Социально-педагогическая помощь детям 6 лет в период адаптации к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы:
1) Изучить проблему адаптации детей 6 лет к обучению в школе;
2) Изучить направления и методы социально-педагогической помощи детям 6 лет в период адаптации к школе;
3) Изучить особенности адаптации детей 6 лет к школе;
4) Разработать программу социально-педагогической помощи детям 6 лет в период адаптации к школе и проследить динамику результатов исследования по её итогам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы адаптации детей 6 лет к
школе…………………………………………………………………7
1.1. Проблема адаптации детей 6 лет к обучению в школе в
социально-педагогической литературе……..……………………….7
1.2. Особенности психосоциального развития детей 6 лет …………...14
1.3. Основные направления и методы социально-педагогической
помощи детям 6 лет в период адаптации к школе………………...24
Выводы по главе 1…………………………………………………………….....32
ГЛАВА 2. Социально-педагогическая помощь детям 6 лет в период
адаптации к школе …………………………………..………………33
2.1. Изучение особенностей адаптации детей 6 лет к шко-ле…………33
2.2. Программа социально-педагогической помощи детям 6 лет в
период адаптации к школе………………………………………….38
2.3.Динамика результатов исследования по итогам проведённой
программы …...………………………………………………………45
Выводы по главе 2……………………………………………………….............51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….55
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….59

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 838.00 Кб (Скачать файл)
    •   социально-психологическая помощь семье;
    •   социально-психологическая помощь детям;
    •   медико-психолого-педагогическое консультирование семьи и детей;
  •   помощь в разрешении конфликтных ситуаций, переживаемых деть-                           

    ми;

  •   психологическая коррекция и диагностика отклоняющегося поведе-    

         ния;

    •   проведение профилактических мероприятий;
    •   разработка действенных мер по реализации охраны и зашиты прав ребенка и семьи.

Реализация названных мер возможна путем:

    • своевременной диагностики социально-эмоциональных нарушений и школьной дезадаптации;
    • дифференциального подхода к разрешению ситуации и помощи в ее преодолении;
    • выявление неблагоприятных факторов и воздействие со стороны окружения, приводящих к нарушению поведения, своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптационных воздействий [12].

 К работе по определению адаптации к обучению в школе социальный педагог может привлечь воспитателей подготовительных групп детского сада и учителей первых классов, предварительно ознакомив их с критериями и методикой оценки. Л.А. Венгер и А.Л. Венгер разработали методику, позволяющую соотнести требования школы с возможностями ребенка. Обобщив результаты диагностики адаптации детей к обучению в школе, психолог может рекомендовать следующие меры: запись ребенка в первый класс; отсрочить начало обучения на один год; перевести ребенка в специальную группу детского сада или школьный класс компенсирующего обучения; направить на медико-педагогическую комиссию; осуществлять индивидуальный подход к ребенку с учетом тех или иных выявленных особенностей его подготовки. [11]

В зависимости от выбора той или иной адаптации ребенка к систематическому школьному обучению психолог выбирает основные ее критерии и подбирает соответствующие методики для их диагностики. Например, интеллектуальная подготовленность ребенка к обучению может быть изучена с помощью методик Л.А. Венгера и В.В. Хомовской, шкалы исследования интеллекта дошкольников и младших школьников Д. Векслера, прогрессивных матриц Дж. Равенна (цветной вариант). Ориентационный тест школьной зрелости Я. Йирасека и В. Тихой, тест школьной зрелости А. Керна помогут проверить общую готовность к школе [38].

Можно выделить несколько этапов в работе социального педагога: первый этап называется подготовительный: на данном этапе социальный педагог производит знакомство с факторами среды жизни ребенка, происходит установление контактов, педагогические возможности личности, создание картотеки детей, ведение учета потребностей и возможностей детей, дается краткий анализ состояния работы. Для данных выявлений социальный педагог проводит различные диагностики по определению психического состоянию ребенка, психологические тестирования, а также может проводиться различные беседы, интервью [21].

Организационный этап характеризуется тем, что социальный педагог делает анализ проведенных им диагностик, тестов, а также занимается классификацией проблем детей, изучает возможности организации различных кружков, которые могут заниматься проблемами образования, здоровья, досуга [12].

Главными критериями на этом этапе являются:

- осознание принятия и выполнения  норм коллективной жизни;

- самоконтроль поведения, противодействие негативным влияниям;

- адекватное отношение к педагогическим  воздействиям;

- гармонизация взаимоотношений  взрослых и сверстников;

- адекватное участие в жизни  детских коллективов;

- удовлетворенность своим социальным  статусом и отношениями.  

