Социально-педагогическая работа с приемными семьями (на примере УО «Государственный социально-педагогический центр Октябрьского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 16:37, дипломная работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Целью нашей дипломной работы является изучение приемной семьи как наиболее приоритетной формы устройства детей-сирот и детей, лишенных родительских прав.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи дипломной работы:
1. Выделить основные причины социального сиротства в Республике Беларусь, различные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Раскрыть понятие «приемная семья», закономерности адаптации детей в приемной семье.
3. Изучить нормативно-правовую базу деятельности приемной семьи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3-5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ……………………………………………………………………………. 6-33
1.1. Причины социального сиротства в Республике Беларусь. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей………………………………….... 6-13
1.2. Приемная семья как форма устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки……………………………………………………………… 14-23
1.3. Нормативно-правовые аспекты защиты детства и обеспечения деятельности приемной семьи………………………………………………….......................... 24-33

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ И СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ…………. 34-51
2.1. Деятельность ГСПЦ Октябрьского района г. Витебска по оказанию социальной поддержки приемным семьям……………………………………....................... 34-36
2.2. Социально-педагогическое сопровождение приемных семей…………… 37-43
2.3. Программа по повышению уровня адаптации детей в приемных семьях……………………………………………………………………………... 44-51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………... 52-53

ЛИТЕРАТУРА………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом 34.doc

— 697.50 Кб (Скачать файл)

1) несовершенство законодательной  базы, в силу чего право взрослого на ребенка превалирует над правом ребенка на семью и наличие биологических родителей препятствует усыновлению даже тогда, когда ребенок фактически является брошенным;

2) неприспособленность большинства  зданий интернатов к длительному  и постоянному пребыванию в  них большого количества воспитанников, недостаточная «персонифицированность»  помещений и оборудования, вследствие  чего у детей развивается своеобразная  «эмоциональная глухота», т.е. невосприимчивость к чужому горю, а также ряд других специфических негативных проявлений;

3) разрыв сложившихся эмоциональных  связей при переводе воспитанников  по мере взросления из одного  учебно-воспитательного учреждения  в другое;

4) недостаточная подготовленность персонала к работе с детьми, страдающими от последствий материнской депривации;

5) неразработанность методик организации  воспитательного процесса в интернатных учреждениях, в том числе психологической реабилитации детей, страдающих от посттравматического синдрома вследствие стресса из-за развода родителей, боязни и других причин изъятия ребенка из семьи и помещения его в интернатное учреждение;

6) отсутствие контактов в социально-культурной  сфере, прочих связей с внешним  миром, сотрудничества с различными социальными институтами, своеобразная закрытость воспитанников на своих внутренних проблемах, что затрудняет постинтернатную адаптации.

Масштабы социального сиротства возрастают и это требует принятия конкретных мер. В связи с этим были предложены и введены альтернативные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Среди них можно выделить следующие [36, с.49]:

1. Усыновление – это юридический  акт, в силу которого между  усыновителем и  усыновленным  возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми [7, с.31]. Такая форма устройства допускается в отношении всех детей и в их интересах, независимо от состояния их здоровья. При этом усыновителю  должна быть представлена вся информация о здоровье ребенка. Как правило, не допускается разъединение несовершеннолетних братьев и сестер, лишившихся попечения родителей. Усыновление производится решением районного, городского исполнительного и распорядительного органа, районного (городского) суда по месту жительства усыновленного в соответствии с новой редакцией Кодекса о браке и семье Республики Беларусь. Дела об усыновлении  рассматриваются в участием органов опеки и попечительства, а при международном – с участием Министерства образования.

