Социально-педагогическая помощь детям 6 лет в период адаптации к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы:
1) Изучить проблему адаптации детей 6 лет к обучению в школе;
2) Изучить направления и методы социально-педагогической помощи детям 6 лет в период адаптации к школе;
3) Изучить особенности адаптации детей 6 лет к школе;
4) Разработать программу социально-педагогической помощи детям 6 лет в период адаптации к школе и проследить динамику результатов исследования по её итогам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы адаптации детей 6 лет к
школе…………………………………………………………………7
1.1. Проблема адаптации детей 6 лет к обучению в школе в
социально-педагогической литературе……..……………………….7
1.2. Особенности психосоциального развития детей 6 лет …………...14
1.3. Основные направления и методы социально-педагогической
помощи детям 6 лет в период адаптации к школе………………...24
Выводы по главе 1…………………………………………………………….....32
ГЛАВА 2. Социально-педагогическая помощь детям 6 лет в период
адаптации к школе …………………………………..………………33
2.1. Изучение особенностей адаптации детей 6 лет к шко-ле…………33
2.2. Программа социально-педагогической помощи детям 6 лет в
период адаптации к школе………………………………………….38
2.3.Динамика результатов исследования по итогам проведённой
программы …...………………………………………………………45
Выводы по главе 2……………………………………………………….............51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….55
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….59

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 838.00 Кб (Скачать файл)

2. Упражнение «Противоположность».

Ведущий показывает группе детей одну картинку. Задача игры состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет. Например, ведущий показывает предмет «чашка». Дети могут назвать следующие предметы: «доска» (чашка выпуклая, а доска прямая), «солнце» (чашку делает человек, а солнце — это часть естественной природы); «вода» (вода — это наполнитель, а чашка — это форма) и т. д.

Каждый ребенок по очереди предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он выбрал именно такой предмет.

3. Упражнение «Определения».

Ведущий показывает одну карточку, на которой нарисован предмет. Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двух задуманных предметов и служащее как бы «переходным мостиком» между ними.

Каждый ребенок отвечает по очереди. Ответ должен быть обязательно обоснован.

Например, даются два слова: «гусь» и «дерево». «Переходными мостиками» могут быть следующие слова: «лететь» (гусь взлетел на дерево), «вырезать» (из дерева вырезали гуся), «спрятаться» (гусь спрятался за дерево) и т. д.

4. Упражнение «Придумай загадку».

Из группы детей выбирается водящий. В его задачу входит придумать загадку. Группа должна эту загадку отгадать. Далее другой ребенок придумывает загадку и т. д.

Дети 6—7 лет очень любят придумывать загадки, игра происходит оживленно.

5. Упражнение «Искусство выдумывания историй».

  1. Ребенку или группе детей предлагается набор слов, которые он должен использовать в придумывании истории, например, бабушка, девочка, волк и поезд.
  2. Надо придумать историю, используя какое-то одно свойство предмета, например, придумать историю про страну, где все из стекла или из мыла и т. п.
  3. Ребенку или группе детей предлагается придумать историю, где все наоборот по сравнению с тем, что ребенок видит на самом деле, например, дети выше ростом, чем взрослые.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 20

1. Упражнение «Воображение».

Ведущий:

—Дети, сядьте удобно (меняется освещение, полусвет).

— Обопритесь на спинку стула. (Слышится музыка С.Баха «Фуга», на экране — слайд с изображением пейзажа русской природы.)

Дети смотрят на экран, сидят расслаблено. Ведущий вполголоса, под музыку комментирует каждый слайд одним предложением. Спокойно, хорошо. Большие паузы открывают возможность «всмотреться» детям в пейзаж.

Ведущий:

—Другой человек есть радость для тебя (слайд с изображением реки, лодки и двоих людей).

—Окружающий мир есть радость для тебя (слайд степи с полевыми цветами).

—Ты — всегда радость для другого (слайд с изображением нежного цветка в травке-муравке) и т. п. И завершает ведущий упражнение словами:

—Всего вам доброго, дети! Берегите себя. Но и других 
берегите, уважайте, любите!

2. Упражнение «Рисование в масштабе».

