Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 18:11, контрольная работа
В телесно-ориентированных методах сопротивление вполне материально: в ответ на терапевтическое вмешательство, например, тело не расслабляется или, расслабившись на сессии, клиент немедленно становится напряженным после нее. Его поза и движения не меняются, дыхание остается учащенным и поверхностным или периодически замирает.
Гештальт-подход расценивает сопротивление не как скрывающее истинное «Я», не как плохую привычку, а как само «Я». Сопротивление — это и есть «Я», причем жизнеспособное «Я». Для гештальт-терапевта борьба с сопротивлением означает борьбу с целостным «Я». Выраженное в виде сопротивления «Я» обычно не полностью осознано и не полностью принимается клиентом, проявляясь автоматически и в частичной форме. Таким образом, сопротивление не является предметом осознанного выбора и не позволяет творчески приспособиться к условиям окружающей среды, удовлетворяя заключенную в нем потребность.
Сущность творчества состоит в созидании и сотворении материальных и духовных ценностей, в открытии и создании чего-то нового, ценного и уникального в своем роде, как это и происходит с клиентом в успешной терапии. Гештальт-терапия как специфическая отрасль психотерапии и как направление, сосредоточивающееся на процессе, легко укладывается в рамки этого определения (Гештальт-терапия как творческий процесс или как акт творчества). Она не сводима к определенным технологиям работы, ее феноменологическая и «полевая» основа противостоит механическому использованию того или иного приема в «знакомой» ситуации.
С нашей точки зрения, терапевтическая
сессия может быть рассмотрена и
оценена из перспективы искусства,
то есть эстетически, так как любой
терапевт несет в себе творческий
и эстетический потенциал, который
может реализоваться в
Опыт терапевтической сессии отличается
от просто жизненного опыта своим
отчасти игровым характером (искусственность
терапевтической ситуации) – ему
свойственна игровая
Пространство сессии также не равно тому помещению, в котором проходит сессия. В зависимости от материала, который приносит с собой клиент, это пространство может быть и «тесным сараем, в котором невозможно дышать, и домом со многими комнатами и целым миром». Это пространство имеет свои собственные характеристики и для клиента, и для терапевта.
В сессии, рассматриваемой из перспективы
искусства, мы можем найти тему, стиль
и жанр, как в любом художественном
произведении, у каждого из нас
будет свое отношение к интерпретации-
Психотерапию и искусство
Сессия, особенно удачно проведенная,
может стать для клиента
При этом фокус гештальт-терапевтическои работы нацелен не только на продукт творческого самовыражения, сколько на процесс, через который это происходит. «Эстетический подход в гештальт-терапии подразумевает суждение о форме» (Дж. Зинкер, 2000). Под формой подразумевается процесс и в гораздо меньшей степени – содержание. Таким образом, гештальт-терапевтическая сессия, проходящая как творческий процесс, может быть рассмотрена и из перспективы искусства. При этом фокусом рассмотрения становится эстетика самого процесса, а не только его продукт (изменение, решение и т. п.).
Творчество –
это целостная позиция человека
по отношению к внешней
Для того чтобы уточнить разницу между творческим подходом и искусством, необходимо заметить, что искусство все же целенаправленно и его продуктом становится картина, скульптура, прическа или балет. Креативность же – творческий подход – это универсальный феномен, характеризующий обращение человека с миром. Последнее и есть фокус гештальт-терапии. При этом сам продукт и его эстетическая ценность не являются основной целью. Работать творчески (используя при этом пластику, изобразительное искусство, танец, пение и движение или не используя их) в гештальт-терапии подразумевает следующее:
• делать акцент на продолжающемся процессе;
• использовать возрастающее осознавание;
• побуждать клиента вовлекаться в новый опыт.