Для усыновления не требуется согласия родителей, если они лишены родительских прав или признаны в установленном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими либо умершими. Усыновление может быть произведено без согласия родителей и в случае, если они более 6 месяцев не проживают совместно с ребенком, несмотря на предупреждение органов опеки и попечительства, не принимают участия в его воспитании, не проявляют в отношении ребенка родительского внимания и заботы. Для усыновления детей, находящихся под опекой (попечительством), при отсутствии у них родителей необходимо согласие в письменной форме на усыновление опекуна (попечителя), а  для детей, находящихся в государственных детских учреждениях, - согласие администрации государственного детского учреждения. Для усыновления требуется согласие усыновляемого, если он достиг десятилетнего возраста. Усыновленные и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным и их потомству приравниваются в личных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению. Тайна усыновления охраняется законом и обеспечивается строгим соблюдением процедуры усыновления, определенной Кодексом о браке и семье. Признание усыновления недействительным и отмена его допускается только в судебном порядке. В Республике Беларусь по состоянию на 1 января 2005 года проживало 7,8 тыс. усыновленных детей [43, с.21].

2. Опека (попечительство) – это одна из правовых форм защиты личных и имущественных прав и интересов граждан. Устанавливается она для воспитания несовершеннолетних детей, которые вследствие смерти родителей, лишения их родительских прав, болезни или по другим причинам остались без родительского попечения [8, с.29]. Осуществление функции опеки в отношении детей возлагается на районные, городские управления, отделы образования. В соответствии с Гражданским Кодексом Республики Беларусь попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Для осуществления опеки органы опеки назначают опекуна с его согласия в срок не позднее с того момента, когда органам опеки известно и необходимости установления опеки или попечительства. При выборе опекуна или попечителя должны быть приняты во внимание его личные качества, способность к  выполнению обязанностей опекуна, отношения, существующие между подопечными и кандидатом в опекуны (попечители), а также, если это возможно, желание подопечного. Опекуны (попечители) являются законными  представителями детей и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Органы опеки и попечительства освобождают опекунов и попечителей от исполнения их обязанностей в случае возвращения детей на воспитание родителей, при усыновлении или при помещении лиц, находящихся под опекой или попечительством, в соответствующие учреждения. В случае надлежащего выполнения опекуном или попечителем возложенных на него обязанностей без уважительных причин орган опеки и попечительства отстраняет опекуна (попечителя) от выполнения этих обязанностей. По достижении ребенком 14 лет опека прекращается, а лицо, осуществляющее обязанности опекуна, становится попечителем без особого на то решения. По достижении ребенком 18 лет попечительство прекращается без особого на то решения. По состоянию на 1.01.2005 года в 10 193 опекунских семьях воспитывалось 12 184 детей – сирот [43, с.21].

3. Социальный приют – это социальное учреждение для временного проживания детей, оказавшихся в экстремальной жизненной ситуации [29, с.5]. Детские социальные приюты создаются и ликвидируются исполнительными местными и распорядительными органами на основании  «Примерного положения о детском социальном приюте» (Приказ №41 Министерства образования Республики Беларусь от 3.02.1999г.). Цель приюта – оказание социально-педагогической, медицинской, правовой помощи несовершеннолетним, оказавшимся в сложной ситуации, требующей помощи специалистов. Максимальный срок пребывания ребенка в приюте – 6 месяцев. Примерная структура приюта: служба первичного приема, отдел диагностики социальной реабилитации, отдел социально-правовой помощи. Приют может существовать как самостоятельное учреждение (юридическое лицо) или входить в состав социально- педагогического центра. Структура приюта, являющегося самостоятельным учреждением, не входящим в комплекс приюта, -  социально-педагогический центр, может ограничиться 2-мя структурными подразделениями: служба первичного приема и отдел социальной реабилитации и социально-правовой помощи.

В случае вхождения приюта в состав социально-педагогического центра структурное построение его может быть таким: служба первичного приема, служба реализации программ социальной реабилитации. Служба первичного приема детского социального приюта состоит из карантинного отделения с отдельным входом, приемного и гигиенического отделения, помещений для проживания воспитанников. Штат служба – 4-10 патронажных сестер, прошедших специальную подготовку при социально-педагогическом центре. В штат карантинного отделения включены воспитатели, помощники воспитателя, медицинский работник. По истечении срока пребывания ребенка в карантинном отделении (1 месяц) и оказания ему соответствующей помощи, ребенок определяется в группу приюта, где с ним работают психолог, социальный педагог, врач, дефектолог и другие специалисты. К концу пребывания ребенка в приюте должны быть определены мероприятия по дальнейшему его устройству (возвращение его в семью, определение в интернатное учреждение). В 137 детских социальных приютах Республики Беларусь 181 ребенок [43, с. 21].