Третий этап - непосредственно социальная работа: в отношении детей проявляется забота, со стороны социального педагога происходит наблюдение, консультирование, помощь в защите и охране прав ребенка, изучение и анализ сложных ситуаций, осуществление различного рода «вмешательств», координирование педагогически обоснованных выборов средств, форм и методов работы с наблюдаемыми детьми. Дети шести лет имеют возможность оценивать себя как личность, но еще в ограниченных пределах. Из этого следует, что детям этого возраста можно предлагать личностные и поведенческие опросники, опирающие на адекватную самооценку [8].                                                 

Исследование личности ребенка шести лет само по себе затруднительно по той причине, что большинство известных личностных тестов предназначено для взрослых людей и основано на недоступном ребенку самоанализе. Кроме того, многие черты личности в этом возрасте неустойчивы. В распоряжении социального педагога остаются или специальные детские варианты проективных тестов, или метод экспертов, при использовании которого в качестве экспертов по отношению к детям выступают взрослые люди , которые очень хорошо знают данного ребенка [14].

К моменту поступления детей в школу существенно возрастают их индивидуальные различия по уровню психологического развития. Эти различия, прежде всего, проявляются в том, что дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному, межперсональному развитию. Они, следовательно, уже могут по-разному реагировать на одни и те же инструкции и психодиагностические ситуации. Некоторым детям, поступающим учиться в школу, практически вполне доступны тесты, предназначенные для взрослых, другим – менее развитым – только методики, рассчитанные на детей 5- 6 лет . Это особенно касается таких методик, в которых используются вербальные самооценки, рефлексия [23].

Поэтому социальному педагогу прежде, чем применять ту или иную методику к детям шести лет, необходимо удостовериться в том, что она им интеллектуально доступна и не слишком проста для того, чтобы оценить реальный уровень психологического развития, достигнутый ребенком.

В период, когда дети поступают в первый класс, игра преобладает как ведущая деятельность, так как игра вызывает качественные изменения в психики ребенка. В игре дети получают опыт взаимодействия со «взрослым» миром предметов, усваивает нормы и правила социального поведения. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение. Также игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и память. В игровой деятельности ребенок учится замещать одни предметы другими, брать на себя различные игровые роли [30]. Все это способствует развитию воображения.

Через игру ребенок знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней он приобретает основные навыки общения, качества необходимые для установления контакта со сверстниками. Игра заставляет подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли и способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения [3].

Для профессионального самосовершенствования социального педагога нужна примерная модель, в которой были бы указаны необходимые знания, умения и профессиональные важные качества (ПВК). В самом приближенном варианте эту модель можно представить следующим образом. Социальный педагог должен хорошо знать свои личностные особенности, способности, возможности, сильные и слабые стороны, способы компенсации недостатков. Он должен уметь регулировать свои эмоциональные состояния, мобилизовывать свои психологические функции (память, внимание, мышление), осуществлять поиск и анализ необходимой научной, социальной, учебной и профессиональной информации, тренировать профессионально важные качества. Наконец, социальный педагог должен иметь и постоянно развивать в себе профессионально важные качества: интеллектуальность (любознательность, логичность и практичность ума, рефлексивность); социабельность (эмпатия, потребность в социальных контактах и социальном одобрении, коммуникабельность). Очень важным нам представляется сочетание потребности в достижениях, силы «я» и самокритичности, эмоциональной устойчивости, жизнерадостности и оптимизма [21].

Общение социального педагога с детьми требует эмпатии, доброжелательности, внимательности и наблюдательности, большой выдержки, терпения, настойчивости. Все эти профессиональные важные качества социального педагога должны неизменно сочетаться с педагогической интуицией и оптимизмом.

Для того чтобы помочь ребенку, надо, чтобы он сам захотел что-то изменить в себе, научился каким-то способам самопознания, самовоспитания и самообразования. Это означает, что социальный педагог должен иметь представление о психологических закономерностях названных процессов.

В работе с учащимися особую роль играют следующие профессиональные умения: организационные, коммуникативные, психодиагностические, возрастно-индивидуального и семейного консультирования, прогнозирования вариантов развития, психопрофилактики и психокоррекции [38].

Умения социального педагога в данной области связаны с организацией педагогически целесообразного и психологически оправданного общения в системе «учитель – ученик», «ученик – класс»; психологическим анализом учебно-воспитательного процесса с точки зрения его гуманности и развивающего характера; планированием и моделированием педагогической системы школы, как развивающей и развивающейся [15].

