Телесный процесс и терапевтические стратегии работы с сопротивлением в Гештальт-терапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 18:11, контрольная работа

Краткое описание

В телесно-ориентированных методах сопротивление вполне материально: в ответ на терапевтическое вмешательство, например, тело не расслабляется или, расслабившись на сессии, клиент немедленно становится напряженным после нее. Его поза и движения не меняются, дыхание остается учащенным и поверхностным или периодически замирает.
Гештальт-подход расценивает сопротивление не как скрывающее истинное «Я», не как плохую привычку, а как само «Я». Сопротивление — это и есть «Я», причем жизнеспособное «Я». Для гештальт-терапевта борьба с сопротивлением означает борьбу с целостным «Я». Выраженное в виде сопротивления «Я» обычно не полностью осознано и не полностью принимается клиентом, проявляясь автоматически и в частичной форме. Таким образом, сопротивление не является предметом осознанного выбора и не позволяет творчески приспособиться к условиям окружающей среды, удовлетворяя заключенную в нем потребность.

Вложенные файлы: 1 файл

контр 2.docx

— 117.52 Кб (Скачать файл)

Групповая ретрофлексия тоже может быть и ситуативным феноменом, и характерным свойством данной группы. Как ситуативный феномен, групповая ретрофлексия характерна для начала групповой работы, когда еще не установлены групповые нормы и групповая атмосфера является небезопасной. Последнее обусловливает ретрофлексивное поведение в любой другой момент работы группы. Участники группы молчат или ведут формальные разговоры, лица и позы напряжены, появляется значительное число соматических знаков ретрофлексии (головная боль, озноб, скованность и т. п.). Так бывает при скрытом напряжении в отношениях некоторых участников группы, страхе оценки со стороны других людей, основанном на негативных проекциях. Эта позиция может быть обозначена фразой «Я буду жить так же, даже если вы мне не дадите то, что я хочу».

Ретрофлексивная группа складывается из характерологических ретрофлексивных особенностей членов группы. Нередким

феноменом является распространение  ретрофлексии с одного участника, работающего в кругу, на всю группу. В результате после сессии члены группы либо не высказывают своих чувств, либо выражают раздражение и скуку, что переживается участником как эмоциональное отвержение.

Основной стратегией терапевта является побуждение участников к расширению числа контактов в группе (упражнения, основанные на взаимодействии, движении), адресных высказываний, фокусирование участника на его чувствах и отдельных членах группы. Групповой терапевт в этом случае является примером эмоциональной экспрессии при обратной связи и побуждает к этому членов группы. Хороший эффект дает вовлечение группы в действие вокруг участника, работающего с проблемой (проигрывание ролей людей из жизни клиента). Основные вопросы, которые задает терапевт: «Что вы чувствуете, переживаете?», «Какие высказывания скрыты в вашем молчании?». Кроме того, он фокусирует внимание участников на телесном напряжении (сжатые кулаки, напряжение нижней челюсти и т. п.).

Феномен конфлуэнции в группе больше характерен для начала групповой работы, но может появляться и позже. Существует групповая потребность в сходстве и общности, удовлетворение которой позволяет группе достичь необходимого уровня доверия и безопасности для проработки личных проблем. Реакции участников основаны на сильной тревоге по поводу выделения себя из группы, поэтому попытка одного из них выйти из слияния встречает групповую агрессию. Кроме того, феномен конфлуэнции проявляется в том, что выделение участниками своих индивидуальных проблем, аутентичных чувств и поведения блокируется.

Задачей группового гештальт-терапевта является проведение вмешательств, направленных на преодоление конфлуэнтного механизма, что необходимо для формирования личных и обще-групповых фигур. К таким интервенциям, в частности, относится фокусирование на том, для чего каждый из участников начал групповую терапию и чего бы хотел добиться за время работы группы. Полезны упражнения, направленные на осознавание мюего поведения, реакций, связи внутригруппового поведения i тем, которое имеется в жизни, а также больший акцент на автономии участников группы


Информация о работе Телесный процесс и терапевтические стратегии работы с сопротивлением в Гештальт-терапии