровы) и произносят «му-у-у!»

Занятия проводятся в большой комнате, на ковре. Обязательно следует иметь либо инструмент (фортепьяно) и музыкального работника, или магнитофон с записями.

 Упражнение «Слушай звуки!».

Ведущий договаривается с детьми о том, что, когда он нажмет определенную клавишу, они примут соответствующую позу. Когда ведущий будет исполнять музыку, дети свободно двигаются в пространстве комнаты (можно предложить ходить по кругу).

Звук Поза                                                                          .

Нажимается                            Поза «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч,

клавиша                                    руки слегка разведены в локтях и висят, 
       нижнего   регистра.                        голова наклонена к  левому плечу).                                                              

Нажимается                            Поза «тополя» (пятки вместе, носки врозь, ноги                                   

клавиша верхнего                       прямые,руки подняты  вверх, голова запрокинута                      

регистра                                      назад, смотреть на кончики пальцев рук).                                     Замечания:

  1. До начала игры рекомендуется «выучить» каждую позу и прорепетировать: хлопки, поза.
  2. Желательно, чтобы дети двигались свободно, без нормирования. Для этого проводить игровые занятия следует в большой комнате (зале) и на ковре, паласе. Расстояние между детьми должно быть примерно 0,5 м. Если помещение небольшое, предложите детям двигаться по кругу.

4. Упражнение «Канон».

Звучит музыка Ф. Бургмюллера «Кавалькада» (или любая другая, но с хорошо акцентированными тактами. Необходимо выбирать такую музыку, в которой акценты ставятся на первый ударный звук такта).

Дети стоят друг за другом по кругу. На первый такт поднимает руку первый ребенок, на второй — второй, на третий — третий и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, они так же по порядку начинают поднимать левую руку. После того, как левую руку поднимут все дети, они начинают снова друг за другом поднимать правую руку.

5. Упражнение «Зеваки».

 Дети идут по кругу, друг  за другом, держась за руки. По сигналу ведущего («Стоп!») останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются на 180° и начинают движение в другую сторону. Направление меняется после каждого сигнала.

Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры и садится на стул в комнате. Игра может закончиться, когда 2—3 детей остаются в игре. Они торжественно объявляются победителями, все хлопают.

Приложение 18

Упражнение «Ну-ка отгадай!».

Группа детей делится на две подгруппы. Первая подгруппа тайно от второй задумывает какой-либо предмет. Вторая группа должна отгадать предмет, задавая вопросы. На эти вопросы первая группа имеет право отвечать только «да» или «нет».

Дети из первой подгруппы встают по прямой линии друг за другом. Напротив них встают дети из второй подгруппы. Сначала задает вопрос первый ребенок из второй подгруппы: «Оно живое?» Первый ребенок из первой подгруппы отвечает: «Да». Затем задает вопрос второй ребенок из второй подгруппы: «Я его видел?» Второй ребенок из первой подгруппы отвечает: «Да» и т. д.

После угадывания предмета подгруппы меняются ролями.

Замечания по игре:

  1. Предлагайте детям вопросы, отражающие операции синтеза и классификации: «Оно живое (или мертвое)?»; «Это что?» «Оно находится в доме?»; «Оно находится на улице?»; «Это животное?»; «Это — человек?» и т. п.
  2. Если в течение 8—10 минут предмет не угадан, целесообразно его назвать, чтобы ребята не заскучали.
  3. Ребятам из первой подгруппы рекомендуется загадывать известные всем предметы.

Упражнение «Картинки-загадки».

Из группы детей выбирается один водящий, остальные — садятся на стулья, они должны отгадывать.

Учитель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото). Водящий подходит к учителю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети из группы предлагают свои версии. Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.

 

Упражнение «Парные картинки».

Используются картинки из 2-х наборов детских лото. Группа детей делится пополам. Каждый ребенок получает по четыре картинки. Дети из первой группы по очереди описывают предмет, нарисованный на одной из имеющихся у них картинок, не показывая их. Тот ребенок, у которого, по его мнению, есть эта картинка, показывает ее. Если ответ правильный, обе картинки откладываются в сторону (в общую коробку, например). Если ответ неправильный, первый ребенок повторяет свое описание, сделав его более подробным и детализированным.

После того, как все дети из первой группы описали по одной картинке, роли меняются. Теперь дети из второй группы также по очереди описывают свои картинки, а дети из первой группы отгадывают их.

В целом происходят 4 смены ролей, соответственно четырем карточкам, имеющимся у каждого ребенка.

 Упражнение «Определим игрушку».

Каждый ребенок приносит на игру какую-либо игрушку. Из группы выбирается один водящий. На 3—5 минут он выходит за дверь. В его отсутствие учитель с ребятами придумывает какую-либо историю, в которой главным персонажем выступает одна из принесенных игрушек.

Все игрушки, в том числе и игрушка — игровой персонаж, расставлены на столах или стульях. Приглашается водящий ребенок. Ребята из группы поочередно рассказывают ему придуманную историю, не называя главного персонажа, а замещая его название местоимением «он» или «она». История рассказывается в течение 3-5 минут.

Если угадывание произошло правильно, выбирается другой водящий и игра повторяется. Если ответ неправильный, ребята дополняет рассказанную историю так, чтобы помочь водящему новыми деталями, не называя при этом задуманную игрушку. Ведущий должен показать игрушку, являвшуюся главным персонажем рассказанной истории.

 Упражнение «Лишняя игрушка».

Дети приносят с собой игрушки из дома. Группа ребят делится на две подгруппы. Первая подгруппа на 2-3 минуты выходит из комнаты. Вторая подгруппа отбирает 3 игрушки из тех, что принесены. При этом две игрушки должны быть «из одного класса», а третья — из другого. Например, с куклой и зайчиком кладут мячик.

Входит первая группа и, посовещавшись, берет «лишнюю игрушку» — ту, которая, по их мнению, «не подходит». Так, в данном примере, «лишняя игрушка» — это мячик (кукла и зайка — живые, а мячик — нет).

Если ребята легко справляются с тремя игрушками, их число можно увеличить до 4-5, но не более 7. Кроме этого, игрушки можно заменить картинками из детского лото (тогда игра будет называться «лишняя картинка»).

 

 

Приложение 19

 Упражнение  «Сочини предложение».

Учитель предлагает группе 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов.

Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.

Замечания к игре:

  1. Стимулируйте у детей стремление к составлению нестандартных, оригинальных предложений.
  2. Если дети легко справляются с придумыванием предложений по двум заданным словам, в следующий раз предложите им 3 слова для составления предложений.

Информация о работе Социально-педагогическая помощь детям 6 лет в период адаптации к школе