Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 18:11, контрольная работа
В телесно-ориентированных методах сопротивление вполне материально: в ответ на терапевтическое вмешательство, например, тело не расслабляется или, расслабившись на сессии, клиент немедленно становится напряженным после нее. Его поза и движения не меняются, дыхание остается учащенным и поверхностным или периодически замирает.
Гештальт-подход расценивает сопротивление не как скрывающее истинное «Я», не как плохую привычку, а как само «Я». Сопротивление — это и есть «Я», причем жизнеспособное «Я». Для гештальт-терапевта борьба с сопротивлением означает борьбу с целостным «Я». Выраженное в виде сопротивления «Я» обычно не полностью осознано и не полностью принимается клиентом, проявляясь автоматически и в частичной форме. Таким образом, сопротивление не является предметом осознанного выбора и не позволяет творчески приспособиться к условиям окружающей среды, удовлетворяя заключенную в нем потребность.
Адаптированная телесная структура содержит в себе отчужденную контактную функцию, отчужденное движение или чувство. А блокируется это от сознания путем мышечного напряжения. Эмоциональные конфликты, которые наиболее важны для человека и поэтому являются устойчивыми, неизбежно становятся частью телесной структуры.
Другое происхождение адаптированной телесной структуры - это компенсация физической травмы, болезни или дефекта и идаптация к ним. Так, спортсмены, получая большое количество однотипных травм в какой-то одной части тела, могут начать беречь ее путем мышечного напряжения, определенной позы.
Организм реагирует похожим образом, чтобы адаптироваться к телесной и эмоциональной травме, полученной в результате хирургического вмешательства, болезни и других повреждений. Эти случаи требуют не только механического приспособления к защите болезненной части тела или к возмещению ограничений в движении, но и эмоциональной адаптации, которая иключает в себя телесное напряжение и переживание. Физические приспособления к ограниченности в движении, вызванной болезнью (например, ортопедической патологией), и незаконченные эмоциональные реакции на болезнь, такие, как страх и тоска по утерянной телесной цельности, становятся частью индивидуума — его позой, движением и дыханием.
Движение — это функция любого аффекта. Именно через движения мы выражаем свои чувства, управляем средой, защищаем нашу телесную целостность. Только в движении чувство обретает свой полный смысл. Только двигаясь, мы можем соединить потребность, которую отражает чувство, с окружающей средой, где эта потребность может быть удовлетворена.
Но движение — это не только функция аффекта. Это форма любого взаимодействия с окружающей средой. Выражение любопытства не может, например, обойтись без манипуляции со средой. Если родитель этому препятствует, такие движения становятся опасными для ребенка, и он может начать отвергать их.
30 ТЕЛЕСНЫЙ ПРОЦЕСС И
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ
Психотерапевты всех направлений рано или поздно сталкинаются с феноменом сопротивления клиента. Он проявляется в терапевтических отношениях, и в его основе лежат различные механизмы прерывания контакта.
Сопротивление относится к тем
силам в психике больного, которые
противодействуют терапевтической
работе, связанной с неизбежностью
болезненных ощущений. Клиенты и
пациенты, обращающиеся за помощью
к терапевту, обычно выражают свое стремление
решать проблемы и на рациональном
уровне готовы сотрудничать с ним. Однако
любой клиент, независимо от того, насколько
сильна и реалистична его мотивация,
проявляет амбивалентность в
своем желании изменений. Любой
из нас, даже желая себе наилучшего,
не склонен встречаться с
Итак, сопротивление обычно относится к изменению, которое сознательно желательно, но бессознательно страшит. Эти неотъемлемая часть терапевтического процесса. Распознается сопротивление обычно по снижению терапевтического прогресса. Клиент знает, чего ему еще необходимо достичь, но не делает этого и не меняет поведения. Терапевт видит, каково напранление его работы, но его способность помогать прогрессу клиента снижается. В вербально ориентированных направлениях психотерапии сопротивление обычно выражается в опозданиях и пропусках сессий, невыполнении заданий, выборе определенных тем для работы, молчании или забывании того, что было основным на предыдущей сессии.
В телесно-ориентированных
Гештальт-подход расценивает сопротивление не как скрывающее истинное «Я», не как плохую привычку, а как само «Я». Сопротивление — это и есть «Я», причем жизнеспособное «Я». Для гештальт-терапевта борьба с сопротивлением означает борьбу с целостным «Я». Выраженное в виде сопротивления «Я» обычно не полностью осознано и не полностью принимается клиентом, проявляясь автоматически и в частичной форме. Таким образом, сопротивление не является предметом осознанного выбора и не позволяет творчески приспособиться к условиям окружающей среды, удовлетворяя заключенную в нем потребность.
