Социально-педагогическая работа с приемными семьями (на примере УО «Государственный социально-педагогический центр Октябрьского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 16:37, дипломная работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Целью нашей дипломной работы является изучение приемной семьи как наиболее приоритетной формы устройства детей-сирот и детей, лишенных родительских прав.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи дипломной работы:
1. Выделить основные причины социального сиротства в Республике Беларусь, различные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Раскрыть понятие «приемная семья», закономерности адаптации детей в приемной семье.
3. Изучить нормативно-правовую базу деятельности приемной семьи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3-5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ……………………………………………………………………………. 6-33
1.1. Причины социального сиротства в Республике Беларусь. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей………………………………….... 6-13
1.2. Приемная семья как форма устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки……………………………………………………………… 14-23
1.3. Нормативно-правовые аспекты защиты детства и обеспечения деятельности приемной семьи………………………………………………….......................... 24-33

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ И СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ…………. 34-51
2.1. Деятельность ГСПЦ Октябрьского района г. Витебска по оказанию социальной поддержки приемным семьям……………………………………....................... 34-36
2.2. Социально-педагогическое сопровождение приемных семей…………… 37-43
2.3. Программа по повышению уровня адаптации детей в приемных семьях……………………………………………………………………………... 44-51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………... 52-53

ЛИТЕРАТУРА………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом 34.doc

— 697.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Министерство образования Республики Беларусь

УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова»

Факультет социальной педагогики и психологии

Кафедра социально-педагогической работы

51 группа

 

 

 

 

МЫШКО Юлия Павловна

 

 

 

Дипломная работа

Социально-педагогическая работа с приемными семьями

(на примере УО «Государственный социально-педагогический центр

Октябрьского района г. Витебска»)

 

 

 

 

 

 

                                                                                         Научный руководитель:

                                                                                         кандидат педагогических наук

                                                                                         доцент

                                                                                         Бумаженко Н.И.

 

 

 

 

 

 

 

Работа защищена с оценкой                                              Допущена к защите

«________________»                                                             «___»____________2007г.

«___»___________2007г.                                                      Зав. кафедрой_________

 

 

 

 

 

 

 

Витебск, 2007

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

                                                                                                                                           стр.                                                                    

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………          3-5                                                                                                            

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ…………………………………………………………………………….        6-33

1.1. Причины социального сиротства  в Республике Беларусь. Формы  устройства детей, оставшихся без  попечения родителей…………………………………....       6-13

1.2. Приемная семья как форма устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки………………………………………………………………      14-23

1.3. Нормативно-правовые аспекты защиты детства и обеспечения деятельности приемной семьи…………………………………………………..........................       24-33

 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ И СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ………….      34-51

2.1. Деятельность ГСПЦ Октябрьского  района г. Витебска по оказанию социальной поддержки приемным семьям…………………………………….......................       34-36

2.2. Социально-педагогическое сопровождение приемных семей……………      37-43

2.3. Программа по повышению уровня  адаптации детей в приемных  семьях……………………………………………………………………………...      44-51

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...      52-53

 

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………….      54-56

 

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………  57-105

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В 90-х годах в Республике Беларусь произошли глубокие структурные изменения в социальной и экономической сферах, которые привели к снижению жизненного уровня многих семей. Бедность, безработица, миграция, конфликты на политической почве затронули жизнь и судьбу большинства людей. Уменьшилось количество браков, увеличилось число разводов. В результате распада семей ежегодно 40-45 тыс. детей остаются без одного из родителей.

В большую общественную проблему превратилось социальное сиротство – сиротство при живых родителях. По состоянию на 1 января 2005 года в стране насчитывалось 28 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 90% из них – социальные сироты [43, с.21].

Кризис семьи и рост сиротства в стране обусловлены рядом социальных факторов.