4. Детская деревня  (SOS–Детская деревня) – это социально-педагогическое учреждение, в котором дети, утратившие свою семью и попавшие в исключительно ущербную для своего развития ситуацию, воспитываются в условиях жизни, максимально приближенных к естественным, семейным [31,с.28]. Это является одной их главных предпосылок для непрерывного, стабильного физического и психического развития осиротевшего ребенка. Детская деревня становится защитницей ребенка, имеющего полное право на нормальную семью, материнскую заботу и ласку. Семейное сходство достигается здесь в процессе реализации основных педагогических принципов, которые и раньше применялись при попечительстве детей-сирот, но по отдельности.

SOS-Детская деревня впервые объединила их в  педагогическую систему, которая позволяет лучше интегрировать осиротевших детей в общество с  учетом их индивидуальных особенностей:

- SOS-мать как основа для здорового,  полноценного развития;

- ребенок в большинстве случаев  живет не с воспитанниками-одногодками, а в кругу братьев и сестер разного возраста, родные братья и сестры объединяются в одной семье;

- SOS-Детская деревня выступает как посредник между ребенком и внешним миром.

Условия ухода и воспитания SOS-детей являются прежде всего, лечебной процедурой, разновидностью терапии через влияние окружающей среды. Если ребенку удалось снова обрести внутренний покой и утраченное доверие к окружающему миру, то это залог его дальнейших успехов. Формирование характера ребенка, укрепление чувства собственного достоинства и содействие развитию положительных качеств личности образуют основной аспект педагогической работы, по сути своей ничем не отличающейся от той работы, которая выполняется в каждой хорошей семье. Семейная поддержка оказывается подрастающему  молодому человеку в течение всего времени его постепенного становления независимым и самостоятельным человеком.

Первая SOS-Детская деревня была построена в 1949 году в Тирольском местечке Имст (Австрия). У ее истоков стоял Герман Гмайнер. Сейчас в 131 стране мира существует свыше 350 таких учреждений. В июле 1995 года введена в эксплуатацию SOS-Детская деревня в поселке Боровляны Минского района, построенная Немецким фондом им. Г. Гмайнера и Белорусским фондом «SOS-Детская деревня», который является неправительственной организацией. Сейчас здесь воспитывается 95 детей в 13 SOS – детских семьях. В Боровлянах открыт « SOS-Социальный приют матери и  ребенка им. Г. Гмайнера», в который проходят социальную адаптацию и оздоровление ослабленные дети из районов, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, из многодетных и малообеспеченных семей. Детская  деревня, входящая в государственную систему образования, функционирует в городе Кобрине Брестской области. В ней воспитывается около 60 детей. В августе 2004 года была открыта «SOS – Детская деревня Марьина Горка». В ней проживает 12 SOS – семей, 2 SOS – семьи проживают вне Детской деревни. На данный момент здесь воспитываются около 80 детей [43, с.21].