Эффективный терапевт создает вместе с клиентом новую жизнь, обращаясь к личности во всей ее полноте и представая перед ней в какой-то мере как хореограф и сценарист. «Творческий гештальт-терапевт постоянно находится в движении и развитии как личность, независимо от того, работает он или нет. Сама его жизнь является непрерывным творчеством и движением, он постоянно обнаруживает в себе все новые и новые моменты творчества, пытаясь «ocедлать» энергию жизни и способствует тому, чтобы это удавалось также и его пациенту.
Таким образом, гешталып-терапия может рассматриваться и как процесс-ориентированный творческий подход, имеющий множество точек пересечения с искусством как таковым и как терапевтическое направление, использующее различные формы творческой деятельности, художественные средства и материалы.
33 Восстановление игровой способности клиента в терапии
В «Теории гештальт-терапии» (1951, 2001) Перлз говорит о людях искусства и детях. Все «эти группы людей всегда называются спонтанными, а спонтанность считается ядром здоровья: творческое прозрение, возникающее во время терапевтической сессии, всегда спонтанно». «Важная часть психологии искусства — это не мечты и не критическое сознание: это концентрированное ощущение и игровая манипуляция материалом. Человек искусства действует, повинуясь ярким ощущениям и играя, а затем уж принимает свою мечту и использует критическое сознание он спонтанно создает объективную форму. Точно так же обстоит дело и с детьми: именно их яркие ощущения позволяют энергии течь спонтанно и создавать очаровательные изобретения. В обоих случаях работа является результатом сенсорно-моторной интеграции, принятия импульса и внимательного контакта с новым внешним материалом».
Таким образом, в терапии очень важным является восстанонление игровой способности. Винникотт пишет: «Психотерапия находится там, где перекрываются две области игры у терапевта и у клиента. Она имеет дело с двумя людьми, играющими вместе. Вывод из этого состоит том, что там, где игра невозможна, работа терапевта должна быть направлена к движению пациента от состояния, в котором он не может играть, к такому состоянию, в котором он может это делать». И далее продолжает: «...Игра универсальна, и это признак здоровья, игра облегчает взросление, а следовательно, и здоровье, игра вовлекает в групповые взаимоотношения, игра может стать формой коммуникации в психотерапии...»
По мнению Винникотта, у игры есть место (пространство) и время, «игра – это переживание, всегда творческое переживание, и это переживание, находящееся в пространственно-временном континууме, это базовая форма жизни». Она не находится во внутреннем мире, но и не вовне (это не часть отвергаемого мира «не-Я», мира, не подчиняющегося контролю). Место игры начинается с пространства между матерью и ребенком. В процессе развития, ребенок сначала является одним целым с матерью, а затем постепенно начинает отделять ее от собственной личности. При этом мать подстраивается к его потребностям (и сама выходит из состояния сильной идентификации с ним). Пространство, возникающее между ними, содержит и объекты (явления) внешнего мира, и элементы, извлеченные ребенком из внутреннего мира. Он манипулирует внешними предметами и явлениями для обслуживания своей мечты и вносит в них чувства и смыслы из своего воображаемого мира. Его развитие идет непосредственно от переходных феноменов к игре, затем к совместной игре, а далее – к переживаниям, связанным с культурой. В детстве игра, во-первых, позволяет предвосхитить реальность жизни и ее требований. Во-вторых, играющие дети теряют сами себя, когда растворены в игре, и это позволяет одновременно получить и опыт близости с другой личностью (в кого и играю), и опыт отдельности (это я играю). Игра сама по себе является средством для связи внутренней и внешней реальности, в игре граница между этими реальностями становится проницаемой. В третьих, на базе игры полностью строится эксперимент в гештальт-терапии.
Для играющего ребенка каждая деталь
насыщена творчеством, каждую вещь он
рассматривает как
И. Захарян (2001) считает, что игровая двойственность, как неотъемлемое свойство игры, является составной частью психотерапии. Терапевт всегда и очень важная фигура для клиента и в то же время абсолютно неважная (по большому счету «чужой дядька»). Он реально не участвует в актуальных жизненных проблемах клиента и в то же время в терапевтических отношениях может сделать что-то вполне реалистическое и важное для отношений клиента с другими.
