Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 22:05, курсовая работа
Задачи работы:
1) Изучить проблему адаптации детей 6 лет к обучению в школе;
2) Изучить направления и методы социально-педагогической помощи детям 6 лет в период адаптации к школе;
3) Изучить особенности адаптации детей 6 лет к школе;
4) Разработать программу социально-педагогической помощи детям 6 лет в период адаптации к школе и проследить динамику результатов исследования по её итогам.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы адаптации детей 6 лет к
школе…………………………………………………………………7
1.1. Проблема адаптации детей 6 лет к обучению в школе в
социально-педагогической литературе……..……………………….7
1.2. Особенности психосоциального развития детей 6 лет …………...14
1.3. Основные направления и методы социально-педагогической
помощи детям 6 лет в период адаптации к школе………………...24
Выводы по главе 1…………………………………………………………….....32
ГЛАВА 2. Социально-педагогическая помощь детям 6 лет в период
адаптации к школе …………………………………..………………33
2.1. Изучение особенностей адаптации детей 6 лет к шко-ле…………33
2.2. Программа социально-педагогической помощи детям 6 лет в
период адаптации к школе………………………………………….38
2.3.Динамика результатов исследования по итогам проведённой
программы …...………………………………………………………45
Выводы по главе 2……………………………………………………….............51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….55
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….59
4.Следить за испытуемыми.
5.Подвести итоги.
1. Упражнение «Воображение».
2. Упражнение «Рисование в
3. Упражнение «Запрет на слово».
4. Упражнение «Тень».
5. Упражнение «Художник».(
Ход реализации. В процессе занятия требовалось вмешательство социального педагога т.к.дети сбивались выполняя упражнения. Были трудности с такими упражнениями как « Запрет на слово» и «Тень».У некоторых детей наблюдался явный страх к неумению хорошо рисовать.
Занятие 8. «Секреты нашей памяти».
Цель: расширить объем произвольной и непроизвольной памяти.
Задачи:
1. расширение объема и развития памяти;
2. развитие произвольного
3. создать благоприятную
4. Подвести итог.
Ведущий рассказывает о важности памяти для человека и обращается к ребятам с вопросом о том, как можно убедиться в огромной роли памяти для жизни людей.
Упражнение 1. «Снежный ком».
Упражнение 2. «Запомни порядок!».
Упражнение 3. «Кто что сделал?».
Упражнение 4. «Узнавание фигур». (Приложение 21).
Ход реализации. Так как упражнения были ролевые все дети с успехом справились с занятием. В ходе выполнения этих упражнений выделились лидеры в группе. Но в целом все дети дружно и без особых проблем выполняли все упражнения.
Занятие 9. «Что такое цель и зачем она нужна».
Цель: научить правильной постановки цели.
Задачи:
1. развитие умения определить цель предстоящей деятельности;
2.осознание содержания с
1. Упражнение в определении цели действия.
2. Упражнение. «Цепочка целей». (Приложение 22).
По словам учеников, это занятие им не понравилось. Они говорили, что устали и предлагали играть в другую игру (жмурки, «золотые ворота пропускают не всегда»). При проведении этого занятия также небольшое количество учеников проявили интерес, стремились справиться с заданиями правильно. По словам социального педагога, это дети, которые на протяжении всего обучения показывают высокие результаты в обучении.
Занятие 10. Преодоление неуверенности в себе.
Цель: Сформировать стремление к самостоятельности.
Задачи:
1.развитие навыков
2. формирование мотивации достижения.
3.Следить за испытуемыми.
4. Подвести итоги.
Занятие проводится в форме игр и тренингов, стимулирующих проявление положительных качеств детей, их активности и стремления к преодолению трудностей. Цель данного занятия: на основе самоанализа и взаимоанализа уметь находить в себе, в другом человеке, в различных ситуациях нечто положительное, уметь выделить позитивные характеристики в человеке и в ситуации, стремиться к их достижению.
1. Упражнение «презентация».
2. Упражнение «Комплименты».
3. Упражнение «Причина – следствие».
4. Упражнение «Преобразование». (Приложение 23).
Дети к данному занятию проявили застенчивость, так как в некоторых упражнениях этого занятия детям надо было охарактеризовать себя и одноклассника. Некоторые дети говорили: «Не буду этого делать», «Я не знаю, что говорить о себе и о нем», «Я не хочу». После слов социального педагога с детьми: «Дети давайте соберемся, успокоимся и начнем работать уверенно и с желанием, так как это интересно и поучительно для вашего возраста», дети стали работать уверенней за исключением некоторых учеников, которые выполняли задания без интереса.
В программу вошли занятия по развитию детей в сфере памяти, восприятия, внимания, наблюдательности, а также в связи с их возрастом были задействованы занятия на определения учениками поставленной для них цели, оценивание своей личности и личности сверстника, проведение занятия на особенности общения детей между собой и взрослым. Можно предположить, что данная программа поможет детям 6 лет в решении возникших проблем и поможет подготовить детей к переходу на следующую ступень школьного образования.
