Телесный процесс и терапевтические стратегии работы с сопротивлением в Гештальт-терапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 18:11, контрольная работа

Краткое описание

В телесно-ориентированных методах сопротивление вполне материально: в ответ на терапевтическое вмешательство, например, тело не расслабляется или, расслабившись на сессии, клиент немедленно становится напряженным после нее. Его поза и движения не меняются, дыхание остается учащенным и поверхностным или периодически замирает.
Гештальт-подход расценивает сопротивление не как скрывающее истинное «Я», не как плохую привычку, а как само «Я». Сопротивление — это и есть «Я», причем жизнеспособное «Я». Для гештальт-терапевта борьба с сопротивлением означает борьбу с целостным «Я». Выраженное в виде сопротивления «Я» обычно не полностью осознано и не полностью принимается клиентом, проявляясь автоматически и в частичной форме. Таким образом, сопротивление не является предметом осознанного выбора и не позволяет творчески приспособиться к условиям окружающей среды, удовлетворяя заключенную в нем потребность.

Вложенные файлы: 1 файл

контр 2.docx

— 117.52 Кб (Скачать файл)

Всякая законченная фигура хорошей  формы – это интроект. Интроект распознается но увеличению напряжения клиента при рассказе о деталях рисунка. Он, как правило, небольшой, часто рисуется ахроматичегким цветом, и если его разблокировать (например, взорвать), может способствовать осознаванию какого-либо чувства. Клиенты часто отказываются убирать интроекты из рисунка (все таки опора) и высказывают недовольство предложением терапевта нарисовать его на отдельном листе для исследования и поэкспериментировать с ним. При работе с интроектом могут ни возникнуть интенсивные чувства — гнев, слезы, отвращение и тошнота.

Сам рисунок, является проекцией. Как  выглядит проекция в рисунке? По мнению Д. Хломова, это параллельная штриховка, параллельные линии и контуры как отражение размещения энергии вовне.

Ретрофлексия отражена в округлых и возвратных формах, завитках (штрих  к себе), а эготизм – в замкнутых  и закрашенных (замкнутость в  своей системе, контроль, невозможность  получить что-то из мира). В завитке  энергия рисования сначала направлена от себя, а потом возвращена к  себе. Стратегически, работая с ретрофлексией, можно разложить рисунок на составляющие элементы и работать с ними. Замедление процесса лишает его автоматичности. С эготизмом можно работать, побуждая клиента осознанно усиливать  контроль — до взрыва, который делает клиента открытым миру.

В работе с рисунком в гештальт-подходе в первую очередь все же акцентируется процесс и только во вторую – содержание.

 

36. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТАФОРЫ, ПРИГОДНОЙ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ПСИХОТЕРАПИИ.

Метафора буквально означает «перенос»  или «перекладывание», этимологически это перекладывание одной вещи на место другой. Перенос в метафоре всегда обоюдный. метафора состоит  в переносе предмета с его реального  места в чувство.

Итак, «метафора проводит связь  между двумя различными областями  человеческого опыта. Практически, одна область отражается средствами другой». Кроме того, метафора распознается по присутствию в ней художественного  начала

клиентская метафора получает в  гештальт-терапии приоритет по сравнению с метафорой терапевта, так как она отражает уникальные знания о мире и о себе. Для этой цели терапевт должен привлекать клиента к метафоризации речи, если он это не делает спонтанно. К метафорам условно относятся сновидения и фантазии клиента.

Другие психотерапевтические направления  в работе с мета-форой акцентируют роль психотерапевта. Последний либо интерпретирует метафору (символдрама, юнгианская аналитическая традиция), либо составляют метафору, изоморфную проблеме клиента, в которой терапевт иносказательно предоставляет клиенту возможность другого поведения в проблемной ситуации (сказкотерапия, НЛП).

Характеристики метафоры, пригодные  для целей психотерапии

1. Иносказательность метафоры позволяет называть чувства, которые традиционно находятся под социальным запретом, и люди употребляют их, не рискуя получить социальное неодобрение (клиентка, не чувствующая понимания терапевта, говорит, что ощущает, будто «находится за стеклянными дверями», где все видно, но контакта нет).

2. Экспрессивность — выражение трудного для вербализации опыта. Метафора — это образ, воздействующий на чувства, часто проясняющий фигуру процесса, которая в этот момент выступает из фона.

3. Метафора носит творческий характер. Сотворчество терапевта и клиента доставляет удовольствие.

4. Архетипичность. Послания бессознательного — архетипы всегда предстают перед сознанием в метафорической форме. Многие метафоры являются архетипическими, так как выражают потребности, сходные у всех людей, некие общечеловеческие истины.