Кроме того, эмоция в терапии (как и в игре) также отчасти двойственна, поскольку во многом опосредована этими игровыми отношениями. Из такой игровой двойственности прорастает искусство терапии. Клиент смотрит на пустой стул, видит мать и испытывает к ней чувства. Это привычное «чувство по поводу содержания отношений», отчасти ограничивающее отношения и не дающее возникнуть в них чему-то новому. Терапевт смотрит на то, как клиент говорит, двигается, смотрит, – он видит форму и что-то по этому поводу чувствует и говорит, Восприятие клиентом того, как «это происходит» дает возможность выстроить еще одно измерение своей жизни – художественное. Такое осознанно эстетическое отношение к жизни (при реальной укорененности в ней) позволяет развиться игровой способности, которая может укрепляться в терапии. Развитие способности художественного отношения к своей жизни делает ее более разнообразной, многоплановой и приносит массу удовольствия. Игра создает ощущение свободы и противоположна «знанию правильных ответов» на вопросы.
Если терапевт не способен играть, он не пригоден для этой работы. Если клиент не может играть, интервенции терапевта должны быть направлены на развитие такой способности, и лишь потом можно начинать собственно психотерапию. Умение играть дает и терапевту, и клиенту множество возможностей для эксперимента. Винникотт замечает (2002): «Место, где находится культурный опыт, – это пространство возможностей между индивидуумом и средой (первично – объектом). Культурный опыт начинается с творческого существования, вначале проявляющееся в игре». И добавляет, что творческая апперцепция – это наиболее сущностный фактор, способствующий появлению у человека чувства, что жизнь «чего-то стоит».
Таким образом, игра для терапии – это создание пространство возможностей, в котором клиент может и выбирать эти возможности (перенося их в контекст жизни), и жить радостно, если рассматривать радость как чувство, которое сопровождает творчество (Д. Хломов).
34 Основные
принципы интеграции
Гештальт-психология выросла из экспериментов с феноменологией зрительного восприятия. Классики (Коффка, Apнхейм и др.) фокусировали свое внимание на том, как человек организует свое зрительное поле, их интересовал передний и задний план, линии, очертания, контуры, приближение, глубина, цвет, движение и пространство.
Кроме того, формирование и завершение гештальта и отношениях между людьми, по мнению Дж. Зинкера тоже является эстетическим процессом. Он пишет, например, что если семья успешно справляется с проблемами, она способно испытать чувство целостности, завершенности, согласованности. Она готова постичь красоту происходящего. Завершенный гештальт, по Зинкеру, – это полностью «вызревшие переживания», переживания, которые мы осознаем. Такой приобретенный опыт доставляет эстетическое удовольствие и создает ощущение значимости нашего человеческого существования. Подобное состояние и называется «хорошей формой». Незавершенный гештальт не может приносить эстетического удовольствия.
Гештальт-терапевт создает возможность для творчества при помощи естественных и искусственных материальных средств, а также некоторых форм творческой активности (шумы, музыка, танцы, телесная экспрессия, живопись, коллаж, лепка). Он придает тембру голоса и ритму слов не меньшее значение, чем содержанию – то есть форме и фону, на котором она возникает. И тогда осознавание направляется на ощущения, а не рассеивается по сторонам на поиск слов (Э. и С. Гингеры, 1999).
Что такое хорошая терапия по Дж. Зинкеру? Это четыре связанные друг с другом модальности терапевта: последовательное движение внутри цикла опыта, личное присутствие (быть здесь так, чтобы другие могли ярко, заинтересованно и полноценно заявить о себе) и управление на границе контакта, понимание феноменологии и интуиция принимать то, что происходит, «схватывать») и «апперцептивная масса» (фон жизни и богатство этого фона — база хорошей формы терапевта для поиска хорошей формы клиента).
Итак, на основе каких принципов интегрируется гештальт-терапия и артподходы?
А) Творческое приспособление
Термин «творческое