2.3. Динамика результатов исследования по итогам проведенной
программы.
После проведения коррекционно-развивающей программы в экспериментальной группе, целью которой являлась социально-педагогическая помощь детям 6 лет в период адаптации к обучению в школе, была проведена повторная диагностика и в экспериментальной, и в контрольной группах. Были использованы те же методики, что и при первичной диагностики: методика «Несуществующее животное» (модификация А.А. Карелиной); методика «Отношение ребенка к обучению в школе» (автор Т.Н. Князева); анкета «Напряженность адаптации» (автор Т.Н. Князева).
Динамика результатов повторной диагностики в контрольной и экспериментальной группе выглядит следующим образом: результаты исследования в экспериментальной группе показали, что после проведения программы в группе произошли некоторые изменения.
По анкете «Напряженность адаптации» после проведения коррекционно-развивающей программы дети экспериментальной группы показали следующие результаты (Приложение 10). Большинство детей показали средние результаты, то есть такие, как и при первичной диагностике. Лишь у некоторых детей результаты немного повысились. По словам социального педагога, на детей благоприятно повлияла программа, дети не видят трудностей в общении со взрослыми, стали более активны на уроках. У детей, которые показали при первичной диагностике низкий результат, после проведения коррекционно-развивающей программы результаты вторичной диагностики повысились и стали ближе к среднему. Это говорит о том, что дети стали постепенно адаптироваться к школе, школьному процессу, стали проявлять интерес к учебе. По мнению социального педагога, это произошло после проведения бесед с родителями и учениками и коррекционно-развивающей работы, которая продолжается и на сегодняшний день с этими детьми со стороны педагога.
По методике «Отношение ребенка к обучению в школе» (Приложение 11) дети экспериментальной группы показали следующие результаты. Большинство учеников показали такие же результаты, что и при первичной диагностике. Это свидетельствует о том, что адаптация к школе у этих детей протекает на том же уровне. По словам социального педагога, у данных учеников после проведения коррекционно-развивающей программы все-таки произошли некоторые изменения. Они стали увереннее общаться со взрослыми, не бояться задавать вопросы, стали активнее и внимательнее работать на уроках. Дети, которые показали низкие результаты при первичной диагностике, после повторной диагностике показали результат, тяготеющий к среднему. Это можно судить по тому, что прошло уже достаточно времени и дети более или менее привыкли к учебному процессу, получили необходимое количество знаний и умений, а также с проведением коррекционной программы дети получили какие то знание по оцениванию личности своих сверстников, по умению общаться со взрослыми. В этом можно наглядно убедиться изучив рис. 1 и 2, где показатели адаптации и готовности к обучению выражены в процентах (%).
.
1 – Благоприятная адаптация; 2 – Напряжённая адаптация; 3 – Выраженное напряжение.
Рис. 1. Результаты анализа анкеты «Напряжённость адаптации» у детей экспериментальной группы.
1 – Ребёнок готов к обучению и полностью к нему адаптирован; 2 – Ребёнок не вполне адаптирован к обучению в школе; 3 – Ребёнок не готов к обучению в школе.
Рис. 2. Результаты анализа методики «Отношение ребёнка к обучению в школе» у детей экспериментальной группы.
По методике «Несуществующее животное», анализируя рисунки детей, можно сделать следующий вывод. На данный момент у некоторых детей исчезли пассивность к учебе, отрицательные эмоции, неуверенность в себе, нерешительность в своих действиях. У других же детей присутствует завышенная или заниженная самооценка, проявляется страх перед учебой. По мнению социального педагога школы, это говорит о том, что у детей возникают проблемы дома с родителями и в школе со сверстниками, иногда они даже склонны к агрессии, на перемене они очень гиперактивны. Для решения данной проблемы, по мнению социального педагога, нужно проводить в первую очередь работу с родителями, которые не предоставляют своим детям внимания, помощи в решении различных проблем.
Динамика результатов повторной диагностики в контрольной группе выглядит следующим образом.
По анкете «Напряженность адаптации» (Приложение 12) большинство учеников показали такие же средние результаты, что и при проведении первой диагностики. Низкие результаты, как при первой так при второй диагностике показали два ученика, оба мальчика из неблагополучных семей, в связи с чем, они отличаются от своих сверстников поведением, общением. В учебном процессе они редко принимают участие, на уроках ведут себя плохо, постоянно отвлекают других учеников от дела, заняты своими делами, на замечания учителя не реагируют, очень много пропускают занятий, в школьных мероприятиях не принимают участия. Делая вывод, можно сказать, что эти два ученика практически не адаптировались к учебному процессу и для этого на данный момент с ними нужно усиленно заниматься занятиями, которые направленные на адаптацию к школьному обучению. Судя по полученным результатам второй диагностики, можно сделать вывод, что учебный процесс протекает у учеников в норме, но можно предположить, что если в этой группе проводилась бы коррекционная программа, то результаты данной группы были бы более заметны и направлены на положительную адаптацию к обучению, в связи с чем результаты учебного процесса стали бы нарастать.
