Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 18:11, контрольная работа
В телесно-ориентированных методах сопротивление вполне материально: в ответ на терапевтическое вмешательство, например, тело не расслабляется или, расслабившись на сессии, клиент немедленно становится напряженным после нее. Его поза и движения не меняются, дыхание остается учащенным и поверхностным или периодически замирает.
Гештальт-подход расценивает сопротивление не как скрывающее истинное «Я», не как плохую привычку, а как само «Я». Сопротивление — это и есть «Я», причем жизнеспособное «Я». Для гештальт-терапевта борьба с сопротивлением означает борьбу с целостным «Я». Выраженное в виде сопротивления «Я» обычно не полностью осознано и не полностью принимается клиентом, проявляясь автоматически и в частичной форме. Таким образом, сопротивление не является предметом осознанного выбора и не позволяет творчески приспособиться к условиям окружающей среды, удовлетворяя заключенную в нем потребность.
Поэтому одной из задач каждой сессии становится адекватный выбор групповым терапевтом участника для индивидуальной работы в групповом контексте. Такой выбор связан для группового терапевта с пониманием групповой темы и, соответственно, точным выбором участника для ее проработки, а также преодолением группового барьера, препятствующего групповой динамике. Другая задача, стоящая перед терапевтом, — это осознавание и анализ собственных (фасилитирующих или блокирующих) действий по отношению к терапевтической динамике группы. Ниже приводится содержание стадий групповой динамики и релевантные им стратегии группового гештальт-терапевта.
Первая стадия групповой динамики традиционно рассматривается как группообразующая (социальная задача — достижение первичной сплоченности). Действия группового терапевта должны быть направлены как на достижение групповой сплоченности и ее переживание, так и на распознавание тенденций движения ко второй стадии.
На второй стадии важным для группы становится преодоление этих страхов и самораскрытие, выражение своих чувств и проявление индивидуальности. Особенностью данной стадии является высокий уровень конфронтации между членами группы, а также участниками и ведущим.
При благоприятном течении этой стадии участники переходят от зависимого поведения к контрзависимому, а в отдельных случаях — к самостоятельному и ответственному. В такие моменты групповому терапевту приходится выдерживать значительное давление групповой агрессии.
Третья стадия характеризуется возрастанием доверия, поддержки и самораскрытия и выражением всего спектра человеческих чувств. Принятие близости с другими участниками группы блокируется страхом подчинения и зависимости, проявлениями гордости. Перспективной групповой задачей является осознавание ценности своего существования в мире, собственной уникальности и ценности встречи с «другим».
Дж. Харрис (1998) руководствуется иным принципом, на котором базируется групповая работа, — это теория поля. Он выделяет основные принципы гештальт-подхода к групповой терапии, не основывающиеся на традиционном заимствовании теорий группового развития, отвергая так называемые «стадийные» модели:
группа развивается во времени, но не обязательно предсказуемым или последовательным путем;
разные группы (закрытые, открытые, маленькие, большие, продолжительные и т. п.) развиваются по-разному и имеют отличающиеся групповые цели.;
не существует идеального пути развития группы во времени, каждая развивается так, как развивается;
гештальт-подход нуждается в идеях или концепциях, описывающих групповой процесс «здесь и сейчас» (горизонтальное описание групповой жизни) в большей степени, чем но отношению к прошлому или будущему (стадийная модель).
Групповая гештальт-терапия является также исследованием изменяющегося личностного пути бытия в мире в контексте группового окружения. Целью каждого участника становятся не изменения сами по себе, а более полное осознавание того, как они чувствуют, думают и действуют в связях с групповым окружением.
Терапевтические интервенции группового терапевта могут быть направлены на исследование структуры группы, фасилитацию процесса и выявление латентного содержания высказываний и взаимоотношений в группе.
При этом происходящее в группе рассматривается
а) на личностном уровне,
б) на межличностном уровне,
в) на общегрупповом уровне (Зингер, 1975).