С точки зрения рольфера, клиент, реагирующий на боль во время сессии, иррационален и должен справиться с болью тем гнева, в обход естественной реакции организма. Аналитик проинтерпретирует гнев как реакцию переноса по отношению к угрожающей родительской фигуре. Райхианский терапевт использует дыхание и прикосновение, чтобы помочь выразить этот гнев и сломить телесную броню. Гештальт-терапевт предпочтет познакомиться с сопротивлением, исследовать его и усилить мышечное напряжение, сопротивляясь руке терапевта. Или предложить закочить незаконченное (из-за мышечного напряжения) движение И тогда слабое и еле заметное движение ногой превращает в пинок, прижатая весом тела рука сжимается в кулак или пытается кого-то погладить, а вжимающийся в кресло клиент, завершая начатое движение, уже явно прячется от терапевта.
За каждым напряжением, за каждым стереотипным или незавершенным движением скрывается определенный аспект «Я», своим смыслом и лежащей в его основе ситуацией. Сопротивление можно рассматривать как послание самому клиенту или, соответственно, терапевту, а если это так, то нет никакой необходимости с ним бороться. Скорее его надо усилить, чтобы оно стало понятным и клиенту, и терапевту. Задача терапевта — помочь клиенту в этом процессе, завершив незаконченную ситуцию, которая лежит в основе отчужденного аспекта «Я». Эта помощь может заключаться в восстановлении контакта клиенте с его ощущениями, развитии словарного запаса для описания телесного опыта и его смысла, поддержании диалога между отчужденными частями «Я», ассимиляции отчужденных функций для восстановления творческого приспособления.
Таким образом, в гештальт-терапии сопротивление осознается, выражается полностью от имени «Я» клиента — происходит отождествление с сопротивлением, и оно принимается как выражение себя. Тем самым сопротивление ставится на службу организму.
31. Качества осознавания
Гештальт-терапевты рассматривают осознавание как инструмент для исследования взаимодействия индивидуума и среды, поскольку оно представляет и терапевту, и самому клиенту наилучшую картину имеющихся в его распоряжении ресурсов. Осознавание дает возможность достигать инсайтов, получать знание о среде, выбирать и нести ответственность за свой выбор и в конце концов - возможность строить отношения с другими людьми. Кроме того, осознавание дает возможность человеку почувствовать свою идентичность и мир, в котором он живет.
По Латнеру осознавание имеет пять характерных качеств:
1) Контакт - это встреча с различиями. Для нашего собственного опыта это означает подняться навстречу другому, тому, что отличается от уже известного нам, от того, что мы чувствуем или когда-либо испытывали.
Контакт дает каждому человеку шанс познакомиться с окружающим его миром. Человек снова и снова вступает в контакт, и за каждой встречей появляется следующая. Каждый из нас должен иметь психологическое пространство, в котором он сам себе хозяин, – пространство, доступное для приглашенных гостей, но недосягаемое для непрошеных. И все же, упрямо отстаивая свои права на территорию, мы рискуем потерять волнующую возможность контакта с "другим" и упустить свой шанс. Сужение контакта обрекает человека на одиночество и приводит к неприятному чувству.
Контакт означает не только единение или растворение. Он может произойти только между отдельными существами, всегда требует независимости и всегда рискует попасть в ловушку объединения. В момент объединения чувство полноты собственной личности переходит в новое качество. "Я" - это "мы". «Пока у меня нет опыта полного контакта, когда "я" встречаю "тебя" – с глазами, руками, головой, – ты можешь стать неотразимой и совершенно подавить меня, когда я полностью тебя почувствую. Вступая в контакт с тобой, я ставлю на карту мое независимое существование, но только через контакт мы узнаем настоящую цену независимости».
Вот как Перлз, Гудман описали контакт: "Организм в основном живет в своей окружающей среде, сохраняя свои особенности и – что еще важней – приспосабливая к ним окружающую среду. На границе контакта опасность отвергается, помехи преодолеваются, а отбирается и усваивается всегда что-то новое. С усвоением нового организм изменяется и развивается. Контакт – это прежде всего осознавание и поведение, направленное в сторону приемлемого нового и отвержения неприемлемого нового».
Контакт не может не вызвать изменений. Нет нужды стараться что-то менять, перемены происходят сами собой.
Контакт с самим собой – это его особое проявление. Такой внутренний контакт может происходить из-за человеческой способности разделять себя на наблюдателя и наблюдаемого. Это расщепление может участвовать в процессе роста, способствуя самонаблюдению. С другой стороны, расщепление может быть деструктивным, направляющим вовнутрь, когда необходимо сфокусироваться на чем-то внешнем. Особые процессы, позволяющие человеку найти контакт с собой, могут ориентировать его на саморазвитие и способствовать развитию контакта с другими.