Во-первых, на протяжении нескольких десятилетий государство создавало иллюзию того, что способно решить все проблемы семьи, старалось подменить семью в роли  воспитателя, что привело к недооценке роли родителей в воспитании ребенка. Не случайно значительное количество родителей продолжает опираться  на поддержку государства, доверяя государственным учреждениям своих детей в период жизненных трудностей.

Во-вторых, экономический кризис затронул прежде всего наиболее слабые слои общества, привел к уменьшению или отмене ряда социальных льгот, распространению  алкоголизма, наркомании, росту насилия, преступности, жестокости и в конечном итоге к распаду семей.

В-третьих, в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, загрязнением окружающей среды возрастает число детей-инвалидов, детей с нарушениями психофизического развития, что вызывает растерянность родителей и побуждает некоторых из них бросать детей.

В 90-е годы в Беларуси наметились положительные тенденции к гуманизации социальной политики в области семьи и детства, определились три основных направления этой политики:

1) формирование нового взгляда  на семью, как наиболее благоприятную среду для  развития ребенка;

2) создание системы альтернативных  решений в пользу детей, брошенных  родителями;

3) осуществление мер, предупреждающих  ситуации, в которых родители  бросают ребенка.

Гуманизация социальной политики в области детства и семьи проявляется в решении проблемы социального сиротства. В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом «О правах ребенка» взят курс на определение детей, оставшихся без попечения родителей в семью, так как какие бы усилия ни  прикладывал педагогический коллектив для  воспитания  таких детей, ее и то, что она дает, никто не в состоянии заменить.

 Забота о детях лежит прежде  всего на их родителях. Их приоритетная  роль в жизни и воспитании  своих несовершеннолетних детей, благотворное воздействие на интеллектуальные, нравственные и иные качества ребенка относится к бесспорным положениям. В тех случаях, когда по каким – либо причинам ребенок лишается родительского попечения, необходимо создать условия, при которых он сможет оказаться в нужной для своего полноценного развития атмосфере семьи, близкой к семье кровных родителей. Отсюда острота проблемы по обеспечению интересов ребенка в приемной семьи.

С целью реализации права каждого ребенка на жизнь и воспитание в семье необходимо, с одной стороны, развивать семейные формы устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а, с другой – предпринять попытки сокращения числа государственных детских учреждений, т. к. содержание ребенка в детском доме обходится государству гораздо дороже, чем его проживание в семье.

Приемная семья как одна из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как показывает практика, в полной мере оправдывает все финансовые и иные затраты, требуемые для ее полноценного существования. Она имеет ряд существенных преимуществ, главным среди которых является то, что данная форма устройства для некоторых детей может стать единственной возможностью обрести семью, родительский дом. Это прежде всего касается детей – сирот и детей, лишенных родительского попечительства. Таким образом, тема дипломной работы является актуальной и практически значимой.

        В Республике Беларусь создана нормативно-правовая база, которая обеспечивает механизм  выделения и отбора приемных семей, обеспечение юридических прав и обязанностей приемных родителей, социальной и материальной поддержки семьи. На необходимость социальной поддержки приемной семьи указывается в ряде современных концепций, программ и законов в контексте социальной политики в  Республике Беларусь: Кодекс РБ о браке и семье, закон РБ «О правах ребенка», «Положение о приемной семье», программа «Дети Беларуси» (подпрограмма «Дети – сироты»).

Степень разработанности темы исследования. В настоящее время вопросы приемной семьи находят отражение в научных публикациях и учебной литературе следующих авторов: Смагиной Л.И., Бубен С.С., Чечет В.В., Маглыш В.А., Ходановича Ю.Г.,  Матюшковой С.Д., Поспеловой Н.С., Фоменок Г.А. Тем не менее отдельные проблемы, связанные с организацией и  функционированием ее деятельности, остаются неисследованными или исследованными, но не до конца. Поэтому в данной работе рассматриваются в комплексе проблемы, как теоретического, так и практического характера.