Интервенции терапевта на личностном уровне стимулируют осознавание участниками группы своих переживаний (индивидуальная «фигура»), интервенции на межличностном уровне побуждают членов группы вступать в контакт друг с другом по поводу сходства и различий, интервенции на групповом уровне служат для осознавания участниками общегрупповых «фигур» и значимых для всей группы вопросов.
Особенности рассмотрения групповой структуры
Структура любого момента группового процесса характеризуется тем, что происходит в группе «здесь и сейчас» — чувства, мысли, поведение участников, их реакции друг на друга, субгруппы, особенности отношений с терапевтом, стереотипные и новые роли, переносы, физическое состояние и т. п.
В групповом контексте терапевт использует «фигура-фон» процесс не только для работы с отдельными участниками, но и для исследования структуры и динамики группового поля в целом. Теория поля утверждает, что все происходящее «здесь и сейчас» может быть понято и объяснено в понятиях текущего поля, что в целом является шагом вперед по отношению к идее причинности. Таким образом, групповая гештальт-терапия помогает индивидуумам создавать новые опыты и поведение «здесь и сейчас», там, где они находятся в данный момент.
Харрис (2001) выделяет следующие важные характеристики группового поля:
А). Групповое поле - это поле «организм - среда»
Б). Опыт имеет лежащую в его основе структуру
В). Групповое поле имеет множество границ - как индивидуальных, так и групповых
Г). Групповое поле является многослойным
Д). Группа имеет множество контекстов, которые влияют на текущий групповой процесс
Е). Исследование природы и структуры группового поля возможно путем наблюдения и систематического экспериментирования.
Ж). Ннаблюдатель является неотъемлемой частью ситуации и влияет на объект исследования
3). Каждый находящийся в
И). Гештальт-терапевт должен отделять непосредственный опыт от теорий, концепций, гипотез, предположений и т.п.
К). Описание феноменов предпочтительнее их объяснения.
Л). Все данные потенциально релевантны
42. Основные характеристики группового поля.Понятие «поля» позаимствовано из естественных наук. Оно подходит для описания взаимодействия (взаимосвязи) сущностей и функций целого и его частей. Теория поля в гештальт-терапии. Пять важных принципов теории поля: 1) Принцип организации: целостность. Мы можем понять что-либо лишь исходя из рассмотрения целостной ситуации, состоящей из совокупности сосуществующих явлений.
2) Принцип современности (иными
словами «здесь и сейчас»).
Именно в поле, существующем в
настоящий момент, обнаруживается
совокупность воздействий,
3) Принцип уникальности. Каждая
ситуация уникальна, поле
4) Принцип "изменяющегося
5) Принцип возможных
43 МЕХАНИЗМЫ ПРЕРЫВАНИЯ КОНТАКТА И ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА
Важное значение имеет умение группового гештальт-терапев-та работать с общегрупповыми феноменами, к которым относятся способы регуляции групповых границ. По мнению А. Тройского (2001, 2002), на первой фазе развития группы преобладает интро-ективный способ регуляции границ, отражающий стадию ориентации и зависимости, а также ретрофлексивный механизм, отражающий потребность в безопасности. По мере развития группы на первый план выходит также проективный способ регуляции границ, указывающий на потребность в проявлении и утверждении себя (вторая стадия групповой динамики — конфликты и протест). Наконец, на третьей стадии — стадии сотрудничества на первый план выходит механизм конфлуэнции, затрудняющий индивидуальное самовыражение. Далее, по мнению автора, способы регуляции границ приобретают сбалансированный характер, когда конфликты обсуждаются, а теплые чувства выражаются.