5. Детский дом семейного типа – это одна из форм определения в семью детей, оставшихся  без попечения родителей, которая имеет статус учреждения образования и пользуется юридическими правами [32, с.12]. Он может быть создан в форме отдельной семьи или входить в состав детской деревни. Детский дом семейного типа – это семья, где на полном государственном обеспечении воспитывается не менее 5 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Общее количество детей в детском доме, как  правило,  не превышает 10 человек с учетом родных детей родителей-воспитателей. Может создаваться  семьями жителей Беларуси, в том числе кровными родственниками детей, помимо отца и матери. Возможны варианты создания детского дома одинокими женщинами, которые решили посвятить свою жизнь воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей. Решение об открытии или закрытии детского дома в виде отдельной семьи и о направлении в него детей на воспитание принимается районным (городским) исполнительным и распорядительным органом по предложению районного, городского органа управления образованием. За ребенком, который направлен в детский дом, сохраняется имя, отчество и фамилия, право на поддержание контактов с биологическими родителями и воссоединение с ними в случае восстановления их в родительских правах или в иных случаях, если это соответствует желаниям ребенка и не наносит ущерба его жизни и интересам. Для воспитанников детских домов семейного типа устанавливаются нормы материального обеспечения и льготы, предусмотренные действующим законодательством Беларуси для этой категории детей в детских интернатных учреждениях. В Беларуси на 1.01.2005г. насчитывается  58 детских домов семейного типа, в которых воспитывается 335 детей [43, с.21].

6. Детский дом смешанного типа – это учебно-воспитательное учреждение для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначенное для подготовки их к жизни и самостоятельной трудовой деятельности [35,с.125]. В нем созданы максимально благоприятные условия, близкие к семейным. Открытие и закрытие детского дома осуществляется облисполкомом по согласованию с рай (гор) исполкомом. Состоит из разновозрастных групп (семей), включающих 10-12 человек, проживающих в квартирных условиях с организацией жизнедеятельности по типу семьи. Количество детей в детском доме, как правило, 50-75 человек. В детский дом принимаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в возрасте 2-17 лет. При наличии необходимых условий в детский дом могут приниматься дети и более раннего возраста. Дети, оставшиеся без попечения родителей, - члены одной семьи (братья, сестры) обязательно определяются в один детский дом, в одну группу (семью), за исключением тех случаев, когда по медицинским показаниям или по другим причинам воспитание этих детей должно осуществляться отдельно. В детском доме могут проживать на полном государственном  обеспечении выпускники детских домов – учащиеся, студенты средних специальных и высших учебных заведений, профессионально-технических училищ до окончания ими учебного заведения, если учебное заведение и детский дом находятся в одном или ближайшем населенном пункте. Воспитанники школьного возраста обучаются в ближайшей общеобразовательной школе, дети дошкольного возраста могут посещать детский сад. Жизнедеятельность коллектива детского дома строится на принципах сотрудничества детей и взрослых, педагогически обоснованном выборе форм, средств и методов воспитания, которые обеспечивают всестороннее развитие личности, подготовку к самостоятельной жизни и труду, социальную защиту прав ребенка.

7.  Школа-интернат - учебно-воспитательное учреждение, в котором созданы благоприятные условия для проживания, обучения, воспитания, лечения, оздоровления, реабилитации, гармоничного развития отдельных категорий детей [36, с.239].

Различают 2 типа школ-интернатов для детей-сирот:

- общеобразовательная для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, с отклонениями в поведении и детей, в семьях которых неблагоприятные условия жизни, способных и талантливых детей;

- специальная общеобразовательная  для детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей с особенностями умственного и физического развития. Открытие и закрытие школ-интернатов осуществляется облисполкомами по согласованию с рай (гор) исполкомами. Они могут находится в подчинении областных управлений или районных, городских отделов образования. Наполняемость в классах и воспитательных группах: общеобразовательной школы – 20 детей, а в школе-интернате для детей с отклонениями в поведении и для детей, в семьях которых неблагоприятные условия жизни, - 15 человек, специальной школы для детей с особенностями ее контингента. В последние годы осуществляется гуманизация жизнедеятельности школ-интернатов, создание в них условий, приближенных к семейным. В Республике Беларусь на 5 сентября 1998 года функционировало 136 школ-интернатов, в которых воспитывалось 23,9 тыс. детей, в том числе 8,2 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [35, с.148]. В последние годы наблюдается тенденция уменьшения численности специальных школ-интернатов и роста общеобразовательных школ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В перспективе планируется постепенное сокращение численности школ-интернатов.

Информация о работе Социально-педагогическая работа с приемными семьями (на примере УО «Государственный социально-педагогический центр Октябрьского района