Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 15:34, курсовая работа
Актуальность темы. Изучение мотивации профессионально педагогической деятельности в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, которое в настоящее время предъявляет к студенту педагогического вуза особые требования. Осознанность данных требований, структуры своей профессионально-педагогической мотивации, своих субъективных качеств, баланс между ними - наиболее существенные характеристики определившейся личности. Подготовка профессиональных педагогов диктуется кардинальными изменениями происходящими в российском образовании. В обществе появились новые ценности - саморазвитие, самообразование и самопроектирование личности, ставшие основой новой парадигмы в педагогике - личностно ориентированного образования.
На этапе приобретения профессии и адаптации к профессиональной деятельности увеличивается стремление к достижению, самосовершенствованию, возникает внутренняя мотивация трудовой деятельности. Однако, с ростом стажа трудовой деятельности происходит обратный процесс: снижается внутренняя мотивация, в то время как увеличивается влияние внешних факторов. Также с увеличением стажа работы менее выраженными становится стремление к достижению, потребность в достижении, в то время как притязание на признание и вознаграждение и стремление к общению с коллегами возрастает.
Таким образом, наша гипотеза о том, что существует сходство в общей структуре мотивационного комплекса студентов – педагогов и специалистов не подтвердилась. Динамика мотивации трудовой деятельности обусловлены возрастными особенностями специалистов, изменением их социального положения, деструктивным вилянием профессии на личность.
Студенты педвузов под час еще не определились со своими жизненными планами, а если и идут работать по специальности, то часто не задерживаются в школе надолго, ища более высокооплачиваемую работу. Остаются работать те, которых действительно выражено стремление к работе с детьми.
Для того чтобы избежать снижения внутренней мотивации и мотивации достижения необходимо систематически стимулировать трудовую деятельность интерес к ней, проводить коррекционную работу по преодолению негативного влияния профессиональной деятельности на личность.
Выводы
Заключение
Изучение механизмов формирования мотивационной сферы человека необходимо для эффективного управления персоналом и повышения производительности труда. В связи с этим в данной работе мы динамику мотивации в педагогической деятельности
В ходе теоретического анализа проблемы исследования мы установили, что человек осуществляет деятельность в соответствии с давление на него совокупности внутренних и внешних по отношению к нему сил. Совокупность этих сил, называемая мотивацией, вызывает у людей не одинаковую реакцию. Поэтому невозможно однозначно описать процесс мотивации. Но на основе эмпирических исследований было разработано несколько концепций, описывающих факторы, влияющие на мотивацию и содержание процесса мотивации.
Деятельность побуждается одновременно несколькими мотивами, иерархично выстроенными. Как правило, при благоприятных социальных условиях мотивы, отвечающие элементарным потребностям, подчиняются более высоким, духовным мотивам. И наоборот, при неблагоприятной социальной ситуации на первый план выступают мотивы, связанные с удовлетворением элементарных потребностей.
Другое направление формирования мотивов субъекта связано с изменением мотивации на разных этапах профессионального становления. На различных этапах профессионального развития разные мотивы оказываются доминирующими, обеспечивая наибольшую включенность субъекта в освоение и выполнение деятельности. Результаты исследований показывают, что в процессе овладения профессией возрастает роль внутренней мотивации, связанной с самоутверждением себя как профессионала. Вместе с тем смена доминирующей мотивации является глубоко индивидуальным процессом и зависит от личностных особенностей, условий труда или обучения, организации деятельности.
Исследование мотивации у студентов педвузов, показало, что они в большей степени ориентированы на материальное стимулирование, возможность карьерного роста, одобрение коллектива, престиж, стремятся лишь к той работе, которая интересна и приносит видимый результат..
Специалисты, которые проработали не более 5 лет по специальности, в большинстве ориентированы в трудовой деятельности на личную и общественную значимость этой деятельности, достижении в ней результатов, они в большей степени склонны к тому, чтобы превзойти в данной деятельности других. У молодых специалистов выражены потребности в достижении, интересной работе и самосовершенствовании.
Педагоги со стажем трудовой деятельности более 5 лет в большинстве ориентированы на материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, стремление к тому, чтобы труд приносил пользу, стремятся к кооперированию своих действий с другими ради достижения наилучшего результата.
Проведенный нами статистический анализ данных показал, что существуют значимые различия между группами испытуемых по выраженности внутренней и внешней отрицательной мотивации, и мотива достижения, это позволяет нам сделать вывод о взаимосвязи стажа трудовой деятельности и показателей трудовой мотивации, а именно: чем меньше стаж работы, и больше профессионализм, тем более выражено стремление к личностно - и общественнозначимой деятельности и высоким достижениям и саморазвитию в ней. Динамика мотивации может быть обусловлена социальной ситуацией развития, сменой личностных приоритетов, влиянием профессии.
Таким образом, в гипотеза о том, что существует сходство в общей структуре мотивационного комплекса студентов – педагогов и специалистов, в ходе эмпирического исследования не подтвердилась.
Список литературы