По методике «Отношение ребенка к обучению в школе» (Приложение 13) результаты повторной диагностики ни чем не отличаются от результатов первичной диагностики. Адаптация к школе у детей контрольной группы протекает на том же уровне. У детей возникают проблемы по общению со взрослым, с поведением в школе. Также показали низкие результаты, что и при первичной диагностике, два ученика. По словам социального педагога, это дети, которые практически полностью не адаптированы к школе и школьному процессу. Эти дети отрицательно относятся к школе, требования учителя воспринимают не адекватно, учебный материал усваивают с большим трудом.
По методике «Несуществующее животное» у детей контрольной группы, анализируя их рисунки, до сих пор наблюдаются отрицательные эмоции, страх перед учебой, пассивность. У большинства детей этой группы проявляется низкая самооценка, неуверенность в себе, нерешительность в своих действиях. По мнению социального педагога, это дети с низкими эмоциональной, интеллектуальной сферами. Если на данном этапе с этими детьми не проводить коррекционно-развивающей программы на развитие внимания, памяти, восприятия, мышления, то в дальнейшем у них возникнут ощутимые проблемы в эмоциональной, умственной, интеллектуальной сферах и в развитии адаптации к школе в целом.
При сравнении контрольной группы (1-го «Б» класса) и экспериментальной группы (1-го «А» класса) можно сделать следующий вывод, что после проведения в экспериментальной группе коррекционно-развивающей программы и второй диагностики результаты в какой-то мере стали на много ощутимы, чем в контрольной группе, в которой не проводилась коррекционная программа. В связи с чем, результаты второй диагностики в этой группе не показали значительного роста результатов, а изменения являются просто ничтожными.
Исходя из всего этого, можно предположить, что дети в экспериментальной группе стали более активны на занятиях, понимают, что хочет от них учитель. Благодаря коррекционной программе дети научились, как можно оценить свою личность и личность сверстника, правилам общения со сверстниками, а главное со взрослыми, внедрили в себя навыки по определению поставленных перед ними задач и решения цели.
У учащихся контрольной группы результаты остались практически неизменными, это говорит о том, что дети обучаются по учебной программе, в которой не запланированы программы по подготовке у учеников развития памяти, внимания, наблюдения, восприятия. Таким детям просто необходимы развивающие программы, чтобы повысить свою адаптацию к обучению в школе, так как эти дети только не так давно пришли из дошкольных учреждений и у таких детей преобладает игровая мотивация, внутренняя позиция при общем положительном отношении к школе еще «дошкольная» (дети стремятся сохранить дошкольный образ жизни). В данный момент видна разница между контрольной и экспериментальной группой ( см. таблицу 1).
Таблица 1.
Уровень адаптации к обучению в школе групп детей 6 лет выраженный в процентах (%).
Группа |
Уровень адаптации | |||||
До проведения занятий |
После | |||||
высокий |
средний |
низкий |
высокий |
средний |
низкий | |
Контрольная |
10 % |
70 % |
20 % |
10 % |
70 % |
20 % |
Экспериментальная |
15 % |
65 % |
20 % |
15 % |
80 % |
5 % |
Таким образом необходимо с первых классов школы диагностировать и при первых же проблемах помогать детям решать данные проблемы путем их коррекции, что в действительности приносит результат, пусть не такой ощутимый, но который может помочь ученику решить поставленную перед ним задачу. Если своевременно не решать проблемы которые встают перед учениками первых классов (затрудненное общение со взрослыми, оценка своей личности, развитие познавательных, умственных и интеллектуальных процессов), все это может привести к затрудненной адаптации ребенка к обучению в школе, а в связи с этим могут последовать и другие не менее значительные проблемы в дальнейшей жизни ребенка.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
Теоретическое изучение проблемы социально-педагогической помощи детям 6 лет в период адаптации к школе послужило основой для экспериментального исследования. Оно проводилась на базе МОУ СОШ №10. В нем участвовали ученики 1-го «А» и 1-го «Б» класса. Были использованы следующие методики: «Несуществующее животное» (модификация А.А. Карелиной); методика «Отношение ребенка к обучению в школе» (автор Т.Н. Князева); анкета «Напряженность адаптации» (автор Т.Н. Князева).
В ходе проведения первичной диагностики в экспериментальной и контрольной группе нами были получены следующие результаты. По методике «Отношение ребенка к обучению в школе» дети этих групп показали средние результаты, но также были дети, которые показали низкие результаты. По анкете «Напряженность адаптации» также дети обоих групп показали средние результаты, но и здесь были дети, которые показали низкие результаты. По методике «Несуществующее животное» дети из обеих групп показали пассивность, страх пред учебой, проявляются отрицательные эмоции, агрессия.
Информация о работе Социально-педагогическая помощь детям 6 лет в период адаптации к школе