На основе применения систем методик социальный педагог может оценивать адаптацию детей  к обучению в школе, их психологическое развитие во время обучения в первом классе.

Психодиагностической оценки подлежат:

1) Общая ориентация детей в  окружающем мире.

2) Отношение ребенка к обучению  в школе.

3) Внимание.

4) Память.

5) Мышление.

6) Речь.

7) Трудовые умения и навыки.

8) Мотивация достижения успехов.

9) Личностные качества.

10) Межличностные отношения [32].

Пользуясь методиками для определения выше сказанного, можно точно определить в каком отношении ребенок готов или не готов к обучению в школе, в чем он больше или меньше продвинулся вперед в своем развитии. Также позволяет выяснить склонности, задатки и способности детей, с первых шагов обучения ребенка в школе вести с ним целенаправленную психодиагностическую работу, связанную с выявлением и развитием его способностей [4].

Таким образом, социальный педагог выполняет в школе большое количество функций: обеспечить благоприятное вхождение ребенка в школьную жизнь, формировать положительные отношения с классом и учителями и просто помогать ребенку в решение возникших проблем. Для всего этого социальный педагог должен расположить к себе ребенка и вызвать у него доверие, а также использовать направления и методы социально-педагогической помощи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

 

Теоретическое изучение проблемы адаптации детей шести лет к школе позволило сделать следующие выводы:

1) в шестилетнем возрасте ребенок приобретает новую ситуацию развития «ребенок – учитель», основной формой организации учебной работы ребенка 6 лет в школе становится урок. Дети 6 лет испытывают трудности при адаптации к новым условиям обучения и воспитания. В этом возрасте у ребенка происходит переход психических познавательных процессов на более высокий уровень. Исследования ученых показывают, что заложенный в этом возрасте опыт во многом предполагает будущее ребенка.

Обобщая достижения психо-социального развития ребенка 6 лет, можно заключить, что в этом возрасте дети отличаются высоким уровнем умственного развития, нормами мышления, смысловым запоминанием.

2) рассматривая проблемы адаптации детей 6 лет к обучению в школе, можно сказать, что адаптация делится на низкую, среднюю и высокую. Для того, чтобы приблизиться к высокому уровню адаптации ребенку в этом возрасте нужно: вжиться в позицию школьника, работать над режимом дня, понимать цели, поставленные учителем, иметь понятие о новой деятельности и не нарушать контроль за усвоением введенных правил, приемов работы. В силу этого ребенку может помочь социальный педагог, но для этого ребенок должен сам этого захотеть.

3) социальный педагог должен сотрудничать и взаимодействовать с педагогами и воспитанниками, он должен быть эмоционально устойчив, спокоен, реально взвешивать сложившуюся обстановку. Он должен уметь мобилизовывать свои психологические функции (память, внимание, мышление). В работе с учащимися особую роль играют следующие профессиональные навыки и умения: организационные, коммуникативные, психодиагностические, возрастно-индивидуального и семейного консультирования, прогнозирования вариантов развития, психопрофилактики и психокоррекции.

Глава 2. Социально-педагогическая помощь детям 6 лет в период адаптации к школе

 

2.1. Изучение особенностей адаптации детей 6 лет к школе

 

Для изучения особенностей школьной адаптации детей 6 лет нами была сформулирована эксперементальная и контрольная группа. Данный эксперимент проводился на базе МОУ СОШ №10 п.Лесогорска. В исследовании принимали участие две группы: контрольная группа (ученики 1-го «Б» класса), экспериментальная группа (ученики 1-го «А» класса).

В контрольной группе обучаются 14 детей, из них 7 мальчиков и 7 девочек. Из представленного нам социальным педагогом социального паспорта видно, что большинство детей из полных семей, также есть дети, у которых один родитель. По словам социального педагога, большинство детей эмоционально устойчивы, правила поведения не нарушают. В целом класс по словам классного руководителя дружный. На уроках все ведут себя хорошо, внимательно.  

В экспериментальной группе обучаются 20 детей, из них 10 девочек

и 10 мальчиков. Большинство детей этой группы проживают в полных семьях, но есть дети, проживающие с одним родителем. По мнению социального педагога, дети данной группы практически все в среднем адаптировались к школе, успешно воспринимают учебную программу. Но есть дети, которые приходят в школу неопрятными, часто забывают школьные принадлежности, общение с учителем затруднено, близких друзей в классе нет. Два мальчика Витя и Саша на уроках ведут себя невнимательно, отвлекаются от учебного процесса.

Информация о работе Социально-педагогическая помощь детям 6 лет в период адаптации к школе