5. Новизна. Она создается из-за того, что одна область вещей выражается через другую и появляется что-то, что было упущено при ассоциированном взгляде на предмет или проблему.

Функции метафоры

1. Коммуникационная — позволяет общаться с другими людьми еще одним способом.

2. Диагностическая — выбираемый клиентом образ детерминирован его сознательными и бессознательными мотивами. Метафора — это проекция бессознательного, а спроектированный образ доступен для исследования.

3. Диссоциирующая функция. Если клиент конфлуэнтно спаян со своим опытом, наличие метафоры позволяет овеществить опыт и переместить его из внутреннего мира во внешний. Через метафору клиент может увидеть со стороны свою проблему и найти пути ее решения.

4. Проясняющая функция. Благодаря конкретизации абстрактных понятий и придания им осязательной (зрительной) формы облегчается понимание (общеизвестная модель Перлза «собака сверху — собака снизу»).

5. Манипулятивная. Имеется в виду метафорическое послание терапевта клиенту. Это мягкое влияние на клиента, и здесь очень многое зависит от точности восприятия — насколько точно метафора отражает структуру реальных отношений и процессов, насколько она изоморфна ситуации или проблеме.

6. Развивающая. Расширение имеющихся у клиента поведенческих и культурных стереотипов, которое эффективно применяется в коучинге.

Метафоры, помимо структурных, ориентационных и онтологических, могут быть «выстроены» (опять метафора, от них никуда не деться!) и по-другому — как  визуальные, связанные с телесным опытом, опытом взаимодействия:

1. Визуальная. Зрение и свет. Свет — осознанность, темнота — непонимание, неосознанность. Используемые слова — прозрачность (Роджерс), тень (Юнг), ясность (Декарт). Свет — это луч, который проходит через все важные аспекты опыта. Он дает возможность увидеть пространственный образ. Визуальная структура касается формы, отношений часть-целое, связей и т. п.

2. Кинестетическая. Баланс — метафора равновесия, справедливости, слева — справа, с одной стороны — с другой стороны. Кинестетическая — локомоция. «Идея пришла мне в голову», «она нашла там свое место», «неисхоженные пути».

3. Кинестическая и визуальная. Позиция — «он занял место такого-то», «вы забыли свое место, сэр», «отстаивать позицию в споре».

4. Психосоматические метафоры — «меня от нее тошнит», «сидит на моей шее», «быть под пятой» и т. п.

5. Метафора передачи по Редди (приведено по Лакоффу и Джонсону, 1993) или метафора канала связи Язык, который мы используем, когда говорим о самом языке, можно представить через метафору следующим образом. Идеи (смыслы) — это предметы, языковые выражения — это вместилища, а коммуникация — это отправление и получение. Например, «до него невозможно донести никакой мысли», «я подал ему эту мысль», «его слова

 

37. Терапевтическая работа  с метафорами в гештальт-терапии. 

Работа с метафорой в гештальт-подходе базируется на ее осознавании и осознавании степени влияния на поведение и жизнь клиента. Согласно Соколову, базой для работы с метафорой является:

1) наличие бессознательного у  пациента и у психотерапевта;

2) серьезная и постоянная проработка  связей сознания и бессознательного  у психотерапевта при обучении  и супервидении;

3) двойственность основных чувств, целей, форм общения и самого  процесса психотерапии;

4) перевод символов метафорического  языка на уровень непосредственных  взаимоотношений, жизненных сценариев,  ценностей и убеждений как  пациентов, так и терапевтов.

Имеется в виду использование в  терапевтической работе языка (метафор) самого клиента (и терапевта). Представления, относящиеся к метафоре в гештальт-терапии, основаны на том, что организм, избегая боли, относящейся к проживанию того или иного чувства или опыта, представляет проблему или состояние в виде образа, предоставляя информацию в замаскированной символической манере. В этой манере нет логики и часто присутствует нонсенс. Под таким нелогичным образом скрывается что-то, что впоследствии может помочь сформировать гештальт и понять, какая потребность требует удовлетворения.

Терапевт, работающий с метафорой  клиента, обращает внимание на то, насколько  она связана с культурным, семейным или эмпирическим опытом и насколько  именно этот опыт (концепция мира, проблемы) вносит ограничения в жизнь клиента  и формирует его проблему. Иногда терапевт может концентрироваться  на буквальном смысле метафоры (для  работы с ментальными ограничениями), расширяя телесный опыт клиента («висеть  в воздухе»). Иногда требуется акцент на концепции мира, то есть ментальном аспекте («она его увела»). Более  того, для работы с метафорами, ограничивающими  опыт клиента, необходимо путешествие  в другую метафору, расширяющую этот опыт.