Однако, с нашей точки зрения, такое описание выглядит как некая идеальная модель групповой динамики. В клиентской геш-тальт-группе такое правильное чередование фаз все же бывает редко. Хотя группа нередко и начинает с интроекции, отражающей потребность в руководстве и групповых нормах, дальнейшее течение группового процесса не столь однозначно. Скорее можно говорить не о чередовании фаз, а о различных механизмах избегания контакта с групповой фигурой, о том, что препятствует проработке групповой темы. В частности, ретрофлексивный механизм в той или иной степени проявляется на всех фазах групповой динамики, а конфлуэнция мешает выделению групповой фигуры (перспективной групповой потребности) и на первой стадии. С нашей точки зрения, полезнее научиться просто диагностировать некоторые общегрупповые феномены (механизмы избегания контакта), сопровождающие групповой процесс, для определения эффективной стратегии работы группового терапевта, не связывая их появление с определенными фазами развития группы.
Интроективные групповые феномены обычно встречаются в начале работы группы, до того момента, как она станет более ответственной в плане решения стоящих перед ней задач. Эти феномены характеризует позиция зависимости, отсутствие заботы о своих потребностях. Интроективная группа сосредоточена на ведущем (он воспринимается как источник тревоги или удовлетворения) и на содержании проблем. Блокирована ориентация в настоящем. Участники просят разрешения на те или иные действия, обращаются не друг к другу, а к групповому терапевту, жалуются ему на других участников, минуя адресата, высказывают просьбы о руководстве действиями и т. п. В начале групповой работы групповой терапевт учитывает потребность группы в руководстве и нормах, слегка структурируя процесс, но постепенно своими интервенциями побуждает ее участников брать на себя ответственность за выбор направления работы и выработку групповых норм.
Некоторые начальные нормы (например, вежливость), привносятся в группу как внешние интроекты. Другие нормы естественно развиваются в процессе внутригруппового взаимодействия. Все нормы должны быть осознаны и исследованы, и тогда они становятся подвижными, открытыми для обсуждения и изменения. Не существует предпочтительных норм, однако может быть отмечено, что некоторые из них являются более здоровыми, чем другие. Относительный недостаток фиксированных норм и правил, отличающий группу от общества, делает возможным широкий спектр чувств и поведения: здесь можно плакать, кричать, члиться, критиковать ведущего, прерывать других, играть, кокет-11 ичать и т. п. Интервенции терапевта способствуют перенаправлению энергии в среду и, следовательно, направлены на осозна-нание собственных желаний, адресата этих желаний, а также личную и групповую ответственность за их достижение.
Проективная позиция группы часто выглядит как контрзависимость или бунт, участники пытаются сепарироваться от группового терапевта, критикуя или «нападая» на него. Критике подвергается пи сам, его метод работы, его высказывания, то, чем он восхищает-( я, или то, что ему нравится. На этой стадии обычно много энергии и мило структурированности. По отношению к предыдущей позиции п| к активная позиция является позитивной, так как позволяет участникам предъявить самих себя. В какой-то степени члены группы учатся доверять собственным ресурсам, и эту позицию можно рас-i м.привать как подготовку к личностной автономии.
Проективные феномены в группе выглядят так же, как оценки участников, советы и интерпретации, суждения о жизни других людей, боязнь негативной оценки со стороны других, нарушения групповых норм (например, высказывания во время сессии), отвержение некоторых участников и появление «козлов отпущения», нежелание участников осознавать, чем же «цепляет» их поведение другого человека, и т. п. Однако в том, что спроецировано, содержится актуальная потребность, которую проясняет групповой терапевт как по отношению к отдельным участникам, так и к группе в целом. Терапевтической задачей можно считать обеспечение пространства для формирования собственного содержания происходящего в группе, осознавания этого содержания и его принадлежности.
Так же, как и в случае ретрофлексии, проективные феномены могут быть как ситуационными, так и постоянной особенностью данной клиентской группы. Стратегия группового терапевта заключается в побуждении участников к фокусированию на своих чувствах и переживаниях, сдерживании излишней активности по отношению к другим, если она препятствует такому фокусированию. Ведущий конфронтирует с нарушением групповых норм, советами и интерпретациями, обращает внимание участников на то, что они избегают своим поведением, побуждает к обращению проекций («Как к тебе самому относится то, что ты говорил о X?»).