Дети с ограниченными художественными способностями могут успешно рисовать, накладывая координатную сетку на копируемый рисунок. Для этого взрослый помогает положить листок кальки на оригинал и проводит линии на расстоянии 1,25 см друг от друга — для получения сетки. На чистом листке бумаги рисуется сетка любого масштаба, но состоящая из такого же количества квадратов. Затем ребенку предлагается скопировать оригинал на чистую бумагу, используя в качестве ориентира сетку. Если сетка нарисована карандашом, ее можно стереть, когда рисунок будет переснят.

3. Упражнение «Запрет на слово».

Ведущий (например, педагог, работающий с классом) договаривается с детьми не употреблять в течение дня слово «рука» или «книга». Как только кто-нибудь из участников «заговора» произносит слово, запрещенное в течение этого дня, напротив его имени на доске появляется крест. Суть упражнения состоит в том, что участники должны провоцировать друг друга на употребление именно запрещенного слова. Это требует определенной изобретательности. К тому же надо быть очень внимательным, чтобы не пропустить оговорки других игроков, а также следить за своей речью.

Эта игра обостряет чувство слова, так как приходится постоянно искать слово-заменитель (синоним).

Вариант игры. Вместо запрета слова вы можете договориться заменять его каким-нибудь бессмысленным сочетанием, например «розовые бараны».

4. Упражнение «Тень».

Звучит фонограмма спокойной музыки. Из группы детей выбираются два ребенка. Остальные — «зрители». Один ребенок — «путник», другой — его «тень». «Путник» идет через поле, а за ним, на два-три шага сзади, идет второй ребенок, его «тень». Последний старается точь-в-точь скопировать движения «путника».

Желательно стимулировать «путника» к выполнению разных движений: «сорвать цветок», «присесть», «поскакать на одной ноге», «остановиться и посмотреть из-под руки» и т. д.

5. Упражнение «Художник».

 Из группы детей выбираются 2 ребенка. Остальные — «зрители». Один из выбранных — «художник» (по желанию), другой — «заказывает ему свой портрет». «Художник» внимательно смотрит на своего «заказчика» (1,5-2 мин.). Затем он отворачивается и по памяти описывает внешность первого ребенка.

Замечания:

  1. Если «художник» медлит, разрешается задавать ему вопросы: «Какие у Лены волосы?», «Какие у нее глаза?», «Во что она одета?».
  2. Запрещается высказывание обидных замечаний в адрес детей, фиксирующих какие-либо их физические недостатки.

Учитель должен подчеркивать внешние достоинства детей: «Ну-ка, вспомни, какая Лена красивая?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 21

Упражнение 1. «Снежный ком».

Дети садятся в круг. Ведущий определяет группу предметов, которые будут перечисляться, например, игрушки. Один из участников называет предмет, относящийся к этой группе (например, кукла). Далее по кругу другой участник должен назвать свой предмет, повторив сначала предыдущий (кукла, мяч). Следующий участник называет все предыдущие предметы, затем свой. Ведущий может прервать цепочку, определив новое понятие и далее все продолжается аналогично. [13]

Упражнение 2. «Запомни порядок!».

Выбираются 5—6 детей. Остальные — «зрители».

Из выбранных детей один становится водящим. Другие 4—5 участников выстраиваются в «паровозик». Водящий должен посмотреть на «паровозик» 1 минуту, а затем отвернуться и перечислить детей по именам так, как они стоят в «паровозике».

После этого игроки становятся «зрителями», а «на сцену» выходят другие дети.

Замечание: Если дети устали от игры, стали равнодушными, не продолжайте ее, а переходите к следующей игре. Можно повторить те игры, которые дети уже выполняли и которые вызвали у них оживленный интерес.

Упражнение 3. «Кто что сделал?».

Из группы детей выбираются 3—4 ребенка. Один из выбранных — водящий. Остальные дети — «зрители». 2—3 выбранных ребенка поочередно показывают Водящему какие-то действия. Он смотрит и запоминает. Затем он должен повторить эти действия. В том порядке, в котором он их увидел.

Упражнение 4. «Узнавание фигур».

Детям раздаются карточки с изображениями различных геометрических форм до 8-10 объектов. За одну минуту детям надо запомнить изображенные фигуры (Приложение 8). Для более точного определения качества запоминания рекомендуется прервать работу на 2-3 минуты. После этого детям раздается другая карточка с изображением 15 фигур (Приложение 9), среди которых необходимо отыскать те, которые встречались на карточке №1. Дети обводят те фигуры, которые им кажутся знакомыми, а затем сверяют их с фигурами, которые запоминали. В результате необходимо записать число правильно узнанных фигур.

