Социально-педагогическая помощь детям 6 лет в период адаптации к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы:
1) Изучить проблему адаптации детей 6 лет к обучению в школе;
2) Изучить направления и методы социально-педагогической помощи детям 6 лет в период адаптации к школе;
3) Изучить особенности адаптации детей 6 лет к школе;
4) Разработать программу социально-педагогической помощи детям 6 лет в период адаптации к школе и проследить динамику результатов исследования по её итогам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы адаптации детей 6 лет к
школе…………………………………………………………………7
1.1. Проблема адаптации детей 6 лет к обучению в школе в
социально-педагогической литературе……..……………………….7
1.2. Особенности психосоциального развития детей 6 лет …………...14
1.3. Основные направления и методы социально-педагогической
помощи детям 6 лет в период адаптации к школе………………...24
Выводы по главе 1…………………………………………………………….....32
ГЛАВА 2. Социально-педагогическая помощь детям 6 лет в период
адаптации к школе …………………………………..………………33
2.1. Изучение особенностей адаптации детей 6 лет к шко-ле…………33
2.2. Программа социально-педагогической помощи детям 6 лет в
период адаптации к школе………………………………………….38
2.3.Динамика результатов исследования по итогам проведённой
программы …...………………………………………………………45
Выводы по главе 2……………………………………………………….............51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….55
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….59

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 838.00 Кб (Скачать файл)

4. Контроль за усвоением введенных  правил, приемов работы.

Учитель фиксирует и наблюдает основные трудности учащихся (кто-то действует слишком быстро, импульсивно, или наоборот медленно, кто-то постоянно проявляет тревогу). Первоклассникам очень трудно в этот период спорить с одноклассниками, отстаивать свою точку зрения, не ссорясь и не обижаясь друг на друга. В этом им должны оказывать обязательно помощь и сами взрослые [32].

Если все эти этапы адаптационного периода прошли для ребенка успешно, то можно сказать, что первый опыт адаптации он прошел. Но если наблюдается, что ребенок постоянно переживает эмоциональный дискомфорт, находится в состоянии внутренней напряженности, настороженности, и многие этапы периода вызывают у него проблемы, то это может привести к школьной дезадаптации. В результате ученик часто становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и даже не хочет идти в школу. У таких детей часто возникают конфликтные ситуации с одноклассниками и взрослыми. И главной причиной школьной дезадаптации часто бывает неправильное семейное воспитание. Бессознательное стремление к отчуждению, неприятие норм и правил любой общности во имя сохранения неизменного «Я» лежит в основе школьной дезадаптации детей, воспитанных в семьях с несформированным чувством «мы» или в семьях, где родителей от детей отделяет стена безразличия. Другая причина школьной дезадаптации младших школьников заключается в том, что трудности в учебе и поведении осознаются детьми в основном через отношения к ним учителя, а причины возникновения дезадаптации часто связаны с отношением к ребенку и его учебе в семье [26].

Особые трудности в адаптации к школе имеют дети с временной задержкой психического развития. Психическое развитие таких детей характеризуется более медленными темпами развития познавательной деятельности и инфантильными чертами в становлении характера. Причины задержки в развитии различны. Они могут быть следствием перенесенного во время беременности токсикоза, недоношенности плода, асфиксии во время родов и так далее. Для данной категории детей характерны повышенная утомляемость, сохранение мотивов деятельности дошкольного возраста, непродуктивность обучении [54].

При исследовании адаптации детей 6 лет к обучению в школе, выделяют три уровня адаптации:

Высокий уровень – ребенок положительно относится к школе; предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; полно овладевает программой, прилежен; внимательно слушает указания учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет интерес к самостоятельной работе, всем предметам; поручения выполняет охотно; занимает благоприятное статусное положение в классе.

Средний уровень-  ребенок положительно относится к школе; понимает учебный материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля; сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет; дружит со многими детьми в классе.

Низкий уровень – ребенок относится к школе отрицательно или безразлично; жалуется на нездоровье; преобладает плохое настроение; нарушает дисциплину; учебный материал усваивает фрагментарно; к самостоятельным занятиям не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно; требует контроля и помощи; нуждается в паузах, пассивен; близких друзей в классе не имеет. Причины полной дезадаптации чрезвычайно многообразны. Они могут быть вызваны несовершенством педагогической работы, неблагоприятными социально-бытовыми условиями, отклонениями в психическом и физическом развитии ребенка [20].