        Цель и задачи  исследования. Целью нашей дипломной работы является   изучение приемной семьи как наиболее приоритетной формы устройства детей-сирот и детей, лишенных родительских прав.

        Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи дипломной работы:

1. Выделить основные причины  социального сиротства в Республике Беларусь, различные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Раскрыть понятие «приемная  семья», закономерности адаптации  детей в приемной семье.

3. Изучить нормативно-правовую  базу деятельности приемной семьи.

          4. Проанализировать опыт деятельности ГСПЦ по работе с приемными семьями.

5. Разработать и реализовать программу по повышению уровня адаптации детей в приемной семье.

Объект исследования: приемная семья.

Предмет исследования: организация социально-педагогической работы с приемной семьей.

  ??? В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: при адаптации детей в приемных семьях возникают различные проблемы, поэтому следует проводить ряд мероприятий по повышению уровня адаптации.

Нами использовались следующие методы научного исследования: анализ литературы, теоретический анализ и синтез, анкетный опрос, качественный и количественный анализ данных.

   Теоретическая значимость дипломной работы заключается в многоаспектном анализе приемной семьи как наиболее приоритетной формы устройства детей-сирот и детей, лишенных родительских прав, а также в изучении опыта деятельности ГСПЦ по работе приемной семьей.

   Практическая значимость  дипломной работы заключается  в использовании данных и результатов исследования работниками учреждений образования и социальной сферы, социальными педагогами и психологами в своей профессиональной деятельности, а также в применении разработанной нами программы в непосредственной работе по повышению уровня адаптации детей в приемной семье.

  Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка научной литературы, а также приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ

 

 

    1. Общая характеристика проблемы социального сиротства и возможные пути ее разрешения

 

 

В начале ХХ века мировое сообщество, развиваясь по пути прогресса, вплотную приблизилось к осмыслению проблемы «отцов и детей» на более  высоком уровне. Отличительной чертой этого нового мышления явилось рассмотрение нравственных категорий с точки зрения права, их уточненная юридическая трактовка.

Первым международным документом, закрепляющим понятие «права детей», стала Женевская декларация прав ребенка (1924). Затем положение об особой помощи детям было закреплено во Всеобщей декларации прав человека (1948), а начиная с 1990 года ориентиром гуманного, нравственного подхода к детям во многих странах мира стала Конвекция о правах ребенка. Причем,  среди  важнейших прав детей названы право на семью и на нормальные условия для полноценного умственного, физического и духовного развития [1, с.38].

В нашей республике до недавнего времени замалчивалась проблема устройства детей, лишенных родительской опеки, которые чаще всего помещались в закрытые детские воспитательные учреждения: дома ребенка, детские дома и школы-интернаты. Между тем количество детей, оказавшихся вне необходимого для них семейного окружения, настолько возросло, что предназначенные для них учреждения уже не могли вмещать всех нуждающихся.

Впервые о масштабах явления, которое вскоре получило название «социальное сиротство», было заявлено в октябре 1987 года. На учредительной конференции Советского детского фонда (г. Москва).

Основными причинами пополнения контингента воспитанников домов ребенка, детских домов и школ-интернатов являются алкоголизм и другие формы асоциального поведения родителей. Именно поэтому был введен термин социальное сиротство.

Установленный факт аморального поведения взрослых и отсутствие надлежащего ухода за детьми вынудил официальные органы к принятию адекватных мер и изъятию детей из семьи. Но, по всеобщему признанию, сложившаяся система государственных учреждений интернатного типа находится в противоречии с гарантированным каждому ребенку правом на семью, препятствует развитию альтернативных форм устройства детей, лишенных родительской опеки, и характеризуется рядом недостатков, затрудняющих социальную адаптацию выпускников данных учреждений. К наиболее серьезным недостаткам системы государственных интернатных учреждений для детей-сирот относят следующие[15, с.122]:

Информация о работе Социально-педагогическая работа с приемными семьями (на примере УО «Государственный социально-педагогический центр Октябрьского района