В конце занятия ведущий просит детей припомнить, в какие игры для развития памяти играли сегодня, понравились ли детям эти игры, что было трудно. Важно напомнить детям, что тренировать память надо постоянно, чем больше упражняешься в развитии памяти, тем больше будешь знать и запоминать. [13]

Приложение 22

Упражнение в определении цели действия.

Ведущий называет действие, которое требуется выполнить, дети определяют его цель (чего человек хочет достичь, выполняя это действие).

- Ученик выполняет домашнее  задание.

- Дедушка читает газету.

- Мама поливает цветы.

- Женщина стирает белье.

- Женщина доит корову.

- Папа ремонтирует машину. [18]

 Упражнение. «Цепочка целей».

Игра предлагается для осознания детьми близких (непосредственных) и далеких (опосредованных) целей. Это необходимо, чтобы ребенок видел и понимал перспективу той деятельности, которую он выполняет в данный момент.

Ведущий называет какую-либо отдаленную (перспективную) цель человека, например, стать космонавтом. Дети должны определить цепочку промежуточных целей, выполнение которых сможет привести к задуманному. Например: окончить успешно школу и сдать все экзамены – поступить в ВУЗ, где готовят летчиков-космонавтов – окончить успешно ВУЗ – пройти специальную подготовку – подготовится к космическому полету. В ходе этой игры необходимо дать возможность детям помечтать и высказать свои цели. [13]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 23

Упражнение «презентация».

Все участники занятия садятся в круг. Тот, у кого находится мяч (сначала это ведущий), должен в нескольких фразах сказать о себе что-то хорошее (что он умеет, чем он отличается, что в нем необычного). Например: ведущий: «я умею проводить тренинг и хочу помочь вам преодолеть ваши трудности». Далее он бросает мяч кому-либо из детей, который тоже говорит о своих положительных качествах. [13]

Упражнение «Комплименты».

Дети становятся в круг парами, лицом друг к другу. Каждый участник пары должен назвать какие-либо положительные качества своего партнера (характер, внешность, учеба, отношение к другим), затем пары меняются партнерами, двигаясь по кругу и выполняя то же задание. Этот тренинг формирует положительное отношение к сверстнику, развитие навыков позитивного анализа. [13]

Упражнение «Причина – следствие».

Учащимся называется какое-либо явление, по которому они должны установить, что произойдет дальше. Цель игры: научится устанавливать главную возможную причину тех ситуаций, которые дети наблюдают постоянно. Важно не только правильно найти причину, но и верно ее сформулировать, построить свое суждение.

Материал к игре.

Причина

(называет ведущий)

Следствие

(называют дети)

1) Солнце спряталось за тучи, потемнело, гремит гром.

1) Дождь, гроза.

2) Кошка закрывает лапой нос.

2)  Будет холодно.

3) Ты сообщаешь маме, что получил пять.

3) ………………..

4) Дороги сильно замело снегом.

4) ………………..

5) В вашей квартире внезапно  погас свет.

5) ………………..

6) В школе звенит звонок.

6) ……………….


 

Упражнение «Преобразование».

На альбомном листе ведущий просит детей нарисовать квадратный ящик, куда дети хотели бы сложить свои трудности, неприятности, проблемы. Различными цветами дети обозначают эти неприятности, помещая их внутрь ящика. Когда это все будет сложено, детям предлагается закрасить – «закрыть» ящик и придумать картину, в которой этот ящик был бы простой составной частью (узор, сюжетная картина, какой-то предмет), и нарисовать эту картину. После окончания работы ведущий вывешивает картины и делает вывод. Эта игра направлена на преодоление негативных переживаний и позитивное изменение общей направленности личности. [13]

Ведущий в конце занятия просит детей закончить предложение так, чтобы они настраивали человека на хорошее настроение и помогали преодолеть трудности:

- Когда бывает трудно, надо…

- Проблемы будут решены, если…

- Я думаю, что любую  проблему… 

 

 

 


 



Информация о работе Социально-педагогическая помощь детям 6 лет в период адаптации к школе