Наблюдение за младшими школьниками позволяет выделить основные сферы, где обнаруживаются трудности адаптации к школе: непонимание детьми специфической позиции учителя, его профессиональной роли; недостаточное развитие общения и способности взаимодействовать с другими детьми; неправильное отношение ребенка к самому себе, своим возможностям, способностям, своей деятельности и ее результатам. В результате недостаточного интеллектуального и психо-моторного развития ребенка шести лет, отсутствия помощи и внимания со стороны родителей и учителей ведет за собой неприспособленность ребенка к предметной стороне учебной деятельности. Для профилактики данной формы дезадаптации необходимо проводить специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендации родителям. У ребенка, который не может выйти за границы семейной общности – семья не выпускает его (чаще это у детей, родители которых бессознательно используют их для решения своих проблем), проявляется школьный невроз, или «фобия школы», - неумение разрешить противоречие между семейными и школьными «мы». Поэтому необходимо подключение школьного психолога – семейная терапия или групповые занятия для детей в сочетании с групповыми занятиями для их родителей. При неправильном воспитании в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей ребенок не может принять темп школьной жизни (чаще встречается у соматически ослабленных детей, детей с задержками развития, слабым типом нервной системы). Для этого необходима работа с семьей, определение оптимального режима нагрузки ученика [17].

Важным свойством, влияющим на адаптацию детей в школе, их успеваемость, является их обучаемость. Под обучаемостью понимается способность ребенка к усвоению знаний и способов учебных действий; способность достигать в более короткий срок высокого уровня усвоения, степень легкости, быстрота усвоения знаний и способов действий; общие умственные способности к усвоению знаний, основ наук.

Показателями обучаемости являются:

- степень самостоятельности в  выделении признаков и оперировании ими, чувствительность учащихся к помощи со стороны взрослых;

- полнота выделения существенных  признаков;

- гибкость мыслительной деятельности;

- устойчивость достигнутых обобщений.

Ребенок, поступивший в школу и испытавший с первых же шагов трудности в учении, не может иметь интереса к получению знаний, но у него, как правило, есть желание учиться и выполнять требование учителя, авторитет которого в младших классах особенно вели [32].

Изучение динамики формирования пониженной обучаемости и возможностей ее изменения у учащихся первых классов выявило следующие особенности:

1) недостаточная самостоятельность  мышления, потребность в постоянной опоре на подсказку, неспособность самостоятельно выделить мысли;

2) чрезвычайная затруднительность  в абстрагировании существенных признаков усваиваемого материала и обобщения их в понятия;

3) стремление работать методом  «проб и ошибок», совершая обобщение в образной форме с опорой на образец;

4) недостаточная гибкость интеллекта, трудность перестройки при переходе в новые условия;

5) неустойчивость интеллектуальной деятельности [26].

 Таким образом ,успешная адаптация детей младшего школьного возраста зависит в конечном итоге от благоприятных условий и содержания учения, деятельности и общения ребенка в семье, детском саду и школе. Взаимосвязанные итоги сформированности познавательных процессов, овладения значимой для данного возраста детей деятельностью, хороший уровень социально-психологического развития ребенка, стимулирование его как субъекта развития со стороны педагога и родителей находят свое выражение в школьной зрелости и обучаемости ребенка [22].

 

1.2. Особенности психосоциального развития детей 6 лет

 

Младший школьный возраст определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка – поступление в школу. Поступивший в школу ребенок занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью.

К концу дошкольного возраста ребенок представляет собой, в известном смысле, личность. Он отдает себе отчет в том, какое место занимает среди людей и какое место ему предстоит занять. Ребенок открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. К этому периоду ребенок уже многое достиг в межличностных отношениях: он ориентируется в семейных отношениях и умеет занять желаемое и соответствующее своему социальному статусу положение среди родных и близким ему людей. Ребенок умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинять себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. Он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не только его собственным к ним отношением, но и тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей [10].