Цикл проживания метафоры в терапии  можно рассмотреть с точки  зрения цикла контакта:

1. Выделение метафоры из фона. Клиент в метафорической форме  рассказывает о своем состоянии  (или делает это побуждаемый  терапевтом, если не может сам  вербально охарактеризовать свое  состояние или проблему). Появляется  фигура в виде метафоры, она  может быть рассмотрена терапевтом  и клиентом (это соответствует  работе с конфлуэнцией и интроекцией — запретные чувства принимают метафорическую форму и находят вербальный выход).

2. Работа по ассимиляции проекции. Клиент может идентифицироваться  с различными частями (проективными  образа-ми) и ассимилировать принадлежащие ему чувства и желания. По Ф. Перлзу, это работа с частями спроектированного образа, когда клиент поочередно становится каждой из частей и в то же время целостно проживает их. Каждый образ является репрезентацией существования в прошлом и настоящем. Целостное проживание позволяет клиенту выразить болезненную или конфликтную ситуацию, относящуюся к данному образу, без знания о том, что правильно, а что нет. Здесь же применяется подход, ориентированный на чувства. Терапевт побуждает клиента оставаться с актуальными чувствами, которые вызваны мета-форой или образом.

3. Когда проекция ассимилирована, клиент получает возможность  ориентироваться в своих потребностях. Существует метод «интуитивного  прыжка», «челнока», который подразумевает  большее включение терапевта.  Когда терапевту кажется, что  тот или иной образ, возможно, относится к кому-то из жизни  клиента, он спрашивает, что напоминает  клиенту та или иная часть  метафоры в его жизни. Клиент  получает возможность понять, кому  адресована та или иная потребность,  и вследствие этого имеет дело  с конкретным адресатом своего  чувства или потребности. Дальнейшая  работа идет в обычном порядке 

 

 

38. Развитие метафоры  в групповой терапии

Метафора в группе появляется как  отражение групповой потребности  в символической или образной форме. Являясь плодом совместных усилий участников, метафора удовлетворяет  индивидуальную потребность каждого  члена группы. Возникнув и зафиксировав какое-либо явление групповой жизни, метафора продолжает жить и обрастать  контекстом. Она переходит из сессии в сессию, как групповой символ. Пережитые, отреагированные и усвоенные метафоры выступают в дальнейшем как маркеры пережитого группового опыта. Они задевают чувства участников, заставляют их переосмыслить свой вклад в групповой процесс.

Когда появляется групповая метафора, вся группа выступает как созидатель, это доставляет эстетическое удовольствие, многократно умножает групповую  энергетику, задействует эмоциональные  и интеллектуальные ресурсы участников. Творчество дает ощущение причастности к миру общечеловеческих ценностей, мифологии, религии, фольклору, поп-культуре.

Инициатором метафоры обычно выступают  референтные групповые фигуры — лидеры, наиболее продвинутые и живые участники группы. Это спонтанно усиливает групповое бессознательное и выходит на уровень сознания с помощью слов. Фигурой в группе обычно является то чувство, которое преобладает над остальными чувствами и мыслями (остальные компоненты опыта отступают на задний план). Если тема угадана, метафора подхватывается группой, развивается и превращается в коллективную фигуру. Обычно она живет столько сессий, сколько необходимо, чтобы групповая потребность была удовлетворена.

Стадии развития метафоры в группе

1. Фигура на фоне. Чувство, ищущее  свое выражение, обретает образ,  например, «женский клуб» (чувство  одиночества) отражает потребность  в поддержке. Обычно в группе  появляется банк метафор, но  приживается одна, наиболее полно  отражающая потребность группы.

2. Поляризация. Участники присоединяются  к разным полюсам или составляющим  метафоры. Происходит отождествление  участников с фигурой или фоном.  Далее начинается диалог, в котором  участники с полярными идентификациями  отстаивают свои жизненные принципы  и нападают на противников,  пока не исчерпают себя.

3. Инверсия. Фигура меняется с  фоном. Участники обнаруживают  в себе другие черты.

4. Интеграция или осознание единства  противоположностей. Метафора переосмысливается  по-новому. Участники осмысливают,  как человек выбирает свою  роль, что дает эта роль другим  участникам или другим людям  (как «маленькая бедная овечка»  превращает других в «хищных  и злобных волков»).

Информация о работе Телесный процесс и терапевтические стратегии работы с сопротивлением в Гештальт-терапии