2) Ощущение-как-процесс определяет природу осознавания. Наиболее близки нам (в полном смысле слова — по расстоянию) прикосновение, ощущения изнутри тела — проприоцепция и чувства. Более дистанцировано визуальное и слуховое восприятие.
3) Возбуждение содержит целый спектр эмоциональных и физиологических ощущений: от более диффузного и характеризующего состояние благополучия до большей настороженности и выраженного интереса к чему-либо. Если мы видим знакомого, идущего по улице, наше осознавание включает непосредственное контактирование с личностью, которую мы видим, наши воспоминания, мысли и чувства. Наш интерес — форма возбуждения — может почувствоваться как сердцебиение или глубокое дыхание, или как тепло внутри грудной клетки, или как импульс к действию.
4) Формирование фигуры образуется, как способность человека осознать свою доминирующую потребность на данный момент времени, которая выделяется на передний план, а все остальное остается в фоне, и, нахождения способа ее удовлетворения, чтобы завершить гештальт. В примере «со знакомым, встреченным на улице», мы видим, как возникает центральный фокус интереса.
Формирование фигуры определяется интересом. Вспомним пример, приводимый Перлзом: если человек испытывает жажду, то стакан воды будет восприниматься как фигура, даже среди изысканных блюд, которые станут восприниматься как фон. Т.О. воспринимаемое явление приобретает смысл только в определенном контексте. В примере стакан воды приобретает свое значение в контексте того, что человек испытывает жажду.
Теория фигура – фоновых отношений тесно связана с пониманием процесса контактирования. С точки зрения гештальт-подхода, эффективный контакт с объектами окружающего мира связан со способностью к выделению из фона фигуры, соответствующей доминирующей потребности организма. Чувство хаоса связано с неспособностью выделить фигуру из недифференцированного фона. На уровне поведения чувство бессмысленности существования связано с невовлеченностью в процесс жизни, т.е. с уклонением от полноценного контакта. Чувство крушения смысла может также возникать, когда человеком удерживается фигура, в то время как изменился контекст происходящего (фон). Например, ученый продолжает жестко придерживаться старых взглядов, в то время как произошла смена научной парадигмы; родители считают своей обязанностью контролировать и опекать своего ребенка, в то время как последний повзрослел и отделился от родительской семьи.
5) Целостность. Невозможно понять что-то существенное, кроме как через целостность. Слово «гештальт» в немецком языке означает что-то, что испытывается как единство (целостность), несмотря на то, что оно состоит из различимых элементов. В гештальт-терапии оно используется для обозначения целостного опыта. Что-то, что воспринимается как целостность, может быть гештальтом. Личность может быть для нас целостностью и в то же время частью целостности (семьи). Целое может быть группой идей ("Серебряный век") или людей (рабочий класс).
Феномен целостности наиболее
часто рассматривается в
Гештальт-терапия исходит из того, что организм и его среда представляют собой единое целое. По этому поводу Робин отмечает: «определение животного и самого его существования включает его окружающую среду (не существует организма без окружающей среды), поэтому определение организма будет скорее определением того, что мы называем «полем», полем «организм – среда».
Понятие бытие-в-мире (как и понятие поле организм/среда) предполагает необходимость рассмотрения человека и его мира как структурной целостности. Человек и его мир – два полюса одного целого, с одной стороны мир накладывает свои ограничения, с другой, человек имеет определенную степень свободы в конституировании своего мира.
В своих лучших формах осознавание - это всегда имеющееся средство сохранения себя в происходящем. Этот непрерывный процесс можно "включить" в любое время, он работает лучше, чем случайные или единичные озарения (инсайт), которые возникают только в определенные моменты и при определенных условиях. Осознавание же существует всегда, как подводное течение, готовое "выплеснуться", когда это необходимо, освежая и оживляя чувства. Более того, когда концентрация на осознавании поддерживает интерес к актуальной ситуации, повышается интенсивность не только терапевтического, но и жизненного опыта.
32 Гештальт-терапия как процесс-ориентированный творческий подход
Фриц Перлз писал (1996): «Лечение заканчивается тогда, когда пациент достигает основных требований: изменения взгляда техник адекватного самовыражения и ассимиляции, способности расширить осознавание на невербальном уровне. Он достигнет затем состояния интеграции, которое облегчит его развитие, и он сможет теперь быть безопасно предоставленным самому себе». Все это в полной мере относится и к тому творческому процессу, который является сутью гештальт-терапип, и к использованию в ней средств художественного выражения.