Одним из основных психологических новообразований ребенка 6 лет является развитие рефлексии. Существенным достижением возраста в развитии личности выступает преобладание соподчинения мотивов. Отличительная особенность положения ученика состоит в том, что его учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За нее он несет ответственность перед семьей, учителем, школой и самим собой. В школе в новых условиях приобретенные рефлексивные способности оказывают ребенку хорошую услугу при решении проблемных ситуаций в отношении с учителем, родителями и сверстниками. В тоже время учебная деятельность требует от ребенка особой рефлексии, связанной с умственными операциями [1].

Новая социальная ситуация развития - «ребенок - учитель» вводит ребенка в мир строго нормированных отношений и требует от него организованной произвольности за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, которая становится ведущей деятельностью [21].

Основная форма организации учебной работы детей 6 лет в школе становится урок, на котором все рассчитано до минуты. Здесь всем детям предписано следить за указаниями учителя, четко их выполнять, не отвлекаться. Все эти требования касаются развития разных сторон личности ребенка, психических качеств, знаний и умений [7].

Ученик должен ответственно относиться к учебе, сознавать ее общественную значимость подчиняться требованиям и правилам школьной жизни. Для успешной учебы ему необходимо иметь развитые познавательные интересы, достаточно широкий для этого возраста умственный кругозор. Конечная цель учения – задача, направленная на собственное изменение.

Шестилетние дети испытывают значительные трудности при адаптации к новым условиям обучения и воспитания. Они напряжены психологически: эффект неопределенности, связанный с совершенно новой жизнью в школе, вызывает тревогу и ощущение дискомфорта у шестилетних в большей мере, чем у старших детей. Психические нагрузки и новый режим ломают прежние стереотипы. Возрастные особенности, связанные с этапом интенсивного роста, усугубляют физическое напряжение. Все вместе приводит к тому, что даже у хорошего воспитанного ребенка, который умеет соблюдать правила и режим, изменяется поведение, ухудшается качество сна. Некоторые дети реагируют чрезвычайно остро на новую ситуацию своей жизни. У них проявляется возбудимость, раздражительность. Перегрузки, которые испытывает ребенок, приводят к утомлению. В процессе учебной деятельности шестилетний ученик совершает необходимые волевые усилия при организации внимания, мышления, запоминания. Утомление разрушает работоспособность. Шестилетний ребенок нуждается в доброжелательном контроле и в положительной оценке со стороны взрослого. Правильное поведение в присутствии взрослого – первый этап морального развития поведения. [8]

Общение со взрослыми и сверстниками дает возможность ребенку усваивать эталоны социальных норм поведения. Ребенок в определенных жизненных ситуациях сталкивается с необходимостью подчинить свое поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии детей шести лет становится знание  норм общения и понимания их ценности и необходимости [35].                               

Главной особенностью развития когнитивной сферы детей 6 лет является переход психических познавательных процессов ребенка на более высокий уровень. Это, прежде всего, выражается в более произвольном характере протекания большинства психических процессов (восприятие, внимание, память, представление), а также в формировании у ребенка абстрактно-логических форм мышления и обучении его письменной речи [6].

Развитие мышления. Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение происходит через многочисленные вопросы. Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуацию и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. Ребенок представляет реальную ситуацию и как бы действует с ней в своем воображении. Такое мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно-образным. Образное мышление – основной вид мышления в младшем школьном возрасте [23].

Переход к систематическому обучению в школе, к развивающему обучению, изменяет ориентировку ребенка в окружающих его явлениях действительности. На этой стадии развития мышления ребенок судит об изменениях с эгоцентрических позиций, но переход к усвоению новых способов решения проблем меняет сознание ребенка, его позицию о оценке предметов и изменений, происходящих с ним. Развивающее обучение подводит ребенка к усвоению научной картины мира, он начинает ориентироваться на общественно выработанные критерии.

Самое важное для развития мышления – уметь пользоваться знаниями. Это значит – обобщать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которыми они обладают, и способы действия с ними, тем богаче, шире и успешнее эти знания могут быть использованы, тем выше уровень умственных способностей детей [54].

 При «низком» уровне развития мышления необходимы с самого начала обучения дополнительные индивидуальные занятия, направленные на более полное усвоение учебной программы. В дальнейшем ликвидировать образовавшиеся проблемы будет труднее.

Для повышения уровня развития мышления очень большое значение имеет участие ребенка в коллективных играх. Нужно чаще поручать ему выполнение ролей, требующих принять каких-либо решений.

Информация о работе Социально-педагогическая помощь детям 6 лет в период адаптации к школе